А теперь о развитии воображения. Дети, способные к игре воображения, имеют более высокий коэффициент интеллекта и легче переносят трудности и, кроме того, у них лучше адаптационные возможности в процессе обучения. Процесс фантазирования и то, как ребенок размышляет и действует в своем фантастическом мире, отражает его мышление и поведение в реальной жизни. Мы можем заглянуть во внутренний мир ребенка через его фантазии, что скрыто в нем и чего он избегает и что можно ожидать от него в будущем.
Для того чтобы у детей развивались способности фантазировать, необходимо помнить одно из важнейших правил не давать детям слишком много игрушек. Второе не давайте своему малышу те игрушки, в которые можно играть чисто механически. С одной стороны, стрелять из пушки или пулемета очень интересно, с другой это чисто механическая игра, которая может захватывать эмоции и совсем не давать никакой пищи уму. Старайтесь не приобретать для него одноцелевые игрушки. Так, из пушки можно только стрелять, а шагающий робот может только ходить и сверкать огнями. Такого рода вещи очень быстро надоедают и они совсем не способствуют развитию творческого мышления малыша.
Наше время можно было бы определить как "эпоху хлама". Промышленный процесс устроен так, что уже в ходе его возникают готовые предметы, которые можно использовать однонаправлено. Но природа ребенка такова, что ему быстро надоедает игрушка, которую можно употребить только какимто только одним способом и с одной определенной целью.
Вот пример из книги "Воспитание к свободе" Франса Карлгрена:"...трое детей в возрасте семи, десяти и двенадцати лет на длительный срок переехали в такое место, где у них оказалось мало товарищей по играм, мало игрушек, но была богатая природа. "Выжав" все, что можно из привезенных с собой игрушек, они решили построить продуктовый магазин. Плохонький сарай для инструментов стал торговым залом, две доски и стол, у которого не хватало одной ноги, служили прилавком, большие круглые камни превратились в буханки хлеба, маленькие в бобы и чечевицу, а пустые консервные банки с этикетками выстроились рядами, готовые принять товар. Листья разной формы продавались в качестве салата и шпината и покупались за деньги, представлявшие собой кусочки бумаги с надписями. В бывшей прачечной было устроено еще одно предприятие дамская парикмахерская.
Помимо этого в жизни детей постоянно в большом разнообразии чередовались игры: "прятки", "третий лишний", игры с мячом; взрослые тоже принимали в них участие. В походы дети ходить отказывались, им больше нравилось сидеть дома и играть. Нет сомнения, что толчком к развитию их изобретательности послужил как раз недостаток в игрушках.
Воображение у маленьких детей развивалось бы гораздо лучше, если бы в их окружении не было других игрушек, кроме лодочек из коры, коров из еловых шишек и сделанных вручную (из дерева и ткани) примитивных кукол. Но в индустриально развитой стране такой воспитательный принцип считается невыполнимым. Все родители, которые захотели бы ему последовать, скоро заметили бы, что все их планы систематически разрушаются искренно благожелательными бабушками и дедушками, дядями и тетями, братьями и сестрами, а так же друзьями, которые, приходя в гости, приносят в подарок хотя бы по одной пластмассовой игрушке, а сверстники вашего малыша хвастают недавно полученными роботами, самолетами и другими подобными игрушками. Важно, чтобы родители дарили игрушки своим детям обдуманно, так чтобы они служили им долго и не сковывали их фантазию.
Очень полезны различного рода конструкторы и головоломки, различного рода логические игры. Именно они развивают творческое мышление ребенка. А некоторые из них настолько занимательны, что когда попадают в руки взрослым, то их уже не оторвать от подобного рода детских игрушек.
Очень хорошо, если желание родителей сделать своих детей совершенными, совпадает с методами воспитания малышей в яслях и детских садах. В таком детском учреждении должно быть лишь минимум готовых игрушек. Конечно, там должны быть карандаши, мел, краски, кисточки и глина или пластилин для лепки и совсем немного красивых игрушек. Разумеется, там должны быть камни, раковины, всевозможные куски дерева, забавные веточки и пеньки, различного размера деревянные кубики и кирпичики обрезки из столярной мастерской. Конечно, все это должно быть чистым и гладким, так, чтобы при обращении с ними ребенок не занозил пальцы. С такого рода "конструкторами" ваш ребенок может придумывать бесконечное число поделок.
Конечно, должны быть и фабричные конструкторы, из которых можно собрать множество сооружений, но их надо использовать тогда, когда все возможности строительства из подручного материала будут использованы.
Самыми важными в играх должны быть воображаемые объекты. Из того, что окружает ребенка, может быть построено что угодно: многоэтажные дома и корабли, вы можете с ребенком соорудить из швабры коня и пуститься в дальнее путешествие, из коврика сделать коверсамолет и полететь в сказочные страны. Конечно, основным рассказчиком всех чудес этих заморских стран будете вы, но, я уверен, это настолько увлекательно, что очень скоро вы сами будете так захвачены игрой, что она будет для вас не менее интересной, чем для вашего малыша.
А вот еще один пример творческой игры. На первый взгляд в этой игре ничего творческого нет, но это только на первый взгляд. Игра, в которую родитель играл со своим маленьким сынишкой, была самая обыкновенная "в прятки". Первым прятался взрослый и, конечно, столь неудачно, что у него все время чтото торчало наружу, то нога, то плечо, а то удавалось спрятать голову, а для остального не хватало места. Каждый должен был прятаться три раза. Наступила очередь прятаться малышу. Он сидел за спинкой кресла и приглушено хихикал. Но взрослый "ничего не слышал и ничего не видел". Он искал где угодно и никак не догадывался заглянуть за спинку кресла. "И куда же спрятался мой Юрочка" приговаривал отец, теперь уже приподнимая края ковра в комнате и заглядывая в посуду на кухне. Увлеченный такого рода поиском ребенок уже давно вышел изза спинки кресла и ходил вслед за отцом, заглядывая в банки и бутылки, приговаривая: "И здесь его нет. И здесь его тоже нет"
"Где же мой Юрочка?" Теперь уже заглядывая в очередной ботинок в прихожей, приговаривал отец в поисках своего сына. И тут к этому же ботинку потянулась и ручка его ребенка. "А, вот он где!" Неожиданно схваченный за руку, малыш громко хохотал. "А теперь я еще раз спрячусь, а ты поищи меня" радостно, еще не выговаривая правильно слова, попросил его сын.
Творческие игры воспитывают в детях не только соответствующий этим играм склад психики, но и одновременно, если они получают поощрения за свои, пусть небольшие, успехи, развивает в них чувство значимости.
Очень большое значение для развития творческих способностей имеет рисование.
Известно, что малыши, рисуя карандашом или красками человека, часто изображают отдельные части тела непропорционально большими огромные носы, гигантские ладони с большим количеством пальцев и т.д. В одном из педагогических курсов, прочитанном весной 1920 года в Базеле перед учителями государственных школ, Рудольф Штейнер продемонстрировал, чему могут научить взрослых такие рисунки "Соберите побольше детских рисунков и попытайтесь разобраться, как ребенок изображает руки и ноги. Вы увидите, что он руководствуется внутренним чувством. Можно предположить, что, рисуя профиль, ребенок берет за основу его внешний вид; но здесь налицо слияние воедино двух источников душевного переживания: Маленькие изображают не интеллектуальное, а душевное; примитивные зрительные впечатления слиты у них с внутренним ощущением органов и всего тела. Мне кажется, всегда можно различить, что ребенок почувствовал. Например, рисуя рот, он смотрит на его очертание, но добавляет еще и зубы, а это уже каким то образом исходит из внутреннего ощущения этой части лица".
Далее Рудольф Штейнер раскрывает содержание этой особой способности человека чувствовать изнутри части своего тела. В прежние времена она была свойственна большинству людей, например, она очень сильно выражена в произведениях древнегреческих скульпторов, которые создавались в первую очередь не вследствие изучения ими модели, а по внутреннему ощущению собственных частей тела. Если дети начинают рисовать красками лишь в возрасте девяти десяти лет, то в картинках, создаваемых ими под влиянием воображения, а не под непосредственным впечатлением, они изображают придуманные образы, то есть, на их творчество все больше начинает влиять их рассудок, а не чувство.
Штейнер считал важным, чтобы дети начинали, как можно раньше пользоваться мелками и красками, что способствует развитию в душе ребенка особых переживаний, наполненных фантазией, прежде чем они будут заглушены растущим интеллектом. Если нам удастся дать детям пережить в такой форме ощущения частей собственного тела, то тем самым мы поможем установиться гармонии между их душой и телом, между душевным переживанием и физической деятельностью.
Нередко фантазии ребенка связаны с его ложным восприятием самого себя, а иногда и других людей или обстоятельств. В том случае, когда другие люди не слышат, не понимают и не принимают его чувств, так же поступает и он сам он не принимает себя таким, каков он есть, и прибегает к фантазиям, а в последующем ко лжи. Увидев это надо стремиться понять чувства ребенка и принимать их. В чувствах ребенка его истинная суть. Через отражение своих чувств в окружающих, он будет начинать познавать и принимать их. Только тогда станет понятно, во имя чего была ложь (поведение ребенка, которое он использует для выживания). Дети фантазируют, потому что им в их реальном мире трудно жить. У детей может быть множество фантастических представлений, которых в реальности никогда не было. Для этих детей они реальны, но дети часто скрывают это, что нередко приводит к необъяснимым поступкам. Такие образные фантазии часто являются следствием чувства тревоги и страха. Это нужно очень мягко и умело понять, выявить, чтобы ребенок мог избавиться от них.