Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

16     Воображение и фантазии

А теперь о развитии воображения. Дети, способные к игре вообра­жения, имеют более высокий коэффициент интеллекта и легче переносят трудности и, кроме того, у них лучше адаптационные возможности в процессе обучения. Процесс фантазирования и то, как ребенок размышляет и действует в своем фантастическом мире, отра­жает его мышление и поведение в реальной жизни. Мы можем загля­нуть во внутренний мир ребенка через его фантазии, что скрыто в нем и чего он избегает и что можно ожидать от него в будущем.

Для того чтобы у детей развивались способности фантазировать, необходимо помнить одно из важнейших правил не давать детям слишком много игрушек. Второе не давайте своему малышу те иг­рушки, в которые можно играть чисто механически. С одной стороны, стрелять из пушки или пулемета очень интересно, с другой это чис­то механическая игра, которая может захватывать эмоции и совсем не давать никакой пищи уму. Старайтесь не приобретать для него одноцелевые игрушки. Так, из пушки можно только стрелять, а шагающий робот может только ходить и сверкать огнями. Такого рода вещи очень быстро надоедают и они совсем не способствуют развитию творческо­го мышления малыша.

Наше время можно было бы определить как "эпоху хлама". Промы­шленный процесс устроен так, что уже в ходе его возникают готовые предметы, которые можно использовать однонаправлено. Но природа ребенка такова, что ему быстро надоедает игрушка, которую можно употребить только какимто только одним способом и с одной опреде­ленной целью.

Вот пример из книги "Воспитание к свободе" Франса Карлгрена:"...трое детей в возрасте семи, десяти и двенадцати лет на длитель­ный срок переехали в такое место, где у них оказалось мало товари­щей по играм, мало игрушек, но была богатая природа. "Выжав" все, что можно из привезенных с собой игрушек, они решили построить продуктовый магазин. Плохонький сарай для инструментов стал торго­вым залом, две доски и стол, у которого не хватало одной ноги, служи­ли прилавком, большие круглые камни превратились в буханки хлеба, маленькие в бобы и чечевицу, а пустые консервные банки с этикет­ками выстроились рядами, готовые принять товар. Листья разной фор­мы продавались в качестве салата и шпината и покупались за деньги, представлявшие собой кусочки бумаги с надписями. В бывшей пра­чечной было устроено еще одно предприятие дамская парикмахер­ская.

Помимо этого в жизни детей постоянно в большом разнообразии че­редовались игры: "прятки", "третий лишний", игры с мячом; взрослые то­же принимали в них участие. В походы дети ходить отказывались, им больше нравилось сидеть дома и играть. Нет сомнения, что толчком к развитию их изобретательности послужил как раз недостаток в игрушках.

Воображение у маленьких детей развивалось бы гораздо лучше, ес­ли бы в их окружении не было других игрушек, кроме лодочек из коры, коров из еловых шишек и сделанных вручную (из дерева и ткани) при­митивных кукол. Но в индустриально развитой стране такой воспита­тельный принцип считается невыполнимым. Все родители, которые за­хотели бы ему последовать, скоро заметили бы, что все их планы сис­тематически разрушаются искренно благожелательными бабушками и дедушками, дядями и тетями, братьями и сестрами, а так же друзьями, которые, приходя в гости, приносят в подарок хотя бы по одной пласт­массовой игрушке, а сверстники вашего малыша хвастают недавно полученными роботами, самолетами и другими подобными игрушками. Важно, чтобы родители дарили игрушки своим детям обдуманно, так чтобы они служили им долго и не сковывали их фантазию.

Очень полезны различного рода конструкторы и головоломки, раз­личного рода логические игры. Именно они развивают творческое мы­шление ребенка. А некоторые из них настолько занимательны, что когда попадают в руки взрослым, то их уже не оторвать от подобного рода детских игрушек.

Очень хорошо, если желание родителей сделать своих детей совер­шенными, совпадает с методами воспитания малышей в яслях и дет­ских садах. В таком детском учреждении должно быть лишь минимум готовых игрушек. Конечно, там должны быть карандаши, мел, краски, кисточки и глина или пластилин для лепки и совсем немного красивых игрушек. Разумеется, там должны быть камни, раковины, всевозмож­ные куски дерева, забавные веточки и пеньки, различного размера де­ревянные кубики и кирпичики обрезки из столярной мастерской. Ко­нечно, все это должно быть чистым и гладким, так, чтобы при обраще­нии с ними ребенок не занозил пальцы. С такого рода "конструктора­ми" ваш ребенок может придумывать бесконечное число поделок.

Конечно, должны быть и фабричные конструкторы, из которых мож­но собрать множество сооружений, но их надо использовать тогда, когда все возможности строительства из подручного материала будут использованы.

Самыми важными в играх должны быть воображаемые объекты. Из того, что окружает ребенка, может быть построено что угодно: много­этажные дома и корабли, вы можете с ребенком соорудить из швабры коня и пуститься в дальнее путешествие, из коврика сделать коверсамолет и полететь в сказочные страны. Конечно, основным рассказ­чиком всех чудес этих заморских стран будете вы, но, я уверен, это настолько увлекательно, что очень скоро вы сами будете так захвачены игрой, что она будет для вас не менее интересной, чем для вашего ма­лыша.

А вот еще один пример творческой игры. На первый взгляд в этой игре ничего творческого нет, но это только на первый взгляд. Игра, в которую родитель играл со своим маленьким сынишкой, была самая обыкновенная "в прятки". Первым прятался взрослый и, конечно, столь неудачно, что у него все время чтото торчало наружу, то нога, то плечо, а то удавалось спрятать голову, а для остального не хватало места. Каждый должен был прятаться три раза. Наступила очередь прятаться малышу. Он сидел за спинкой кресла и приглушено хихикал. Но взрослый "ничего не слышал и ничего не видел". Он искал где угод­но и никак не догадывался заглянуть за спинку кресла. "И куда же спрятался мой Юрочка" приговаривал отец, теперь уже приподнимая края ковра в комнате и заглядывая в посуду на кухне. Увлеченный та­кого рода поиском ребенок уже давно вышел изза спинки кресла и ходил вслед за отцом, заглядывая в банки и бутылки, приговаривая: "И здесь его нет. И здесь его тоже нет"

"Где же мой Юрочка?" Теперь уже заглядывая в очередной боти­нок в прихожей, приговаривал отец в поисках своего сына. И тут к это­му же ботинку потянулась и ручка его ребенка. "А, вот он где!" Нео­жиданно схваченный за руку, малыш громко хохотал. "А теперь я еще раз спрячусь, а ты поищи меня" радостно, еще не выговаривая пра­вильно слова, попросил его сын.

Творческие игры воспитывают в детях не только соответствующий этим играм склад психики, но и одновременно, если они получают по­ощрения за свои, пусть небольшие, успехи, развивает в них чувство значимости.

Очень большое значение для развития творческих способностей имеет рисование.

Известно, что малыши, рисуя карандашом или красками человека, часто изображают отдельные части тела непропорционально больши­ми огромные носы, гигантские ладони с большим количеством паль­цев и т.д. В одном из педагогических курсов, прочитанном весной 1920 года в Базеле перед учителями государственных школ, Рудольф Штейнер продемонстрировал, чему могут научить взрослых такие ри­сунки "Соберите побольше детских рисунков и попытайтесь разобраться, как ребенок изображает руки и ноги. Вы увидите, что он ру­ководствуется внутренним чувством. Можно предположить, что, рисуя профиль, ребенок берет за основу его внешний вид; но здесь налицо слияние воедино двух источников душевного переживания: Маленькие изображают не интеллектуальное, а душевное; примитивные зритель­ные впечатления слиты у них с внутренним ощущением органов и все­го тела. Мне кажется, всегда можно различить, что ребенок почувст­вовал. Например, рисуя рот, он смотрит на его очертание, но добавля­ет еще и зубы, а это уже каким то образом исходит из внутреннего ощущения этой части лица".

Далее Рудольф Штейнер раскрывает содержание этой особой спо­собности человека чувствовать изнутри части своего тела. В прежние времена она была свойственна большинству людей, например, она очень сильно выражена в произведениях древнегреческих скульпто­ров, которые создавались в первую очередь не вследствие изучения ими модели, а по внутреннему ощущению собственных частей тела. Если дети начинают рисовать красками лишь в возрасте девяти де­сяти лет, то в картинках, создаваемых ими под влиянием воображения, а не под непосредственным впечатлением, они изображают придуман­ные образы, то есть, на их творчество все больше начинает влиять их рассудок, а не чувство.

Штейнер считал важным, чтобы дети начинали, как можно раньше пользоваться мелками и красками, что способствует развитию в душе ребенка особых переживаний, наполненных фантазией, прежде чем они будут заглушены растущим интеллектом. Если нам удастся дать детям пережить в такой форме ощущения ча­стей собственного тела, то тем самым мы поможем установиться гар­монии между их душой и телом, между душевным переживанием и физической деятельностью.

Нередко фантазии ребенка связаны с его ложным восприятием са­мого себя, а иногда и других людей или обстоятельств. В том случае, когда другие люди не слышат, не понимают и не принимают его чувств, так же поступает и он сам он не принимает себя таким, каков он есть, и прибегает к фантазиям, а в последующем ко лжи. Увидев это надо стремиться понять чувства ребенка и принимать их. В чувствах ребен­ка его истинная суть. Через отражение своих чувств в окружающих, он будет начинать познавать и принимать их. Только тогда станет по­нятно, во имя чего была ложь (поведение ребенка, которое он исполь­зует для выживания). Дети фантазируют, потому что им в их реальном мире трудно жить. У детей может быть множество фантастических представлений, которых в реальности никогда не было. Для этих детей они реальны, но дети часто скрывают это, что нередко приводит к необъяснимым поступкам. Такие образные фантазии часто являются следствием чувства тревоги и страха. Это нужно очень мягко и умело понять, выявить, чтобы ребенок мог избавиться от них.

Опубликовано