Далеко не всегда отношения между родителями и детьми складываются гармонично. Мы уже говорили прежде о трудностях, которые возникают, когда родители хотят найти золотую середину в отношениях с ребенком. Но чаще всею родители даже и не задумываются о том, какие должны быть отношения с их малышом. У них все просто. Каковы они сами, таковы и отношения. Многочисленные исследования психопатологии детей младшего возраста привели к мысли, что многие виды деформации личности связаны с патологией воспитания. И так как ученые любят все классифицировать, то, накопив достаточно фактов, они создали классификацию патологии воспитания. Вот основные варианты таких методов воспитания:
1. Воспитание по типу Золушки. В этом случае родители чрезмерно придирчиво, враждебно или равнодушно относятся к своему ребенку, предъявляя к нему повышенные требования, не давая ребенку нужной ему ласки и тепла. Забитые, робкие, вечно боящиеся наказаний и оскорблений, многие из таких детей потом вырастают нерешительными, пугливыми, неспособными за себя постоять. Обостренно переживая враждебные к ним отношения в семье, такие дети нередко много фантазируют, мечтая о сказочном принце или о необыкновенном случае, который избавит от всех трудностей их жизни. Хорошо если у таких детей рано появляется любовь к чтению, потому что это в значительной мере компенсирует серость и невыносимость их существования.
2. Воспитание по типу кумира семьи. Обычно в таких случаях выполняются все требования и малейшие желания ребенка. Вся жизнь семьи сосредоточена вокруг его желаний и прихотей. Такой ребенок растет капризным и своевольным, упрямым и не признающим никаких запретов. В дальнейшем он становится все более черствым и эгоистичным, наплевательски относится к своим обязанностям, неспособен отсрочить реализацию своих желаний; в нем развивается потребительское отношение к окружающим, неспособность понять и сострадать другому и, самое главное, неспособность понастоящему любить. Потом, став взрослым, он будет вызывать страдания у своих родителей и неприязнь у всех, с которыми он будет вступать в более или менее длительные отношения.
Приведу пример одного случая результатов подобного воспитания, который, к сожалению, закончился трагически.
Девушка 17 лет, родилась, когда родителям было за сорок. В период, о котором здесь идет речь, они работали дворниками и, конечно, в связи с этим не могли позволить ни для себя, ни для дочери чеголибо лишнего. Дочь для них была всем, и смыслом их жизни и богом, на которого они молились. В тот период, о котором мы рассказываем, она училась в 10 классе, была очень честолюбива и во всем старалась превосходить своих сверстников, подруг почти не имела, училась хорошо, но не ровно. В этот период появились в магазинах какието модные импортные плащи и ученицы более состоятельных родителей уже показывали друг другу свои обновы (это был период конца шестидесятых годов нашего времени). Девушка, о которой мы здесь говорим, потребовала у своих родителей, чтобы они купили ей такой же плащ, какие носят некоторые девушки в ее классе. Но родители ничем помочь ей не могли. Плащ стоил значительно дороже, чем позволял их семейный бюджет. Тогда она потребовала, чтобы они заняли денег, но всетаки купили необходимую для нее вещь. Когда родители попросили ее, чтобы она подождала немного до очередной получки, то их дочь устроила им скандал, пригрозив им, что они еще пожалеют о своем отказе. Вечером, когда ее пожилые родители были на работе она, предварительно позвонив в скорую помощь, выпила уксусную эссенцию. Горю ее родителей не было предела. Они каялись, что не выполнили просьбу своей дочери, хотя при известных усилиях могли бы это сделать.
Несмотря на тяжелое физическое состояние, девушка, при посещении ее одноклассницей, говорила, что врачи ее, конечно, вылечат, но зато потом ее родители будут как шелковые. К сожалению, спасти девушку не удалось
3. Гиперопека особый вид воспитания, когда ребенка лишают самостоятельности, подавляют его инициативу, не позволяют раскрыться его способностям и стремлениям. В результате из таких детей вырастают нерешительные, неприспособленные к Жизни люди, так как их с детства приучили к тому, что за них ктото все будет решать и делать. Хорошим примером результатов такого воспитания может быть Обломов из одноименного романа И. А. Гончарова.
4. Гипоопека такого рода воспитание характерно для детей брошенных, предоставленных самим себе, которых никто не контролирует и не формирует навыки социальной жизни. При этом у малыша начинают рано проявляться симптомы депривации, что приводит к отставанию психического и физического развития.
5. Воспитание по типу кронпринца. Этот вид уродливого воспитания известен давно и проявляется чаще у детей, живущих в богатых семьях, члены которой занимают высокое социальное положение в обществе или же все свое время отдают бизнесу. Такие родители слишком много уделяют время своей карьере и не занимаются достаточное время со своими детьми, отделываясь от них подарками и разрешением всего, что им заблагорассудится. Вместо того чтобы получать от родителей ласку и внимание, дети получают от них суррогаты эмоций. Родители препоручают присматривать за ними родственникам или, недостаточно компетентным в деле воспитания людям, лишь бы дети не мешали им делать свою карьеру.
Вот пример следствия воспитания по типу кронпринца. Юноша 16 лет, живет в обеспеченной семье, где только "птичьего молока" не хватает. Отец занят бизнесом, а что касается семьи и сына, то он исходил из следующего: пусть делают что хотят, лишь бы мне не мешали. У матери, которая себя считала свободной женщиной, были свои заботы и интересы, так же лежащие за пределами семьи. Все это наложило уродливый отпечаток на формирование характера ребенка. Он понимал только то, что необходимо для него, презрительно относился ко всем, кто хоть в чемто был менее обеспеченным, чем он. С окружающими был груб и даже жесток. Ничем полезным заниматься не хотел. Когда стал старше и пошел в школу, то круг страдающих от его эгоизма и жестокости расширился за счет учителей и учеников малообеспеченных родителей. Там он сошелся с такими же, как он учениками, которые третировали всех окружающих.
В нем быстро развилась пресыщенность жизнью, неспособность к самостоятельному достижению какойлибо цели, чувство вседозволенности Он даже периодически шантажировал отца, обещая ему устроить скандал, если тот не купит ему какуюнибудь дорогую вещь. И отец уступал, так как не хотел, чтобы изза этого пострадала его социальная карьера. С годами требования мальчика возрастали, и достигни неразумных пределов.
На приеме у психиатра обнаружилось, что мальчик физически здоров, но распущен, незрел, нахален, привык, чтобы все делалось так, как он хочет. В течение многих лет сознание мальчика развращалось неверным воспитанием, в характере не развивалась честность, самостоятельность, настойчивость, уважение к людям. Мальчик привык все получать, не затрачивая труда и волевого усилия. Имеет дружков таких же, как он. Все они переполнены завистью и недоброжелательством друг к другу. Разговоры лишь о тряпках, девочках, материальных преимуществах и о "великосветских" новостях. Учиться никакого желания нет, так как "учителя все равно ставят мне пятерки, потому что боятся родителей".
Отец в беседе с психиатром настаивал, чтобы его сыну дали справку, что он психически болен, "а то натворит чтонибудь, а потом отвечай за него. А так всегда справка будет, что сын у меня невменяемый".