Первой особенностью ребенка, способности которого выше среднего (а подавляющее большинство детей имеют средние способности, потому что взрослые делают все, для того чтобы все обстояло именно так) выраженное чувство справедливости. Так, психолог Кэрол Тэкэкс рассказывает эпизод из жизни одного трехгодовалого мальчика, который вернулся домой после первого посещения воскресной школы и гневно заявил, что "Бог несправедливый, потому что он сказал людям, что надо делать, чтобы спастись от потопа и не утонуть, а зверям ничего не сказал, так почему же они должны умирать? Бог несправедливый!"
Второй их особенностью является то, что они устанавливают высокие требования как к себе, так и к окружающим. Они живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и красоту природы. Глядя на события, показываемые по телевидению, в которых они видят страдающих живых существ, они нередко активно требуют от родителей, чтобы они чтолибо предприняли по этому поводу и даже сами готовы для этой цели расстаться с содержимым своих копилок.
Следующей особенностью некоторых детей является невозможность четкого разделения реальности и фантазии. Они могут очень ярко в своей фантазии изображать какоето несуществующее событие и иногда настолько отождествляются с ним, что порой вызывают у взрослых беспокойство по поводу этой способности ребенка. Но не нужно этого бояться пройдет время и когда эти дети станут взрослыми, они будут вносить в свою работу элементы изобретательности и творчества.
Еще одной психологической чертой вашего малыша может быть чувство юмора. Его надо культивировать, показывая необычные связи между явлениями и событиями. Но часто дети и сами замечают несообразности и игру слов, видят "подковырки", которые используют взрослые при своем общении. Для детей юмор может быть спасительным средством, защищающим их от психологических ударов, наносимых им менее восприимчивыми людьми.
Нормальные, не усредненные дети нередко берутся за дело, которое выполнить не могут. Это следует поощрять, так как даже неудачи это тоже опыт. Иногда взрослые ожидают от своего ребенка тех успехов, на которые, несмотря на все свои умения, они еще не способны. Предположим, что у ребенка замечательная речь, это приводит к тому, что взрослые, общаясь с ним, переоценивают уровень его эмоциональной зрелости и это приводит к дополнительным проблемам. Известно, что страхи маленьких детей лишены реализма, а родители "говорунов", считают, что если те хорошо говорят, то, следовательно, вполне рационально мыслят и пытаются словами убедить их в том, что страхи ни на чем не основаны. И чем более одаренным является ребенок, тем больше у него проблем, так как он может не только испытывать ни на чем не основанный страх, но он более восприимчив к неречевым проявлениям чувств окружающих его людей, даже тогда, когда это скрывается от него.
Нередко у детей могут быть выражены экстрасенсорные способности. И что интересно, они чаще проявляются у детей не изуродованных "научным" подходом к ведению родов и послеродового периода. Многие качества и способности таких малышей или не могут проявиться или закрываются прежде, чем невнимательные родители заметят их и помогут им раскрыться. Если взрослые будут предвзято относиться к подобного рода способностям малышей, то это может породить у них чувство собственной ненормальности. Мы должны помнить, что дети нуждаются в поддержке, а не в насмешке.
По мере того, как развивающийся мозг ребенка начинает воспринимать собственную работу, ребенок начинает понимать, что он может думать. И он считает, что его восприятие явлений и событий то же самое, что и у других, что все люди видят и понимают происходящее одинаково. Обычно это наблюдается у детей от трех до пяти лет и дети часто раздражаются, что взрослые или их сверстники чтолибо не пожимают, хотя это им кажется таким очевидным. Лучше всего в этом случае обсудить эту проблему с недоумевающим малышом, попытаться объяснить ему различие в понимании другого человека этого же самого события. В том случае, если взрослые пропускают подобные факты мимо своего внимания, это может привести к тому, что у ребенка может развиться негативное восприятие самого себя.
Там, где все члены семьи помогают друг другу, где родители и их дети вместе занимаются общими делами, у каждого ребенка воспитывается правильное самовосприятие. Но, к сожалению, сейчас, в большинстве семей имеется только один ребенок и поэтому он лишен радостного воспитывающего детского общения. Единственный ребенок в семье, в которого родители стремятся вложить как можно больше знаний, может вырасти человеком большого потенциала, но не способным достичь в течение своей жизни истинно близких отношений с другим человеком.