Для того, чтобы жить свободной духовной жизнью и подчиняться исключительно высшей Истине, необходимо избавиться от идеи, что наши умственные и нравственные идеалы, даже самые возвышенные, могут ограничить Бесконечное и что они священны, абсолютны и вечны. Создавать все более и более высокие временные идеалы, пока они нужны, значит, служить Божественному мировому движению вперед. Установление же неизменных и абсолютных идеалов равносильно сооружению преграды для течения вечных вод. Как только ограниченная природой душа осознает эту силу, она освобождается от дуализма добра и зла. Добро – это все то, что помогает индивидууму и миру в движении к Божественной полноте, а зло – все то, что замедляет или задерживает это движение к совершенству. Ввиду того, что все с течением времени движется к совершенству, добро и зло также являются изменяющимися величинами и, время от времени, могут менять свое значение и ценность...
Тем, кто действует на основании абсолютных идеалов, и кто понимает только человеческие ценности, но не Божественные, эта истина (о меняющихся идеалах) может показаться опасной уступкой, которая уничтожит основы морали и принесет беспорядок и полный хаос...
Однако, если у нас есть немного прозорливости и способности признать, что нравственный идеал может быть временным, хотя и необходимым для данного времени, мы можем добросовестно следовать ему до тех пор, пока он не будет заменен лучшим, тогда мы ничего не теряем, а лишь избавляемся от фанатизма и показной добродетели...
В конечном результате, когда все человеческое кончается, и начинается Божественное, когда ментальное сознание переходит в супраментальное и конечное в бесконечное – зло исчезает в трансцендентальном Божестве, которое становится универсальным на всех затронутых им уровнях со знания...
Четыре главных мотива человеческого поведения следуют в восходящем порядке. Первый — личная нужда, желание, предпочтение; второй – законы и благо коллектива; третий – этические идеалы и, последний и высший, – Божественный закон Природы.
Человек начинает свой длинный эволюционный путь, следуя первым двум мотивам. Они освещают путь и ведут человека, являясь законом животного, чувственного существа, так как человек начинает свой путь как физическое, чувственное животное. Однако настоящая цель человека на земле состоит в том, чтобы выразить в человеческом образе растущий образ Божества. К этой скрытой цели Природа движется сознательно или бессознательно. Плотская природа человека-животного не осознает эту внутреннюю цель жизни; он знает только свои нужды и желания, и кроме них у него нет: другого руководства. Таким образом, первым нормальным правилом поведения человека является удовлетворение его физических и чувственных запросов и нужд, а затем своих эмоциональных или умственных желаний и намерений, которые возникают в нем. Единственный уравновешивающий или подавляющий закон, который может противостоять этим нормальным потребностям или изменить их, это нужды и потребности семьи, общества или племени, к которому он принадлежит. Есть два руководящих импульса в человеке: индивидуальный и общественный, личная и общественная жизнь, личные и общественные мотивы поведения. Конфликты между ними и стремление к их устранению лежат в самой основе цивилизации. SY I, 7.
Конфликт между запросами общества и индивидуума может быть, разрешен двумя способами. С одной стороны, общество требует, чтобы личность подчинилась ему или слилась с ним, потеряв свою независимость, так как меньшая единица должна принести себя в жертву большей. Человек должен принять нужды и потребности общества, как собственные, он должен жить не для себя, но для своего племени, коллектива, нации. С точки зрения индивидуума, идеальным разрешением проблемы было бы общество, организованное не для своих потребностей, не для коллективных целей, а для блага индивидуума, его самореализации, более совершенной жизни всех членов общества. Такое общество, по мере возможности, должно помогать индивидууму, выражать все лучшее, что в нем есть, должно уважать свободу всех и поддерживаться не законами и силой, а свободным и добровольным, согласием всех личностей.
В том состоянии равновесия, в котором сейчас находится человечество, едва ли можно опасаться преувеличенного индивидуализма, который мог бы подорвать цельность общества. Но существует постоянная опасность растущего давления грубых и непросвещенных масс на духовное развитие личности. Вообще, личность более сформирована, более открыта и сознательна, чем темные полусознательные массы, руководимые космическими силами, которых человек не понимает и не может избежать. SY I, 7.
Происходит это потому, что наши нравственные представления плохо развиты, невежественны, произвольны и являются скорее умственными конструкциями, чем выражением вечных истин Духа. В теории они авторитетно и догматически утверждают абсолютные идеалы, но на практике все существующие системы этики оказываются или совсем неприменимыми, или же не достигают результатов, на которые они претендуют. Если наша система этики является временным компромиссом, то она сразу оправдывает и дальнейшие бесплодные компромиссы, которыми общество и личность спешат воспользоваться. Когда же мы настаиваем на непреклонной абсолютной любви и справедливости, то это вовсе превышает человеческие способности или ведет к тому, что человек претендует на их осуществление, на деле игнорируя их. Кроме того, наша мораль не принимает во внимание другие элементы и способности человека, которые тоже стремятся выразить себя, по не вмещаются в формулу нашей этики... SY I, 7.
На деле, когда мы доходим до культа абсолютных этических качеств и воздвигаем категорический закон идеала, мы не достигаем цели наших стремлений и не приходим к истине, которая освобождает... Тем не менее, за этими ограниченными этическими идеалами лежит нечто скрытое, что соприкасается с высшей Истиной; есть хотя бы проблески света и силы ненаправленной Божественной Природы, хотя умственное представление об этом – не настоящий свет, и моральное предписание – не настоящая сила, а является только характерным созданием ума. Они не могут воплотить Божественный Дух и мы безуспешно стараемся заключить его в наши категоричные формулы. Выше нашего умственного и морального сознания находится Божественное Сознание, духовное и сверхразумное. На этом уровне все ментальные формулы растворяются в белом огне личного внутреннего опыта, так как мы возвышаемся над умом и переходим от ментальных конструкций действительно к бесконечной свободе Сверх-Разума. Только тогда мы сможем коснуться гармонии Божественных сил, которые передаются умом искаженно из-за противоречивости я неустойчивости наших законов морали... Только там (на уровне Сверх-Разума) мы сможем примирить внутренние конфликты и противоречия, SY 1, 7,