Духовное общество будет жить так же, как духовные личности, составляющие его, – не эгоистично, но духовно, не как коллективное эго, но как коллективная душа. Первой и самой главной характеристикой этого общества будет освобождение от эгоизма. Но это освобождение не будет осуществлено так, как это делается в настоящее время, когда общество заставляет индивидуума принести себя в жертву коллективной воле общества, убеждая принести в жертву свою душу на алтарь бесформенного идола-государства. На самом деле — это жертва еще большему коллективному эгоизму, еще более опасному и более варварскому, чем эгоизм индивидуальный. Избавляясь от своего эго, духовный человек стремится найти свою душу (self), единую и совершенную во всем и всех и отождествиться с ее совершенством... Поэтому общество, которое даже частично одухотворено, должно сделать своей первой целью открытие и обнаружение Божественного «Я» во всякой деятельности: в образовании, в науке, эстетике и искусстве, экономической и политической организации. До известной степени, что касается образования высших классов, это так и было в эпоху Вед. В будущем это образование должно будет возродиться и охватить все виды познания. Дух и цель его не будут направлены исключительно на высокую эффективность (или продуктивность), а на поиски своего «Я» и на саморазвитие...
Человек и нация должны стремиться достичь Божества внутри себя, но без внешнего насилия. Поэтому в духовную эпоху человечества закон внутренней свободы будет почитаться выше всего. Разумеется, что до тех пор, пока человек не достигнет известной степени самопознания и устремленности к нему, он не избежит внешнего принуждения, и все его старания в этом направлении будут безуспешны; он останется рабом семьи, касты, общества, нации, – потому что он сам и все его организации остаются рабами его собственного эго, его низшей природы. Чтобы избежать насилия, мы должны почувствовать Дух, повиноваться его влиянию и подчинить свою низшую природу Божественному Существу внутри нас...
При наступлении духовного века человечество должно будет осознать эту истину..., Его задачей и целью будет уменьшить, по мере возможности, внешнее принуждение человека посредством пробуждения внутреннего Божественного влияния Духа... (В полностью одухотворенном обществе) каждый человек станет душой, Живущей в Божестве, а не в своем эго, живущем почти исключительно для своих собственных целей и интересов. Его жизнь будет руководствоваться законом Божественной Природы, освобожденной от эго.
Это не будет означать раздробления человеческого общества па отдельные действия индивидуумов, так как мир Духа основан на единстве, Духовная жизнь не будет бесформенной, это будет сознательное разнообразие в единстве. Sоc. & Ро1. Тhught. Сепt. Еd. v, 15, рр. 239—244.
В настоящее время идеал человеческого единства начинает появляться в нашем сознании более или менее смутно. Появление этого идеала в человеческой мысли всегда демонстрирует намерение Природы, но это намерение не всегда (немедленно) осуществляется; иногда это просто попытка, обреченная на временную неудачу, так как Природа действует медленно, хотя и настойчиво... Несмотря на это, если идеал появляется в нашем уме, то попытка осуществить его должна быть сделана. Без сомнения, идеал человеческого единства станет одной из решающих сил будущего, Умственные и материальные условия нашего века, в особенности научные открытия, сделавшие нашу планету такой маленькой, что самые большие государства теперь кажутся не больше провинции одной страны, уже подготовили почву для осуществления этого идеала. Sоc. & Ро1. Тhught. Сепt. Еd. v, 15, рр..262 – 263.
Можно предположить, что внешнее единство будет осуществлено в более или менее недалеком будущем, так как Природа неизбежно движется к более обширному общественному устройству и более сплоченной интернациональной системе.
...Растущее сознание взаимных интересов и связей и нежелание испытать последствия столкновения и гибельной войны должны заставить человека поддерживать все, что ведет к уменьшению разногласий, ведущих к таким бедствиям. Если мы сможем придать этой тенденции определенную форму, то это даст толчок к скорейшему объединению. Но если эти средства окажутся недостаточными, а разногласия слишком великими, то Природа должна будет использовать другие средства, — войну, временное господство одной державы или империи или же их угрозу, и, таким образом заставить человечество перейти к более сплоченной форме сожительства. В прошлом эти средства и эта сила внешней необходимости были использованы в создании наций и империй и, несмотря на различные обстоятельства, эта же сила и эти же средства в настоящее время двигают человечество к всемирному объединению. Sоc. & Ро1. Тhught. Сепt. Еd. v, 15, рр. 548 – 549.
Конечным результатом (этого движения) должна стать организация всемирного государства. Самая желательная форма такого государства — это свободная федерация наций на основе полного равенства, хотя возможно, что некоторые нации (на известное время) сохранят большие влияния, чем другие, но все же юридическое положение всех будет одинаково. Sоc. & Ро1. Тhught. Сепt. Еd. v, 15, р. 571.
...Заблуждающееся человечество всегда мечтало об улучшении своей жизни посредством изменения государственного устройства и общества, но внешняя среда может быть усовершенствована только через внутреннее усовершенствование индивидуума. Наша внешняя жизнь отражает только то, что внутри нас; нет способа, который мог бы спасти нас от закона нашего собственного существа. Sоc. & Ро1. Тhught. Сепt. Еd. v, 15, р. 120.
...Совершенное общество не может быть создано людьми или состоять из людей, которые сами несовершенны. Sоc. & Ро1. Тhught. Сепt. Еd. v, 15, р. 1022.
Я увидел Всевышнего пылающих первопроходцев,
Спускающихся по янтарной лестнице рождения
С небесных краев по направлению к жизни;
Предшественники божественных масс,
Они пришли с пути утренней звезды
В маленькую камеру смертной жизни.
Я видел их, переходящих сумерки века,
Детей чудесного рассвета с глазами как солнце, –
Великие создатели с лицами, полными спокойствия,
Сражающиеся с судьбой,
Работники в каменоломнях богов,
Вестники Непередаваемого,
Архитекторы бессмертия.
В падший человеческий мир они пришли,
С лицами, еще несущими славу Бессмертного,
С голосами, еще беседующими с мыслями Бога,
С телами, преображенными светом Духа,
Несущие магическое слово, мистический огонь
И чашу Дионисия, полную восторга,
Приближаясь к глазам божественного человека,
Губы, воспевающие неизвестные гимны души,
Шаги, отдающие эхом в коридорах времени.
Жрецы мудрости, радости, власти и восторга,
Открыватели солнечных путей красоты
Плывущие в смеющихся огненных водах любви.
Танцующие за. золотыми дверьми восторга.
Когда-нибудь их шаги изменят страдающую землю
И оправдают свет в лице Природы,
Sоc. & Ро1. Тhught. Сепt. Еd. v, 15, рp. 343—344.