Знать – хорошо,
жить этим знанием – лучше,
а быть им, – значит, быть совершенным.
О ЛЮБВИ
Любовь, одна из великих универсальных сил, существует самостоятельно, и ее движения свободны и независимы от объектов, в которых и через которые она выражается. Она обнаруживает себя там, где есть возможность выразить себя и быть воспринятой. То, что обыкновенно называется любовью и считается принадлежностью личности, это лишь наша способность принимать и выражать эту универсальную силу. Хотя она и универсальна, она от этого не становится бессознательной, а, наоборот, — является в высшей степени сознательной силой, стремящейся сознательно выразить себя и быть реализованной на земле. Любовь сознательно выбирает свои орудия, пробуждая тех, кто способен воспринять ее вибрации, стремится осуществить в них свои вечные цели, а когда орудие оказывается непригодным, бросает его и ищет другие. Люди обыкновенно думают, что они внезапно влюбились, они видят, как их любовь приходит, растет и увядает, или же длится немного дольше у тех, кто приспособлен для ее более длительного пребывания. Но чувство, что это их чисто личный опыт – иллюзия, так как в действительности это была волна вечного моря универсальной любви. Words of the Моthег, 1949, рр. 104 – 106.
Любовь – универсальная и вечная Божественная сила; сущность ее всегда неизменна. Извращения, которые мы видим в ее действиях, принадлежит ее орудиям. Любовь проявлена не только 'в людях, но везде и во всем: в растениях, даже в камнях, а в животных ее присутствие легко обнаружить. Все искажения этой великой Божественной силы происходят от непонимания, от невежества, от эгоизма ограниченного орудия. В любви, как в вечной силе, нет никаких желаний – стремления держаться вместе, властвовать, эгоистически привязывать; в ее чистой форме любовь стремится только к соединению с Божеством, и это стремление абсолютно и не зависит от чего бы то ни было. Божественная любовь жертвует собой и не просит ничего взамен. О том, что люди сделали с такой любовью, не стоит и говорить; они превратили ее во что-то уродливое и отталкивающее. Несмотря на это, первые контакты человеческой любви приносят что-то от ее чистой сущности: люди временно забывают себя, на мгновение. Божественное прикосновение пробуждает в них все, что в них есть прекрасного и благородного. Но, после первых контактов, человеческая природа выявляет себя, требует что-то взамен, протестует, торгуется и настаивает на своих потребностях, таким образом искажает и загрязняет то, что было Божественно. Words of the Моthег, 1949, pp. 104 – 109.
...Материальный мир в своей темноте и в невежестве забыл Божество, Любовь пришла в темноту и разбудила спящего… С пробуждением человечества появилась возможность возвращения к Божеству. Все созданное движется вверх через любовь к Божеству, и в ответ Божество нисходит, чтобы встретить эту любовь. Любовь не может существовать в своей чистой форме – Красоте, не может выявить свою силу, полноту своего экстаза до тех пор, пока не установится этот обмен, это объединение земли с Всевышним, это движение любви от Божества к творению и от творения к Божеству. Мир был мертвой матерней до тех пор, пока Божественная любовь не низошла в него и не пробудила в нем жизнь... Как только Божественная любовь проснулась в человеческом сознании (чистая любовь и независимая от всех человеческих форм), человек познал то, к чему в действительности все время стремилось его сердце. Это начало духовного стремления, пробуждающее сознание и жажду соединения с Божеством. Все формы его искажения, принадлежащие Неведению, должны с этого момента начать увядать, заменяясь единым движением любого создания ответить любовью на любовь Божества. Как только вселенная становится сознательной, пробужденной и открытой для Божественной любви, эта любовь вливается безграничным потоком обратно в природу. Круг действия поворачивается назад, и его концы соединяются, таким образом, объединение противоположностей Духа и Материи становится полным и постоянным. Words of the Моthег, 1949, pp. 111– 113.
О ПРЕОБРАЖЕНИИ
Нам нужна интегральная трансформация, трансформация тела и всех его действий. Первый шаг, абсолютно необходимый – трансформация сознания – должен быть закончен до того, как может быть предпринят следующий. Прежде всего, необходимо стремление к преображению и воля осуществить его. Без этого ничего нельзя сделать. Но если к устремлению прибавить внутреннюю искренность, известную восприимчивость, то тогда мы можем войти сразу в это новое сознание и остаться в нем. Эта перемена сознания происходит внезапно, хотя подготовка к ней идет медленно и может потребовать много времени. Я говорю не о простом изменении точки зрения, а о полном и абсолютном изменении всего, что-то вроде вывернутого наизнанку мяча. В измененном сознании все представляется не только новым и отличным, но и почти противоположным тому, что казалось обыденному сознанию, в котором мы движемся очень медленно от одного опыта к другому, от полного неведения к далекому и относительному познанию: в новом сознании мы уже движемся от одного знания к другому. Все это только начало, так как внешнее сознание, то есть разные уровни и части внешнего живого существа, изменяются очень медленно и постепенно, в соответствии с внутренним состоянием, Вulletin. Аugust, 1950, рр. 9 – II,
...Резкое изменение обычного сознания открывает в нас что-то новое, и мы сразу оказываемся в новом мире. Возможно, что сна чала новое сознание устанавливается только временно, так как полное изменение природы займет много времени. Обычно, как только коренная перемена произошла, новое сознание остается навсегда. С этого момента остается постепенно разработать детали и конкретное выражение нового сознания... Вот это и есть начало интегрального преображения. Вulletin.Аugust,, 1950, рр. 9 – И.
ОДНА МЕЧТА
Где-нибудь на земле должно быть место, которое ни одна страна не могла бы считать своей исключительной собственностью, где все благонамеренные люди, искренние в своих стремлениях, могли бы жить свободно, как граждане мира, повинуясь только идиому авторитету – высшей Истине. Там должно царить спокойствие, гармония и мир, к все воинственные инстинкты человека должны применяться исключительно для победы над причинами страданий и несчастий, для преодоления человеческих слабостей и невежества и победы над ограниченностью и несостоятельностью; там нужды духа и стремление к прогрессу получили бы предпочтение над удовлетворением желаний и страстей и поисков материальных удовольствий и наслаждений. В таком месте дети могли бы расти и интегрально развиваться, не теряя контакта со своей душой. Образование было бы организовано не для сдачи экзаменов, удостоверений и получения места, а для обогащения существующих способностей и реализации новых: погоня за званиями и карьерой была бы заменена возможностями служить и организовывать. Нужды тела были бы удовлетворены для всех и каждого, умственное, моральное и духовное превосходство выражалось бы не в большем количестве удовольствий и витальности, но в усилении чувства долга и ответственности. Красота разных художественных форм – живописи, скульптуры, музыки, литературы – были бы доступны всем; возможности разделить радости, которые они приносят, были бы ограничены только личными способностями восприятия, а не финансовым или светским положением. В таком идеальном обществе деньги уже не считались бы высшим благом. Ценность индивидуума имела бы больше значения, чем материальные ценности, богатство и социальное положение. Работа там была бы не средством заработка для жизни, а средством для самовыражения, развития своих способностей, одновременно давая возможность индивидууму служить своей группе, которая, со своей стороны, предоставляла бы каждому средства для личного существования и поприще для общей работы. Короче говоря, это было бы общество, где отношения между людьми, основанные в настоящее время исключительно на конкуренции и раздоре, были бы заменены сотрудничеством и искренне братскими отношениями.
Без сомнения, наша планета еще не готова осуществить такую мечту; человечество еще не имеет необходимых знаний для того, чтобы понять и принять ее, а также необходимой сознательной силы, чтобы ее выполнить. Вот почему я назвала эту идею мечтой.
Несмотря на это, мечта уже начинает становиться действительностью. Это как раз то, что мы' стремимся осуществить в Ашраме Шри Ауробиндо в маленьком масштабе, в меру наших ограниченных возможностей. Это движение на самом деле еще далеко от совершенства, но все же оно прогрессивно развивается. Мало-помалу мы приближаемся к нашей цели. Мы надеемся, что придет день, когда мы сможем показать миру на практике, как выйти из теперешнего хаоса в новую, более истинную и гармоничную жизнь. Аuгоvillе: «Тhe Cradlt of the Words», 1972.
НАУКА ЖИЗНИ
Бесцельная жизнь – всегда несчастная жизнь. У всех должна быть цель, и от качества этой цели будет зависеть качество вашей жизни.
Цель должна быть возвышенной, благородной, широкой, она не должна определяться пристрастиями. Это сделает вашу жизнь ценной для вас самих и для всех. Но какой бы ни был ваш идеал, он не может быть вполне осуществлен до тех пор, пока вы сами не достигли совершенства.
Первый шаг к совершенству – это осознание самого себя, разных частей своего существа и их соответствующих действий. Вы должны научиться отличать эти разные части одну от другой для того, чтобы найти источник ваших действий, то есть импульсы, реакции и волевые противоречия, которые приводят организм в движение. Это требует большой настойчивости и искренности, так как природа человека, в особенности его умственная природа, склонна давать благоприятные объяснения всем нашим мыслям, чувствам и действиям. Только когда мы начинаем наблюдать эти движения с большим вниманием, представляя каждое на суд нашего высшего идеала, с искренним желанием подчиниться его приговору, только тогда мы можем надеяться развить в себе безошибочную проницательность. Если мы действительно хотим совершенствоваться и развить в себе способность к познанию истины существа, для чего мы были созданы, и что мы можем считать нашей миссией на земле, то необходимо постоянно и регулярно отвергать или устранять все, что противоречит и противится нашему идеалу. Таким образом, мало-помалу все части нашего существа смогут организоваться в однородное целое вокруг нашего психического центра. Эта работа объединения займет много времени. Для того, чтобы достигнуть известной степени совершенства и выполнить эту работу, мы должны вооружиться терпением и твердым решением продолжать нашу жизнь до достижения успеха в нашем предприятии. Продолжая работу объединения и очищения, мы должны в то же время усовершенствовать внешнюю, инструментальную часть нашего существа. Когда, наконец, высшая Истина обнаружит себя, то наше умственное существо должно быть достаточно подготовленным для того, чтобы придать идее, которая стремится выразиться, достаточную силу и ясность. Эта идея, когда она попытается выразить себя в словах, должна найти в нас достаточную силу выражения, так, чтобы слова ясно выражали, не искажали ее. Формула, в которую вы воплотите истину, должна быть отчетливо выражена в ваших чувствах, в вашей иоле, действиях и движениях всего вашего существа. В конце концов, эти движения, благодаря постоянному усилию, должны будут достигнуть совершенства…
Все это может быть осуществлено посредством четырехсторонней дисциплины, которая здесь представлена в общих чертах, Эти четыре аспекта дисциплины не исключают друг друга, им Можно следовать одновременно, что даже предпочтительно. Отправной пункт можно назвать психической дисциплиной. Мы называем «психическим» центр нашего существа, заключающий высшую истину нашей жизни. Таким образом, для нас чрезвычайно важно осознать присутствие этого центра, сосредоточиться на нем, сделать его живым фактом и отождествить себя с ним.
В разных, местах и в разные времена было выработано много методов для достижения этого сознания и отождествления с ним. Одни методы – психологические, другие – религиозные, третьи – просто механические. В действительности, каждый должен найти метод, который подходит ему лучше всего, и если стремление искреннее, твердо установившееся и динамичное, можно быть уверенным, что, так или иначе, мы получим помощь, необходимую для достижения нашей цели; эта помощь придет через изучение или концентрацию, созерцание или внутренний опыт. Необходима только сила воли, чтобы открыть и осуществить то, что должно стать основной задачей бытия, той бесценной жемчужиной, которую мы должны приобрести любой ценой. Что бы вы ни делали, чем бы вы ни были заняты, воля найти истину своего существа и соединиться с ней должны быть всегда живой и присутствовать во всем, что вы делаете, переживаете и о чем думаете.
Для совершения этого внутреннего открытия нельзя игнорировать умственное развитие, так как умственный инструмент может быть большой помощью или большим препятствием, В своем обычном состоянии человеческий ум всегда ограничен, узок, неподвижен, и нужны усилия, чтобы его расширить, углубить и сделать более гибким. Поэтому необходимо рассматривать все со многих точек зрения. В связи с этим есть одно упражнение, которое дает гибкость и возвышенность мысли: сперва ясно сформулируйте один тезис, затем с такой же точностью сформулируйте противоположный тезис; тогда после тщательного размышления, задача должна быть разрешена и преодолена посредством синтеза, который объединит две противоположности в более обширную и емкую идею.
Существует много упражнений такого рода. Некоторые из них хорошо влияют на характер и имеют двойное преимущество, обучая и, в то же время, устанавливая контроль над чувствами и их следствиями. Например, ум не должен судить о вещах и людях, так как он не является инструментом знания, но он должен быть движим нм. Знание принадлежит сфере, находящейся гораздо выше человеческого ума, даже выше сферы чистых идей, Ум нужно сделать безмолвным и внимательным для того, чтобы он смог получать и выражать знание из высших сфер...
Еще одно упражнение может помочь в развитии сознания, Если есть разногласие при принятии какого-либо решения или действия, мы не должны настаивать на нашей собственной точке зрения. Напротив, мы должны стараться понять точку зрения оппонента, войти в его положение и, вместо того чтобы ссориться или даже драться, найти решение, которое может удовлетворить обе стороны. Такое разрешение проблемы всегда имеется для благонамеренных людей.
Теперь следует остановиться па обучении витальных функций, то есть импульсов, желаний, энтузиазма и насилия, динамической энергии и глубокой депрессии, страстен и возмущений. Эти движения могут создавать все, что угодно, и, в то же время, могут все испортить или разрушить. Обучить и обуздать эти витальные порывы в человеке чрезвычайно трудно: необходимо большое терпение и полная искренность, без чего человек с самого начала будет обманывать себя, и все его усилия пропадут даром. Нет реализаций или трансформаций, которых нельзя было бы достичь при помощи витальных функций. Вопрос только в том, как заручиться этим постоянным сотрудничеством. Витальные функции человека работают хорошо; но чаще они стремятся удовлетворить свои собственные нужды. Если они не удовлетворены, то начинают упорствовать, и, ввиду этого, энергия исчезает; остается неудовлетворенность, разочарование и депрессия. В таких случаях нужно оставаться спокойным и бездейственным, так как в этот момент легко сделать ошибку и в несколько минут испортить или потерять все, что было достигнуто месяцами усилий. Эти кризисы продолжаются недолго и не так опасны в тех случаях, когда контакт с психическим существом установлен достаточно, чтобы поддержать сознание идеала и дать устремление к нему... Каждый кризис может тогда сделаться средством для прогресса, шагом вперед к идеалу. Прогресс может быть медленным, а неудачи частыми, но если мужественно поддерживать волю, то можно быть уверенным, что придет день, когда победа будет обеспечена, и все трудности исчезнут перед сияющим сознанием Истины.
В конце концов, посредством рационального и целенаправленного физического обучения мы должны сделать тело сильным и гибким, так чтобы оно стало достойным инструментом Истниы-Силы, стремящейся выразить себя через нас.
В действительности, тело должно не управлять, а повиноваться, так как, согласно его природе, оно должно быть послушным и верным слугой. К сожалению, тело редко осознает, что им руководит ум и витальные процессы, Оно слепо повинуется им, часто вопреки своему благополучию. Ум, с его догмами и произвольными правилами, витальные процессы с их страстями и эксцессами, делают все возможное, чтобы быстро уничтожить здоровый баланс тела и создать в нем усталость, истощение и болезнь. Мы должны освободиться от их тирании, что возможно через постоянное объединение с психическим центром нашего существа. Тело обладает замечательной способностью приспособления и выносливости. Спокойное, сильное, уравновешенное, каждую минуту оно будет делать то, что нужно, так как оно выучится отдыхать в действии и восстанавливать энергию через контакт с универсальными силами. В такой здоровой и уравновешенной жизни тело выявит новую гармонию, отражающую гармонию высших сфер, которая придаст ему совершенные пропорции и красоту формы. Эта гармония будет прогрессивной, так как наше существо постоянно развивается и движется к глубокому всеобъемлющему совершенству. Когда тело выучится следовать движению прогрессивной гармонии, оно сможет избежать разрушения и уничтожения благодаря процессу постоянной трансформации. Таким образом, неизменный закон смерти уже не будет больше действовать.
По мере того, как мы приближаемся к нашей цели, мы начинаем сознавать, что истина, которую мы ищем, состоит из четырех главных аспектов: Любви, Познания, Силы и Красоты. Эти четыре атрибута истины будут непосредственно проявлять себя в нашем существе. Психический центр проявит настоящую, чистую любовь, ум – безошибочное знание, жизненные процессы – непобедимую силу, а тело станет выражением совершенной красоты и гармонии. Sri Aurobindo and Mother on Education, 1966, рр. 49 – 53.