Человек многоплановое существо. При первом знакомстве мы сталкиваемся с его поверхностной частью, которая совсем не обязательно отражает его суть. Он может быть нескладным, стеснительным, но, пообщавшись с ним более длительное время, мы к своему удивлению вдруг обнаруживаем, что перестали замечать его нескладность и стеснительность. Оказывается, что он очень интересный и глубокий человек. Его стеснительность, возможно, была связана с его внешней нескладностью. Обычно такого рода дефект может породить два основных типа реакций. В одном случае он ведет себя, как закомплексованный человек, в другом возможна гиперкомпесация, при которой он ведет себя неестественно свободно и расковано. Какая из двух реакций лучше? Трудно сказать. Возможно, обе реакции неправильны. Возможен и третий тип реакции, когда комплекс преодолевается при помощи различного рода фантазий, в которых он приобретает значимость, в противоположность реальности. Так, Александр Грин компенсировал свою закомплексованность прозрачными, как горный ручей произведениями. Особенно выразительны в этом отношении его "Алые паруса" и "Бегущая по волнам".
В некоторых случаях, чувствуя свою незначимость, ребенок пытается компенсировать ее различными формами лжи. Мы должны знать, что ложь всегда является симптомом какогото неблагополучия в жизни ребенка. Возможно, он в раннем детстве недополучил к себе внимания, а может быть, он не видит некоторые свои достоинства, способные компенсировать его воображаемую ущербность. Возможно, ему надо помочь разобраться в себе? А лучше с раннего детства научить его ценить и развивать те свои качества, которые заложены в него природой. Дети лгут еще и потому, что боятся увидеть себя в истинном свете, столкнуться с действительностью таковой, какова она есть. Они часто впадают в страх, сомнения и, нередко, бывают склонны винить себя в ситуациях, которые к ним прямого отношения не имеют. Они не способны справиться с окружающей действительностью и поэтому прибегают к защитному поведению и их действия могут быть противоположны их чувствам. Часто дети вынуждены лгать родителям, потому что родители слишком жестоки к ним или непоследовательны. Ребенок может быть слишком трудным, чтобы соответствовать их ожиданиям, а родители могут быть неспособными принимать ребенка таким, каков он есть. Когда ребенок лжет, он часто верит себе и сопровождает фантазией поведение, приемлемое для себя. Фантазии становятся способом выражения того, что в реальности вызывает у него беспокойство.
При обучении и воспитании ребенка необходимо приложить все свое умение, чтобы избавить маленького человека от комплексов. Следует помнить, что комплексы и неврозы подростков и взрослых имеют свои корни в их раннем детстве. Необходимо, чтобы компенсация была не внешней, а внутренней. Особенно легко это может быть достигнуто у детей с хорошо выраженными творческими способностями и наиболее трудно у кого преобладают созерцательные склонности.
У грудничка нет потребности быть творческим, он осваивает фундамент выживания. Надо есть и спать и отправлять естественные надобности, и еще двигаться. В начале этого периода внешний мир еще представляет аморфное и часто пугающее окружение. В этот период все его существо каждой своей клеткой вслушивается в состояние матери: не возникнет ли у нее, по какомулибо поводу, напряжение или более того страх. Эмоции матери тут же передаются ее ребенку. В младенческий период, несмотря на то, что организм ребенка уже находится вне тела матери, он эмоционально воспринимает мир таким, каким воспринимает его мать.
Когда ребенок становится постарше, и начинают открываться его способности, необходимо развивать в нем чувство собственной значимости. Для этого необходимо при каждом успехе подчеркивать его умение. Что сегодня он чтолибо сделал лучше, чем вчера. Или же, не забыть во время похвалить за успешное овладение каким либо навыком. Иногда не вредно отметить, что какаято деятельность у него получается лучше, чем у других. Но в такого рода поощрениях, надо знать меру, так как чрезмерные восторги могут породить тщеславие. А это тоже не самое лучшее качество.