17     Каким должен быть родитель

Развитие ребенка основывается на опыте. Осознавание настолько тесно связано с приобретением опыта, что они представляются идентичными. Предоставляйте ребенку как можно больше воз­можностей для приобретения опыта в тех областях, в которых он более всего в нем нуждается. И при каждой возможности поощряйте осознавание ребенком процесса приобретения опыта. Осознание позволяет начать изучение доступных вариантов выбора поведения и испробо­вать некоторые новые способы бытия или начать работу со страхами, которые ребенок таит в себе, чтобы уйти от необходимости нового выбора, хотя такой выбор мог бы улучшить его жизнь.

Задача родителей помочь детям достичь полноты самоощущения, помочь им видеть мир вокруг себя таким, каков он есть в действитель­ности. И в то же время создать у ребенка уверенность, что он сможет выжить в этом мире. Необходимо, чтобы они знали, что они делают выбор, как им жить в своем мире, как им реагировать на него, как об­ращаться с ним. Когда они подрастут, станут более сильными и станут более ясно видеть себя в своих взаимоотношениях с миром, тогда они смогут принять решение, возможно даже изменить социальные струк­туры, сдерживающие выбор, в котором они испытывают потребность.

Существуют определенные основные требования к любому челове­ку, работающему с детьми: любить детей, благожелательно к ним от­носиться, уметь устанавливать доверительные отношения, иметь представление об их развитии, росте, обучении, о наиболее важных вопросах, относящихся к каждому отдельному возрастному периоду. Такой человек должен быть знаком с различными формами снижения способности к научению, которыми страдают дети и которые не только препятствуют их обучению, но часто вызывают побочный эмоциональ­ный эффект. Такой человек должен обладать способностью действо­вать решительно, но не назойливо, быть мягким и деликатным, но без нерешительности и пассивности. Такой человек должен быть знаком с тем, какие культурные ожидания налагает на ребенка его среда. Он должен уметь внимательно слушать говорящего, устанавливать связи и владеть навыками решения проблем. Он должен обладать чувством юмора, уметь сохранять в себе веселость и иметь экспрессию ребен­ка, живущего внутри каждого из нас. Он должен знать, что каждый ре­бенок уникален и является полноправной личностью. И еще, важно быть открытым и честным с ребенком.

Дети нуждаются в союзниках и когда родители отвергают детей, они совершают преступления типа апартеида, что ведет к подавлению личности ребенка. Конечно, дети заслуживают лучшего. Если вы при­нимаете ребенка с уважением, то вы сумеете установить и сохранить контакт с ребенком и добьетесь успеха в помощи ему. Дети открывают взрослому душу в такой степени, в какой они чувствуют себя с ним в безопасности.

Необходимо не только знать, чем заняты дети, но и дети должны знать, чем заняты родители. Нужно подстраиваться под потребности ребенка и не вести себя с ним осуждающе. Никогда не принуждайте ребенка сделать или сказать чтото, чего он совершенно не хочет. (Яркий тому пример когда родители заставляют ребенка читать сти­хи гостям). Не настаивайте на том, чтобы он признал чтолибо, если ему нужно хранить чтото под надежной защитой. Если с ребенком спорить по поводу его восприятия себя, то этим самым можно только понизить, а не повысить его самооценку

Через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние мы осознаем самих себя и контактируем с миром. Но многие из нас в своем дальнейшем развитии утрачивают полноту осознавания своих ощущений. Стано­вясь туманными и нечеткими, эти ощущения начинают проявляться ав­томатически, вне зависимости от нас самих. Мы начинаем действовать так, как будто наших тел, ощущений и эмоций не существует. Мы пре­вращаемся в гигантские головы, которые думают, судят, создают представления, предостерегают, вспоминают, анализируют чужие мысли и выступают цензорами. Конечно, разум играет важную роль в нашей жизни. Он позволяет нам общаться с другими людьми, форми­ровать и утверждать свое мнение и делать свой выбор. Эта система переработки информации только одна составляющая часть нашего существа, которую, конечно, следует развивать и использовать во всей его полноте, но не менее важным является развитие органов чувств каналов, по которым эта информация поступает в наш разум. При хо­рошо развитых органах чувств информация, поступающая в человече­ские головы, будет в большей мере соответствовать истине и, следо­вательно, результаты переработки внешней информации, будут более адекватными существующим обстоятельствам.

Чтобы воспитать из своего ребенка высоконравственного человека, родитель должен быть искренним, честным, целеустремленным. Он должен иметь в себе храбрость, бескорыстие, отсутствие эгоизма, терпение, выносливость, настойчивость, мир, тишину, самоконтроль и помнить, что все это гораздо лучше усваивается через личный пример, чем через красивые слова. У родителей должен быть высокий идеал и поведение, соответствующее этому идеалу. Вы увидите, что постепен­но этот идеал будет отражаться в вашем ребенке, и малыш невольно начнет проявлять те качества, которые вам хотелось бы видеть в его природе. Совершенно естественно, что ребенок восхищается своими родителями, какими бы недостойными они не были, для маленьких де­тей родители всегда будут оставаться полубогами, на которых они бу­дут стараться быть похожими. Родители, за редким исключением, не понимают, какое пагубное воздействие на детей оказывают их недо­статки, эмоциональные взрывы, отсутствие самоконтроля. Если вы хо­тите, чтобы ваши дети уважали вас, относитесь с уважением к себе и всегда будьте достойны уважения. Старайтесь не быть капризными, деспотичными, нетерпеливыми и раздражительными. Если родитель сам не имеет тех качеств, которые он хочет воспитать в ребенке, то, даже имея знания о том, как надо воспитывать малыша, он никогда не сможет выполнить эту работу. И чтобы родитель им ни говорил, как бы он их ни воспитывал, если его собственное поведение не будет соот­ветствовать тому, чему он учит, то у ребенка он получит уродливую смесь психологических качеств, состоящую из тех истин, которые он хочет внушить своему ребенку и из того, чем он является сам. Следо­вательно, чтобы иметь детей и воспитывать их, родитель должен в первую очередь воспитать себя.

Каждый человек состоит из двух основных частей, одна его часть обращена во внешний мир и служит ему, другая обращена вовнутрь, к Богу, и выполняет Его волю. Именно эта часть, которая запрятана глу­боко в груди и есть наш голос совести, эталон истины, стрелка компа­са, которая ведет нас к прекрасному. И чем более внимательны мы к этому "голосу", чем чаще мы следуем его советам, тем "громче он зву­чит" и тем больше мы приближаемся к истине. Таким образом, воспи­тать в себе прекрасное, истинное может каждый человек, но для этого он должен захотеть изменить себя.