Истинная природа (сознания) заключается в полном осознании своих объектов, и в первую очередь «Я», в котором сознание эволюционирует, а также все остальное, представляемое нами, как не «я». Но, так как бытие неделимо, то все в действительности есть «Я». Таким образом, эволюция сознания должна привести к совершенному всезнанию. Это совершенное и естественное состояние сознания является для нас сверхсознанием, то есть оно выше нашего обычного. Если бы наш ум был сразу преобразован в это высшее Сознание, то вначале он не мог бы функционировать. Но наша сознательная эволюция должна двигаться как раз в этом направлении. Эта эволюция нашего сознания к Сверх-Сознанию возможна только в том случае, если Бессознание — основа нашей теперешней жизни — уже заключает в себе Сверх-Сознание...
Если мы внимательно всмотримся в создание материи бессознательной энергией, то мы сможем представить себе Бессозкание, как скрытую, уже заложенную в себе силу сознания, выражающую громадный скрытый интеллект, частью которого мы сами являемся, и дальнейшее развитие которого не может остановиться до тех пор, пока он окончательно не разовьется и полностью не откроет себя, как самосознающий и все постигающий Интеллект, Супер-Разум или Гнозис. Очевидно, что Супер-Разум, который должен стать нашим сознанием, уже скрыт в нас и медленно, и постепенно открывает себя на земле. Мы – будущее его сознания и должны будем воспринять его природу.
Полностью и интегрально осознавать всю истину своего «я» – необходимое условие бытия. Это самосознание и есть то, что означает духовное познание, то есть по сути – самосущее внутреннее сознание. Все его действия должны быть основаны на этом самовыражающем сознании... Таким образом, стать полным и совершенным существом в своем сознании в выражении силы и восторга бытия, жить в этой интегральной полноте – и есть Божественная Жизнь. Все существующее едино, и быть полным и совершенным, значит, быть всем, что существует. Быть во всех существах и включать всех а свое собственное существо, осознавать всех, быть интегрированным с космической силой, нести в себе все действия и весь опыт, чувствовать все души, как свою, и восторг бытия всех, как свой личный восторг, — все это составляет суть интегральной Божественной Жизни. LD II, 28,
Для того, чтобы добиться полной свободы личности в космосе, нужно также достичь трансцендентальной действительности. Духовная полнота существа – это вечность. Если человек не сознает безвременное, вечное бытие, если он зависит от тела и воплощенного ума и чувств, от того или другого состояния, то это значит, что он еще не достиг истины своей души и полноты духовного бытия. Жить только телом и для тела – значит быть переходным существом, подверженным смерти, страстям, мучению и разложению. Выйти за пределы тела, не зависеть от него, но сознавать его только как инструмент, как второстепенное внешнее творение – вот первое условие Божественной Жизни. Перестать подчиняться неведению и ограничениям сознания, выйти за пределы ума и осознать его. как инструмент внешнего проявления личности, подлежащий контролю – вот второе условие. Осознать себя как дух и не зависеть от жизненных процессов, не отождествлять себя с ними, выйти за их пределы, использовать и контролировать их, – вот третье условие.
Человек должен войти в высшую Божественную Реальность, чувствовать единство с ней, жить в ней, быть ее самовыражением. Вся человеческая природа, ум, чувства и физические процессы должны быть превращены в Сверх-Природу; все его мысли, чувства и действия должны определяться этой высшей действительностью и отождествлять себя с ней. Все это достигается полностью, только когда человек эволюционирует от неведения к знанию и посредством знания достигает высшего Сознания с его динамикой и восторгом бытия. Некоторые основные зачатки этого Сознания и до известной степени их действия, могут появиться с первой духовной переменой и должны достичь высшей точки в гностической Сверх-Природе, LD II, 28.
Этот опыт невозможен без внутренней жизни. Его нельзя достичь, если человек продолжает жить в поверхностном сознании, направленный наружу и действующий только на поверхности. Личность должна найти себя, свое настоящее «Я», и это может быть сделано, только войдя внутрь себя и живя внутри... Для нормального сознания эта направленность внутрь и жизнь на внутреннем уровне – очень трудная задача. Тем не менее, это единственный способ достижения своего настоящего «Я». Материалист противопоставляет человека, обращенного внутрь себя, и человека, живущего на поверхности. Последнее состояние считается более приемлемым и более безопасным. Проникновение внутрь себя представляется обыкновенно, как вход в темноту и пустоту, или как потеря равновесия, или как болезненная впечатлительность. Именно на внешнем строится внутренняя жизнь, здоровье зависит от чисто внешних источников энергии, а равновесие ума и жизни обеспечивается поддержкой материального мира, так как он является в обыкновенном сознании единственной опорой действительности...
Для тех, у кого развилась способность к внутренней жизни, движение внутрь и жизнь внутри себя не приносит темноту и пустоту, а наоборот, расширяет сознание и приносит новые переживания, более широкий кругозор, увеличение способностей и новую жизнь, гораздо более реальную, разнообразную и богатую, чем изначальная незначительность умственной жизни. В этой новой жизни восторг бытия достигнет уровня, непостижимого для обыкновенного физического и ментального сознания.
Полная тишина и вход в бесконечную пустоту составляет часть внутреннего высшего опыта. К этой тишине и пустоте наш поверхностно активный физический ум питает известную боязнь и отвращение и стремится избежать этого контакта. Это происходит потому, что мы смешиваем тишину с умственной и витальной неподвижностью и прекращением жизни. На самом деле эта тишина происходит от Духа и является высшим состоянием знания, силы и блаженства. Наша чаша обыкновенного существа освобождается от своего мутного содержания для того, чтобы быть наполненной Божественным вином. Это переход не в небытие, а в высшую стадию бытия... LD II, 28.
Действительно, это движение внутрь себя не есть заключение в тюрьму собственного «я», а первый шаг к настоящей универсальности, которая приносит нам внутреннюю и внешнюю истину бытия. Это внутреннее сознание может распространиться и объять всю жизнь космоса, а также войти в контакт и охватить жизнь всех существ с гораздо большей динамической силой, чем наше поверхностное сознание... Мы чувствуем удовлетворение от нашего альтруизма и не видим, что это только скрытое действие нашего собственного эго, собственных идей и чувств, нашей потребности господствовать над теми, кто находится в нашей расширенной сфере влияния. Духовное сознание резко изменяет это направление. Оно основывает действия коллективной жизни на внутреннем опыте, на включении других в наше существо и в наше внутреннее чувство. Духовный человек действует, опираясь на чувство единства, что дает ему непосредственное восприятие нужд других и потребностей жизни, добра, любви и сочувствия. Динамическое сознание единства и отождествления со всеми существами является основой Божественной Жизни.
В гностическом или Божественном существе и в гностической жизни будет полный и тесный контакт с другими существами на умственном, чувственном и физическом уровне, так как выявится их общее единство. Гностическое существо станет действовать не из побуждений внешней любви, симпатии, сходства, а благодаря взаимному сознанию, внутреннему чувству единства...
Универсальная личность гностического существа двигается вперед вместе со всеми существами к высшей стадии бытия, видя везде Божественный Промысел и все Его действия, как происходящие от внутреннего Света. Воли и Силы... Так как разделяющее его уже больше не действует, то человек больше не живет ни для самого себя, ни для целей коллективного эго. Он посвящает свою жизнь Божеству в себе, во внешнем и во всех существах. Эта, универсальность всевидящей Воли, как осуществленное единство всех, станет для человека законом его Божественной Жизни.
Таким образом, когда мы говорим о Божественной Жизни, мы имеем в виду, прежде всего, осуществление стремления к полному совершенству и внутренней полноте бытия. Это является первым необходимым условием совершенной жизни на земле и, таким образом, мы правы, делая личное совершенство нашей первой и высшей задачей. Наша вторая задача состоит в усовершенствовании духовного и прагматического отношения индивидуума ко всему окружающему. Разрешение этой второй задачи зависит от достижения полной универсальности и единства со всей жизнью на земле, что является одновременно результатом эволюции гностического сознания и природы. Остается еще третья задача; создание нового мира, полная перемена жизни человечества или, по крайней мере, новая усовершенствованная коллективная жизнь на земле. Это связано не только с появлением отдельных развитых личностей, действующих среди неразвитых масс людей, но и с появлением многих гностических личностей, которые образуют новый род существ и новую общую жизнь, превосходящую настоящую жизнь — личную и общественную.
Все-единство – основа гностического сознания, взаимность – результат непосредственного осознания единства в многообразии; гармония – это способность действовать посредством этой силы. Таким образом, единство, взаимность и гармония должны стать неизбежным законом общей коллективной гностической жизни. Какие формы эта жизнь примет в будущем, будет зависеть от воли развивающейся манифестации Сверх-Природы, не вышесказанное определит ее общий принцип и характер. LD II, 28.
Эволюция врожденных, но скрытых, еще не развитых сил сознания, не принимается современным умом, потому что эти силы выходят за рамки наших представлений о Природе. Нашему предвзятому мнению, основанному на ограниченном опыте, эти силы кажутся сверхъестественными, чудесными, оккультными, так как они выходят за границы известных нам действий материальной энергии, которая в настоящее время обычно считается единственной причиной и манифестацией Всемирной Силы... На самом деле в такой эволюции не будет ничего сверхъестественного и чудесного, не считая того, что это будет Сверх-Природа или природа выше нашей в такой же степени, как наша человеческая природа превышает природу животных, растений и минеральных веществ. Наш ум, с его силами, наш разум, интуиция и проницательность, наша речь, возможности философического и эстетического открытия истин и бытия и управление этими силами представляют эволюцию, которая уже произошла... Зачатки духовных сил, принадлежащих гностической Сверх-Природе, уже заложены в нашей обыкновенной природе, но они действуют редко, только время от времени. Логично предположить, что они на гораздо более высокой стадии эволюции приведут к новому безмерному развитию и новой отправной точке зрения.
Известно, что в мистическом опыте, когда внутренние психологические центры (чакры) открываются непосредственно или благодаря проявлению силы воли или же просто в процессе духовного развития, могут проявиться новые способности и силы сознания. Они проявляют себя автоматически или же как результат внутренней открытости или же как ответ на призыв существа. В таких случаях опыт показывает, что искателю лучше не гоняться за этими силами и не пользоваться ими. Этот отказ логичен для тех, кто хочет отойти от активной жизни, в виду того, что принятие этих больших сил скорее привяжет человека к жизни или же будет препятствовать его стремлению к освобождению.
Естественно, что для того, кто любит и ищет Бога (ради Его самого), а не скрытые силы, все другие цели должны быть безразличны. Поиски этих соблазнительных, но часто опасных сил будут отклонением от главной цели. Для неопытного искателя необходимо самообладание и духовная дисциплина...
В будущей эволюции человека не будет ничего, что можно считать иррациональным, невероятным, ненормальным или сверхъестественным, – это будет необходимая стадия развития сознания и его сил в переходный период от умственного к гностическому или сверхразумному бытию. Действие супраментальных сил будет вполне нормальным, непосредственным выражением высшего Сознания, которое человек приобрел в течение своей эволюции. Принимая гностическую жизнь, гностическая личность начнет пользоваться силами высшего Сознания и развивать их так же, как человек развивает силы своей умственной природы. LD II,28.
Гностическая Сверх-Природа выходит за пределы всех ценностей нашей нормальной природы поведения. Наши идеалы и ценности созданы Неведением и, следовательно, не могут определять жизнь Сверх-Природы. В то же время наша теперешняя природа происходит от Сверх-Природы и не является неведением, а только полузнанием. Таким образом, можно прийти к выводу, что те духовные истины, которые имеются в наших идеалах и ценностях, снова появятся в высшей стадии жизни, но не как идеалы, а как преобразованные элементы, поднятые из Неведения и преобразованные в настоящую гармонию более светлого бытия. По мере того, как духовный человек, достигший универсальности, теряет свою ограниченную личность и свое эго, подымается выше ума к более полному познанию Сверх-Природы, противоречивые умственные представления начинают отпадать, но то, что есть истинного в них, остается в преображенной жизни Сверх-Природы. В гностическом сознании все противоречия отпадают или сливаются друг с другом в высшую гармонию бытия в объединенном самопознании и познании мира. Гностическое существо откажется от умственных представлений и идеалов, так как у него не будет побуждений жить ни для себя (своего эго), ни для человечества, ни для общества, ни для государства. Все эти полуистины будут заменены чем-то более важным, – Божественной Действительностью. Гностическая личность будет жить только для нее, исполняя ее волю в себе и во всем, жить в огромном вселенском Духе при свете трансцендентальной Воли...
Единственным законом гностической жизни будет самовыражение духа, воли Божества... Так же, как дух внутри нас во всех отношениях определяет нашу природу, он определит формы, детали и обстоятельства нашей жизни... Большое разнообразие и свобода самовыражения, основанные на сознании единства, станут возможными. Везде будет гармония и истинный порядок. Жизнь гностических существ, несущих эволюцию к высшей сверхразумной стадии, может быть охарактеризована как «Божественная» жизнь. Эта жизнь будет началом восхождения Божественного духовного Света, Силы и Экстаза, выражаемых в материальной природе. Так как эта жизнь превзойдет человеческий умственный уровень, то ее можно будет определить, как духовную и супраментальную жизнь сверхчеловечества. Конечно, это понятие нельзя смешивать с прошлым и настоящим понятиями о сверхчеловеке. Наш ум представляет сверхчеловека, как человека превышающего нормальный человеческий уровень только в количественном, а не качественном отношении... Мы видим его, как человека с более развитым эго, с увеличенными ментальными, витальными и другими силами человеческого неведения. Обыкновенно имеется также в виду господство «сверхчеловека» над всем человечеством. Это понятие основано на идее Ницше и обозначает возвращение к «белокурой бестии», к варварскому насилию и жестокости; и вполне очевидно, что это будет не эволюция, а возвращение к старому варварству...LD II, 28.
Новое духовное состояние не будет иметь ничего общего с настоящим человеческим сознанием и жизнью неведения... Человеческая жизнь состоит из света и тьмы, достижений и лишений, трудностей и опасностей, удовольствий и страданий, – игра красок на нейтральной почве материи, основанная на бессознательности. Обычному сознанию может показаться, что жизнь без удач и трудностей, радостей и печалей, удовольствий и мучений, превратностей и неуверенности в исходе стараний и борьбы, радости новизны и творчества, – будет лишенной всякого разнообразия и привлекательности. Жизнь, преодолевшая все это, может показаться бесформенной, пустой и однообразной. Но такое предположение будет ошибочным, так как вход в гностическое сознание будет входом в Бесконечность, выражая гораздо более многочисленные и разнообразные формы, чем наше ограниченное человеческое сознание. Эволюция в знании будет значительной манифестацией с новыми перспективами и новыми энергиями, гораздо более полными и плодотворными, яркими и живыми, чем эволюция в Неведении – это будет постоянное чудо. Если существует эволюция в материальном мире и если она выражается в эволюции живого и сознательного существа, то полнота бытия, сознания и жизни должны будут рано или поздно выявить себя, Духовная реальность, возникающая из первоначальной бессознательной жизни Материи, должна, будет полностью выявить истину своего существа и сознания в этой жизни и в этой Материи... Наша эволюция в Неведении, с ее постоянно меняющимися радостью и болью, сопровождающими открытие себя и мира, с ее наполовину исполненными замыслами, находками и потерями, представляют только наше первое, раннее состояние. Оно неизбежно ведет к эволюции в знании, к самооткрытию Духа, божества и той истинной силы Природы, которая для нас пока еще сверхъестественна. LD II, 28.