МАТЬ РАЗНОЕ

Знать – хорошо,

 

          жить этим знанием – лучше,

 

                         а быть им, – значит, быть совершенным.

 

 

 

 

 

О ЛЮБВИ

 

Любовь, одна из великих универсальных сил, существует са­мостоятельно, и ее движения свободны и независимы от объектов, в которых и через которые она выражается. Она обнаруживает себя там, где есть возможность выразить себя и быть восприня­той. То, что обыкновенно называется любовью и считается при­надлежностью личности, это лишь наша способность принимать и выражать эту универсальную силу. Хотя она и универсальна, она от этого не становится бессознательной, а, наоборот, — является в высшей степени сознательной силой, стремящейся сознательно вы­разить себя и быть реализованной на земле. Любовь сознательно выбирает свои орудия, пробуждая тех, кто способен воспринять ее вибрации, стремится осуществить в них свои вечные цели, а когда орудие оказывается непригодным, бросает его и ищет другие. Лю­ди обыкновенно думают, что они внезапно влюбились, они видят, как их любовь приходит, растет и увядает, или же длится немно­го дольше у тех, кто приспособлен для ее более длительного пре­бывания. Но чувство, что это их чисто личный опыт – иллюзия, так как в действительности это была волна вечного моря универ­сальной любви. Words of  the Моthег, 1949, рр. 104 – 106.

Любовь – универсальная и вечная Божественная сила; сущ­ность ее всегда неизменна. Извращения, которые мы видим в ее действиях, принадлежит ее орудиям. Любовь проявлена не только 'в людях, но везде и во всем: в растениях, даже в камнях, а в жи­вотных ее присутствие легко обнаружить. Все искажения этой ве­ликой Божественной силы происходят от непонимания, от неве­жества, от эгоизма ограниченного орудия. В любви, как в вечной силе, нет никаких желаний – стремления держаться вместе, власт­вовать, эгоистически привязывать; в ее чистой форме любовь стре­мится только к соединению с Божеством, и это стремление абсо­лютно и не зависит от чего бы то ни было. Божественная любовь жертвует собой и не просит ничего взамен. О том, что люди сде­лали с такой любовью, не стоит и говорить; они превратили ее во что-то уродливое и отталкивающее. Несмотря на это, первые контакты человеческой любви приносят что-то от ее чистой сущ­ности: люди временно забывают себя, на мгновение. Божествен­ное прикосновение пробуждает в них все, что в них есть прекрасного и благородного. Но, после первых контактов, человеческая природа выявляет себя, требует что-то взамен, протестует, торгу­ется и настаивает на своих потребностях, таким образом искажает и загрязняет то, что было Божественно. Words of the Моthег, 1949, pp. 104 – 109.

...Материальный мир в своей темноте и в невежестве забыл Божество, Любовь пришла в темноту и разбудила спящего… С пробуждением человечества появилась возможность возвращения к Божеству. Все созданное движется вверх через любовь к Боже­ству, и в ответ Божество нисходит, чтобы встретить эту любовь. Любовь не может существовать в своей чистой форме – Красоте, не может выявить свою силу, полноту своего экстаза до тех пор, пока не установится этот обмен, это объединение земли с Все­вышним, это движение любви от Божества к творению и от тво­рения к Божеству. Мир был мертвой матерней до тех пор, пока Божественная любовь не низошла в него и не пробудила в нем жизнь... Как только Божественная любовь проснулась в челове­ческом сознании (чистая любовь и независимая от всех челове­ческих форм), человек познал то, к чему в действительности все время стремилось его сердце. Это начало духовного стремления, пробуждающее сознание и жажду соединения с Божеством. Все формы его искажения, принадлежащие Неведению, должны с этого момента начать увядать, заменяясь единым движением лю­бого создания ответить любовью на любовь Божества. Как только вселенная становится сознательной, пробужденной и открытой для Божественной любви, эта любовь вливается безграничным потоком обратно в природу. Круг действия поворачивается назад, и его концы соединяются, таким образом, объединение противо­положностей Духа и Материи становится полным и постоянным. Words of  the Моthег,  1949, pp. 111– 113.

 

 

О ПРЕОБРАЖЕНИИ

 

 

Нам нужна интегральная трансформация, трансформация те­ла и всех его действий. Первый шаг, абсолютно необходимый – трансформация сознания – должен быть закончен до того, как может быть предпринят следующий. Прежде всего, необходимо стремление к преображению и воля осуществить его. Без этого ничего нельзя сделать. Но если к устремлению прибавить внутреннюю искренность, известную восприимчивость, то тогда мы можем войти сразу в это новое сознание и остаться в нем. Эта перемена сознания происходит внезапно, хотя подготовка к ней идет медленно и может потребовать много времени. Я говорю не о простом изменении точки зрения, а о пол­ном и абсолютном изменении всего, что-то вроде вывернутого наизнанку мяча. В измененном сознании все пред­ставляется не только новым и отличным, но и почти противопо­ложным тому, что казалось обыденному сознанию, в котором мы движемся очень медленно от одного опыта к другому, от полного неведения к далекому и относительному познанию: в новом соз­нании мы уже движемся от одного знания к другому. Все это толь­ко начало, так как внешнее сознание, то есть разные уровни и части внешнего живого существа, изменяются очень медленно и постепенно, в соответствии с внутренним состоянием, Вulletin. Аugust, 1950, рр. 9 – II,

...Резкое изменение обычного сознания открывает в нас что-то новое, и мы сразу оказываемся в новом мире. Возможно, что сна  чала новое сознание устанавливается только временно, так как полное изменение природы займет много времени. Обычно, как только коренная перемена произошла, новое сознание остается навсегда. С этого момента остается постепенно разработать детали и конкретное выражение нового сознания... Вот это и есть начало интегрального преображения. Вulletin.Аugust,, 1950, рр. 9 – И.

 

ОДНА МЕЧТА

 

Где-нибудь на земле должно быть    место, которое ни одна страна не могла бы считать своей исключительной собственностью, где все благонамеренные люди, искренние в своих стремлениях, могли бы жить свободно, как граждане мира, повинуясь только идиому авторитету – высшей Истине. Там должно царить спо­койствие, гармония и мир, к все воинственные инстинкты человека должны применяться исключительно для победы над причинами страданий и несчастий, для преодоления человеческих слабостей и невежества и победы над ограниченностью и несостоятельностью; там нужды духа и стремление к прогрессу получили бы предпоч­тение над удовлетворением желаний и страстей и поисков мате­риальных удовольствий и наслаждений. В таком месте дети могли бы расти и интегрально развиваться, не теряя контакта со своей душой. Образование было бы организовано не для сдачи экзаме­нов, удостоверений и получения места, а для обогащения существующих способностей и реализации новых: погоня за званиями и карьерой была бы заменена возможностями служить и организо­вывать. Нужды тела были бы удовлетворены для всех и каждого, умственное, моральное и духовное превосходство выражалось бы не в большем количестве удовольствий и витальности, но в усиле­нии чувства долга и ответственности. Красота разных художест­венных форм – живописи, скульптуры, музыки, литературы – были бы доступны всем; возможности разделить радости, которые они приносят, были бы ограничены только личными способностя­ми восприятия, а не финансовым или светским положением. В та­ком идеальном обществе деньги уже не считались бы высшим бла­гом. Ценность индивидуума имела бы больше значения, чем ма­териальные ценности, богатство и социальное положение. Работа там была бы не средством заработка для жизни, а средством для самовыражения, развития своих способностей, одновременно да­вая возможность индивидууму служить своей группе, которая, со своей стороны, предоставляла бы каждому средства для личного существования и поприще для общей работы. Короче говоря, это было бы общество, где отношения между людьми, основанные в настоящее время исключительно на конкуренции и раздоре, были бы заменены сотрудничеством и искренне братскими отношениями.

Без сомнения, наша планета еще не готова осуществить такую мечту; человечество еще не имеет необходимых знаний для того, чтобы понять и принять ее, а также необходимой сознательной силы, чтобы ее выполнить. Вот почему я назвала эту идею мечтой.

Несмотря на это, мечта уже начинает становиться действи­тельностью. Это как раз то, что мы' стремимся осуществить в Ашра­ме Шри Ауробиндо в маленьком масштабе, в меру наших ограни­ченных возможностей. Это движение на самом деле еще далеко от совершенства, но все же оно прогрессивно развивается. Мало-помалу мы приближаемся к нашей цели. Мы надеемся, что придет день, когда мы сможем показать миру на практике, как выйти из теперешнего хаоса в новую, более истинную и гармоничную жизнь. Аuгоvillе: «Тhe Cradlt of the Words», 1972.

 

 

НАУКА ЖИЗНИ

 

Бесцельная жизнь – всегда несчастная жизнь. У всех должна быть цель, и от качества этой цели будет зависеть качество вашей жизни.

Цель должна быть возвышенной, благородной, широкой, она не должна определяться пристрастиями. Это сделает вашу жизнь ценной для вас самих и для всех. Но какой бы ни был ваш идеал, он не может быть вполне осуществлен до тех пор, пока вы сами не достигли совершенства.

Первый шаг к совершенству – это осознание самого себя, разных частей своего существа и их соответствующих действий. Вы должны научиться отличать эти разные части одну от другой для того, чтобы найти источник ваших действий, то есть импульсы, реакции и волевые противоречия, которые приводят организм в движение. Это требует большой настойчивости и искренности, так как природа человека, в особенности его умственная природа, склонна давать благоприятные объяснения всем нашим мыслям, чувствам и действиям. Только когда мы начинаем наблюдать эти движения с большим вниманием, представляя каждое на суд на­шего высшего идеала, с искренним желанием подчиниться его при­говору, только тогда мы можем надеяться развить в себе безоши­бочную проницательность. Если мы действительно хотим совершенствоваться и развить в себе способность к познанию истины существа, для чего мы были созданы, и что мы можем счи­тать нашей миссией на земле, то необходимо постоянно и регуляр­но отвергать или устранять все, что противоречит    и противится нашему  идеалу.  Таким  образом,  мало-помалу все части  нашего существа смогут организоваться в однородное целое вокруг наше­го психического центра.  Эта  работа    объединения займет много времени. Для того, чтобы достигнуть известной степени совершен­ства и выполнить эту работу, мы должны вооружиться терпением и твердым решением продолжать нашу жизнь до достижения ус­пеха в нашем предприятии. Продолжая работу объединения и очи­щения, мы должны в то же время  усовершенствовать внешнюю, инструментальную часть нашего  существа.  Когда,  наконец, выс­шая Истина    обнаружит    себя, то наше    умственное    существо должно быть достаточно подготовленным для того, чтобы придать идее, которая стремится выразиться, достаточную силу и ясность. Эта идея, когда она попытается выразить себя в словах, должна найти в нас достаточную силу выражения, так, чтобы слова ясно выражали, не искажали ее. Формула, в которую вы воплотите истину, должна быть отчетливо выражена в ваших чувствах, в вашей иоле, действиях и движениях всего вашего существа. В конце концов,  эти  движения,  благодаря  постоянному усилию,  должны бу­дут достигнуть совершенства…

Все это может быть осуществлено посредством четырехсто­ронней дисциплины, которая здесь представлена в общих чертах, Эти четыре аспекта дисциплины не исключают друг друга, им Можно следовать одновременно, что даже предпочтительно. От­правной пункт можно назвать психической дисциплиной. Мы на­зываем «психическим» центр нашего существа, заключающий выс­шую истину нашей жизни. Таким образом, для нас чрезвычайно важно осознать присутствие этого центра, сосредоточиться на нем, сделать его живым фактом и отождествить себя с ним.

В разных, местах и в разные времена было выработано много методов для достижения этого сознания и отождествления с ним. Одни методы – психологические, другие – религиозные, третьи – просто механические. В действительности, каждый должен найти метод, который подходит ему лучше всего, и если стремление ис­креннее, твердо установившееся и динамичное, можно быть уве­ренным, что, так или иначе, мы получим помощь, необходимую для достижения нашей цели; эта помощь придет через изучение или концентрацию, созерцание или внутренний опыт. Необходима только сила воли, чтобы открыть и осуществить то, что должно стать основной задачей бытия, той бесценной жемчужиной, кото­рую мы должны приобрести любой ценой. Что бы вы ни делали, чем бы вы ни были заняты, воля найти истину своего существа и соединиться с ней должны быть всегда живой и присутствовать во всем, что вы делаете, переживаете и о чем думаете.

Для совершения этого внутреннего открытия нельзя игнори­ровать умственное развитие, так как умственный инструмент мо­жет быть большой помощью или большим препятствием, В своем обычном состоянии человеческий ум всегда ограничен, узок, не­подвижен, и нужны усилия, чтобы его расширить, углубить и сделать более гибким. Поэтому необходимо рассматривать все со многих точек зрения. В связи с этим есть одно упражнение, кото­рое дает гибкость и возвышенность мысли: сперва ясно сформу­лируйте один тезис, затем с такой же точностью сформулируйте противоположный тезис; тогда после тщательного размышления, задача должна быть разрешена и преодолена посредством синте­за, который объединит две противоположности в более обширную и емкую идею.

Существует много упражнений такого рода. Некоторые из них хорошо влияют на характер и имеют двойное преимущество, обу­чая и, в то же время, устанавливая контроль над чувствами и их следствиями. Например, ум не должен судить о вещах и людях, так как он не является инструментом знания, но он должен быть движим нм. Знание принадлежит сфере, находящейся гораздо вы­ше человеческого ума, даже выше сферы чистых идей, Ум нужно сделать безмолвным и внимательным для того, чтобы он смог по­лучать и выражать знание из высших сфер...

Еще одно упражнение может помочь в развитии сознания, Если есть разногласие при принятии какого-либо решения или дей­ствия, мы не должны настаивать на нашей собственной точке зрения. Напротив, мы должны стараться понять точку зрения оппонента, войти в его положение и, вместо того чтобы ссориться или даже драться, найти решение, которое может удовлетворить обе стороны. Такое разрешение проблемы всегда имеется для благо­намеренных людей.

Теперь следует остановиться па обучении витальных функций, то есть импульсов, желаний, энтузиазма и насилия, динамической энергии и глубокой депрессии, страстен и возмущений. Эти дви­жения могут создавать все, что угодно, и, в то же время,    могут все испортить или разрушить. Обучить и обуздать эти витальные порывы в человеке чрезвычайно трудно: необходимо большое тер­пение и полная искренность, без чего человек с самого начала будет обманывать себя, и все его усилия пропадут даром. Нет реали­заций или трансформаций, которых нельзя было бы достичь при помощи витальных функций. Вопрос только в том, как заручиться этим  постоянным  сотрудничеством. Витальные функции человека работают хорошо; но чаще они стремятся удовлетворить свои соб­ственные нужды. Если они не удовлетворены, то начинают упор­ствовать, и, ввиду этого, энергия исчезает; остается неудовлетво­ренность, разочарование и депрессия. В таких случаях нужно ос­таваться спокойным и бездейственным, так как в этот момент лег­ко сделать ошибку и в несколько минут испортить или потерять все, что было достигнуто месяцами усилий. Эти кризисы продол­жаются недолго и не так опасны в тех случаях, когда контакт с психическим существом установлен достаточно, чтобы поддержать сознание идеала и дать устремление к нему... Каждый кризис мо­жет тогда сделаться средством для прогресса, шагом вперед к идеа­лу. Прогресс может быть медленным, а неудачи частыми, но если мужественно поддерживать волю, то можно быть уверенным, что придет день, когда победа будет обеспечена, и все трудности исчезнут перед сияющим сознанием Истины.

В конце концов, посредством рационального и целенаправлен­ного  физического обучения  мы должны сделать тело сильным и гибким, так чтобы оно стало достойным инструментом   Истниы-Силы, стремящейся выразить себя через нас.

В действительности, тело должно не управлять, а повиновать­ся, так как, согласно его природе, оно должно быть послушным и верным слугой. К сожалению, тело редко осознает, что им руководит ум и витальные процессы, Оно слепо повинуется им, часто вопреки своему благополучию. Ум, с его догмами и произвольными правилами, витальные процессы с их страстями и эксцессами, делают все возможное, чтобы быстро уничтожить здоровый баланс тела и создать в нем усталость, истощение и болезнь. Мы должны освободиться от их тирании, что возможно через постоянное объединение с психическим центром нашего существа. Тело обладает замечательной способностью приспособления и выносливости. Спо­койное, сильное, уравновешенное, каждую минуту оно будет де­лать то, что нужно, так как оно выучится отдыхать в действии и восстанавливать энергию через контакт с универсальными силами. В такой здоровой и уравновешенной жизни тело выявит новую гармонию, отражающую гармонию высших сфер, которая придаст ему совершенные пропорции и красоту формы. Эта гармония бу­дет прогрессивной, так как наше существо постоянно развивается и движется к глубокому всеобъемлющему совершенству. Когда тело выучится следовать движению прогрессивной гармонии, оно сможет избежать разрушения и уничтожения благодаря процессу постоянной трансформации. Таким образом, неизменный закон смерти уже не будет больше действовать.

По мере того, как мы приближаемся к нашей цели, мы начи­наем сознавать, что истина, которую мы ищем, состоит из четырех главных аспектов: Любви, Познания, Силы и Красоты. Эти четы­ре атрибута истины будут непосредственно проявлять себя в на­шем существе. Психический центр проявит настоящую, чистую любовь, ум – безошибочное знание, жизненные процессы – непобедимую силу, а тело станет выражением совершенной красоты и гармонии. Sri Aurobindo and Mother on Education, 1966, рр. 49 – 53.