Реже, чем врожденное слабоумие, встречается деменция слабоумие приобретенное. Причиной такой патологии могут быть различные инфекции, перенесенные ребенком в раннем возрасте, черепномозговые травмы и интоксикации.
Особое место занимает задержка психического развития, вызванная эмоциональной, сенсорной и социальной депривацией (отсутствие или недостаточность любви со стороны родителей, недостаток информации и недостаточность общения). В Индии существует легенда, которая может служить очень ярким примером результатов полной депривации детей. В пятнадцатом веке при дворе Акбара правителя Великой Могольской империи в Индии между учеными однажды возник спор. Одни из них говорили, что сын китайца без всякого обучения заговорит покитайски, а сын араба поарабски и т. д. Другие считали, что дети будут говорить на том языке, которому их обучат и что, национальная их принадлежность в этом случае не имеет никакого значения.
Акбар разрешил этот спор таким образом. Он велел поместить новорожденных, происходящих от разных национальностей, в комнату, до которой не доходили бы звуки человеческого голоса. За детьми ухаживали люди с отрезанными языками; ключ от комнаты, в которой находились дети, Акбар носил у себя на груди. И так прошло семь лет. Через семь лет комнату вскрыли и вместо человеческой речи на разных языках придворные ученые услышали нечленораздельные звуки похожие на блеяние, лай, мяуканье. Эти дети не только не говорили ни на одном языке, но даже совсем не имели человеческой речи. Они были глубоко слабоумны.
Если глубоко задуматься об условиях, в которых наши дети растут с первого дня рождения до года, а в некоторых случаях и старше, то можно с сожалением отметить, что все они в какойто степени испытывают на себе депривацию. Остальное же время, когда мы общаемся с ними, мы их старательно "усредняем".
Каковы должны быть условия развития ребенка, при которых не возникали бы, пусть даже слабо выраженные, симптомы депривации? Где та мера сенсорной, эмоциональной и социальной насыщенности, которая соответствовала бы психическим потребностям ребенка? Пока еще не существуют психологические тесты, при помощи которых можно было бы определить степень интеллектуального и эмоционального голода ребенка, что сделало бы возможным создание соответствующих условий насыщения в пределах необходимого.
Но это только одна проблема, которую теоретически както решить можно. Другая проблема мы, родители. Каждый из нас, взрослых, взаимодействует со своим ребенком в соответствии со своими личностными особенностями. И можем ли мы дать ему то, что необходимо, чтобы не появились симптомы депривации, или нет? Как найти ту золотую середину отношений со своим малышом, которая создаст оптимальные условия его психологического и физического развития? Дело в том, что передозировка сенсорной, эмоциональной и социальной насыщенности жизни ребенка также может породить искривления психического и эмоционального развития малыша.
Конечно, можно предполагать, что передозировать сенсорной и социальной информацией невозможно, потому что ребенок возьмет ровно столько, сколько может вместить в себя, насколько позволяют ему это сделать его способности и возможности. С этим можно согласиться, при условии, что мы не будем "кормить" его этой информацией, как рождественского гуся. (В прошлые времена гуся, предназначенного к рождественскому столу, кормили насильно, заталкивая ему пищу в рот). Как определить меру? Возможно, единственным средством, определяющим степень необходимого насыщения, является здравый смысл родителей.
И опять проблема, потому что здравый смысл понятие относительное. Каждый родитель воспитывает ребенка исходя из своего здравого смысла. Одни родители хотят сделать из своего ребенка то, чего они сами, в силу какихлибо обстоятельств, не смогли добиться. Другие пытаются сделать из своего малыша гения, но настолько переусердствуют в этом, что вообще отбивают у него охоту заниматься чемлибо продуктивным. Третьи стремятся воспитать из своего ребенка "настоящего человека", и воспитывают его в строгости (Под строгостью они понимают наказания за каждую, даже небольшую провинность). И почти всегда забывают при этом, что ребенок тоже личность, индивидуальность, а не кусок воска, из которого можно лепить все, что угодно. Есть и такие родители, и таких немало, которые считают: их дело родить, а воспитают их малыша в яслях, садике и школе люди, которые специально этому учились.
Но садик, ясли и школа имеют свою усредненную программу, по которой ученика подгоняют под усредненный тип человека. И если сенсорная и социальная депривация может быть хоть както компенсирована в этих учреждениях, то ответственность за эмоциональный голод всецело ложится на плечи родителей.
Ребенок хочет знать, что его любят, что он нужен и что он равноправная личность в семье. Он должен чувствовать, что с ним считаются, уважают его и что его дела и проблемы не безразличны его родителям. А если вы будете постоянно говорить ему, что вы любите его, но сердце ваше будет оставаться холодным, то он сразу же почувствует это, потому что воспринимает отношения между людьми не умом, а сердцем.
Когда мать или отец действительно любят свое дитя, то им совсем не надо постоянно говорить ему об этом. Интонации вашего голоса, когда вы общаетесь с ним, выражение вашего лица, когда ваши взгляды ненамеренно встретятся, ваши случайные касания его и искренность вашего участия в его проблемах и интересах, красноречивее всяких слов покажут ваше действительное отношение к нему. И он все поймет и будет спокоен, и психическое его развитие будет идти без всяких осложнений.
Выше мы уже говорили о двух девочках, которые воспитывались у волков, что привело их к глубокому психическому недоразвитию и значительным физическим изменениям, которые в дальнейшем исправить не удалось. Немногим менее драматична судьба детей, выросших среди людей в условиях выраженной депривации. Иллюстрацией этому может служить история Каспара Хаузера.
В мае 1828 года на одной Нюрнбергской улице был обнаружен странный молодой человек, который держал в руке записку, адресованную офицеру драгунского эскадрона, квартировавшего в городе. В записке указывалось, что податель ее родился 30 апреля 1812 года и что он может быть хорошим солдатом.
Обращало на себя внимание необычное поведение юноши. Он не говорил ничего кроме трех фраз: "хочу быть солдатом, как отец", "не знаю", "конюшня". Произносил он их так чудно, будто лишь недавно выучил эти слова. Порой казалось, что юноша говорит с иностранным акцентом. Других слов он не знал и в ответ на любое обращение мычал или, что чаще, молчал. Юноша не употреблял другой пищи, кроме воды и хлеба. Складывалось впечатление, что он питался только этой пищей и о другой не имел понятия. Было обнаружено, что он хорошо видит в темноте, но плохо при ясном свете (будто привык сидеть во мраке). Когда юноше дали карандаш и бумагу, он стал чтото рисовать и писать, но разобрать удалось только два слова "Каспар Хаузер". Решили, что это его имя, однако он никак не реагировал на это обращение. Из записки стало известно, что он один из десяти детей, какогото бедного человека и что он до 16 лет провел в полной изоляции от людей, ничего не слыша, не видя, не получая никакой информации из окружающего мира.
У Каспара было множество нарушений, связанных с тем, что он длительное время находился в тесном помещении и большую часть времени лежал на соломе. Его ноги были искривлены, был он очень неуклюжим и не координированным. Ступни ног юноши были мягкими, как у младенца (так бывает, если человек почти не ходит). Со временем он стал много двигаться, но так и не смог научиться ходить как нормальный человек.
Многие Нюрнбергцы предполагали, что этот юноша идиот, покинутый своими родителями. Однако чем больше Каспар жил среди людей, тем быстрее обретал человеческие навыки. Обладая феноменальной памятью, он был достаточно сообразителен и любознателен. Юноша относительно легко усваивал полученную информацию и пользовался ею адекватно.
Когда он научился говорить, то рассказал, что "он не знает, кто он такой и откуда он пришел, потому что только в Нюрнберге увидел белый свет. Он все время жил, в какойто лачуге, где сидел на охапке соломы, брошенной на землю. Он никогда не слышал ни звуков жизни, не видел солнечного света. Он пробуждался, засыпал и снова пробуждался. Когда он пробуждался, то находил возле себя ломоть хлеба и ковшик воды. Иногда вода казалась ему горькой и тогда он вновь засыпал, а когда просыпался, то обнаруживал себя в чистой рубашке. Он почти никогда не видел человека, который приносил ему еду. Игрушками ему служили две деревянные лошадки и несколько ленточек. Он никогда не болел, никогда не чувствовал себя несчастным. Только однажды тот человек ударил его за то, что он слишком шумно возился со своими игрушками.
Однажды человек пришел в лачугу и положил ему на колени доску, на которой лежало чтото белое, человек вложил в пальцы мальчика карандаш, стал водить им по белому и рисовать какието черные знаки. Так человек проделывал несколько раз, а когда он ушел, Каспар сам попробовал изобразить то, что рисовал его рукой человек. Потом человек научил его стоять и ходить и, наконец, взял его из лачуги. Что произошло потом, Каспар не знает, он только помнит, что оказался в Нюрнберге с письмом в руке"...
Длительная изоляция от человеческого общества, приводящая к задержке психического развития, встречается довольно редко. Чаще всего причиной этого являются различного рода хронические болезни, во время которых ребенок не только оторван от сверстников, но и нередко недополучает достаточно интеллектуальной информации, которую он должен был бы получать от взрослых. И, конечно, очень большое влияние на развитие его личности имеет недостаток эмоциональных контактов, особенно любви к нему.
Описан случай, когда родители алкоголики держали свою дочь до семилетнего возраста в темном туалете, где свет зажигался только иногда. Они практически с ней почти не разговаривали, она была лишена какого либо эмоционального общения и, конечно, не имела никаких двигательных навыков. Она не могла даже сидеть. Когда она была обнаружена, то степень ее психического развития соответствовала глубокому слабоумию.
С такими детьми необходимо много и систематически работать, чтобы хоть както восполнить время, упущенное в раннем детстве. Кстати о Каспаре Хаузере, несмотря на то, что его обучению было отдано очень много времени, его интеллект так и остался на уровне восьмилетнего ребенка.
В 1963 году в Праге вышла монография "Психическая депривация в детском возрасте". Ее авторы Йозеф Лангмейер и Зденек Матейчек описали один из вариантов депривации сепарацию. Этот термин обозначает не только отделение ребенка от матери, но и всякое прекращение связи ребенка с его социальной средой. В результате сепарации у ребенка в возрасте 4 11 месяцев, гдето через один, полтора месяца, после прекращения связи с социальной средой, возникает так называемая анаклитическая депрессия, которая проявляется в нарастании безразличия, ухода в себя, утраты интереса ко всему окружающему и т. д.
Особое место в этой книге занимает описание развития детей, переживших длительное пребывание в нацистских лагерях уничтожения. У детей в возрасте от одного года до трех лет отмечались явные признаки грубой задержки психофизического развития. Они были крайне раздражительны, хаотичны в своих поступках, визжали, все рвали и уничтожали.
Что касается их развития, то оно было всесторонне задержано. Дети не умели есть, ходили под себя, не умели играть. У них была значительная задержка умственного и физического развития. Они были небольшого роста, большинство из них совсем не умели говорить. Задержка развития у них соответствовала олигофрении в степени дебильности. В дальнейшем у них еще длительное время проявлялись нарушения в области чувств: панический страх перед животными, беспрестанная боязнь, что ктото отберет у них еду и игрушки, тревожность при появлении незнакомых людей, явное недоверие к окружающим. Со временем многие из названных симптомов несколько сгладились, но продолжала оставаться повышенная потребность в проявлениях любви со стороны окружающих.
У старших же детей отмечались в основном нарушения поведения. Они становились подозрительны и негативны ко всем окружающим. Подрастая, они становились социально неадекватными: крали, обманывали, не считаясь даже с интересами своих родителей и друзей. Проявляли мстительность, гневливость, желание любой ценой защитить себя, драчливость, недоверие к людям, стремившимся хоть както им помочь.
В книге чехословацких авторов приводятся интересные данные о воспитании детей в семьях бразильских индейцев и в семьях некоторых африканских стран, где симптомы депривации у детей почти не встречаются. Объясняется это тем, что их дети больше времени проводят с матерью и что воспитанием детей занимаются все члены семьи и даже племени. Безусловно, это приводит к ускоренному двигательному и интеллектуальному развитию новорожденных и к более быстрому приобретению практических навыков.