Нет необходимости рассматривать все множество мнений, высказываемых родителями, о воспитании ребенка. Но чаще всего никто из взрослых по настоящему и не задумывается о том, в чем же состоит воспитание их детей и в каком возрасте оно должно начинаться. Воспитание обычно сводится к следующему: Надо ребенка кормить, чтобы он мог расти. Для него необходимы игрушки, чтобы он был занят в течение дня и не путался под ногами, чтобы он был послушным и не создавал ненужных проблем (это качество у детей особенно ценится). И, конечно, он должен получить образование, чтобы потом мог прокормить себя и свою семью, но об этом должна побеспокоиться школа и ПТУ. В этот период основной задачей родителей является материальное обеспечение своего чада.
Вот как определяет цель и смысл воспитания президент французской национальной ассоциации пренатального воспитания Андрэ Бертин: "Воспитание можно определить как предоставление подходящих условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие человека. Действительно, мы воспитываем живое существо, подразумевая под этим его формирование и развитие в процессе развертывания жизни внутри него самого. Это происходит благодаря тому физическому, эмоциональному и ментальному "материалу", который оно получает извне, то есть из окружающей среды".
В процессе воспитания ребенок использует поступающую к нему информацию тремя основными способами: он впитывает информацию, подражает своим воспитателям и, наконец, приобретает свой собственный опыт. Интересно то, что впитывание информации в пренатальный период происходит наиболее интенсивно и протекает на клеточном уровне.
Ни в одном из периодов своей жизни после рождения человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде. Начиная с клетки, он за девять месяцев превращается в совершенное существо, имеющее удивительные способности и неугасимое стремление к знаниям.
Воспитание и самовоспитание подростка или уже взрослого человека основывается на том фундаменте, который человек получил в период своей жизни до рождения.
Практически воспитание человека должно начинаться не с момента его рождения, а с момента его зачатия. Это необходимо для того, чтобы вначале эмбрион, а затем плод не только получал самые лучшие .материалы для своего физического формирования, но и как можно полнее развил в себе тот потенциал способностей, который был изначально заложен в яйцеклетке.
Для того чтобы мать могла способствовать полноценному развитию зародившейся в ней жизни, она должна помнить: все, через что она проходит, испытывает и ребенок. Ее эмоции и ее интересы, ее контакты с внешним миром во всем их разнообразии, влияют на формирование ее ребенка. "Мать это первая вселенная ребенка... Как с материальной так и с психической точек зрения".
В период внутриутробного развития плода мать является посредником между ним и внешним миром, потому что развивающийся, он не может воспринимать мир напрямую. Через мать он непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые появляются у нее при контакте с внешним миром. Развивающееся в утробе матери существо регистрирует все доступные для него, уже на клеточном уровне, сведения, которые участвуют не только в формировании его физического тела, но и в дальнейшем будут определенным образом окрашивать индивидуальность его личности.
Эти факты, которые современная наука заново открыла, на самом деле были известны уже во времена древних цивилизаций. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы, индейцы и многие другие народы уже знали об этом, и придерживались правил, которые были обязательны не только для супружеских пар, но и общества в целом. Эти правила обеспечивали для плода наилучшие условия для жизни и развития. . Научные исследования, проводимые в последние годы, позволили выделить четыре основных направления, необходимых для воспитания плода еще в утробе матери.
1) Сенсорное воздействие на развивающийся плод.
2) Эмоциональное влияние.
3) Запись информации не только на клеточном уровне, но и на уровне атомов и молекул.
4) Влияние морфогенетических полей (поле, в котором формируется тело человека).
Французские ученые обнаружили наличие у плода активной сенсорной системы. Известно, что органы чувств и соответствующие центры головного мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности, а на протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются. Только зрение, которое не может развиваться без света, временно находится в бездействии. И всетаки, при непосредственном освещении живота матери, плод воспринимает слабый оранжевый свет. Временно находится в состоянии бездействия и обоняние.
Вкус уже хорошо развит. Плод даже показывает свое отношение к той или иной пище. Например, добавление раствора сахара к амниотической жидкости, приводит к тому, что плод с жадностью проглатывает двойную порцию, а если добавить горький раствор, то количество заглатываемой околоплодной жидкости резко уменьшается. Состав внутриматочной жидкости зависит оттого, что съедает и выпивает мать. Таким образом, заглатывая амниотическую жидкость, плод привыкает к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после своего рождения.
Так, Андрэ Бертин приводит случай, когда девочка индианка была удочерена в возрасте трех месяцев супругами из Парижа. Начав получать твердую пищу, она упорно отказывалась от риса, приготовленного по рецептам европейской кухни, но с удовольствием ела его, приготовленным так, как это делала, родившая ее мать.
В настоящее время хорошо изучены кожная чувствительность и слух плода. Кожа плода постоянно подвергается воздействию мышц матки и передней брюшной стенки матери. Врач из Дании Франц Вельдманз даже разработал условно рефлекторный метод, при помощи которого удалось установить эмоциональный контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку.
Но еще более удивительные результаты были получены при исследовании слуха развивающегося плода. Считается, что слух тесно связан с мудростью, так как в его основе лежит только восприятие, хотя достоверной связи между остротой слуха и величиной интеллекта пока не существует.
Внутреннее ухо начинает воспринимать звуки и передавать их мозг в конце шестого месяца беременности, но Жану Фейжу удалось получить двигательные реакции на звук у плода в возрасте пяти месяцев. Описан случай, в котором доктору Томатису удалось вылечить девочку, страдающую аутизмом (аутизм погружение в мир внутренние переживаний и активное стремление отгородиться от внешнего мира используя при беседах с нею английский язык. Мать девочки рассказала доктору, что в начале беременности дочерью, ей по делам службы приходилось очень много общаться на английском языке. Вероятно, плод всеми своими клетками, со времени зачатия воспринимав этот язык и сохранил его в своей памяти.
Дальнейшие исследования показали, что звуки, составляющие гамму, какимто образом соотносятся с определенными участками основного энергетического меридиана тела человека (энергетические меридианы хорошо известны специалистам по акупунктуре), что конечно не безразлично для развивающейся энергетики плода. Мало того, была обнаружена связь между звуковыми вибрациями и определенными позвонками, а так же симпатическими и парасимпатическими ганглиями (ганглии нервные узлы, располагающиеся за пределами центральной нервной системы), воздействуя на которые звуком можно изменять активность всей центральной нервной системы.
Результатом таких исследований появились "поющие" родильные дома, в которых проводились занятия по хоровому пению. В состав хора обычно входили не только будущие отцы и матери, но и их боле старшие дети, если они у них имелись.
Считалось, что хоровое пение улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, что должно способствовать рождению более здоровых и спокойных ребятишек, которые будут более легко и быстро адаптироваться к окружающей среде. Конечно, нельзя считать эти качеств второстепенными, так как от них зависит устойчивость психического равновесия человека, что имеет определяющее значение для его существования в нашем сложном и напряженном мире.
И еще один интересный факт: если отец регулярно разговаривает плодом во время беременности жены, то вскоре после рождения ребенок будет узнавать его голос. Некоторые наблюдательные родители мечтают, что дети распознают музыку или песни, которые они слышали пренатальный период. В связи с этим было обнаружено еще одно интересное свойство музыки и пения, которые ребенок уже слышал до своего рождения они оказывали на малышей успокаивающее действие.
Было замечено, что будущие матери часто были вынуждены покидать концертный зал, так как ребенок, которого они носили в себе, бурно протестовал при прослушивании некоторых видов современной музыки, причиняя матери физические страдания. И наоборот он был спокоен, когда был слушателем классической или медитативной музыки.
Безусловно, мать, часто слушающая хорошую спокойную музыку, произведет на свет человека, который будет более восприимчив к музыке и ко всему прекрасному.
Но и это еще не все. Психологи выявили еще одну связь плода с матерью и внешним миром эмоциональную. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением, так же оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества его личности, которые сохранятся в течение всей его последующей жизни.
В случае негативного отношения к вынашиваемому ребенку и тем более попытки избавиться от него в период беременности, нередко приводят к очень тяжелым расстройствам в уже вполне зрелом возрасте.
Но не следует думать, что любая эмоция может оставить такой глубокий след в человеческой психике. Преходящие, кратковременные переживания легко компенсируются еще не родившимся ребенком. Но сильные и длительные переживания матери, которые могут быть связаны с плохими отношениями между супругами, нередко оставляют в ребенке очень глубокий патологический след.
Французский физик Жан Шарон, считает, что элементарные частицы, из которых состоят атомы, молекулы и живые клетки, подчиняются как законам физики, так и законам физиологии. Они способны хранить информацию об окружающей среде и при необходимости воспроизводить ее или передавать ее другим частицам.
Возможность записывать информацию, хранить ее, а затем, при необходимости, передавать ее это уже свойства психики. Жан Шарон утверждает, что каждая элементарная частица имеет своего психического двойника дубля, который и является носителем информации и этим самым определяет энергетические вибрационные характеристики этой частицы. Многие ученые, среди которых Дэвид Бом, работавший в Англии с Эйнштейном, Джеффри Чью и Фритджоф из Америки доказывают справедливость этого мнения с помощью математических расчетов.
Формирующееся существо в лоне матери получает информацию о ее психике, мыслях и чувствах, которые определяют вибрационные свойства его клеток. Это приводит к мысли, что все, через что мы проходим, записано в хромосомах клеток. Это касается и половых клеток, которые составят генетический капитал будущего ребенка.
Интересное подтверждение идеям Жана Шарона принес своими работами английский биолог Руперт Шелдрейк. В результате своих исследований он пришел к выводу, что изучаемые физиками разновидности полей не могут объяснить причины появления и постоянства форм как живой, так и не живой природы. Согласно теории формативной причинности существует еще одно поле, которое Шелдрейк назвал морфогенетическим. Именно оно генерирует волны, определяющее общее поле объекта. Именно оно, по мнению Шелдрейка, является материалом, из которого формируются энергетические формы, определяющие физическую структуру живых организмов, а так же состояние нашего сознания или сознания клеток.
Вероятно, внимательный читатель теперь хорошо понимает, что беременная женщина является средоточием различных энергий, благодаря которым становится возможным по генетическому проекту построение нового существа. Ее поступки, мысли и чувства привлекают определенные разновидности энергий. И именно ей решать, захочет ли она приложить свои силы к тому, чтобы ее психическая и физическая энергия были направлены по наиболее удобному для формирования ее ребенка руслу. И конечно же, к этому причастны все, кто окружает ее в этот период.
Если будущая мать знает об этом и старается исключить из своей жизни все негативные влияния, то она становится сознательным участником в творческом процессе природы. В тесном содружестве с ней она поставляет для своего ребенка самый лучший физический материал, самую качественную сенсорную, эмоциональную и ментальную структуру, этим самым, создавая для своего ребенка наилучшие условия для его развития.
Здесь не может быть четко разработанных методов, так как воспитание всегда связано с элементами непредсказуемости. Будущая мать просто любит своего еще не родившегося ребенка, благодаря чему возникают щиты, защищающие его от всевозможных нежелательных влияний. Ниже мы предлагаем несколько общих советов, касающихся физического, эмоционального и ментального влияния на развивающийся плод.
1. Физические влияния. Необходимо сознательное отношение к питанию. Механическое употребление пищи ведет к усвоению только химических элементов. Если же вы будете употреблять в достаточном количестве растительную пищу, осознавая, что в ней накоплена солнечная энергия, которая "через рот" поступит непосредственно в нервную систему, то она принесет огромную пользу не только вам, но и вашему ребенку. И вспомните, что в амниотических водах всегда присутствует химический состав той пищи, которую мать употребляет и этим самым она еще до рождения ребенка прививает ему определенное отношение к этой пище.
2. Эмоциональные влияния. Различного рода эмоциональные состояния не обязательно связаны с влиянием на человека окружающих условий. Иногда они возникают под влиянием вибраций различных структур нашего подсознания. Но нередко внешние события могут явиться той каплей которая вызовет обвал эмоций. И тогда ум начинает искать повод для того, чтобы зацепиться за эти эмоции, а потом следует самооправдание, чтобы объяснить внешними причинами свое эмоциональное состояние. И, всетаки внешние условия далеко не безобидная причина для возникновения различного рода фрустраций.
Несчастье, душевная боль, гнев, страх, ревность, злоба приводят к патологическим состояниям сердца и других органов и появлению плохого самочувствия и закрепощения. Когда же мы влюблены или радость по какомулибо поводу заполняет наше сердце, то нам кажется, что у нас за спиной вырастают крылья и мы готовы обнять весь мир. Такого рода эмоции, передаваясь ребенку, зафиксируются в его клетках и потом, после его рождения, во многом определят его отношения к миру. Здесь важную роль начинает играть и отец. Его отношения к жене, к ее беременности и ожидаемому ребенку, будут формировать в нем ощущение счастья, силы и уверенности.
Если будущая мать разговаривает с ребенком, объясняя ему происходящее, в необходимых случаях успокаивает его, то все это ребенок "записывает" на клеточном уровне. Потом, уже будучи сознательным человеком, он без излишних фрустраций будет принимать события, несущие в себе тяжелые эмоциональные проблемы. И он будет чувствовать себя уверенным в, том, что сумеет преодолеть эти трудности, какими бы большими они не были.
3. Ментальные влияния. Обычно у женщин воображение хорошо развито и это так же можно использовать для формирования будущего ребенка. Если воображение направлено на культивирование таких качеств как красота, интеллигентность, доброта, мудрость, то оно может оставить глубокий след при формировании будущего человека. Можно, рассматривая спектр преломления солнечного света в призме, представлять, как они вливаются в тело ее будущего ребенка. Известно, что каждый цвет спектра связан не только с физическим, но и с психическими уровнями человека и беременная женщина впитывая в себя эти цвета будет совершенствовать не только себя, но и ребенка.
Можно зримо представить себе те качества, которые она хотела бы видеть у своего будущего ребенка, и подобная осознанная визуализация приведет к тому, что желанные качества войдут в новое существо и станут потом его личностными особенностями.
Дети не должны быть компенсацией наших неудач в жизни, и они не должны быть инструментами нашего честолюбия. Они свободные существа, имеющие право на собственную жизнь. Взрослые должны заложить в них основу высоких качеств общего характера, частные особенности которых будут развиваться в последствии в пределах возможного.