У детей существуют особые периоды их жизни, когда они впитывают всё, что их окружает. В этот период они способны заниматься несколькими делами сразу. Иногда уже в трехлетнем возрасте они способны одновременно следить за двумя и более происходящими вокруг событиями. Они очень любопытны и вечно лезут с вопросами: "как это устроено?", "почему это происходит?", "а что будет, если это сделать подругому?" и т. д. Они постоянно исследуют окружающий мир и редко терпят какиелибо ограничения в своих стремлениях все знать. Швейцарский психолог Жан Пиаже (1952) считает, что функция интеллекта заключается в обработке информации, так же как организма в переработке пищи. Для мозга так же естественно учиться, как для легких дышать. Стремление человека к знанию такая же необходимость, как утоление голода или жажды, и может быть даже больше, потому что когда вы чемнибудь увлечены, то забываете и о еде и о жажде. И если ум человека не занят чемто необходимым или интересным для него, то он найдет для себя информацию сам, даже если это будет обрывок прошлогодней газеты.
У детей, способности которых выражены выше среднего, даже биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их ум отличается непомерным аппетитом. Они иногда умудряются "откусить больше, чем могут прожевать".
Удивительно то, что они уже в раннем возрасте способны прослеживать причинноследственные связи и делать соответствующие выводы. Для них особенно притягательно находить какието свои решения моделей и систем, не похожих на уже прежде знакомые и общепринятые. И еще интересно то, что они както умудряются перескакивать через промежуточные этапы при решении какихлибо задач, находя решение, полагаясь на свою интуицию.
Вполне понятно, что для того, чтобы абстрактное мышление было достаточно хорошо развитым и познание было успешным, необходимо удерживать в памяти достаточное количество информации. И, действительно, такие дети обладают хорошей памятью.
Кроме того, они обладают хорошей способностью классифицировать информацию и правильно применять полученные знания. Их стремление к классификации и систематизации приводит к тому, что они нередко, в дальнейшем, становятся коллекционерами.
Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова, которые, по их мнению, выражают их собственные понятия, предпочитают игры, в которых надо догадываться или думать. Дети, имеющие выраженные способности, а все дети их имеют, нужно только помочь им проявиться, с удовольствием воспринимают сложные задания, даже если им придется для их выполнения потратить много времени. И, конечно, они не любят подсказки и готовые ответы. Обычно они настойчивы в том, что для них интересно и могут ничего не замечать вокруг, когда заняты тем, что для них привлекательно. Конечно, они нередко терпят неудачи, когда берутся решать проблемы, которые еще пока для них не по силам. В этом случае взрослые не должны акцентировать внимание на их неудачах, а предложить им самим попробовать еще раз, или же спросить их, не хотят ли они эту проблему решить с ними вместе.