Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

3     Условия беременности и психическое недоразвитие

Французский психиатр Эрнест Шарль Лассег говорил, что бывают дети с врожденным слабоумием, а бывают рожденные "богача­ми", но, в процессе жизни, растерявшие свое духовное богатст­во. Первых называют олигофренами (олигофрения малоумие), а по­следних страдающими деменцией (деменция приобретенное сла­боумие). Основным симптомом детейолигофренов является в боль­шей или меньшей степени неспособность к абстрактному мышлению и недостаточность адекватности поведения при взаимодействии с людь­ми. Обычно это обнаруживается в шести семилетнем возрасте, когда ребенок идет в школу, где вскоре раскрывается его несостоятель­ность.

Только в шести восьми процентах случаев олигофрения имеет на­следственные причины, когда отец или мать страдают такой формой умственной отсталости. И свыше девяноста процентов олигофрении являются следствием, какихлибо повреждающих факторов. К ним от­носятся токсикозы беременных, перенесенные в этот период инфекци­онные заболевания, прием психотропных средств в период беремен­ности, различного рода наркомании. Следует знать, что различные на­питки, тонизирующие организм, такие как крепкий чай, кофе тоже имеют в себе наркотический компонент. Любителей крепкого чая на­зывают чифироманами, а любителей кофе кофеиноманами. Алко­голь в любого рода напитках это тоже наркотик, в первую очередь разрушающий социальные структуры мозга. Опьянение следует рас­сматривать, как отравление высших, тонких структур центральной нервной системы и, в связи с этим, растормаживание наиболее гру­бых, древних отделов головного мозга.

В настоящее время, когда различного рода наркомании захлестну­ли все человечество, количество рождающихся детейолигофренов резко возросло, не говоря уже о множественных физических врожден­ных нарушениях. Если мать в период беременности продолжает при­нимать наркотики (курение тоже одна из форм наркомании), то ее ребенок в этом случае может иметь не только олигофрению, но и врожденную наркоманию. Это связано с тем, что наркотики свободно проходят через плацентарный барьер, и еще не родившийся ребенок легко становится наркоманом. Иногда таким детям, только что родив­шимся у матерейнаркоманов, приходится вводить наркотик, так как абстиненция, возникшая в связи с прекращением поступления нарко­тика после отделения пуповины, вызывает значительные страдания у младенца и даже может привести к его смерти. Приведем пример слу­чая, описанного в книге М. И. Буянова "Беседы о детской психиатрии".

"Мальчик родился от беременности, протекавшей с сильной рвотой, отеками, головными болями. В конце беременности мать перенесла тяжелое простудное заболевание, принимала много лекарств. Худож­ница по профессии она до последнего дня беременности вела свет­скую жизнь, много работала, курила и не отказывалась от рюмки вина. "Я же свободная женщина, не хочу, чтобы беременность лишала меня свободы", говорила она.

Раннее развитие ребенка было своевременным, но он много болел. Во время болезни у него начинались бред и галлюцинации, он плохо засыпал, испытывал страхи, кудато в ужасе бежал, иногда возникали судорожные подергивания мышц рук и ног. С 3 4 летнего возраста эти явления стали проходить, но мать заметила, что ребенок плохо пе­реносит жару, духоту, езду в транспорте, быстро устает, не выдержи­вает даже незначительного психического и физического напряжения. Если ребенок простужался, то болезнь протекала длительно, после болезни он долго не мог прийти в себя, становился еще более утомля­емым и вялым.

Мальчик был повышенно суетлив, не собран, раздражителен, плак­сив. Все это стало особенно заметным, когда ребенок пошел в школу: быстро уставал, к концу урока плохо соображал, становился непосед­лив. Работоспособность его была неравномерной: если он не уставал, то учился хорошо, все интеллектуальные процессы у него были нор­мальными, память не страдала. Но стоило ребенку утомиться, вовремя не отдохнуть, как он плохо усваивал новое, с трудом запоминал, стано­вился неусидчивым и не сосредоточенным, внимание его рассеивалось. Мать заметила также что, если сын днем не поспит или вечером слиш­ком поздно ложится спать, все эти явления усиливаются, он "встает с левой ноги", даже бывает драчлив. В движениях был неловок, неуклюж, изза этого часто становился мишенью насмешек со стороны сверст­ников. Обидчивый и вспыльчивый, он в ответ на легкие обиды и иронию начинал драться. Во время этих драк ему доставалось больше всех...

Учился мальчик все хуже и хуже. Это стало очевидным в четвертом классе, когда нагрузка возросла, и мальчик, помимо занятий в обще­образовательной школе, стал дополнительно учить иностранный язык"...

У мальчика был церебрастенический синдром (церебро мозг, ас­тения слабость), обусловленный органическим поражением головно­го мозга за счет патологии беременности и, конечно же, за счет невоз­держанности матери, которая не хотела жертвовать своей свободой ради своего будущего ребенка.

Такие дети жалуются на сильные головные боли, их легко укачива­ет в транспорте, они плохо переносят жару и духоту, быстро утомляют­ся, раздражительны, плаксивы. У некоторых нарушается сон: при очень глубоком сне они могут не проснуться при позывах на мочеиспу­скание, у других сон может быть поверхностным, неспокойным, со все­возможными кошмарами. Для них типична утомляемость при интел­лектуальных нагрузках.

В том случае, если для них организовать дневной сон, ограничить количество принимаемой жидкости на ночь и перевести их на молочнорастительную диету, то состояние их может быть заметно улучше­но. И, конечно, их надо предохранять от переохлаждения, перегрева­ния, и от физических и интеллектуальных перегрузок.

В дальнейшем, в случае невозможности создания для таких детей специального режима дня, у них может сформироваться патологичес­кая личность со снижением интеллекта и грубыми антисоциальными наклонностями.

Далеко не последнее место среди причин, приводящих к врожден­ному слабоумию, занимают всевозможные внешние фрустрирующие факторы, воздействующие на беременную женщину (фрустрация од­на из форм психологического стресса). Ярким примером этому служит наше время, когда в состоянии фрустрации оказались многие народы, жившие на территории бывшего СССР.

И, конечно, большое значение имеет отношение женщины к своему будущему ребенку. Будет ли благоприятной среда формирования мла­денца в лоне матери или нет, зависит не только от перечисленных вы­ше причин. Развивающийся плод буквально "купается" в волнах виб­раций материнских эмоций и состояний.

Известно, что если концентрироваться на какомлибо органе свое­го тела, то этим самым можно вызвать в нем определенные физиоло­гические изменения. Например, если вы обращаетесь к своему серд­цу, в котором в связи с ишемией (местное сужение коронарных сосу­дов) появилась боль и просите его успокоиться и работать спокойно и безболезненно, оно нормализует свою функцию и боли проходят. Ко­нечно, оно не понимало ваших слов, но до него дошли ваши вибрации и сняли напряжение.

И если вы не хотите иметь растущего в вашем теле ребенка, если вы ненавидите его, то ваши вибрации доходят до него и вызывают не­благоприятное влияние не только на развитие его головного мозга, но нередко и физического тела. Вместо вибраций любви он получает ви­брации, в лучшем случае безразличия, а в худшем ненависти. Для нормального развития плода в лоне матери необходим положительный аккорд вибраций, а не отрицательный тормозящий, уродующий и разрушающий развитие ребенка.

Опубликовано