Более ста лет назад ученые морфологи обратили внимание, что в мозгу новорожденных имеется значительное количество атрофированных нейронов. Возникло предположение, что эти нейроны атрофированы в связи с их невостребованностью в период внутриутробного развития плода. К этому времени уже существовало достаточно достоверной информации о том, что от числа нервных клеток головного мозга в значительной степени зависит интеллект будущего ребенка. В связи с этим в конце семидесятых и в начале восьмидесятых годов нашего столетия сначала в Европе, а потом в США стали возникать идеи о целесообразности начала воспитательного процесса в дородовый период человека. И появилась даже специальная отрасль психологии педагогика дородового воспитания. К этому времени уже существовала специальная электронная медицинская аппаратура, дающая возможность наблюдать за состоянием плода и его двигательными реакциями. Уже в 1982 году японские ученые, используя созданный для этой цели гидрофон, определили, что внутриутробно ребенок слышит все, что происходит, как внутри организма матери, так и вокруг нее. Но все звуки, в связи с тем, что они проходят через материнские ткани, несколько приглушены и теряют около тридцати процентов своей громкости. Наиболее громкими оказались звуки работающего сердца матери.
Уже у четырехнедельного зародыша появляется своя сердечная пульсация, хотя необходимость в его насосной функции наступит в значительно более поздние сроки. А пока это сердце, размером с булавочную головку будет выполнять запускающую физиологическую функцию организма. Так, от эктодермальной пластинки зародыша, из которой, в будущем, должен развиться головной и спинной мозг, по направлению к сокращающемуся, со скоростью сто сорок пять ударов в минуту, сердцу начинает прорастать тончайшее нервное волоконце. Крошечное сердце в этот период, как радиомаяк, рассылает во все стороны свои радиоволны, ориентируясь, на источник которых нервное волоконце достигает излучателя ритмичных импульсов и как только состоится контакт, сразу же начинается бурное развитие центральной нервной системы. С этого времени сердце зародыша дирижирует гармонией развития всех органов будущего человека. Потом, позже, оно будет посылать к ним вместе с кровью и питание и кислород, и очищать их от отработанных продуктов жизнедеятельности, пропуская кровь через почки.
Уже с восьмой недели зародыш приобретает способность реагировать на различные раздражители окружающей его среды, а в четырнадцать недель он начинает реагировать на звук и воспринимать речевые структуры и определенным образом реагировать на них. Проводимые исследования и накопленная информация о физиологии и психологии развивающегося ребенка в пренатальный период, привели к тому, что в конце восьмидесятых годов беременным женщинам в эксперименте стали накладывать на живот наушники аудиоплейера, чтобы их малыши тоже слушали нравящуюся им музыку.
С 1984 года в нашей стране так же проводилась активная экспериментальная работа по музыкальному "озвучиванию" беременных женщин и в двухстах случаях (из двухсот, взятых для эксперимента) дети после рождения опережали своих сверстников в различных психомоторных реакциях и активно тянулись к музыке. В период проведения музыкальных занятий беременные женщины отмечали заметные реакции плода на различные музыкальные произведения и, кроме того, утверждали, что спокойная классическая музыка способствует установлению у них самих положительного эмоционального настроя.
Для прослушивания музыки эффективен и бесконтактный метод, когда слушателями одновременно могут быть и мать и отец и их еще не родившийся ребенок. Лучше всего пользоваться музыкальными произведениями лирических композиторов, таких как Чайковский, Шопен, Шуберт, Лист, Моцарт, Вивальди. Полезно использовать песни своего народа и колыбельные песни. Особенно, когда исполнительницей их будет мать будущего ребенка.
И, конечно же, чтение сказок. Не надо думать, что он еще ничего не понимает, хотя это и действительно так, но он все запоминает. Потом, прослушанная им музыка, рассказанные ему сказки, и прочитанные стихи, создадут гармонию его эмоциональной сферы и эстетику его ума. И, когда он будет достаточно взрослым, это может определить его духовные интересы.
В дальнейших исследованиях было замечено, что в семьях профессиональных вокалистов, постоянно упражнявшихся дома, кроме музыкальной предрасположенности, дети имели еще и определенные анатомические особенности. Матери, имевшие сопрано, рождали детей с хорошо развитой верхней частью тела. Они без труда могли поставить пальцы в положение, которое наблюдается при щипке во время игры на струнном музыкальном инструменте (большой палец противостоит всем остальным). Это свидетельствовало о раннем развитии сенсомоторной координации. И, напротив, дети отцов с глубоким басом, появлялись на свет с хорошо развитой нижней частью тела. Они рано начинали ходить и впоследствии такие дети оставались неутомимыми ходоками.
Если отец, в период беременности жены, разговаривал с плодом, то ребенок почти сразу же после рождения, узнавал его голос, а спокойная музыка и песни, которые слышал ребенок еще до своего рождения, потом, в постнатальный период действовали на малыша как прекрасное успокаивающее средство.
Психологи и психиатры выявили еще один существенный фактор, влияющий на развитие ребенка в утробе матери. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; общение с еще не родившимся ребенком, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память. Эти факторы потом будут существенно влиять на основные качества личности человека во всей его постнатальной жизни.
Исследования показали, что дети, родившиеся у женщин, не думавших о вынашиваемом ими ребенке, часто имели при рождении вес, не достигавший средних показателей. Такие дети чаще страдали различными нарушениями желудочнокишечного тракта и имели различные нервные расстройства, были более беспокойны и труднее адаптировались к окружающей жизни.
На первом американском конгрессе по дородовому и послеродовому воспитанию, проведенном в июне 1983 года, психиатром Верни из Торонто и многими другими специалистами из Европы и Канады были сделаны интересные сообщения о страданиях взрослых, связанных с сохранившейся в подсознании информацией из их пренатальной жизни.
Вот один из случаев, приведенных в докладах на этом конгрессе. Молодой мужчина периодически испытывал ощущения жара, сопровождавшиеся страхом смерти. В гипнотическом состоянии была просмотрена вся его жизнь, начиная от рождения. Найти причину этих своеобразных приступов не удалось.
Тогда решено было просмотреть его пренатальный период. Когда внушением пациент был введен в седьмой месяц своей пренатальной жизни, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жара. В дальнейшем из беседы с его матерью стало известно, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. Прошло тридцать лет. Мать забыла о трудном периоде своей жизни, но клеточная память сына сохранила не только чрезмерное ощущение жара, но и мысль о смерти, которая присутствовала в сознании матери.
Известно, что надпочечники человека при стрессе начинают вырабатывать стрессовые гормоны (катехоламины), чтобы справиться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают через плацентарный барьер и оказывают на плод воздействие, отражающее состояние матери. Но у плода оно выражено значительно сильнее, так как у него еще нет соответствующих защитных, компенсирующих механизмов,
В тех случаях, когда беременная женщина испытывает по какомулибо поводу радость и счастье, ее мозг вырабатывает "гормоны радости" эндорфины, которые способны вызвать состояние радости и покоя у плода. Если он часто испытывает эти состояния, то они запоминаются и таким образом формируют характер будущего взрослого человека. Имеет ли место обратное действие плода на мать на психологическом уровне? Существуют достаточно убедительные факты, которые позволяют дать на этот вопрос утвердительный ответ. Ниже приводим случай, описанный историками, связанный с матерью Наполеона.
Когда она была беременна будущим Бонапартом, у нее появилась страсть к военному делу: она стала проявлять интерес к военным стратегическим планам, ее интересовали карты полей сражения и все, что имело отношение к вооружению. После рождения будущего императора увлечения военным делом у нее сразу же прошли. Похоже, что воинственный дух, в этом случае, посетил будущего полководца задолго до его рождения.
Но все же, не увлечения ли его матери в тот период сделали из ее ребенка великого воина? Возможно, история чутьчуть переставила акценты, и на первом месте все же было сильное желание матери видеть свое будущее чадо (если оно будет мальчиком) воином, а не просто обычным человеком.
И, наконец, окружение будущей матери. В Японии в прошлых столетиях беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в красивой местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием будущего ребенка. В Полинезии и сейчас практикуются специальные танцы и другие ритмичные движения для беременных женщин. Во времена наших бабушек беременных женщин предупреждали, чтобы они не смотрели на косого зайца, потому что это приведет к тому, что у нее родится косой ребенок (Можно предполагать, что наши предки чрезмерно перестраховались по поводу косых глаз. Ведь то же самое они могли бы говорить и о длинных заячьих ушах. Но все же "в каждой сказке есть доля правды", чтобы не смотрели на все некрасивое и тем более безобразное, так как иначе может родиться некрасивый ребенок. И вообще рекомендовалось в этот период окружать себя только красивыми вещами и чаще бывать там, где много цветов и естественной природной красоты.
Однажды в печати (насколько я помню, в "Аргументах и фактах") проскользнула маленькая заметка, в которой рассказывалось о женщине, которая, будучи беременной, страстно желала родить красивого ребенка. Шансов у нее для этого не было никаких, так как и она, и ее муж красавцами не были. На весь период беременности она молилась одному "богу" это был портрет Алена Делона. Долгими минутами, иногда часами она смотрела на образ ее кумира, прося бога, чтобы он сформировал ее ребенка таким же красивым, как красавец мужчина, висевший в рамке на стене над ее постелью.
Далее в заметке сообщалось, что рожденный ею ребенок действительно оказался не совсем похожим на своих родителей. Его лицо, чемто неуловимым напоминало портрет Алена Делона. Можно думать, что во всем этом есть доля истины. Разве не условия, в которых мы живем, формируют нашу наследственность? В описанном здесь случае к условиям добавилось еще и страстное желание женщины иметь красивого ребенка и ее настойчивые усилия в этом направлении.
Индийский трактат "Чарака Самхита" излагает весьма интригующую теорию: "женщина дает жизнь ребенку, который будет походить на того, о ком она думает во время зачатия". Часто дети перенимают внешность и качества других членов семьи. И мужчины и женщины нередко фантазируют во время полового акта, особенно, если их отношения не отличаются искренностью и теплотой. Если во время интимных отношений женщина сосредотачивается на образе желаемого ею партнера, а не на том, с кем она совокупляется в данный момент, это может привести к тому, что зачатый ею ребенок приобретет сходство с объектом фантазий его матери. В древней Индии этот способ использовали для появления в семье красивых и исключительных детей. Женщина представляла себя совокупляющейся с божественным существом, таким, например, как Кришна, веря, что ее будущий ребенок унаследует божественные качества своего воображаемого сверхъестественного отца. Несколько Индийских текстов описывают эту технику и говорят о ее успешном применении. Древние греки также отмечают, что представления играют огромную роль в зачатии ребенка. Мы находим упоминания об этом и в трудах таких древнегреческих и древнеримских ученых, как Гесиод, Эмпедокл, Гиппократ, Аристотель и Плиний.
Современная теория и практика нейролингвистического программирования не без основания утверждает значение для физического и психического здоровья внутренних образов, построенных нашим умом. Мать и ее еще не родившийся ребенок, составляют неразделимое целое, и образы, создаваемые беременной женщиной, разумеется, не безразличны для плода.
Все, что происходит вокруг нас и с нами, все, что мы видим и слышим и вообще, все, что мы воспринимаем, осознается нами только тогда, когда наш ум построит внутренний образ внешнего события. В действительности, мы встречаемся с внешним миром внутри себя. Эта встреча у беременной женщины происходит одновременно и для ее ребенка. И если для взрослого человека эти влияния, накапливаясь, действуют на психику и на физиологию, а затем и на наследственность, то еще не родившийся ребенок формируется под влиянием этих условий.
Серое однообразие современных жилых многоэтажек, серые асфальтированные улицы и, нередко, такие же серые дворы фиксируют внутри нас соответствующие психологические структуры. В связи с этим наши эмоциональные реакции на окружающий нас мир перестают быть многогранными, "радужными", они становятся "чернобелыми", более грубыми. От этого зависит и наша наследственность, становясь более грубой и, конечно, это в значительной мере влияет на интеллект нашего потомства.
И еще ритмы. Современная эстрадная музыка, часто несущая в себе низкие вибрации, возбуждающие только низший витал, порождающая не самые высокие влечения не способствует развитию интеллекта уже родившихся детей и, конечно же, разрушительно действует на формирующийся мозг еще не родившегося ребенка. Такого рода ритмичные мелодии (иногда это больше похоже на ритмичный грохот, чем на мелодию) препятствуют образованию тех тонких связей в головном мозгу, благодаря которым ум человека мог бы стать более восприимчивым и гибким. Можно предполагать, что современные музыкальные ритмы являются одной из главных причин, породивших сексуальную революцию, а она, в свою очередь, ухудшила и продолжает ухудшать человеческий генофонд.
Тело человека хорошо проводит звуки, и в организм, растущий в лоне матери, внешний мир врывается водопадами звуковых вибраций. Будущий человек плод, который носит в себе женщина все слышит и... все запоминает. Даже интимные отношения его матери в период беременности, оставляют след в его памяти. И все, что он слышит, не только принимает участие в его физическом формировании, но и воспитывает его.
Уже в этот период закладываются его склонности и его влечения, некоторые его вредные и полезные привычки. И пусть он не помнит периода жизни, предшествующего его рождению (хотя при определенных обстоятельствах он может вспомнить некоторые эпизоды из своей пренатальной жизни), но, тем не менее, этот период является фундаментом, на котором формируется характер человека.
Описан эксперимент, проводимый любящим отцом над своим еще не родившимся сыном. В этом эксперименте он читал вслух текст из Одиссеи Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Один и тот же текст был прочитан несколько раз... И потом, когда ребенку было около семи лет, ему было предложено выучить наизусть два отрывка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была прочитана ему несколько раз еще до его рождения. Был получен удивительный результат ребенок, уже знакомый ему еще до рождения отрывок из Одиссеи Гомера, выучил вдвое быстрее другого незнакомого.
А вот еще один интересный пример. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: "Эта любовь жила во мне еще до рождения". Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Както раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. О подобном же феномене рассказывает Рубинштейн и американский скрипач Иегуди Менухин.
И еще пример. Японскими педиатрами был описан естественный эксперимент, в котором беременные женщины, жившие недалеко от аэропорта с его громами реактивных самолетов, рождали детей, которые не пугались внезапных звуковых раздражителей и спокойно спали, в то время как другие дети, не имевшие такого пренатального опыта, каждый раз вздрагивали, просыпались и плакали.
Эти случаи подтверждают факт восприятия плодом тех событий, которые происходят во внешнем мире. Конечно, трудно утверждать, что мать, часто слушавшая музыку или много игравшая на каком либо музыкальном инструменте во время беременности, обязательно произведет на свет композитора, музыканта виртуоза или певца. Но то, что он будет восприимчив к музыке, что обогатит его на всю его последующую жизнь это безусловно.
В настоящее время является неопровержимым фактом то, что интересы и увлечения матери, а так же ее некоторые психологические особенности, в период беременности могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль не только в развитии плода, но и во всей последующей его жизни.
Разумеется, овладение иностранными языками так же может быть значительно облегчено, если мать в период беременности будет говорить не только на своем родном языке или, хотя бы в ее окружении достаточно часто слышалась иностранная речь. На эту тему даже существует анекдот, в котором одна француженка взяла на воспитание из дома ребенка младенца девочку, родители которой были англичане, с целью обучаться английскому языку у приемной дочери. Эти свои высказывания она мотивировала тем, что подрастающая дочь, конечно, будет говорить поанглийски, так как ее действительными родителями были англичане.
В этом анекдоте есть доля истины. Мать, говорящая на английском языке, закладывает в подсознание будущего ребенка основу своего родного языка. Потом, когда он начнет учиться говорить, это будет происходить легче, чем в случаях с глухонемыми родителями. Обучение речи будет иметь в себе компонент воспоминания прежде известного языка.
Нередко существует такой вариант семейных отношений, когда родители при общении друг с другом допускают употребление нецензурной брани. Это тоже отложится в памяти их ребенка и потом, когда он начнет постигать мир и науку языкового общения в нем, нецензурные слова, однажды услышанные им от коголибо из окружающих его людей, легко запомнятся им и станут естественной частью его речи.
Или еще пример из речевой патологии: предположим, что один из родителей ребенка страдает логоневрозом, и, конечно, будущий ребенок слышит такую патологическую речь и запоминает ее. Потом в детском или в подростковом возрасте при невротизирующих обстоятельствах или даже имея друга или товарища, который заикается, легко приобретет привычку заикаться.
Не родившийся еще ребенок не только слышит все, что происходит в мире его родителей, но и "видит" то, что видит его мать. Мы уже говорили выше, что человек встречается с внешним миром внутри самого себя. Возникающий калейдоскоп образов внешнего мира в уме матери, подобно кругам, расходящимся по воде от брошенного камня, захватывает все ее существо и запечатлевается также в памяти ребенка. Потом, когда он появится на свет, имея некоторый опыт, полученный им еще до его рождения, он не только легче будет адаптироваться к огромному миру людей, но будет иметь определенные склонности и даже таланты. Или же наоборот патологические комплексы и влечения.
О том, что в образах, возникающих в уме человека, действительно принимает участие все тело, свидетельствуют результаты электрофизиологических исследований людей, занимающихся психотонической тренировкой. На миограмме, снимаемой с мышц рук и ног человека представляющего, что он бежит, хорошо выражены ритмичные изменения электрической активности, соответствующие тем, которые регистрируются при реальном беге.
Или вот пример, который должен убедить читателя, что на любые внешние раздражители человек реагирует всем своим существом: "Представьте себе лимон желтый, спелый, упругий. Вы положили его на блюдце, взяли нож и начали резать. К сожалению, нож попался тупой. Вы придавили его посильнее. Лопнула кожура лимона, и брызнул кислый лимонный сок. Вы продолжаете резать лимон на ломтики, и видите, как по срезу сочится кислый лимонный сок, и растекается по блюдцу лужицей. Потом вы разложили ломтики на блюдце лесенкой, полукругом и присыпали сахаром, и сахар тотчас же пропитался лимонным соком. Затем вы взяли на вилку один из засахаренных ломтиков лимона и отправили себе в рот и стали жевать".
А теперь обратите внимание на то, что пока вы читали эти строки у вас побежали слюнки. Следовательно, образ лимона вызвал реакцию слюнных желез. И не только слюнных. В вашем желудке стал выделяться желудочный сок. Вспомните опыты И.П. Павлова, в которых один лишь вид пищи вызывал выделение желудочного сока у собак.
Исходя из вышесказанного, мы можем с уверенностью говорить о том, что при воздействии внешнего мира на живой организм в нем возникают конкретные физиологические реакции.
И, наконец, об эмоциях и эмоциональных состояниях. Любая эмоция, возникающая у человека, вызывает изменение его гормонального фона. А беременные женщины особенно эмоционально лабильны. Гормоны и многие химические вещества легко проникают из крови матери в кровь ребенка, вызывая в нем те же самые физические реакции. И, кроме того, эмоции вызывают определенные изменения и в полевых структурах человека, и эти изменения мгновенно передаются плоду. Другими словами, мать и ее еще не родившийся ребенок постоянно общаются друг с другом не только на физическом, но и на биополевом уровне. Маленькое существо, развивающееся в лоне матери, купается в ее эмоциях и влечениях и они формируют его эмоциональную сферу. Какие эмоции и эмоциональные состояния будут преобладать потом у родившегося человека, будет ли он чувствовать себя уверенным и сильным, спокойным и уравновешенным, будет ли он способен воспринимать и проявлять тонкие обертоны эмоций, зависит от состояния его матери в тот период, когда она носит его в себе. Можно даже сказать: "эмоциональный фундамент будущего человека закладывается до его рождения". Все, что сформируется в этот период, будет оказывать на него влияние в течение всей его последующей жизни. Возможно, Пушкин никогда не стал бы поэтом, если бы в его семье не звучали стихи, а Чайковский композитором, если бы в пренатальный период в его семье не звучала музыка.
Генетика это только "скелет", а все остальные дополнения к нему формируются различными влияниями, как внешними, так и внутренними. Будет ли человек талантливым или посредственным, в огромной степени зависит от условий, в которых развивается человек от его зачатия до рождения.