...Философия, наука и некоторые области искусства – результат многолетней работы критического разума в человеке.
В настоящее время, благодаря развитию науки, эти области знания достигли колоссальных размеров и некоторое время претендовали на успешное исследование основных законов и процессов не только природы, по и всей деятельности человека. Много было сделано, но, в конце концов, полный успех не был достигнут. Человеческий ум начал сознавать, что большинство проблем в сущности не было затронуто, что удалось прояснить только ограниченное число процессов и только поверхностно... За безграничным познанием скрываются настоящие источники, силы, оказывающие решающее влияние на нашу жизнь. Сможет ли когда-либо интеллект-разум удовлетворительно объяснить эти глубины или подчинить их разумной воле, как это сделал он (еще не совсем удачно, но с таким победоносным триумфом) с физическими силами природы? Эти (скрытые) силы гораздо более влиятельны и сложны, неуловимы и изменчивы, чем физические силы природы.
Все затруднения в попытках разума управлять нашей жизнью заключаются в том, что из-за своей врожденной ограниченности разум не в состоянии иметь дело со сложностями жизни или ее интегральными действиями; он вынужден разделить жизнь на части, делать более или менее искусственные классификации, строить системы с ограниченными и противоречивыми данными, которые должны быть постоянно видоизменяемы другими данными, чтобы выбрать управляемые варианты развития событий, которые, в свою очередь, будут нарушены всплеском новой волны еще не управляемых вариантов.
Современная наука, следуя своим безразличным и беспристрастным путем, сделала открытия, которые, с одной стороны, послужили практической гуманности, а с другой – создали чудовищное оружие для эгоизма и взаимного истребления. Разум сделал возможным чрезвычайно эффективную организацию, которая была использована отчасти для экономического и социального улучшения стран, но в основном для агрессии, разрушения и кровопролития. С одной стороны, разум сделал возможным рациональный альтруизм, а с другой – оправдал безбожный эгоизм, витализм и вульгарное стремление к власти и успеху. Он сплотил человечество и дал ему новую надежду, но, в то же время, обременил его чудовищным торгашеским духом, и нельзя сказать, как часто утверждается, что это произошло по причине разрыва с религией или же просто из-за отсутствия идеализма. Идеалистическая философия одновременно служит силам добра и зла и дает интеллектуальное оправдание как реакции, так и прогрессу. В прошлом сама организованная религия часто подстрекала людей к злодеяниям и бойням и оправдывала обскурантизм и угнетение...
Мы сейчас настаиваем на истине, что разум по своей природе не совершенен, что его миссия, хотя и важна, но ограничена, и когда он применяется в жизни и действии, он становится подвластным тому, что он изучает в настоящий момент, слугой и советником сил в неясной и малопонятной борьбе, в которую он вмешивается. В сущности, разум всегда мог быть использован для оправдания какой угодно идеи, теории или социально-политической системы, личного идеала или коллективного действия, к которому человеческая воля имела склонность, будь то на короткое время или же на столетия. В философии он дает такие же убедительные доводы для монизма, как и для плюрализма или для чего-то среднего между ними... Он оправдывает оптимизм или пессимизм, активность или квиетизм; он может дать поддержку глубоко мистической религии или же самому позитивистскому атеизму, полному освобождению от Бога или же полному утверждению его. В эстетике он дает основу одинаково для классицизма и романтизма, идеалистической, религиозной или мистической теорий искусства или же для самого земного реализма. С такой же убедительностью он может обосновать строгий и узкий морализм или же доказать торжествующий тезис антиномии. В разные времена разум проповедовал единодержавие, олигархию и разного рода демократии; он давал превосходные доводы б пользу системы частной собственности, а также доводы за или против коммунизма'; в пользу государственного социализма или же какой угодно разновидности социализма. С одинаковым успехом он может стать слугой утилитарного экономизма, гедонизма, эстетизма, сенсуалзима, идеализма или какой угодно другой теории или интереса человека и создать вокруг него какую угодно философию, социально-политическую систему или теорию жизни вообще. Если нам нужно, чтобы он не склонялся к одной только идее, но создал бы эклектическую комбинацию или синтетическую гармонию, то он нас удовлетворит и в этом отношении. Ввиду того, что имеется множество комбинаций или гармоний, он одинаково оправдывает ту или другую, защищает или отвергает любую из них в зависимости от того, привлекает ли это дух человека или нет. В конечном итоге, это последнее как раз и имеет решающее значение, а разум является только блестящим, по покорным слугой этой скрытой верховной власти. НС 12.
Правда скрыта от рационалиста, потому что он постоянно придерживается двух догматов: первый догмат основан на вере, что свой собственный разум прав, а разум другого, кто с ним не согласен, не прав, а второй основан на уверенности, что коллективный человеческий разум в конце концов достигнет такой высоты, что будет в состоянии надежно обосновывать мысль и жизнь человека с позиции чистой рациональности, а это вполне приемлемо для интеллекта...
Первый догмат, его кредо, есть обычно выражение нашего эгоизма, высокомерия и греховности...
...Человеку не суждено осознать сразу всю истину своего существа, но он продвигается к этому через последовательность опыта и более или менее постоянного саморасширения. Таким образом; первое дело разума — объяснить и осветить человеку его разнообразный опыт, дать ему веру и убежденность в возможности расширения его самосознания...
...Таким образом, человек движется к бесконечности истины через опыт в его многообразии; его разум помогает ему созидать, изменять и разрушать то, что он построил, приготовляя новую конструкцию; одним .словом, человек, двигаясь вперед, совершенствуется, расширяет познание себя и мира. НС 12.
...Однако разум не может достичь конечной истины, потому что он не в состоянии познать ни сущности вещей, ни осознать их в целом; он "Имеет дело только с ограниченным, разобщенным и неполным; он не может охватить всего в целом и постичь бесконечность.
Разум также не в состоянии организовать совершенную жизнь для человека или для общества. Чисто рациональная жизнь человека лишена самых динамических источников; такая жизнь будет равносильна замене хозяина слугой. Чисто рациональное общество, вообще не может возникнуть, но если бы и могло, то жизнь стала бы бесплодной и окаменелой. Коренные силы человека внизу – иррациональны, а наверху – сверхрациональны. С другой стороны, нужно признать, что, благодаря постоянному расширению, очищению и открытости, разум должен осознать даже то, что скрыто от него; то есть должно быть пассивное, но неуклонное принятие Света, который его превосходит. Разум достигает своего предела, и его функция заканчивается, когда он может сказать человеку: «Есть в мире и в человеке Душа, Дух, Бог, скрыто работающий, и все существующее есть его постепенное самооткрытие. Я — его слуга, и моя задача заключается в том, чтобы медленно открывать ваши глаза, снимать плотную пелену с вашего зрения до тех пор, пока не останется только моя собственная светлая вуаль, отделяющая вас от Него. Устраните эту вуаль, отождествите душу с Божеством, и тогда вы познаете себя и откроете наивысший и самый сокровенный закон вашего существа и сделаетесь обладателями или, по крайней мере, орудиями высшей воли, и тогда вы, наконец, постигнете истину и смысл человеческой и в то же время Божественной Жизни.» НС 32.
...Когда разум встречается с религией, он обыкновенно составляет о ней чрезвычайно поверхностное мнение, самонадеянное и ошибочное. Он либо смотрит на религию, как на суеверие, как на мистический вздор, смесь невежественных и варварских пережитков — это крайняя позиция рационалиста. К счастью, в настоящее время эта позиция, хотя еще не умерла, но уже ослабла и начинает отмирать. Или другой подход: разум снисходительно объясняет, как религия возникла, стараясь избавиться от нее посредством разъяснений, или же благосклонно отвергая ее, указывая на ее суеверия и нелепости, представляя ее как что-то пустое и отвлеченное, Еще один подход предлагает, чтобы религия сама себя преобразила согласно указаниям разума, или же предоставляет ей роль учителя неведения, допуская ее значение только в качестве моральной силы или помощника государству... НС 13.
Суть религии, помимо чисто внешней структуры догмата, обрядности и символики — это поиски и нахождение Бога, стремление к раскрытию Бесконечности, Абсолюта, Единства, Божества, заключающего в себе все эти" атрибуты, но не как абстракцию, а как Существо. В религии человек должен искренне переживать сокровенные отношения между собой и Богом, отношения единства и различия, отношения просветленности познания, экстатической любви и восторга, полного отказа от себя и служения Ему; наконец, он должен перестроить все части своего существа для того, чтобы подняться к Божеству и сделать возможным нисхождение Божества в человека. Все это не имеет ничего общего с разумом и его действиями. Цель, сфера и процесс религии — сверхразумные. Познание Бога не приходит путем взвешивания слабых аргументов разума за и против Его существования, оно достигается только выходом за пределы самого себя, абсолютным посвящением себя, устремленностью и личным переживанием, не зависящим от научного опыта или рационального философского мышления. Даже в этих областях религии, которые больше похожи на научный эксперимент, метод проверки явлений превышает разум и его ограниченный взгляд. Даже в областях религиозного познания, которые больше всего напоминают интеллектуальные процессы, просветленные способности – это не воображение, логика или рассудок, а откровение, интуиция, вдохновение, которые нисходят к нам с уровня Сверх-Разума. Любовь Бога – бесконечное и абсолютное чувство, не допускающее ограничений рассудка и не пользующееся языком разума в богослужении и поклонении. Радость в Боге есть мир и блаженство, превосходящие понимание. Самопосвящение Богу есть посвящение всего существа супраментальному Свету, Воле, Силе и Любви без всяких компромиссов, к которым чаще всего обращается практический разум в обычной жизни на земле. Где бы религия не выявляла себя, ее путь абсолютен и ее плоды невыразимы, несмотря на то, что. в религиозной практике многое несовершенно, наполовину откровенно, наполовину уверено в себе, потому что разум еще имеет там какое-то влияние. НС 13.
...В известном смысле, религия должна оказывать господствующее влияние в жизни человека, быть ее светом и законом, но только тогда, когда она в своей сущности является тем, чем должна быть, то есть посвящена поискам Бога и Духа, раскрытию глубин души вездесущему Божеству. С другой стороны, нужно признать, что когда религия отождествляет себя с доктриной, культом, церковностью, обрядностью, то она. становится тормозящей силой, и тогда человеку необходимо отвергнуть ее руководство. Есть два вида религии: истинная религия и «религиозность». Истинная религия – это духовная религия, то есть та, которая ведет к духовной жизни, за пределы, интеллекта, эстетических, этических и практических запросов человека, и которая старается одухотворить человека и дать "ему руководство высшего Света я закона Духа. «Религиозность», наоборот, сосредоточивается на узкой набожности или же настаивает исключительно на умственных догмах, обрядности, жестких законах морали, или же на каких-нибудь религиозно-политических системах. Все это, конечно, имеет значение и свою ценность, и духовная религия не должна пренебрегать ни обрядами, ни догмами; наоборот, все это необходимо для человека, потому что низшие уровни человека должны быть. одухотворены, то есть подняты до того уровня, где они смогут непосредственно почувствовать Дух и подчиниться его закону, Часто рассудительный ум человека нуждается в интеллектуальной формуле; эстетический темперамент человека – в обрядности; его чувственная природа – в установленном моральном законе. Но все это имеет второстепенное значение именно потому, что эти потребности принадлежат к умственным, рациональным запросам человека, они могут исчезнуть и, если человек будет слепо настаивать на этих запросах, то это может заглушить излучения супраментального Света. Этими второстепенными вещами человек должен пользоваться, но их нельзя навязывать силой. Терпимость и свободный выбор должны соблюдаться прежде всего. Только одна духовная сущность религии необходима, и мы всегда должны иметь это в виду и подчинять этому все наши порывы и желания. НС 17.
...Древняя индийская идея «Риши» может послужить прообразом .духовного человека, который может стать проводником человека к совершенству. Риши – это мудрец-пророк, который прожил наполненную жизнь и нашел мир супраментальной, духовной Истины. Он может руководить человеком, как Бог руководит миром, тик как он, подобно Богу, находится одновременно и в жизни и вне ее.
Если мы понимаем духовное начало в таком смысле, то нам необходимо искать руководящий Свет и закон гармонии, и если в религии, то лишь постольку, поскольку она отождествляет себя е этой духовностью. Однако до тех пор, пока она не достигнет этого, она будет только одной из деятельностей человека. Если даже мы считаем ее самой важной и сильной, она все же не может полностью руководить человечеством. Пока она продолжает ограничивать человека догмами, неизменными законами или особой системой, неудивительно, что человек бунтует против ее контроля, так как, хотя он и принимает ее влияние на время и даже извлекает много пользы из этого, – в конце концов, он прогрессирует по закону собственного существа к более свободной деятельности. Духовность признает свободу человеческой души, потому что самый глубокий смысл свободы – это способность расширяться и продвигаться к совершенству посредством дхармы – закона собственной природы9. НС 17.
Человек мыслит превратно: индивидуума как бы приглашают, с одной стороны, добиваться развития ума, чувств и тела, заниматься своим собственным духовным развитием, с другой стороны, его призывают подчиниться принятым идеям, идеалам и интересам общества, как своим собственным. С одной стороны, природа и что-то глубокое внутри человека движет его к утверждению своей личности, а в то же время общество с его идеалами заставляет его жить для блага общества. Таким образом, принцип личного интереса противопоставляется принципу альтруизма. Всемогущее государство требует от человека покорности, подчинения и жертвенности. Против этих чрезмерных требований индивидуум должен протестовать, настаивать на своих правах, своих идеях и идеалах и требованиях своей совести. Ясно, что конфликт между этими запросами проявляет человеческое неведение, желание охватить разные стороны истины, но по причине отсутствия интегральности познаний, человек не знает, как сочетать эти противоречия. Только объединяющее и ведущее к гармонии знание может разрешить эту проблему, но это знание принадлежит более глубокому и внутреннему принципу нашего существа. Этот внутренний принцип необходимо найти для разрешения проблемы личной и общественной жизни... LD II, 28.
Индивидуум действительно является ключом к эволюции, так как он находит свое «Я» и познает действительность. Движение общества в целом – есть, главным образом, подсознательное массовое движение. Для того, чтобы стать сознательным, оно должно выразить себя через индивидуума. Массовое сознание всегда менее развито, чем сознание более продвинутых личностей, и прогресс общества зависит от того, в какой степени оно готово принять их влияние и развить то, что они создают. Основная лояльность индивидуума должна относиться не к государству, которое является только механизмом, не к обществу, которое составляет только часть жизни, а к Истине, Духу, Божеству в самом себе и во всем. Личность не должна подчиняться массе или сливаться с ней, но должна найти истину бытия в самой себе и выразить ее, и таким образом помочь обществу и человечеству в поисках истины и полноты бытия. Вот это и должно быть целью человеческого существования...
До какой степени внутренняя духовная сила индивидуума эффективна, зависит от его собственного развития; пока он духовно не развит, он должен во многом подчиняться высшему Сознанию. По мере того, как человек развивается, он движется к духовной свободе, но не как к чему-то отдельному, а как к части всеобъемлющего бытия. Таким образом, по мере того, как он движется к духовной свободе, он одновременно приближается к духовному единству. Освобожденный и духовно созревший человек, говорит Гита10, заботится о благе всех существ. Будда, открыв Нирвану11, должен был вернуться назад, чтобы помочь тем, кто еще находился в заблуждении от созданного ими, а не настоящего бытия (или небытия), Вивекананда12, тяготеющий к Абсолюту, слышит зов скрытого в человеке Божества, а также зов всех павших и страдающих, зов души к душам во вселенной. Для пробудившегося индивидуума сознание своего внутреннего освобождения и совершенствования должно стать основным стремлением; во-первых, потому, что это зов духа внутри, а также потому, что только через освобождение, совершенствование и усвоение истины бытия человек может постичь суть жизни. Совершенное общество тоже может существовать только благодаря совершенству его членов; индивидуумов, и это совершенство может быть достигнуто только сознательно каждым существом и открытием всеми духовного единства и единства всей жизни. LD II, 28.
Несмотря на все надежды, опыт прошлого показывает, что образование и умственная тренировка сами по себе не могут изменить человека. Они снабжают личное и коллективное эго информацией и структурой для самоутверждения, но природа человека остается все той же...
Возможно, что отходя от механической теории жизни и общества, человеческий ум ____________
9 Дхарма (Dharma) – закон действия согласно сущности каждого существа,
10 Бхагавадгита (Вhаgаvаt-Gita), «Небесная песня» – эпизод из древнейшей эпической поэмы «Махабхарата» (Mаhabhагаtа), в которой на поле битвы Курукшетра, воплощенное Божество, Кришна, передает Арджуне (Аrjunа) свое учение. Гита – самое известное и всемирно почитаемое священное писание Индии.
11 Нирвана: растворение отдельного индивидуума (эго), угасание отдельного сознания, желаний, эгоистических действий и мышления; это не означает угасания всей личности, но только бытия, как мы его знаем.
12 Свами Вивекананда (1863—1902) – один из главных последователей Шри Рамакришны.
начинает искать убежище в религии и в обществах, основанных на религии. Несмотря на то, что организованная религия может дать человеку духовный подъем и подготовить его к духовному опыту, все же за всю свою историю она не смогла изменить природу человека и общества. Причина в том, что, руководя обществом, религия вынужденно шла на компромиссы с низшими потребностями человека и не сумела настоять на радикальном внутреннем изменении самого человеческого существа; она настаивала только на приверженности к догме, на чисто формальном приятии нравственных идеалов и на подчинении церкви, организации и ритуалу. Такая религия дает только временную религиозно-этическую окраску. Порой, когда она поддерживает суть внутреннего опыта, то может частично обобщать духовную тенденцию, но она не в состоянии изменить человеческую природу или создать новый закон жизни. Единственное, что может поднять человеческий уровень бытия, это полное, абсолютное, духовное руководство всей жизнью и природой.
...При первом взгляде на это требование радикальной перемены человеческой природы, может показаться, что все надежды человечества откладываются на отдаленное будущее, так как преодоление нашей нынешней природы, умственной, чувственной и физической, может показаться слишком трудным предприятием, и з настоящее время для человека совсем невозможным. Если даже это и было бы так, все же другой возможности преобразования жизни не существует...
В настоящее время необходимо обращение немногих или многих в человеческом роде к видению этой перемены и к развитию чувства необходимости найти путь к ней. Тенденция эта уже существует, и будет нарастать с развитием настоящего всемирного кризиса. Необходимость разрешения (кризиса), понимание, что возможно только духовное разрешение, должны расти в человеке по мере того, как кризис все более и более углубляется. На этот зов внутри человека всегда должен быть какой-то отклик Божественной Действительности и Природы. LD, 28.