В своей книге "волшебный ребенок" Джозеф Читон Пирс рассказывает об угандийских младенцах, которых матери носят привязанными к себе около груди без всяких пеленок. Было удивительно, что матери и их младенцы были всегда чистыми. Когда матерей спросили, как они обходятся с естественными отправлениями их детей, то они ответили: "мы просто ходим в кустики". На дальнейший вопрос: "каким образом они узнают, что крошечному младенцу нужно "в кустики", изумленные матери отвечали, а как вы сами знаете, когда вам самим надо сходить в кустики?" В Гватемале матери тоже носят младенцев таким же образом, а если новорожденный, после двух или трех дней жизни, все же испачкает мать, то такую женщину там считают дурой и плохой матерью. Фактически там матери предвосхищают нужды младенцев, прежде чем ребенок проявляет какиелибо определенные признаки этой необходимости. Такое чувствование ребенка матерью объясняется их отождествлением. Двое стали одним. Состояние одного передается другому непосредственно и переживается им как свое собственное. Все эмоциональные и физиологические движения матери воспринимаются ребенком, как его собственные и все его эмоциональные состояния и физические потребности воспринимаются матерью, как принадлежащие ей самой. Отождествление матери с ребенком возникает с момента его зачатия и прерывается во время его выхода наружу из лона матери. В дальнейшем, если естественный процесс рождения не нарушается это единство вновь восстанавливается.
Методы ведения родов широко варьируют в различных культурах и народах и трудно найти стандарт, который можно было бы назвать естественным рождением. Дело в том, что естественное рождение дает возможность ребенку вновь отождествиться со своей матерью, что дает возможность развиться внечувственным взаимоотношениям между матерью и ребенком, а в дальнейшем между ребенком и внешним миром. При естественных родах этот процесс запускается так же как начало дыхания, или же, смена кровообращения, при котором плацентарное обогащение крови плода кислородом, заменяется на легочное дыхание у младенца.
Отождествление, кроме того, биологично, потому что вовлекает в прямую физическую связь структуры среднего мозга и бьющееся в груди сердце. Отождествленные люди связываются друг с другом на уровне интуиции, имеющей к среднему мозгу прямое отношение. И здесь нет необходимости в логичных доказательствах нашего рассудочного ума, так как связи такого рода лежат вне законов и правил социальной психологии. Отождествленный ум качественно отличается от ума не отождествленного, вступающего в контакт с внешним миром путем захвата или защиты от него. Центром восприятия и действия отождествленного человека является сердце, которое является эмоциональным центром среднего мозга. Отождествленный человек отзывается на физические раздражители качественно иным способом, чем не отождествленный (будем называть его привязанным, так как он не отождествляется с внешним миром, а привязывается к нему).
Привязывание происходит, когда при рождении младенец не отождествляется с матерью. Оно может происходить в любом месте, где нарушен естественный процесс родов. Привязывание зависит от процессов в древнем мозге и самых низших уровнях среднего мозга и поэтому не отождествленный человек может участвовать в социальных отношениях и вообще в контактах со всем внешним миром, только через определенные чисто физические раздражители.
Он не способен воспринимать тонкие подсознательные сигналы, предшествующие физическим переживаниям другого человека или какоголибо существа, и приходит к осознаванию лишь после того, как какоелибо событие уже произойдет и возможное время для адекватного ответа уже ушло. Тогда он пытается компенсировать эти опоздания попытками предугадать внешние явления, чтобы както управлять ими.
Уровень энергии древнего мозга значительно ниже энергий эмоционального среднего мозга с его сердечными связями, и поэтому, привязанный человек не осознает своей внутренней силы, но считает, что может внешними средствами удовлетворить свои потребности и потому склонен к агрессивному захвату и обладанию. И в то же время он по сравнению с отождествленным человеком наиболее уязвим, так как внешний мир непредсказуемо текуч, и ответные реакции привязанного человека всегда несколько запаздывают и поэтому всегда в какойто степени неадекватны. Они неадекватны еще и потому, что одинаковые внешние реакции не всегда имеют сходные внутренние мотивы. Привязанный человек пытается включить в сферу своего эго события, людей и все возможные объекты внешнего мира. Он обращается с другим человеком, как с предметом подчинения или обороны, или как c участником в своих внешних делах. Привязанный человек, по словам Джозефа Пирсона, живет как вооруженное ракообразное, постоянно готовое к защите или нападению.
Обучение является процессом движения от известного к неизвестному. Отождествленный человек ориентируется на нефизический аспект этого движения, который опережает текущие события, поэтому для него приемлемо любое явление, так как оно может вызвать в нем адекватный ответ.
Привязанный человек пытается проанализировать возникающую ситуацию, чтобы предвосхитить последующие события и изменить его в пользу предполагаемого исхода. В связи с тем, что реакции привязанного человека всегда запаздывают и, поэтому, неадекватны, то они в какойто степени всегда разрушительны, и не могут гармонично влиять на настоящее. Можно сказать, что реакции привязанного человека всегда насильственны, так как он пытается изменить то, что имеет свои корни в прошлом, на которое он воздействовать уже не может. И если принимать во внимание все сказанное выше, то можно сделать вывод, что привязанному человеку несравненно труднее обучаться, чем человеку отождествленному.
Отождествленный человек входит в ситуацию с гораздо большим кругом возможностей, чем человек привязанный, потому что он интуитивно воспринимает не только направление движения событий, но и возможные его теневые варианты.
Отождествленная мать находится в состоянии предвидения нужд младенца и удовлетворяет его потребности заблаговременно и, таким образом всегда открыта и восприимчива. Отождествление всегда являлось творческим началом, которое связывало воедино все виды творчества познания мира, начиная с его субатомного уровня и до множественных галактик.
Отождествление, как уже говорилось выше, начинается между матерью и младенцем еще в лоне матери и к его рождению эти подсознательные связи уже полностью установлены. Но они должны быть подтверждены и восстановлены после родов, чтобы естественно включить в себя весь окружающий большой мир, ради которого он покинул внутренний рай своего первичного существования. И всё это должно произойти прежде, чем они будут востребованы реальностью внешнего мира.
Отождествление можно рассматривать как мост между известным прошлым и неизвестным будущим. Этот мост должен быть заблаговременно закреплен в известном прошлом, а для того, чтобы он мог выполнять предназначенную для него функцию он должен быть также закреплен и на другой стороне, во внешнем мире, в будущем, которое ожидает родившегося человека. Только после этого становится возможной интеграция из прошлого в будущее, из старого в новое. В том случае если возникновение связей прошлого с будущим, по каким либо причинам стало невозможным, то у родившейся новой души не остается выбора, как попытаться втиснуть новый опыт в тот, прежний, который ей известен. Другими словами, если последовательность естественных родов по каким то причинам нарушена, то родившемуся младенцу придется новый опыт привязывать к тому периоду своего существования, который предшествовал родам. Такого рода возвращение ведет и к соответствующему поведению привязанности, когда кулачки у родившегося младенца остаются сжатыми в течение многих недель, а позже привязанный ребенок будет постоянно физически нуждаться в присутствии матери и испытывать страх ее утраты, и не будет достаточно свободно исследовать окружающий мир. В то же время, отношения отождествленного ребенка находятся на глубоком интуитивном уровне, не подвластном ни времени, ни пространству, что дает ему возможность, познавая мир, перемещаться за пределами своей матери.
Перед выходом из лона матери в теле младенца выделяется гипофизарный гормон АКТГ, который, попадая в мозг, вызывает миллионы новых связей между нейронами, подготавливая центральную нервную систему к быстрой перемене условий существования. Кроме того, АКТГ вызывает выброс в кровь гормонов надпочечников, которые имеют прямое отношение к предстоящему стрессу рождения. Все эти гормоны приводят к тому, что возникает определенная последовательность внутренних процессов в организме ребенка, которые сигнализируют, что освобождение его из лона матери идет полным ходом. При этом тело ребенка приходит в готовность, при которой спина выгибается, ступни и пальцы ног обращены назад, а кулачки сжаты, чтобы пальцы не мешали запущенному процессу рождения. Гормональный сигнал передается через пуповину в тело матери, которое на это отвечает серией быстрых и интенсивных мышечных сокращений, способствующих рождению младенца. Нужное количество гормонов адреналовой системы надпочечников помогает успешному завершению выхода младенца во внешний мир. Избыток гормонов на длительное время, может вызвать шок, который не только задерживает адаптацию к постоянно меняющимся условиям рождения, но при значительном избытке может даже убить еще не родившееся существо.
Первая гормональная волна готовит младенца к его рождению, вторая волна начинается с выходом его во внешний мир и заканчивается завершением родов. Но чтобы роды были завершены, необходимо чтобы были удовлетворены пять основных потребностей младенца, которые имеют прямое отношение к пяти органам чувств. Все эти потребности могут быть удовлетворены одним действием, которое должна совершить мать поместить новорожденного в положение для кормления. Из этого положения природа получит свои пять сигналов о том, что завершается рождение и начинается новая жизнь. Пока эти пять сигналов не будут получены природой, выделение гормонов надпочечников будет продолжаться с первоначальной скоростью. Для остановки этого процесса природа не знает какоголибо другого выбора, она не умеет программировать неудачу и выброс гормонов надпочечников будет продолжаться до их критического количества, что приводит младенца к шоковому состоянию от минимального до тяжелого. Известно, что если родовые потребности не удовлетворены в течение сорока пяти минут, после выхода из лона матери, то количество этих гормонов достигает критической величины, включается сенсомоторная система младенца, и он переходит к утробному состоянию функционирования, насколько это позволяют изменившиеся условия существования. В этот период адаптация к окружающему миру угасает.
Длина пуповины младенца составляет в среднем 45 52 см., что точно соответствует тому расстоянию, которое позволяет младенцу сосать грудь матери, оставляя пуповину неповрежденной (в этот период пуповина является мостом между старым и новым). Она позволяет сохранять снабжение младенца кислородом, как это было в течение предшествующих девяти месяцев, и предоставляет ему достаточно времени, чтобы очистить от слизи рот, нос и дыхательные пути, подготавливая их для выполнения новой задачи дыхания. Далее, прикладывание матерью младенца к груди для кормления, автоматически удовлетворяет его пять основных сигналов, указывающих на то, что рождение завершается. .Всем пяти органам чувств будет дан сигнал, теперь уже из внешнего физического мира, позволяющий воссоздать мост в новой ситуации, что необходимо для нормального развертывания функциональных структур головного мозга. После этого можно говорить, что рождение завершено. Кстати, в настоящее время известно, что ребенок сосет грудь матери значительно более энергично сразу же после рождения, чем в том случае, когда его принесут матери через один или два часа.
В древнем отделе продолговатого мозга, который соответствует мозгу рептилии, есть, так называемая сетчатая структура ретикулярная формация. В ней вся сенсорная информация собирается, координируется и после первичной, грубой переработки, посылается в ретикулярную формацию среднего мозга, где она сортируется в значимые категории взаимоотношения и затем распределяется по всем отделам головного мозга для дальнейшего использования.
При родах одной из главных задач является активация сенсорных систем, связанных с ретикулярной формацией среднего мозга, которые не могут быть активированы в матке, так как она является темным, изолированным и очень спокойным миром, в котором оптимальное равновесие. И, кроме того, грудное кормление активирует челюстные суставы, которые в этот период связаны с вестибулярным аппаратом внутреннего уха, что очень важно для развития равновесия тела и звуковой ориентации в пространстве. Некоторые части сенсорной системы, такие как слух и восприятие движения тела матери, к этому времени развиты вполне достаточно. Активизация других органов чувств и соответствующих им отделов ретикулярной формации возможна только в процессе родов, когда мать, еще до отделения плаценты и перевязывания пуповины, прикладывает для кормления своего младенца к левой груди.
Пять ступеней активации сенсорных систем, необходимых для включения среднего мозга, могут происходить в любой последовательности. Поэтому и мы можем начинать рассматривать их в произвольной последовательности. Начнем со зрения: эта сенсорная система заранее, еще в лоне матери, настроена на восприятие человеческого лица. Именно лицо предназначено для немедленного распознавания младенцем, и он проводит восемьдесят процентов времени, глядя на лицо, которое при кормлении его грудью находится от него в пятнадцати тридцати сантиметрах. В течение первых сорока пяти минут после рождения вся его зрительная система будет полностью включена (мышечная согласованность для фокусирования внешних объектов, отслеживание их движения, дальнее и ближнее зрение). Младенец теперь будет улыбаться каждый раз, когда ему будет представляться теперь уже знакомое лицо. И эти улыбки начинаются уже в первые сорок пять минут: один из сигналов природы сенсорной системой ребенка был встречен.
Следующая ступень включения сенсорных систем включение слуха. Он уже прежде был установлен в матке, когда младенец слушал голос матери и ее сердцебиение. Большинство матерей для кормления своего ребенка начинают прикладывать его к левой груди, там, где сердце. Таким образом, младенец одновременно с кормлением начинает слушать не только голос матери, разговаривающей с ним, но и звуки ее сердцебиения. Это приводит к тому, что, перебрасывается еще один мостик между внутренним и внешним отождествлением.
Сам процесс кормления является третьей ступенью отождествления во внешнем мире. Он передает младенцу вместе с молоком не только иммунитет матери, приобретенный ею за период предшествующей ее жизни, но и вводит в его организм вещество, противодействующее избытку адреналовых гормонов системы надпочечников, возвращая гормональную систему младенца в спокойное состояние. Что еще важно ни у одного из млекопитающих нет такого жидкого молока, как у человека. И это имеет определенный смысл. Дело в том, что тогда младенец должен питаться в день как минимум шесть раз, но нередко и значительно больше. В результате ребенок получает постоянную активацию своих сенсорных систем, что необходимо для развития его будущего интеллекта.
А теперь четвертая ступень развития сенсорных систем младенца тактильная. Во всех культурах уже миллионы лет это осуществляется прикосновением кожи к коже. Матери нежно поглаживают тела своих младенцев, а другие млекопитающие стимулируют область кожи своих детенышей постоянным лизанием. Предотвратите эту деятельность, и детеныш животного не выживет. Нервные окончания кожи ребенка не могли быть достаточно развиты во время его нахождения в матке, где они были закрыты сыровидной смазкой и слоем околоплодной жидкости, а нежное поглаживание матерью кожи ребенка, пробуждает эти нервные окончания к жизни.
Теперь большинство сенсорных систем ретикулярной формации как древнего так и среднего мозга активизировано и они становятся работоспособными. Сенсорная информация, идущая из внешнего мира, теперь может беспрепятственно включаться в функцию древнего и среднего мозга. Механизмы, которые природа готовила миллионы лет, введены в действие.
И, наконец, осталась еще одна сенсорная система обоняние последний сигнал, идущий из внешнего мира, необходимый для полного включения среднего мозга. Новорожденный может мгновенно выделить запах своей матери из множества запахов других матерей и будет цепляться за него. Удовлетворение этой его потребности опятьтаки связано с универсальным положением младенца при его кормлении.
Ключом к налаживанию мостов между внутренним и внешним отождествлением является ретикулярная формация среднего мозга, которая выполняет не только анализ и синтез, поступающей сенсорной информации из внешнего мира, но и способствует развертыванию остальной деятельности этого участка головного мозга. Качественное состояние среднего мозга, которое будет достигнуто в этот период, в дальнейшем будет сказываться на формировании оттенков внутренних и внешних реакций человека в течение всей его последующей жизни.
Рождающийся ребенок не может самостоятельно предоставить необходимую стимуляцию для запуска древнего мозга, и при рождении это должно обеспечиваться матерью.
В первые семь двенадцать месяцев жизни младенца сознание его находится на уровне древнего мозга, и после того, как сенсомоторная система както сформировалась заботами матери, младенец может начинать собственный поиск сенсорного опыта.
Несмотря на то, что средний мозг в это время вовлечен в обработку сенсорной информации, он не является местонахождением младенческого сознания. По существу, ребенок на этой стадии развития находится на уровне сознания рептилии. И для того, чтобы сознание было перемещено в средний мозг, мать должна постоянно стимулировать сенсомоторную систему своего малыша. Полное функциональное включение среднего мозга происходит в течение периода от двух до трех лет после рождения, но на первом году жизни именно он является "сердцем" сенсомоторной системы, которая должна получать свою стимуляцию так же, как тело должно получать свою пищу.
Становление сознания новорожденного происходит под влиянием сенсорных стимулов, которыми он сам обеспечить себя не может, но не менее важны и эмоциональные стимулы, которыми новорожденного должна так же обеспечивать его мать. Эмоциональные стимулы активизируют те структуры среднего мозга, которые отвечают за взаимоотношения ребенка с внешним миром.
Если поместить две клетки из сердечной мышцы в питательную среду достаточно близко друг от друга, то прежде асинхронные их сокращения синхронизируются. Пульсирующие энергетические поля в этом случае перекрывают друг друга, объединяя их в одну функциональную систему. Каждое человеческое сердце имеет в себе миллиарды таких клеток и потому насколько большим может быть то пространство, которое может быть перекрыто двумя сердцами сердцем матери и сердцем ребенка, когда он находится у ее левой груди. Физическая близость двух сердец является мощным эмоциональным стимулом для среднего мозга. Происходит в буквальном смысле сердечная беседа, которая берет свое начало еще в лоне матери и для укрепления отождествления во внешнем мире продолжается и после рождения.
Теперь можно понять, почему матери инстинктивно чаще помещают младенцев к левой груди, потому что там удовлетворяются все родовые сигналы и за короткое время производство адреналовых гормонов надпочечников восстанавливается до нормального уровня. Рождение завершено. Программа, совершенствующаяся миллионы лет, реализовалась успешно. Младенец теперь находится в состоянии совершенного бодрствования (хотя и спит по желанию). Он готов отвечать на внешние раздражители в расслабленной позе, его глаза сфокусированы и все впитывают, его руки открыты для исследования всего в пределах их досягаемости. И он улыбается на каждое новое лицо в той благоприятной обстановке, ради которой он отказался от ограниченной, но безопасной жизни в лоне матери. Он оставил рай ради полного неизвестности мира И обучение началось. И это не только восприятие, но и великое движение. Движение от известного к неизвестному. Хорошо сформированные структуры древнего и среднего мозга будут фундаментом для развития в нем всего высшего, присущего только человеку.
Через грудное кормление осуществляется непрерывная связь с матерью, которая сигнализирует в средний мозг о благополучии, благодаря чему сенсомоторные отделы его ретикулярной формации вступают в гармоничную связь с его эмоциональными структурами. В результате у младенца наблюдается постоянно приподнятое эмоциональное состояние, полное интереса и энтузиазма.
Это очень важный период жизни ребенка, потому что в это время налаживаются связи между древним мозгом, который отвечает на внешние воздействия грубо и агрессивно, и средним, делающим эти реакции тонко координированными и адекватными. Одновременно происходит укрепление мостов между прежним внутренним миром и внешним, в который привела судьба это маленькое существо.
Благодаря этому, перемещение сознания с уровня древнего мозга в структуры среднего произойдет на десять двенадцать месяцев раньше, чем у не отождествленного ребенка. В дальнейшем такой ребенок, уже будучи взрослым, будет социально более адекватен, разумен и способен к интуитивному пониманию состояния другого человека или ситуации.
В нашем компьютеризированном мире передовых технологий человек перестает быть живым существом, он становится частью гигантской индустриальной машины, он перестает быть личностью. И отношение к человеку как к шестеренке или какойлибо другой детали начинается еще задолго до его рождения. Если несколько отстраниться и посмотреть на все происходящие события, посмотреть на все сразу и увидеть не только действия и чувства других людей, но и свою роль, которую мы играем в этом водовороте, то сравнение нашего мира может быть только с одним местом во вселенной с адом. Да, мы живем в аду и почти всегда не знаем об этом. Для нас это естественная среда обитания, так же как для ребенка родившегося в изоляции и не ведающего о существовании внешнего прекрасного мира, будет казаться естественным все, что происходит вокруг него. Что же можно сказать о рождающемся человеке, который из рая, в котором он находился в течение девяти месяцев, попадает в совершенно чуждую и в каждом своем мгновении пугающую среду? Как мы, взрослые, разумные люди встречаем его? Уже с первых минут мы начинаем втискивать его в предуготованное для него место в человеческой социальной машине. И он кричит от страха и боли, нередко болтаясь вниз головой, схваченный бездушной рукой взрослого человека. Он задыхается от нехватки кислорода, так как разумные взрослые считают что пуповину надо перевязывать сразу же после появления младенца на свет. Затем взрослые хватают его и насильно раскрыв глаза, закапывают туда какуюто жгучую жидкость. И вместо полумрака и тишины его нередко встречает ослепительный свет и грохот голосов взрослых. Вместо любви и нежности лица в масках, которые довольны, что все, по их мнению, закончилось благополучно. Благополучно для взрослых, но можем ли мы это же самое сказать о младенце? Производство адреналовых гормонов продолжается, не ослабевая, так как рождение для ребенка еще не закончено, и система младенца ожидает необходимых стимулов, но вместо завершения родов младенец подвергается непрерывной рестимуляции через травму и производство гормонов остается на критическом уровне в течение десяти двенадцати недель, вместо одних суток.
Поражение мозга новорожденного в связи с кислородной недостаточностью наблюдается в двадцати сорока процентов случаев, но куда большим ущербом является отсутствие отождествления с матерью. Взамен отождествления новорожденный будет физически запечатлевать тот конкретный стимул, который ему предоставляется это белый потолок и одеяло. И младенец переживает депривацию эмоциональноинтуитивных сигналов от матери и, к сожалению, без постоянных сенсорных раздражителей и обновления стимулов воссоединения не возникнут необходимые связи между древним и средним мозгом.
В любом случае основной мишенью ущерба будет ретикулярная формация среднего мозга сердце воссоединения между матерью и ребенком, ребенком и миром, ребенком и обществом, а со временем между мужчиной и женщиной. В результате отсутствия отождествления возникает принудительная система привязывания, со своими реакциями выживания; стремление к физическому обладанию всем, что находится вокруг него, стремление цепляться за все, что способствует самоутверждению. И все это происходит только потому, что недоступна никакая другая форма взаимоотношений.
Привязанность и обладание адекватно, когда они находятся под мощным влиянием отождествления, и разрушительны, когда действуют только из ретикулярной формации древнего мозга (рептилийный центр).
Ребенок, вынужденный иметь поведение привязанного, ограничен слабой физикосенсорной системой и поврежденной эмоциональной системой. В связи с этим, он не способен в полной мере уравновешивать в себе происходящие вокруг него различные физические явления. У не отождествленного ребенка нет другого выбора, как стараться обладать своим переживанием, когда он хватается за свое одеяло свой первоначальный стимул, который ему подсунули вместо лица матери. По человеческое сознание может существовать только через взаимоотношения, а при отсутствии отождествления он будет воспринимать все возможные встречи, как предлоги для обладания, а в дальнейшем и господства.
Известно, что в повседневной жизни ребенку необходимо постоянно видеть хотя бы одного близкого человека, и одни и те же вещи домашнего обихода, чтобы не нарушать непрерывности сознания, но часто условия, в которых оказывается ребенок в раннем возрасте, не позволяют сохранять эту непрерывность, что приводит в дальнейшем к всевозможным отклонениям развития сознания от нормы. Разумеется, нельзя считать нормальными условия, при которых мать вынуждена каждое утро спешно нести своего ребенка в ясли, чтобы после этого вовремя добраться до своей работы. И эта проблема касается не только матерей одиночек, которые должны содержать себя и своего ребенка, но и тех семей, где отцы не могут, в силу определенных внешних обстоятельств, прокормить свою семью, состоящую всего из трех человек. И в то же время мы слышим настойчивые разговоры на государственном уровне о необходимости воспроизводства населения страны и повышения уровня рождаемости.
В результате неправильного ведения родов, когда прерывается отождествление ребенка с матерью, а в дальнейшем, происходит нарушение непрерывности сознания, мы получаем патологию отношений между взрослыми людьми. Не отождествленный мужчина обращается с женщиной как с предметом удовольствия, физического обладания и власти. Стремление к власти, господству, преследование только своих эгоистических целей, когда не принимается во внимание положение и состояние других людей — это естественный тип поведения не отождествленных людей
При нарушении последовательности раскрытия функциональных мозговых систем человеческое "я" расщепляется между двумя состояниями, когда отождествление остается заключенным в примитивной форме древнего мозга, при раскрытии со временем более высоких структур центральной нервной системы. Возникает своеобразное состояние состязания между древними структурами и структурами среднего мозга и состояние войны с суперэго высших отделов центральной нервной системы. В результате не произошедшего отождествления высшие сенсорноэмоциональные отделы нервной системы чувствуют постоянный сенсорный голод. И человек, сенсорно обделенный, стремится к сенсорному насыщению и все же никогда не удовлетворяется. Отсюда неутолимая страсть современного человека к всевозможным событиям, которые могут принести необходимые для него острые ощущения. Отсюда же происходит потребность человека в фильмах, заполненных жестокостью, кошмарами, сексом. И все это делает человека агрессивным и нетерпимым. А когда такой человек оказывается у власти, то особенности его характера могут иногда иметь для тех, кто находится под его влиянием, фатальные последствия.
В результате отсутствия отождествления у человека развивается поведение привязанности, для которого характерно не только эмоциональная отсталость и тревога, но и ярость, раздражение от бессилия, что приводит к тому, что мы начинаем чувствовать себя жертвами внешнего мира. Когда в 1979 году в США были проведены исследования, целью которых было определение причин преступности, то через два года в своем отчете специальная комиссия назвала одной из главных причин жестокий способ, которым мы приносим детей в наш мир а следующие пять причин автоматически вытекали из первой.