18     Воспитание прекрасного

Прекрасное может восприниматься всеми частями человеческого существа. Поэтому, говорить о восприятии прекрасного, имея в виду только наше зрение и слух значит, в значительной степе­ни ограничивать человеческие возможности и способности. Когда вы чувствуете реальное состояние человека, не соответствующее его улыбке, или же видите внешне доброжелательное отношение к вам, таящее позади себя какойлибо злой умысел к какому органу чувств, в таких случаях, вы отнесете свое восприятие? Когда вы выполняете какоето действие и чувствуете, что оно гармонично и прекрасно что именно в вас воспринимает эту гармонию? Когда у человека, по ка­койлибо причине, плохое настроение, то каким бы прекрасным ни бы­ло его окружение, он не замечает его или не придает ему никакой ценности и, тем более, не восхищается им. Тогда то, что мы называем ор­ганами чувств это всего лишь специальные каналы, через которые поступает информация из внешнего мира, а действительные органы чувств находятся внутри нас. И гдето глубоко внутри нас находится внечувственная система восприятия, связанная с процессом отожде­ствления. Иногда мы ее называем интуицией, потому что, те знания, которые мы получаем через нее, мы не можем логически обосновать. Эту систему внечувственного восприятия невозможно обмануть, пото­му что она связана с намерениями и состояниями объекта, на который направлено наше внимание. Кроме названных выше систем восприя­тия, связывающих человека с внешним миром, каждый из нас имеет каналы восприятия состояния и положения собственного тела в прост­ранстве.

Для того чтобы осознавать прекрасное или безобразное, полезное или вредное, внутри нас существует система оценок того, что мы вос­принимаем. И имеется эталон прекрасного, истинного, гармоничного, без которого невозможны правильные оценки восприятия взаимоотно­шений, состояний или какихлибо действий. Этот эталон истинного и прекрасного заложен в человека еще до его рождения. Иначе, как мы можем объяснить бурный протест плода на эстрадную или джазовую музыку и спокойное восприятие им лирических мелодий. В раннем возрасте ребенок прекрасно распознает эмоциональное состояние своих родителей, можно сказать, отличает хорошее от плохого, угро­жающие вибрации от вибрации любви. Это является еще одним доказательством, что человек рождается с готовыми знаниями, предназна­ченными для правильной оценки происходящих вокруг него событий. И, кроме того, три системы восприятий, о которых мы только что говорили, не функционируют изолированно одна от другой. Они взаимодей­ствуют друг с другом, благодаря чему человек имеет более полное представление о воспринимаемых объектах. Читатель может не согла­ситься с тем, что в человеке чувство прекрасного заложено до его рождения, он может утверждать, что это чувство появляется в резуль­тате воспитания. Но, согласитесь, что воспитывать или тренировать можно только то, что уже есть. Человек рождается с полным набором свойств и качеств, необходимых для его адаптации к жизни на земле. Для того чтобы ребенок видел и понимал в жизни прекрасное и стремился к нему, воспитатель должен помочь развиться всему поло­жительному, что есть в ребенке и, по возможности, ограничить разви­тие и влияние агрессивных тенденций. Человека можно изобразить в виде круга, разделенного на две неравные части. Одна из них черная, другая белая. При воспитании и обучении, белая часть круга должна увеличиваться за счет черной. В идеальном случае весь круг должен стать совершенно белым. И очень многое в такой работе зависит от психологических особенностей воспитателя.

В ребенке следует развивать эстетический вкус способность вы­бирать и воспринимать все красивое и гармоничное, все простое, здо­ровое и чистое. Нужно помнить, что помимо физического здоровья су­ществует еще здоровье психологическое, и помимо красоты тела и его движений, существует красота и гармония ощущений. Ребенка нужно научить любить все красивое, возвышенное и благородное и приучить его ценить их. В будущем это поможет ему избежать опасности опус­титься. Это тем более важно, что в настоящее время можно говорить о разложении человеческого общества и признаках упадка цивилиза­ции.

Ребенок в большой степени живет чувствами. Он приходит в восхи­щение от осознания новых запахов и звуков, света и цвета, вкуса и тактильных ощущений. Он наслаждается чувствами. Когда ребенок начинает осознавать свое тело, он узнает, что может прикасаться, брать, ронять. Он наслаждается движениями, контролирует свое тело и достигает в этом совершенства. Ребенок не скрывает своих чувств, он выражает их целиком, не сдерживая. И его эмоциональное состоя­ние легко распознается.

"Оставьте разум и возвращайтесь к чувствам" говорил Фриц Перлз. И, действительно, нужно с большим уважением относиться ко всем нашим чувствам, которые имеют такое большое значение в на­шей жизни. Чувства всегда, за редким исключением, идут впереди ума. Это своеобразное "предзнание", которое часто определяет наше отношение к тому, что мы воспринимаем. Ум имеет свои шаблоны оце­нок окружающего нас мира, которые зачастую не соответствуют дей­ствительности. Чувства же, если они не искажены умом, более текучи и в большей мере отражают истину воспринимаемого мира. И, поэто­му, не торопитесь делать заключение о том, что вы воспринимаете, прислушайтесь к вашему главному органу чувств сердцу и оно под­скажет вам истину.

Еще раз повторяю: вы не сможете воспитать в ребенке чувства пре­красного, если у вас самих нет этого чувства и, тем более, если у вас нет веры в существование прекрасного. Степень восприятия прекрас­ного индивидуальна для каждого человека. Внутри нашего сердца есть "компас", стрелка которого постоянно направлена на прекрасное, гар­монию, истину. Это наш внутренний голос совести, это неэгоистичес­кая радость, это любовь, которая существует сама по себе, доброже­лательность и сострадание. Нет, это не жалость к несчастным, при ко­торой жалеющий всегда стоит выше того, кого он жалеет, а сострада­ние. К сожалению, подавляющее большинство людей" считают, что у них есть чувство прекрасного, хотя каждый из них под прекрасным по­нимает чтото свое, иногда противоположное действительно прекрас­ному. Прекрасно то, что для меня приятно, могут сказать они. Но тог­да любые извращения, которые приятны извращенцу, можно назвать прекрасными?

Нередко, родители, а позже и учителя, говорят детям, что мечты о прекрасном это фантазии, а реальность выглядит совершенно иначе. Им следовало бы делать наоборот. Детям необходимо говорить: "Вы должны пытаться осуществить свою мечту и это не только возмож­ность, это несомненная реальность". Нужно говорить о том, что нужно только почувствовать в себе силу, которая способна совершить это. Она определит всю вашу жизнь и направит к Истинной реальности, ко­торую профаны называют иллюзией. Иначе ребенок вырастет самым заурядным существом, наделенный лишь вульгарным здравомыслием, которое может потом стать навязчивой привычкой и в результате чего он будет убежден, что все прекрасное "не надолго" или, если кемто делается чтото хорошее, то "с эгоистической или меркантильной це­лью". Если ребенок полон энтузиазма, никогда не охлаждайте его пыл. Никогда не говорите: "жизнь совсем не такая". Лучше, если вы скаже­те: "Да, сейчас все не так, все кажется безобразным, но за всем этим стоит красота, которая пытается проявить себя".

Воспитывать в ребенке чувство прекрасного может только тот, кто сам видит, слышит, и чувствует прекрасное. Если маленькие дети мо­гут приходить в восторг от всего нового, с чем они встречаются, то взрослые, подходят к прекрасному со своих ментальных позиций, на которые в значительной мере повлияло общее человеческое мнение. Человек чрезвычайно внушаемое существо. Постепенно, с возрас­том, он теряет свое собственное мнение о многом, что окружает его. И отношения и оценка всего, с чем человек сталкивается в своей жизни, в какомто возрасте перестают быть индивидуальными. Человек стадное существо, поэтому он, не осознавая этого, стремится подра­жать окружающим его людям, тому, что он читает в книгах или видит на экранах своих телевизоров. Он видит мир и судит о нем так же, как видят его и судят о нем известные ему авторитеты, часто имеющие не­высокий духовный уровень. Такого рода подражание снимает с нас от­ветственность за свои индивидуальные мнения, и это мы интуитивно чувствуем

В связи с этим у большинства людей со временем вырабатывается стремление "быть таким, как все". Так спокойнее и безопаснее. И по­степенно с возрастом между нами и окружающим нас миром образу­ется все более массивная стена, сооружаемая нашим усредненным умом. И все прекрасное, что прежде волновало нашу душу, остается там, за стеной. Теперь обо всем мы судим лишь нашим умом. А пре­красное можно осознавать только сердцем. Дети отождествляются с людьми и окружающим их миром, потому что они еще не живут умом, они живут чувствами, и мир воспринимают сердцем.

Но тогда, возможно, было бы более правильным, не у детей воспи­тывать чувство прекрасного, а самим учиться у них восприятию пре­красного. К сожалению, для многих взрослых людей это уже почти не­возможно, потому что детский способ восприятия мира "умными людьми" понимается как несовершенный и, поэтому, неприемлемый для них. И напрасно. Ум отделяет человека от окружающего мира, противопоставляя себя ему. Он дает оценки тому, что видит, а надо не только видеть, но и чувствовать, что без отождествления невозможно. Истина осознавания возможна только тогда, когда мы отождествлены с объектом, когда между нами возникает единство. Ум же всегда отст­ранен и всегда оценивает, всегда считает, всегда распределяет по по­лочкам. Но все же и для взрослых "умных людей" не все потеряно. На­до только захотеть увидеть мир поновому и тогда, обязательно, к ва­шему восприятию присоединится сердце. Для этого существует много способов, здесь я представлю только некоторые из них.

Представьте, что окружающий вас мир вы видите первый раз в жиз­ни. Впервые видите и зеленые листья деревьев, и цветы, и траву, и во­ды спокойной реки или озера, в голубой глубине которых внизу отра­жаются перевернутыми деревья, дома, плывущие облака. Возможно это и не река и не озеро, а обыкновенная лужа, но в ней целый мир. А может быть, этот перевернутый мир имеет какието свои законы су­ществования? Попытайтесь пофантазировать, когда вы смотрите в глубину цветка. Представьте, что вы такой маленький, что цветок для вас целая вселенная. Или "станьте" размером с муравья и поброди­те среди трав и опавших листьев в лесу. И все изменится. И тот мир, на который вы прежде смотрели свысока или со стороны или смотре­ли еще както, но ничего не видели, станет совершенно другим, нео­бычным, загадочным, иногда опасным и чужим. А теперь представьте, как долго вы будете добираться домой, имея такие микроскопические размеры. И если вы будете, хотя бы иногда, таким образом, попадать "на неизвестную прежде вам планету", то этим самым вы постепенно восстановите в себе давно забытое вами детское восприятие мира. Ваше восприятие станет неизмеримо богаче, полнее, потому что к ментальному и чувственному восприятию вы постепенно добавите ин­туитивное, разовьете в себе способность к отождествлению. И, таким образом, вы постепенно, все больше и больше будете способны пони­мать ребенка и его удивление окружающим миром, его ненасытную любознательность и стремление все исследовать. Теперь вам легко будет входить с ним в контакт и показывать ему то, что с позиций сво­его маленького роста и еще неустойчивого внимания, он не мог видеть и понимать. У детей есть еще одно свойство, которое в значительной степени утрачивают взрослые, они "за деревьями не видят леса", за второстепенным не видят главного. И, в этом случае, воспитатель мо­жет оказать ему неоценимую помощь, обращая его внимание, на то прекрасное, которое ребенок может и не заметить. Следует не только показывать объекты, но и рассказывать о них. При этом вы должны помнить, что у ребенка еще не развито логическое мышление и те свя­зи между явлениями, которые для взрослых вполне очевидны, для ре­бенка не имеют никакой ценности. У детей есть одна особенность, чем больше вы будете им рассказывать и показывать, тем больше они вас будут спрашивать. И это на родителей накладывает большую от­ветственность они должны знать тот мир, в котором они живут, хотя и не на профессиональном уровне, но достаточном, чтобы объяснить ребенку то, о чем он спрашивает. Воспитывая в ребенке чувство пре­красного, совершайте с ним прогулки в те места, где еще сохранилась не изуродованная человеком природа. Обращайте внимание ребенка на все, что попадает вам на пути. Смотрите не поверхностно и вскользь, рассматривайте ближе, чтобы увидеть как, например, бежит муравей по своим муравьиным делам, поднимаясь кудато вверх по трещине коры, как перебирая ножками, взбирается на вершину листа божья коровка. Посмотрите, как бабочка раскручивает свернутый в пружинку хоботок, чтобы напиться из цветка нектара. Потом, позже, покажите ребенку, как может по трубочке подниматься вода, если по­тянуть ее в себя. Напомните тот случай, когда вы наблюдали трапезу бабочки.

Необходимо, чтобы у ребенка сложилось представление, что в при­роде все живое, передвигающееся, что все делает чтото нужное и по­лезное. Что деревья, трава и цветы так же очень нужны, потому что без них жизнь невозможна и все умрут с голоду. Постарайтесь, чтобы эту информацию он получил не только с ваших слов, а так же из наблюде­ний, которые вы должны подсказать ему. И тогда у него будет склады­ваться понятие гармонии взаимоотношений в окружающей его приро­де.

Человеческие руки, когда их ведет сердце, создают прекрасные картины, ваяют удивительную по красоте и гармонии скульптуру, со­здают замечательные архитектурные шедевры и еще, они создают му­зыку. И чем выше сознание человека, чем "больше его сердце", тем более прекрасными являются творения его рук. И, насколько позволя­ют ваши условия и ваши возможности, вы должны все это показывать ему. Нельзя при этом оставаться спокойным созерцателем, так как ре­бенок тут же почувствует ложь, потому что ваши слова и ваше отно­шение к тому, что вы показываете малышу, не будут гармоничны друг другу. Вы же помните, что ваш малыш воспринимает мир и людей в нем через свои чувства.

Говоря о воспитании восприятия прекрасного, следует сказать и о современном телевидении, и, конечно, о различного рода компьютер­ных играх. В том случае, когда дети видят на экранах телевизоров и кинотеатров решение различных проблем путем насилия, то подобно­го рода реакции на возникающие проблемы становятся для них приме­ром, как эти проблемы могут решаться. Исследования, проводимые в штате Пенсильвания Джорджем Гербнером, показали, что дети до­школьного возраста, смотревшие фильмы, в которых много насилия, считают, что мир, в который им предстоит вступить опасен. Такие де­ти при взаимоотношениях со своими приятелями значительно более агрессивны и насильственны, а, достигнув совершеннолетия, чаще со­вершают преступления, которые подлежат осуждению на различные сроки заключения. Исследования влияния телевизионных фильмов, в которых не было агрессии, но главными героинями которых были жен­щины, независимые экономически от мужчин, показали неожиданные для психологов результаты. Девочки подростки, которые любили смотреть подобные фильмы, вырастали дерзкими, легко вступающими в конфронтацию, вплоть до выраженной агрессии.

А вот что говорят об этом Вольфганг Гебель и Михаэла Глёклер в своей книге: "Ребенок от младенчества к совершеннолетию".

Регулярно смотрящие телевизор дети отличаются от других тем, что они:

1. В общении с людьми не чувствуют дистанции, не умеют вступать в реальный личный контакт.

2. С трудом отвечают спокойным взглядом, вместо этого таращат глаза или гримасничают.

3. Задают поверхностные вопросы, не особенно интересуясь ответа­ми.

4. Их ответы на вопросы поверхностны и стереотипны.

5. Интерес у них к тем или иным предметам весьма неглубок.

6. Выражения их чувств просты и имеют тенденцию к бесцеремон­ности.

7. Мыслят они скорыми и готовыми ассоциациями.

8. Речь, как возможность самовыражения остается примитивной.

9. Способность извлечь смысл из прочитанного снижается.

10. Устные высказывания лишь с большим трудом побуждают ре­бенка к созданию собственных представлений, чаще у него возникают, в связи с этим, стандартные зрительные образы и ассоциации.

11. Ребенок почти не читает, ему больше нравится смотреть картин­ки (комиксы и т.п.)

12. Активная переработка прочитанного и увиденного отсутствует, что тормозит его способности к сосредоточению.

13. Стимулируется склонность к алкоголю, токсико и наркомании, поскольку дети привыкают получать впечатления и душевные содер­жания, не прилагая усилий, так сказать, нажатием кнопки.

14. Развитие воли нарушено в самой своей основе. Поэтому после телевизионного зрелища следует агрессивная и беспорядочная раз­рядка.

Даже то немногое, о чем мы упомянули здесь, показывает насколь­ко велико влияние телевидения на человеческую психику.

Еще более тяжелые эмоциональнопсихические нарушения разви­ваются у детей, привязанных к мониторам компьютеров. Среди ком­пьютерных игр не в моде те, которые могли бы воспитывать в ребенке (да и у подростков), чувство любви к прекрасному, гармоничному. Преобладают в основном четыре варианта игр: "страшилки", "стрелял­ки", "догонялки" и "секс". Не редко все эти варианты присутствуют од­новременно в одной игре. Основной идеей этих компьютерных игр яв­ляется выживание (если хочешь выжить убивай, "бей все, что дви­жется"); власть, которую обретаешь, опять таки через убийство, разру­шение и корысть много убьешь много будешь иметь. И попадает малыш в виртуальные миры и сражается с нереальными чудовищами, оставаясь безнаказанным и защищенным по эту сторону экрана. Уби­вая, не испытывает сострадания, потому что все эти чудовища и вся­кие там враги не настоящие. А то, что глаза видят смерть, а сердце просит крови, пусть тоже не настоящей, разве не откладывает своего следа в еще не окрепшей душе? Обмануть, обхитрить, выкрутиться, любой ценой добиться победы разве это не воспитывает бесприн­ципность, не порождает бездушность? Виртуальные компьютерные миры полны опасности и беспричинной злобы и ярости, которым необ­ходимо постоянно противостоять, а еще несформировавшееся созна­ние маленького человека переносит агрессивную нереальность ком­пьютерной игры на реальность внешнего мира. А эта, действительная реальность, имеет и душу, и любовь, и дружбу, и страдание, и есть в ре­альном мире стремление к прекрасному и ожидание счастья и еще многое другое, что невозможно в виртуальных мирах. Но "компьютер­ные бэби", а может быть уже и не "бэби", а считающие себя совсем взрослыми, подростки, не приобрели или уже растеряли способности воспринимать реальный мир во всем его прекрасном разнообразии. Не вспыхивает у них отклик в душе ни к человеческой сердечности, ни к человеческому страданию. Для многих детей и подростков, сживших­ся с виртуальной реальностью, мир людей кажется чуждым и непонят­ным и они стараются уйти от него, замкнуться в себе, спрятаться, не смотреть в его сторону; для других непонятность и чуждость реаль­ного мира вызывает агрессию против него: "бей все, что движется". Удивительно! Все, что создавал человек, имело первоначально сози­дательную цель, но потом из нужного, полезного вырастал ядовитый плод, и ложь заслоняла истину, и вместо любви расцветал цветок аг­рессии и ненависти.

Когда мы воспринимаем прекрасное, то раскрываются и набирают силу в нас чувства прекрасного и благородного, когда мы видим наси­лие, то этим самым культивируем в наших сердцах злобу и насилие. К сожалению, рыночная экономика неразборчива. Она не включает в се­бя нужды развивающихся человеческих душ. Она поклоняется только одному богу золотому тельцу. А деньги, как известно не пахнут. Читатель может сказать, что дети раннего возраста могут смотреть фильмы, которые предназначены только для них. Например: "Ну пого­ди" или "утиные истории". Но кто главный герой фильма "Ну, погоди?" Заяц? Совсем нет. Главный герой волк. Никогда не унывающий, с сигаретой во рту, но имеющий железное здоровье, выходящий невре­димым из любых противоправных ситуаций. Он начхал на мораль, чув­ство совести или какуюто там жалость; с садистской настойчивостью он преследует хотя и умного, но вечно дрожащего от страха зайца, а, поймав его, заставляет еще и танцевать с ним. Вы скажете, что всета­ки фильм хороший и смешной, а все остальное в действительности не имеет значения. Но маленькие дети учатся отношениям с окружающи­ми их людьми на примерах того, что они видят. Они подражают не сла­бым, а сильным и значимым. Не лучшими являются и "утиные истории", да и многие другие современные мультфильмы и мультсериалы, в ко­торых главным мотивом звучит обогащение. Все, о чем здесь пишется относительно нашего времени, вызвано болью за разлагающееся че­ловеческое общество, которое в трясину своего разложения тянет и своих детей, и своих внуков...

И еще о музыке. Каждая нация имеет свою душу. Мелодии и песни, созданные своим народом, которые слушает ваш ребенок, укрепляют его единство с душой его народа и как бы присоединяют его к ней. Пусть ваш малыш слушает веселые и печальные, задорные и героиче­ские песни, созданные самим народом, а не поэтами и композиторами, сочиняющими только ради гонораров. Все, что исходит из души, не имеет цены и не может ни продаваться, ни покупаться. Родители должны помнить, что все воспринимаемое человеком через свои орга­ны чувств, переделывает его по образу и подобию своему. Ребенок рождается на свет, имея в себе основу для восприятия как прекрасно­го, так и уродливого, и наше умение организовать встречу малыша с миром определит его будущую судьбу. Конечно, нельзя ограничивать­ся только своей национальной культурой и искусством, так как это приведет к узости восприятия и суждения о самом себе и окружающем мире. Классическое наднациональное искусство, обогащает любую нацию и любого человека.

Современная эстрада с певцами, большинство из которых безголо­сые, а некоторые из них, вероятно, не имеют и слуха, вполне соответ­ствуют нашей эпохе расцветающего насилия, которое неудержимо распространяется по всей земле. Все, что воздействует на человека, развивает в нем определенные качества его личности. Чем более гру­бые раздражители воздействуют на человеческую воспринимающую систему, тем в большей степени развиваются в нем примитивные и грубые склонности. Планета постепенно начинает сходить с ума. Все­общее напряжение в атмосфере Земли нарастает. Люди разделились на две категории одни из них нападают, другие защищаются. Причем нападающие в свою очередь вынуждены от когото защищаться, а защищающиеся, стремясь компенсировать свое не совсем приемлемое положение, нападают на еще более слабых.

Картины насилия, которыми захвачено наше телевидение, и обяза­тельный в фильмах в какойлибо форме секс (чем его больше, тем фильм считается "лучше"), по своим внутренним вибрациям дополня­ют и усиливают друг друга. Разумеется, это не то искусство, которое должно делать человека благородным и духовным, это распад пре­красного. Поэтому не торопитесь знакомить вашего подрастающего малыша с современным искусством разлагающегося человечества. Пусть прекрасное пустит в нем свои корни. Необходимо, чтобы он мог успеть осознать, что есть истинное и прекрасное, а что ложное и урод­ливое. Помогите ему в этом. Ростки того, что мы воспитаем в нашем ребенке, станут фундаментом всей его будущей жизни.

Человек любой нации должен гордиться принадлежностью к свое­му народу. Но эта гордость не должна нести в себе чувство превосход­ства над другими народами. И так же, как в живой природе каждому виду жизни отведено определенное место в общем функционировании природы, так и в человечестве, каждый народ выполняет определен­ные, необходимые для человеческой природы функции Великим лже­цом, нарушающим общечеловеческую гармонию существования, яв­ляется человеческое эго. Оно всегда стремилось к превосходству над другими, попирая истинное согласие не только между человеком и природой, но и между людьми. Человеческое эго управляет миром. И если мы не можем разрушить этого общечеловеческого монстра, то хотя бы воспитаем в нашем малыше доброжелательное отношение ко всему живому и неживому на земле.

Очень важно, воспитать в ребенке чувство справедливости. Дело в том, что взаимоотношения в живой и неживой природе основано на справедливости. Все существующее в природе не только берет у нее, но и отдает. И, часто, отдает больше, чем берет, благодаря чему, при­рода может эволюционировать. Не существует в природе абсолютных паразитов. Паразитирует в природе только человек, и те живые суще­ства, которые кормятся от человека... Разумеется, взаимодействие между живыми организмами в природе надо показывать на конкрет­ных примерах. Сам по себе рассказ об этом никакой ценности иметь не будет. Стремясь воспитать в ребенке чувство справедливости, будьте сами примером этой справедливости.

И еще несколько слов о ритмах. Ритмичные движения относятся к наиболее адекватным средствам выражения переживаний ребенка, когда он пытается придать им какуюто внешнюю форму. Поэтому по­лезно создавать импровизированные танцы или вообще совершать ритмичные движения под какуюлибо народную музыку. Практически любая мелодия может быть изображена в соответствующих движени­ях. Не забывайте об этом. Пусть тело вашего ребенка не только вос­принимает музыку, но и двигается в ее ритме. Известно, что любые эмоциональные состояния имеют свой ритм, который выражается в наших стихах, песнях, музыке. И что интересно, так это то, что каждый народ, несмотря на свои национальные и расовые различия, в основ­ном, для выражения своего эмоционального состояния использует сходные ритмы.

Эффект воздействия ритмов становится особенно выраженным, когда в ритмы вплетается соответствующая им мелодия. Практически любые ритмы, которые слушает ваш ребенок, любые мелодии, заполняющие эти ритмы воспитывают внутренний эмоциональный мир ва­шего малыша. И здесь мы касаемся одной, еще недостаточно иссле­дованной гипотезы, суть которой состоит в следующем. Известно, что наше сознание формируется на основании двух факторов. Первый наследственный, второй включает в себя то, что мы приобретаем в течение нашей жизни. Ко второму фактору относятся не только усло­вия нашего существования, но и вся та ментальная и эмоциональная пища, которой нас питает жизнь. Кроме того, окружающая среда воз­действует не только на формирование сознания человека, но и на его генетику, иначе эволюция была бы невозможной.

Многие из читателей, вероятно, замечали, что проживающие в ино­язычных странах люди, несмотря на то, что в их роду были только лю­ди своей национальности, тем не менее, становятся чемто неулови­мым похожими на местное население. Несомненно, что внутреннее ментальное и витальное содержание человека в значительной мере влияет на формирование его физической конституции. И если человек слушает мелодии, созданные композиторами одной определенной на­ции, если он читает литературу, написанную писателями этого же на­рода, то его внутреннее содержание уподобляется психологическим особенностям, характерным для этой нации. Дело в том, что писатель, композитор, или архитектор передают в своих произведениях неуло­вимый дух своего народа. Пусть даже это будет грузин, или казах, или человек какойлибо другой национальности, которые живут в России, говорят на русском языке и даже думают порусски и свои произведе­ния создают для России, но они имеют всетаки психологию своего народа, и следуют обычаям своего народа, и их творения будут нести в себе вибрации их народа, их нации. И, конечно, эти вибрации будут воздействовать на слушателей, читателей, зрителей и тем более ис­полнителей и перестраивать их сознание.

Здесь, вероятно, существует какаято мера, которая позволяет оп­ределить, когда эти вибрации полезны и обогащают основной нацио­нальный генотип и когда они действуют на него разрушительно.

Давайте представим себе такой нежелательный случай, когда рос­сийского человека будет окружать только западная музыка, он будет смотреть в основном только западные фильмы и вообще, любой вид информации к нему будет поступать только с Запада. Тогда все это в значительной мере изменит не только его восприятие мира, но так же и сами принципы его поведения в этом мире. Это связано с тем, что в зависимости от сорта внешней информации, поступающей в наш мозг, она стимулирует одни его структуры и подавляет другие. А отсюда и личность человека в связи с этим также будет меняться.

Возьмем для примера современную рекламу, которая настойчиво предлагает памперсы из какойнибудь Голландии, а колготки из Гер­мании, а сигареты из Америки и т. д. И как предлагает! Она (реклама) сообщает нам, назойливо преследуя телезрителя и вообще любого прохожего по улице, что это самое лучшее, а между строк читается: "не в пример нашему, российскому" (а, как известно, скрытое внушение действует особенно эффективно). И у россиян появляется вначале не­заметно, но потом уже вполне очевидно, симптом ущербности всего своего, отечественного. И страдает при этом национальный дух росси­ян, приобретая черты рабского преклонения перед всем, что привозят нам издалека. И, конечно же, это не может не влиять на психологию отдельных людей, живущих в России. И, заметьте, я не говорю русских, а россиян, потому что от такого "нашествия" страдают все нации, жи­вущие в нашей стране. И так было в России испокон веков. Вспомни­те фильм: "Иван Васильевич меняет профессию", в котором не без юмора было показано отношение к "икре заморской". Как тут не вспомнить слова великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова: "прощай немытая Россия страна рабов, страна господ..." Но, к сожа­лению, о такого рода влияниях на свой народ никто не думает.

Еще раз хочу сказать: наверное, есть какаято мера всего инород­ного, которая может обогащать, а не разрушать национальный дух лю­бого народа. Но кто определит эту меру? Так ведь недолго скатиться и до национализма.

Взыскательный читатель может возмутиться и сказать: "что ж нам прикажете теперь читать только Достоевского и Льва Николаевича Толстого, а слушать только Чайковского и Рахманинова?" Совсем нет. Диккенс, Золя, Гюго и др. это классики, а значит, их произведения носят наднациональный характер, и они будут только обогащать любую нацию, читающую их произведения. То же самое можно сказать о Бет­ховене, Моцарте, Бахе, Шуберте, Шопене и др. композиторах. Настоя­щее искусство наднационально и оно не разрушает, а обогащает лю­бой народ.

Для того чтобы иноязычное искусство действительно могло обога­щать национальный дух человека, он должен иметь свой дух хорошо сформированным еще в раннем детстве, когда закладывается фунда­мент "человечности", со всем его внутренним богатством или беднос­тью. Именно в этом возрасте может быть зажжен огонь стремления к знаниям и жажда впитать в себя все прекрасное, которое накопило че­ловечество. И если нам, взрослым удастся вложить в детскую душу эту меру, определяющую добро и зло, то это в будущем станет основой его мудрости, а может быть даже началом его духовности.

Пусть для этого у вас дома в пренатальный период, когда будущий человек еще только формируется, звучат свои национальные мелодии, поются свои народные песни. Именно народные, а не сочиненные в со­ветские времена. И совсем не обязательно, чтобы мать их пела сама, хотя это и идеальный вариант. Для этой цели вполне подойдет обык­новенный магнитофон. Мелодии и песни должны быть и веселые и гру­стные, в них должна отражаться и торжественность и широта души и удаль, так как душа человеческая имеет много граней и каждая из ко­торых для своего завершения должна получать свою пищу. Существу­ют методики, при которых беременной женщине прикрепляют специ­альные наушники на живот и она ходит с этими нашлепками весь день, озвучивая своего наследника. Но эти неудобства совсем не обязатель­ны. Ребенок воспринимает все, что слышит его мать, и достаточно то­го, что в комнатах будет негромко (но и не тихо) звучать избранная ва­ми музыка или песни.

Наши предки интуитивно догадывались о влиянии внешних условий на формирование плода и рекомендовали, чтобы беременная женщина смотрела только на все красивое и избегала безобразного. Современ­ные исследования показывают, что они были совершенно правы. Конеч­но, растущий в лоне матери ребенок ничего не видит и бесполезно по­казывать ему картины Шишкина или Левитана (хотя, некоторые слиш­ком ученые люди и пытались обучать еще не родившегося ребенка гео­метрии, высвечивая на обнаженном животе матери различные геомет­рические фигуры, вплоть до "пифагоровых штанов"), но если на эти кар­тины смотрит будущая мать, если вокруг нее естественная гармония природы и гармония отношений с окружающими людьми, то это все по­родит в ней положительные вибрации. Бесспорно, что любого рода ин­формация несет в себе соответствующую ей вибрацию, которая, в на­шем случае, участвует в формировании плода. Поэтому, если для буду­щей матери не безразлично изобразительное искусство и у нее есть возможность находиться в условиях не изуродованной природы, и полу­чать соответствующие хорошие переживания, то она, этим самым, будет формировать в развивающемся человеке будущую любовь к прекрас­ному. И не только любовь, но и стремление сохранить это прекрасное.