Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ГЛАВА III ЭВОЛЮЦИОННЫЙ КРИЗИС В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

...Философия, наука и некоторые области искусства – резуль­тат многолетней работы критического разума в человеке.

В настоящее время, благодаря развитию науки, эти области знания достигли колоссальных размеров и некоторое время претен­довали на успешное исследование основных законов и процессов не только природы, по и всей деятельности человека. Много было сделано, но, в конце концов, полный успех не был достигнут. Че­ловеческий ум начал сознавать, что большинство проблем в сущ­ности не было затронуто, что удалось прояснить только ограни­ченное число процессов и только поверхностно... За безграничным познанием скрываются настоящие источники, силы, оказывающие решающее влияние на нашу жизнь. Сможет ли когда-либо интел­лект-разум удовлетворительно объяснить эти глубины или подчи­нить их разумной воле, как это сделал он (еще не совсем удачно, но с таким победоносным триумфом) с физическими силами при­роды? Эти (скрытые) силы гораздо более влиятельны и сложны, неуловимы и изменчивы, чем физические силы природы.

Все затруднения в попытках разума управлять нашей жизнью заключаются в том, что  из-за своей врожденной ограниченности разум не в состоянии иметь дело со сложностями жизни или ее интегральными действиями; он вынужден разделить жизнь на части, делать более или менее искусственные классификации, строить системы с ограниченными и противоречивыми данными, которые должны быть постоянно видоизменяемы другими дан­ными, чтобы выбрать управляемые варианты развития событий, которые, в свою очередь, будут нарушены всплеском новой волны еще не управляемых вариантов.

Современная наука, следуя своим безразличным и бесприст­растным путем, сделала открытия, которые, с одной стороны, пос­лужили практической гуманности, а с другой – создали чудовищ­ное оружие для эгоизма и взаимного истребления. Разум сделал возможным чрезвычайно эффективную организацию, которая была использована отчасти для экономического и социального улучшения стран, но в основном для агрессии, разрушения и кровопро­лития. С одной стороны, разум сделал возможным рациональный альтруизм, а с другой – оправдал безбожный эгоизм, витализм и вульгарное стремление к власти и успеху. Он сплотил человечест­во и дал ему новую надежду, но, в то же время, обременил его чудовищным торгашеским духом, и нельзя сказать, как часто ут­верждается, что это произошло по причине разрыва с религией или же просто из-за отсутствия идеализма. Идеалистическая филосо­фия одновременно служит силам добра и зла и дает интеллек­туальное оправдание как реакции, так и прогрессу. В прошлом сама организованная религия часто подстрекала людей к злодея­ниям и бойням и оправдывала обскурантизм и угнетение...

Мы сейчас настаиваем на истине, что разум по своей природе не совершенен, что его миссия, хотя и важна, но ограничена, и когда он применяется в жизни и действии, он становится под­властным тому, что он изучает в настоящий момент, слугой и со­ветником сил в неясной и малопонятной борьбе, в которую он вмешивается. В сущности, разум всегда мог быть использован для оправдания какой угодно идеи, теории или социально-политичес­кой системы, личного идеала или коллективного действия, к ко­торому человеческая воля имела склонность, будь то на короткое время или же на столетия. В философии он дает такие же убеди­тельные доводы для монизма, как и для плюрализма или для че­го-то среднего между ними... Он оправдывает оптимизм или пес­симизм, активность или квиетизм; он может дать поддержку глу­боко мистической религии или же самому позитивистскому атеизму, полному освобождению от Бога или же полному утверждению его. В эстетике он дает основу одинаково для классицизма и ро­мантизма, идеалистической, религиозной или мистической теорий искусства или же для самого земного реализма. С такой же убе­дительностью он может обосновать строгий и узкий морализм или же доказать торжествующий тезис антиномии. В разные времена разум проповедовал единодержавие, олигархию и разного рода демократии; он давал превосходные доводы б пользу системы частной собственности, а также доводы за или против коммунизма'; в пользу государственного социализма или же какой угодно раз­новидности социализма. С одинаковым успехом он может стать слугой утилитарного экономизма, гедонизма, эстетизма, сенсуалзима, идеализма или какой угодно другой теории или интереса че­ловека и создать вокруг него какую угодно философию, социально-политическую систему или теорию жизни вообще. Если нам нуж­но, чтобы он не склонялся к одной только идее, но создал бы эк­лектическую комбинацию или синтетическую гармонию, то он нас удовлетворит и в этом отношении. Ввиду того, что имеется мно­жество комбинаций или гармоний, он одинаково оправдывает ту или другую, защищает или отвергает любую из них в зависимости от того, привлекает ли это дух человека или нет. В конечном ито­ге, это последнее как раз и имеет решающее значение, а разум является только блестящим, по покорным слугой этой скрытой верховной власти. НС 12.

Правда скрыта от рационалиста, потому что он постоянно придерживается двух догматов: первый догмат основан на вере, что свой собственный разум прав, а разум другого, кто с ним не согласен, не прав, а второй основан на уверенности, что коллек­тивный человеческий разум в конце концов достигнет такой высо­ты, что будет в состоянии надежно обосновывать мысль и жизнь человека с позиции чистой рациональности, а это вполне прием­лемо для интеллекта...

Первый догмат, его кредо, есть обычно выражение нашего эгоизма, высокомерия и греховности...

...Человеку не суждено осознать сразу всю истину своего су­щества, но он продвигается к этому через последовательность опы­та и более или менее постоянного саморасширения. Таким обра­зом; первое дело разума — объяснить и осветить человеку его разнообразный опыт, дать ему веру и убежденность в возможности расширения его самосознания...

...Таким образом, человек движется к бесконечности истины через опыт в его многообразии; его разум помогает ему созидать, изменять и разрушать то, что он построил, приготовляя новую конструкцию; одним .словом, человек, двигаясь вперед, совершен­ствуется, расширяет познание себя и мира. НС 12.

...Однако разум не может достичь конечной истины, потому что он не в состоянии познать ни сущности вещей, ни осознать их в целом; он "Имеет дело только с ограниченным, разобщенным и неполным; он не может охватить всего в целом и постичь беско­нечность.

Разум также не в состоянии организовать совершенную жизнь для человека или для общества. Чисто рациональная жизнь че­ловека лишена самых динамических источников; такая жизнь бу­дет равносильна замене хозяина слугой. Чисто рациональное об­щество, вообще не может возникнуть, но если бы и могло, то жизнь стала бы бесплодной и окаменелой. Коренные силы человека внизу – иррациональны, а наверху – сверхрациональны. С другой стороны, нужно признать, что, благодаря постоянному расширению, очищению и открытости, разум должен осознать даже то, что скрыто от него; то есть должно быть пассивное, но неуклонное принятие Света, который его превосходит. Разум достигает своего предела, и его функция заканчивается, когда он может сказать человеку: «Есть в мире и в человеке Душа, Дух, Бог, скрыто рабо­тающий, и все существующее есть его постепенное самооткрытие. Я — его слуга, и моя задача заключается в том, чтобы медленно открывать ваши глаза, снимать плотную пелену с вашего зрения до тех пор, пока не останется только моя собственная светлая вуаль, отделяющая вас от Него. Устраните эту вуаль, отождестви­те душу с Божеством, и тогда вы познаете себя и откроете наивыс­ший и самый сокровенный закон вашего существа и сделаетесь об­ладателями или, по крайней мере, орудиями высшей воли, и тогда вы, наконец, постигнете истину и смысл человеческой и в то же время Божественной Жизни.»  НС 32.

...Когда разум встречается с религией, он обыкновенно сос­тавляет о ней чрезвычайно поверхностное мнение, самонадеянное и ошибочное. Он либо смотрит на религию, как на суеверие, как на мистический вздор, смесь невежественных и варварских пере­житков — это крайняя позиция рационалиста. К счастью, в на­стоящее время эта позиция, хотя еще не умерла, но уже ослабла и начинает отмирать. Или другой подход: разум снисходительно объясняет, как религия возникла, стараясь избавиться от нее по­средством разъяснений, или же благосклонно отвергая ее, указывая на ее суеверия и нелепости, представляя ее как что-то пустое и отвлеченное, Еще один подход предлагает, чтобы религия сама себя преобразила согласно указаниям разума, или же предостав­ляет ей роль учителя неведения, допуская ее значение только в качестве моральной силы или помощника государству... НС 13.

Суть религии, помимо чисто внешней структуры догмата, об­рядности и символики — это поиски и нахождение Бога, стрем­ление к раскрытию Бесконечности, Абсолюта, Единства, Божества, заключающего в себе все эти" атрибуты, но не как абстракцию, а как Существо. В религии человек должен искренне переживать сокровенные отношения между собой и Богом, отношения единства и различия, отношения просветленности познания, экстатической любви и восторга, полного отказа от себя и служения Ему; нако­нец, он должен перестроить все части своего существа для того, чтобы подняться к Божеству и сделать возможным нисхождение Божества в человека. Все это не имеет ничего общего с разумом и его действиями. Цель, сфера и процесс религии — сверхразум­ные. Познание Бога не приходит путем взвешивания слабых аргументов разума за и против Его существования, оно достигается только выходом за пределы самого себя, абсолютным посвящени­ем себя, устремленностью и личным переживанием, не зависящим от научного опыта или рационального философского мышления. Даже в этих областях религии, которые больше похожи на науч­ный эксперимент, метод проверки явлений превышает разум и его ограниченный взгляд. Даже в областях религиозного познания, которые больше всего напоминают интеллектуальные процессы, просветленные способности – это не воображение, логика или рассудок, а откровение, интуиция, вдохновение, которые нисходят к нам с уровня Сверх-Разума. Любовь Бога – бесконечное и аб­солютное чувство, не допускающее ограничений рассудка и не поль­зующееся языком разума в богослужении и поклонении. Радость в Боге есть мир и блаженство, превосходящие понимание. Самопо­священие Богу есть посвящение всего существа супраментальному Свету, Воле, Силе и Любви без всяких компромиссов, к которым чаще всего обращается практический разум в обычной жизни на земле. Где бы религия не выявляла себя, ее путь абсолютен и ее плоды невыразимы, несмотря на то, что. в религиозной практике многое несовершенно, наполовину откровенно, наполовину увере­но в себе, потому что разум еще имеет там какое-то влияние. НС 13.

 

...В известном смысле, религия должна оказывать господст­вующее влияние в жизни человека, быть ее светом и законом, но только тогда, когда она в своей сущности является тем, чем дол­жна быть, то есть посвящена поискам Бога и Духа, раскрытию глубин души вездесущему Божеству. С другой стороны, нужно признать, что когда религия отождествляет себя с доктриной, культом, церковностью, обрядностью, то она. становится тормо­зящей силой, и тогда человеку необходимо отвергнуть ее руковод­ство. Есть два вида религии: истинная религия и «религиозность». Истинная религия – это духовная религия, то есть та, которая ведет к духовной жизни, за пределы, интеллекта, эстетических, этических и практических запросов человека, и которая старается одухотворить человека и дать "ему руководство высшего Света я закона Духа. «Религиозность», наоборот, сосредоточивается на узкой набожности или же настаивает исключительно на умствен­ных догмах, обрядности, жестких законах морали, или же на ка­ких-нибудь религиозно-политических системах. Все это, конечно, имеет значение и свою ценность, и духовная религия не должна пренебрегать ни обрядами, ни догмами; наоборот, все это необходимо для человека, потому что низшие уровни человека должны быть. одухотворены, то есть подняты до того уровня, где они смогут непосредственно почувствовать Дух и подчиниться его закону, Часто рассудительный ум человека нуждается в интеллектуальной формуле; эстетический темперамент человека – в обрядности; его чувственная природа – в установленном моральном законе. Но все это имеет второстепенное значение именно потому, что эти потребности принадлежат к умственным, рациональным запросам человека, они могут исчезнуть и, если человек будет слепо наста­ивать на этих запросах, то это может заглушить излучения супраментального Света. Этими второстепенными вещами человек дол­жен пользоваться, но их нельзя навязывать силой. Терпимость и свободный выбор должны соблюдаться прежде всего. Только одна духовная сущность религии необходима, и мы всегда должны иметь это в виду и подчинять этому все наши порывы и желания. НС 17.

 

...Древняя индийская идея «Риши» может послужить прообра­зом .духовного человека, который может стать проводником чело­века к совершенству. Риши – это мудрец-пророк, который про­жил наполненную жизнь и нашел мир супраментальной, духовной Истины. Он может руководить человеком, как Бог руководит ми­ром, тик как он, подобно Богу, находится одновременно и в жизни и вне ее.

Если мы понимаем духовное начало в таком смысле, то нам необходимо искать руководящий Свет и закон гармонии, и если в религии, то лишь постольку, поскольку она отождествляет себя е этой духовностью. Однако до тех пор, пока она не достигнет это­го, она будет только одной из деятельностей человека. Если даже мы считаем ее самой важной и сильной, она все же не может пол­ностью руководить человечеством. Пока она продолжает ограни­чивать человека догмами, неизменными законами или особой сис­темой, неудивительно, что человек бунтует против ее контроля, так как, хотя он и принимает ее влияние на время и даже извлекает много пользы из этого, – в конце концов, он прогрессирует по закону собственного существа к более свободной деятельности. Ду­ховность признает свободу человеческой души, потому что самый глубокий смысл свободы – это способность расширяться и продви­гаться к совершенству посредством дхармы – закона собственной природы9. НС 17.

 

Человек мыслит превратно: индивидуума как бы приглашают, с одной стороны, добиваться развития ума, чувств и тела, зани­маться своим собственным духовным развитием, с другой стороны, его призывают подчиниться принятым идеям, идеалам и интересам общества, как своим собственным. С одной стороны, природа и что-то глубокое внутри человека движет его к утверждению своей личности, а в то же время общество с его идеалами заставляет его жить для блага общества. Таким образом, принцип личного интереса противопоставляется принципу альтруизма. Всемогущее государство требует от человека покорности, подчинения и жертвен­ности. Против этих чрезмерных требований индивидуум должен протестовать, настаивать на своих правах, своих идеях и идеалах и требованиях своей совести. Ясно, что конфликт между этими запросами проявляет человеческое неведение, желание охватить разные стороны истины, но по причине отсутствия интегральности познаний, человек не знает, как сочетать эти противоречия. Толь­ко объединяющее и ведущее к гармонии знание может разрешить эту проблему, но это знание принадлежит более глубокому и внут­реннему принципу нашего существа. Этот внутренний принцип не­обходимо найти для разрешения проблемы личной и общественной жизни... LD II, 28.

 

Индивидуум действительно является ключом к эволюции, так как он находит свое «Я» и познает действительность. Движение общества в целом – есть, главным образом, подсознательное массо­вое движение. Для того, чтобы стать сознательным, оно должно выразить себя через индивидуума. Массовое сознание всегда ме­нее развито, чем сознание более продвинутых личностей, и прогресс общества зависит от того, в какой степени оно готово принять их влияние и развить то, что они создают. Основная лояльность ин­дивидуума должна относиться не к государству, которое является только механизмом, не к обществу, которое составляет только часть жизни, а к Истине, Духу, Божеству в самом себе и во всем. Личность не должна подчиняться массе или сливаться с ней, но должна найти истину бытия в самой себе и выразить ее, и таким образом помочь обществу и человечеству в поисках истины и пол­ноты бытия. Вот это и должно быть целью человеческого сущест­вования...

До какой степени внутренняя духовная сила индивидуума эф­фективна, зависит от его собственного развития; пока он духовно не развит, он должен во многом подчиняться высшему Сознанию. По мере того, как человек развивается, он движется к духовной свободе, но не как к чему-то отдельному, а как к части всеобъем­лющего бытия. Таким образом, по мере того, как он движется к духовной свободе, он одновременно приближается к духовному единству. Освобожденный и духовно созревший человек, говорит Гита10, заботится о благе всех существ. Будда, открыв Нирвану11, должен был вернуться назад, чтобы помочь тем, кто еще находил­ся в заблуждении от созданного ими, а не настоящего бытия (или небытия), Вивекананда12, тяготеющий к Абсолюту, слышит зов скрытого в человеке Божества, а также зов всех павших и стра­дающих, зов души к душам во вселенной. Для пробудившегося индивидуума сознание своего внутреннего освобождения и совер­шенствования должно стать основным стремлением; во-первых, потому, что это зов духа внутри, а также потому, что только че­рез освобождение, совершенствование и усвоение истины бытия человек может постичь суть жизни. Совершенное общество тоже может существовать только благодаря совершенству его членов; индивидуумов, и это совершенство может быть достигнуто только сознательно каждым существом и открытием всеми духовного единства и единства всей жизни. LD II, 28.

Несмотря на все надежды, опыт прошлого показывает, что образование и умственная тренировка сами по себе не могут из­менить человека. Они снабжают личное и коллективное эго ин­формацией и структурой для самоутверждения, но природа чело­века остается все той же...

Возможно, что отходя от механической теории жизни и об­щества, человеческий ум ____________

  9   Дхарма (Dharma) – закон действия согласно сущности каждого существа,

10 Бхагавадгита (Вhаgаvаt-Gita), «Небесная песня» – эпизод из древней­шей эпической поэмы «Махабхарата» (Mаhabhагаtа), в которой на поле битвы Курукшетра, воплощенное Божество, Кришна, передает Арджуне (Аrjunа) свое учение. Гита – самое известное и всемирно почитаемое священное писа­ние Индии.

11 Нирвана: растворение отдельного индивидуума (эго), угасание отдель­ного сознания, желаний, эгоистических действий и мышления; это не означает угасания всей личности, но только бытия, как мы его знаем.

12  Свами Вивекананда (1863—1902) – один из главных последователей Шри Рамакришны.

начинает искать убежище в религии и в обществах, основанных на религии. Несмотря на то, что организованная религия может дать человеку духовный подъем и под­готовить его к духовному опыту, все же за всю свою историю она не смогла изменить природу человека и общества. Причина в том, что, руководя обществом, религия вынужденно шла на компромис­сы с низшими потребностями человека и не сумела настоять на радикальном внутреннем изменении самого человеческого сущест­ва; она настаивала только на приверженности к догме, на чисто формальном приятии нравственных идеалов и на подчинении церкви, организации и ритуалу. Такая религия дает только вре­менную религиозно-этическую окраску. Порой, когда она поддер­живает суть внутреннего опыта, то может частично обобщать ду­ховную тенденцию, но она не в состоянии изменить человеческую природу или создать новый закон жизни. Единственное, что может поднять человеческий уровень бытия, это полное, абсолютное, ду­ховное руководство всей жизнью и природой.

...При первом взгляде на это требование радикальной пере­мены человеческой природы, может показаться, что все надежды человечества откладываются на отдаленное будущее, так как преодоление нашей нынешней природы, умственной, чувственной и физической, может показаться слишком трудным предприятием, и з настоящее время для человека совсем невозможным. Если даже это и было бы так, все же другой возможности преобразования жизни не существует...

В настоящее время необходимо обращение немногих или мно­гих в человеческом роде к видению этой перемены и к развитию чувства необходимости найти путь к ней. Тенденция эта уже су­ществует, и будет нарастать с развитием настоящего всемирного кризиса. Необходимость разрешения (кризиса), понимание, что возможно только духовное разрешение, должны расти в человеке по мере того, как кризис все более и более углубляется. На этот зов внутри человека всегда должен быть какой-то отклик Божест­венной Действительности и Природы. LD, 28.

Опубликовано