ГЛАВА VII ВОСХОЖДЕНИЕ К СУПРАМЕНТАЛЬНОМУ СОЗНАНИЮ

Психическая трансформация и первые стадии духовной транс­формации вполне доступны нашему пониманию. Их достижение, единство и цельность познания и опыта составляет часть того, что уже достигнуто, хотя и очень небольшим числом людей, в то время как супраментальное изменение ведет нас в малоизвестные об­ласти; мы видим только проблески вершин познания, но они еще в целом не раскрыты и еще должны быть полностью исследованы. Самая высокая вершина супраментального Сознания не может быть постигнута умом и удовлетворительно описана; так же, как вершины человеческого ума недоступны животным, так и дейст­вия Сверх-Разума недоступны обыкновенному человеческому уму; только когда мы уже ощутили высшее переходное сознание, попыт­ки описать супраментальное бытие делаются возможными, и его истинный смысл может быть передан нашему интеллекту...

Для полной трансформации необходимо непосредственное втор­жение сверху. В то же время, необходимо полное подчинение низ­шего сознания, прекращение его требований и утверждений лич­ной воли. Все его действия должны быть аннулированы и должны потерять всякое влияние на наше существо. Если эти два условия будут успешно выполнены, то теперь, через сознательный призыв, духовную силу воли и участие всего нашего внешнего и внутрен­него существа в эволюционном возвышении сознания, трансфор­мация может произойти как сравнительно быстрое созидательное изменение. Супраментальная Сознание-Сила, скрыто действующая сверху вместе с развивающимся Сознанием-Силой на пробудивше­еся сознание и волю ментального человека, могут, объединившись, совершить это громадное преобразование. Тогда уже больше не будет необходимости в медленной эволюции, которая требовала тысячелетий для каждого шага вперед и проходила в прошлом с таким трудом и колебаниями в бессознательных существах Неве­дения. LD II, 26.

Первое условие этой перемены для ментального человека на­шего времени состоит, в том, чтобы сделаться внутренне сознательным и овладеть глубинным законом своего существа и его процес­сами. Человек должен стать психическим и внутренне умственным существом, овладевшим своей энергией, и не быть больше рабом движений низшей Природы (Пракрити). Овладев ею, он должен войти в гармоничную связь с высшим законом Природы.

В ментальном человеке впервые появляется наблюдающий интеллект, замечающий все, что происходит, а также сознательная роля и выбор; но это сознание все еще ограничено и поверхностно... еще пет просветленного видения,  которое познает все, постигает непосредственно и организует все согласно плану внутренней ис­тины...

Познать все непосредственно, основываясь на сознании тож­дества и единства, возможно только для полностью свободного ин­туитивного сознания. Таким образом, личность примет участие в действии универсального Сознания-Силы, тогда как душа индиви­дуума (Пуруша) становится хозяином своей исполнительной энер­гии и, в то же время, сознательным партнером и орудием косми­ческого Духа в действии универсальной Энергии. Эта Энергия на­чинает действовать через личность, а личность будет действовать через универсальную Энергию, и, таким образом, гармония интуи­тивной истины сделает это двойное действие единым. Растущее сознательное участие в этом высшем процессе – один из призна­ков перехода от нашего настоящего сознания к Сверх-Природе.

...Эта трансформации завершает переход от слепого автома­тизма природы к действию светлой, безошибочной, самосущей Ис­тины Духа. Эволюция начинается с автоматизма материи на низ­шей ступени жизни, где все безоговорочно повинуется движению природы, механически выполняя закон своего существа, и поддер­живает таким образом известную гармонию своего ограниченного бытия и действия. Эволюция проходит через беспорядок умствен­ного и чувственного уровня человечества, движимая низшей при­родой, но человек борется, чтобы вырваться за ее пределы, овла­деть ею и использовать ее. В конце концов, человечеству открывается высшая гармония и автоматическое самопроизвольное дейст­вие, основанное на духовной Истине. В этом высшем состоянии че­ловек полностью познает эту Истину, следуя ее энергиям и экста­зу, и принимает участие в ее действиях...

Этого высшего состояния трудно достичь, и для этого нужно много времени, так как согласия и участия Пуруши в трансформа­ции недостаточно; необходимо также согласие и участие Пракри­ти. Примириться и дать согласие должны будут не только цент­ральное мышление и воля, но и все части нашего существа должны будут подчиниться закону духовной Истины, то есть научиться повиноваться сознательной Божественной силе. По причине нашего эволюционного происхождения все части нашего существа препят­ствуют и оказывают упорное сопротивление этому согласию...

Итак, в нас должно развиться сознательное руководство ум­ственного существа, стремящегося в направлении к этой перемене, к замене нашей старой природы Сверх-Природой. Сознательное по­виновение высшей Истине Духа, полное подчинение всего существа Свету и силе Сверх-Природы являются вторым условием, которое выполняется медленно и с трудом самим существом до того, как сверхумственная трансформация станет возможной.. LD II, 26.

Объединение всего существа, уничтожение преграды между внутренней и внешней природой, переход сознания от внешнего к внутреннему и сосредоточение его там, прочное утверждение в этом новом состоянии, привычное действие и воля, исходящие изнутри личности и полное открытие космического Сознания — вот другие условия супраментальной трансформации. Нет оснований полагать, что высшая Истина-Сознание может установиться в ограниченном внешнем уме, сердце и чувствах, даже если они уже устремлены к духовному миру. Все внутренние центры (чакры)17 должны от­крыться и проявить в действии свои качества; психическое су­щество должно открыто выразиться и начать управлять организ­мом. Если эти первоначальные изменения, ведущие от обыденного сознания к более широкому внутреннему сознанию йоги, не про­изошли, то существенная трансформация невозможна...

Духовная эволюция следует логике последовательного рас­крытия — она может сделать решительный шаг вперед только тог­да, когда предыдущая стадия была уже достаточно освоена. Если даже менее значительные стадии будут пропущены, когда восхождение идет быстрым и резким темпом, сознание должно будет воз­вратиться назад, чтобы убедиться в том, что пройденный путь проч­но присоединен к новому сознанию. Завоевание Духа осуществля­ется в одной или в нескольких жизнях, тогда как в обыкновенном сознании эволюция будет двигаться нерешительно и медленно и потребует столетий или даже тысячелетий. Весь вопрос в том, как быстро будут пройдены разные стадии; более интенсивная ско­рость не исключает самих стадий или необходимости в их после­довательном прохождении18.

 

 

 

ВОЗВЫШЕННЫЙ (ВЫСШИЙ) РАЗУМ

 

Первый решительный шаг за пределы нашего человеческого интеллекта, то есть нормального склада ума, – это восхождение к боле высокой умственной стадии, уже не состоящей из смешения света и темноты, а проявляющей широту и ясность духа. Сущ­ностью этой стадии является чувство единства с динамической и многогранной Энергией, способной создать множество аспектов знания, формы действия и становления, всего, о чем имеется непосредственное внутреннее знание.

На этой более высокой стадии ума нет нужды в самокритике и логических рассуждениях, в логическом мышлении, шаг за шагом ведущих к выводу; нет механизма для дедуктивного и индуктив­ного мышления для взаимной связи идей...

Это более высокое сознание может свободно выражать себя в отдельных идеях, но его главная характеристика – это общее ос­мысление, то есть возможность охватывать сразу

__________

17   Согласно учению йоги имеется 7 психологических центров   (чакр). Они активизируются    во время практики йоги и должны соединять пробудившееся сознание с высшими и более глубокими состояниями сознания.

18   Шри Ауробиндо различает 4 стадии восхождения человеческого интел­лекта к супраментальному уровню: 1) Higher Mind – Высший (Возвышенный – прим. Ред.) Разум; 2) Illuminated Mind – Просветленный (Озарённый – прим. Ред.) Разум; 3) Inuitive Mind – Интуитивный Разум; 4) Overmind – Сверх-Разум (Верховный или Глобальный Разум, Гнозис – прим. Ред.). Полная трансформация бессознательного возможна только посредством Супер-Разума (Супраментала).

все в целом. Отношения идей одной истины к идеям другой не устанавливаются логическим мышлением, но как бы уже существуют и появляются в интегральном целом. Происходит погружение в формы сознания всегда существующие, но до сих пор не выраженные. Это сознание уже не следует системе предпосылок и заключений, основанных на фактических данных; оно является самораскрытием вечной муд­рости, а не приобретенным знанием и относится к познавательному аспекту более высокого ума (Higher Mind); что касается аспекта воли – динамического выполнения истины – то этот боле про­никновенный ум всегда влияет на другие части существа и жизнен­ные процессы посредством силы мышления и силы представления. Благодаря врожденной силе познания, он стремится очищать, тво­рить и освобождать. Идея вкладывается в сердце или в жизненные процессы, как силы, которую нужно принять и следовать за ней. Сердце и чувства начинают сознавать эти представления высшего ума и реагируют на них, начиная изменяться в указанном направлении, так что чувства и действия становятся вибрациями высшей мудрости, наполняясь ее содержанием. Воля и жизненные про­цессы также наполняются силой и необходимостью выражения. Даже тело реагирует, заменяя, напри­мер, идею болезни идеей здоровья, отказываясь принять болезнь. Идея высшего разума порождает соответствующую силу и напол­няет ею наш ум, чувства и тело... LD II, 26.

 

 

ПРОСВЕТЛЕННЫЙ (ОЗАРЁННЫЙ) РАЗУМ

 

Следующая, более высокая стадия – это просветленный разум, выражающий уже не мысли, а духовный свет. Ясность и спокой­ствие просветленного интеллекта здесь подчиняются интенсивно­му свету и ясности духа… Это нисхождение духа обыкновенно со­провождает сознание внутреннего наполнения светом. Нужно от­метить, что, вопреки обычному мнению, свет – это в основном не атериальное явление и не видимость, сопровождающая внутрен­нее просветление, не только субъективный зрительный образ или символ; в основном, свет – это духовная манифестация Божест­венной действительности, освещающей и творящей. Материальный свет – это уже последующее изображение, или преобразование его в материю для нужд материальной энергии. Просветленный разум выражается не только через мышление, но и через видение. Человеческий ум полагается главным образом на мышление и считает его главным процессом познания, но в духовной жизни мышление не является обязательным и имеет второстепенное зна­чение. Сознание пророка, происходящее от видения, имеет боль­шую силу познания, чем сознание мыслителя. Восприятие внут­ренним зрением более глубоко и непосредственно, чем восприятие мыслью. Духовное восприятие схватывает суть истины, а не толь­ко ее внешний облик; оно дает общее описание, но в то же время и суть... LD II, 26.

 

 

ИНТУИТИВНЫЙ РАЗУМ 

 

Две предыдущие стадии восхождения пользуются собственным авторитетом. Но их полнота и взаимное действие зависят от третьей, более высокой стадии – интуиции, откуда они получают знание и превращают его при помощи ума в мысли или видения. Интуиция – это сила познания, более тесно связанная с перво­начальным знанием через тождество.

В человеческом уме интуиция воспринимает и передает исти­ну, и эти вспышки освещают мир Неведения, в который мы погру­жены...

Интуиция является всегда острием или лучом, вспышкой выс­шего Света; это выступающее лезвие или острие далекого супраментального Света входит в нас измененным, каким-то промежу­точным веществом и, входя в нас, искажается нашим невежественным умом. Но на своем высшем уровне его Свет не замутнен, а всецело соответствует действительности, его лучи не разделены, а соединены вместе в волны, которые известны в санскритской поэзии как «море непрерывных молний»...

 

СВЕРХ-РАЗУМ

 

Следующий   шаг   восхождения  ведет   к   Сверх-Разуму.     Ин­туитивное изменение — только предисловие к этой высокой    ду­ховной фазе. Мы видели, что Сверх-Разум, даже когда он проявля­ет себя только частично, — уже сила космического Сознания, на­чало универсального познания, несущего в себе направленный Свет супраментального Гнозиса19.  Таким  образом,  восхождение  или спуск Сверх-Разума возможны в целом, только когда космическое Сознание уже достигнуто. Однако, интенсивного подъема индиви­дуума вверх недостаточно; к вертикальному подъему должно до­бавиться громадное горизонтальное расширение сознания... Когда Сверх-Разум нисходит, централизованное чувство «я»  полностью подчиняется ему. Сначала оно теряется в широте бытия и, нако­нец, совсем исчезает, заменяясь космическим восприятием и ощу­щением  безграничного универсального Духа  и действия. Многие эгоцентрические движения еще могут продолжаться некоторое время, но теперь они подобны временной зыби в безграничности космоса. Нам кажется, что мысли больше не возникают в теле, но появляются сверху или проходят на космических умственных вол­нах... В этой безграничной широте не только отдельное эго, но и общее ощущение индивидуальности, даже подчиненной и служащей орудием, может совсем исчезнуть. Все, что остается – это косми­ческое бытие, сознание, восторг и игра космических сил...

Возможны разные определения сверхразумного Сознания и опыта. Сверх-Разум очень пластичен и представляет собой широ­кое поле возможностей. Вместо чувства разбросанности (разорван­ности) может возникнуть чувство универсальности или тождества со всей вселенной...

Сверхразумное изменение завершает динамическую духовную трансформацию на духовно-умственном уровне...

Несмотря на это, есть причины и силы, которые не дают этому переходу стать последней стадией духовной эволюции. Эта высшая сила (Сверх-Разума) все еще принадлежит нижней полусфере, хотя и основана на космическом единстве: ее действия еще разделе­ны, взаимодействуют и основываются на игре множественности20...

В земной эволюции спуск Сврех-Разума еще не может пол­ностью преобразить Бессознание. Все, что Сверх-Разум может сде­лать, – это превратить все сознательное существо, внешнее и внут­реннее, личное и безличное, в своё собственное существо, и осве­тить Бессознание космической Истиной и знанием. Но основа Не­ведения остается....

Освобождение от притяжения Бессознательного и надежная основа, для дальнейшей Божественной гностической эволюции мо­гут быть достигнуты только посредством нисхождения Супер-Ра­зума в земную сферу, вносящего в нее высший Закон, Свет и ди­намизм Духа, трансформирующего бессознание Материи. Послед­ний переход от Сверх-Разума к Супер-Разуму и нисхождение Су­пер-Разума должны произойти на этой стадии эволюции Природы.

Трансформации человеческой природы можно достичь, только когда сущность человека будет так проникнута духовным началом, что все его движения станут непосредственными выражениями ди­намики и гармонии Духа. Но, даже когда высшие силы и их энер­гиями проникают в самую глубину Бессознания, их встречает сле­пая необходимость подчиниться ограничительному закону Неве­дения. Сопротивление (высшим силам) основывается на непре­ложном законе: всегда встречать требования жизни законом смер­ти, требования света – тьмой, независимости и свободы духа – ограничением, несостоятельностью  и  первичной  инерцией.  Есть оккультная истина  за этими отрицаниями,

и только Супер-Разум, с его способностью примирять противоположности, сможет практи­чески разрешить эту проблему. Только супраментальная сила смо­жет полностью одолеть это сопротивление Неведения... LD II, 26.

__________

19 Сверх-Разум (Верховный или Глобальный Разум), или Гнозис, согласно Шри Ауробиндо, есть наивысший ди­намизм духовного опыта. Это Сознание-Истина, в которой нет места для раз­деления и неведения, основанного на тождестве познающего с познаваемым.

20 Между мыслящим умом и Супер-Разумом находится несколько уровней сознания. Сврех-Разум — самый высокий из всех промежуточных уровней. Это мир Божественных творцов, отделяющий верхнюю полусферу от нижней.