Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Г Л А В А II МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ЭВОЛЮЦИИ

Духовная эволюция, эволюция сознания в Материи, в посто­янно развивающемся самосознании (sеlf fоrmаtiоn), до тех пор, пока форма не обнаружит внутренний дух, являются... основой и главной целью земного существования. С самого начала это скрыто от нас инволюцией Духа2 в бессознательной Материи.

Бессознательность и бесчувственность Материи скрывают (за вуалью) универсальное Сознание-Силу, действующую внутри Ма­терии, поэтому энергия, которая является первой формой твор­ческой Силы в физическом мире и кажется сама по себе бессозна­тельной, работает, как громадный скрытый интеллект. На самом деле, таинственная созидательница, в конце концов, освобождает скрытое сознание из его темной тюрьмы. Она делает это медленно, постепенно, бесконечно малыми каплями, тонкой струей вибриру­ющей энергии, жизненной и умственной, как будто это все, что она смогла провести через плотную, грубую преграду сопротивля­ющейся бессознательной Материи. Сначала она (Сознание-Сила) обитает в формах Материи, которые кажутся совсем лишенными сознания, затем стремится к ментальному уровню под видом жи­вой материи и достигает этого уровня в незавершенном виде в соз­нательном животном. Вначале, это сознание или полусознание эле­ментарно, его можно назвать сознательным инстинктом; оно раз­вивается медленно, до тех пор, пока в более организованных фор­мах живой материи оно не достигнет более высокого уровня ин­теллекта и высшей точки в человеке, мыслящем животном, кото­рое развивается в разумное, рассуждающее, мыслящее животное, сохраняя в себе, даже в самом высоком развитии, форму перво­начального животного происхождения, то есть мертвый груз телес­ной подсознательности, тяготение обратно и первоначальной Инерции и Неведению...

Таким образом, мыслящий человек, у которого существуют свои ограничения и свои затруднения, должен еще развить в себе вполне сознательное существо, Божественную добродетель, ду­ховность и супраментальность сверхчеловека, которая становится следующим этапом эволюции. Этот переход ведет от эволюции Неведения к высшей Эволюции в Знании, возникшей в свете Сверх-Сознания и происходящей в нем, а не во тьме Неведения и Бессознательности.

Эта земная эволюция природы от Материи к Разуму и даль­ше, к высшей сфере, проходит через двойной процесс: прежде всего, через внешнюю физическую эволюцию с процессом рождения, в котором эволюционирующая форма тела включает в себя собственную силу сознания, беспрерывно поддерживаемую наслед­ственностью. Одновременно развивается невидимый (скрытый) процесс эволюции Духа посредством перерождения в высшие фор­мы и высшее Сознание. Первый процесс сам по себе обозначает только космическую эволюцию, так как индивидуум является быстро погибающим инструментом, тогда как раса, как более пос­тоянная коллективная формация, является настоящим шагом впе­ред в прогрессивном проявлении Духа. Перевоплощение — необ­ходимое условие эволюции личности на земле. Каждая стадия космического проявления, каждая форма, заключающая в себе Дух, является средством для индивидуальной души или психичес­кого существа3 обнаружить скрытое в нем сознание. Каждая жизнь, таким образом, является шагом вперед к победе над Материей благодаря движению вперед сознания, которое, в конце концов, сделает саму Материю средством для полного проявления Духа. LD II, 23.

Нужно отметить, что появление на Земле человеческого ума и тела является решительным изменением направления эволю­ционного процесса — это уже не простое продолжение предыду­щего. До появления развитого, мыслящего ума эволюция осу­ществлялась не

________________________

 

2 Я или Дух" (Атман или Брахман) — источник и основа всего Бытия, вроявляет себя в трех аспектах: трансцендентальном, космическом и индиви­дуальном. Несмотря на эти три аспекта, Я едино и неделимо,

3 Согласно учению Шри Ауробиндо, личность состоит из трех главных час­тей: тела, чувств-эмоций и разума. Шри Ауробиндо называет индивидуальную душу «psychic being» – психическим существом. Оно как бы поддерживает разум, чувства и тело, сначала более или менее скрыто, затем – по мере того как оно начинает расти и развиваться – все более явно. Психическое существо бессмертно, тогда как тело, чувства и разум растворяются в момент смерти или вскоре после нее; затем оно переходит из одной жизни в другую, собирая сущность каждого жизненного опыта и, таким образом, продолжая эволюцию индивидуума.

посредством сознательного устремления, волевым поиском сознательного существа, а подсознательным или надсознательным и автоматическим действием природы4. Это происходи­ло потому, что эволюция началась в Бессознании, и скрытое соз­нание еще недостаточно выделилось для того, чтобы действовать посредством воли самосознающего индивидуума. Однако в чело­веке необходимая перемена была сделана — существо пробудилось и осознало себя, Ум стал тяготеть к дальнейшему развитию, к высшему познанию, к расширению и углублению внешней и внутренней жизни, к развитию прирожденных способностей. Че­ловек начал понимать, что возможна высшая стадия сознания. Эволюционный импульс уже начал частично действовать на его ум и жизненные процессы5. Стремление превзойти себя уже от­четливо выражается в нем: он начинает сознавать свое «Я» и Дух. Итак, в человеке замена бессознательной эволюции сознательной стала возможной и осуществимой, и, таким образом, можно заклю­чить, что это настойчивое и упорное устремление есть верный знак воли Природы к Высшему; возникновение высшей стадии бытия. LDII, 23.

Признаки чувств уже заметны в существах, которые нам ка­жутся бессознательными. В движущемся и дышащем существе проявление чувствующего ума очевидно, и подготовка мыслящего ума уже становится явной. По мере того, как мыслящий ум разви­вается, появляются зачаточные устремления, а позднее и более настойчивые поиски духовного сознания. Растительный мир заклю­чает в себе скрытые возможности сознательного животного, а жи­вотный ум, возбужденный чувствами, уже проявляет зачатки мыс­ли; таким же образом мыслящий человек поднимается посредством эволюционной энергии к духовному существу, полностью созна­тельному, перерастающему свою первоначальную материальную личность и открывающему свою истинную, высшую Природу. LD II, 24.

Эволюционное действие Природы в конкретном существе выражается в развитии высших возможностей посредством утончения и усложнения природы до того, как она будет готова прорвать скорлупу, решительно изменить направление и перевернуть все его сознание. Это и составит новую фазу эволюции. Если предполо­жить, что следующим шагом будет создание духовного и супраментального существа, то давление Духа в человеческом роде можно считать признаком того, что это и есть намерение Природы, и что (новые) способности человека дают возможность воздейст­вовать, на него самого и содействовать Природе в процессе пере­ходного периода. Если появление в животном мире существа, схо­жего до известной степени с обезьянами, но уже с самого начала одаренного некоторыми качествами человека, предваряло стадию человеческой эволюции, то, очевидно, что появление духовного типа в человеке, еще схожем с полуживотным существом, но уже с отпечатком духовного устремления, и будет методом Природы (эволюционным порядком), создающим духовное и супраментальное существо.

Если предположить, что такое завершение эволюции предна­чертано, и что человек должен стать промежуточным звеном, то нужно отметить, что это будет относиться только к немногим осо­бо развитым людям, которые создадут новую расу людей и начнут движение к новой жизни. Как только это произойдет, остальное человечество отойдет от духовного стремления, так как это уже не будет нужным для замысла Природы, и останется в его нормальном состоянии покоя и неподвижности. Можно также заклю­чить, что человеческая градация должна будет сохраняться, так как подъем души на высшую стадию перевоплощения происходит постепенным движением эволюции к духовной вершине. Без этих градаций самые необходимые из промежуточных стадий будут от­ступать. Нужно сразу признать, что нет никакой возможности для всего человеческого рода одновременно     _____________  

 

4 Шри Ауробиндо различает разные уровни сознания: I) подсознание на­шего бодрствующего сознания, скрытое и нечленораздельное, которое содержит впечатления 'всех наших прошлых переживаний; 2) высшее (надсознанне) – сознание,  которое шире, тоньше и глубже нормального и 3) Сверх-Созрание – источник высшего ума, интуиции и вдохновения.

5 В терминологии йоги «ум» и «умственный» означают части человеческой природы, относящиеся к познавательной способности, человека. «Ум> действует посредством интеллекта, памяти, воли, воображения, идей. Слово «витал» оз­начает жизненную энергию, состоящую из ощущений, желаний, чувств, стра­стей, как, например, гнева, страха, жадности, похоти и так далее.

 

достигнуть супраментального уровня. В этом нет ничего удивительного — просто сущест­вует способность человеческого ума, при достижении известного уровня давления сознания в эволюционном процессе, двигаться к высшему уровню сознания и к его воплощению. Благодаря этому воплощению в человеке неизбежно происходят изменения его обычного организма, несомненно, это изменения умственной, эмо­циональной и чувственной природы, а также, до известной степени, телесных чувств и внешних обстоятельств жизни и энергий; но из­менение сознания станет главным фактором, первоначальным дви­жением, тогда как физическое изменение будет второстепенным фак­тором, последствием первого. Это превращение сознания всегда возможно для человека, если растет духовное пламя в сердце и разуме и, таким образом, подготавливает организм к трансформа­ции. Духовное устремление у человека врожденное. В отличие от животного, он осознает свои недостатки и ограничения и предчув­ствует, что есть возможность достичь чего-то более высокого, чем он есть в настоящее время. Это стремление превзойти себя вряд ли когда-нибудь исчезнет полностью в человеческом роде. Умст­венное состояние человека остается всегда не только как ступень, к перевоплощению, но и как открытое движение вперед к духов­ному и супраментальному состоянию. LD II, 23.

В предыдущих стадиях эволюции первые и главные заботы и усилия Природы были направлены на перемену физической орга­низации, потому что только таким образом могла произойти перемена в сознании. Это было необходимо, из-за   недостаточности силы существующего сознания произвести перемену в теле. Но в человеке иное движение возможно и даже неизбежно. Эволюция может быть выполнена только посредством человеческого созна­ния и его трансформации, а не посредством нового телесного ор­ганизма. В сущности, перемена в сознании всегда была главным фактором, и эволюция всегда имела духовное значение, тогда как. Физическая перемена была только ее средством. Это соотношение духовных и физических сил было скрыто из-за неправильной рас­становки этих сил: внешнее Бессознании перевешивало и затем­няло духовный элемент. Но как только равновесие восстановилось, изменение тела уже не должно предшествовать изменению созна­ния. Теперь мутация сознания сама произведет нужную мутацию тела. Нужно отметить, что человеческий ум уже проявил способ­ность помогать природе в эволюции новых разновидностей расте­ний и животных. Благодаря знанию и дисциплине  человек создал новые формы в своем окружении и изменил собственное мышление. Вполне возможно, что он так же сознательно поможет Природе в своей собственной духовной и жизненной   эволюции и трансфор­мации. Стремление к этому уже существует и отчасти уже дей­ствует, хоть и не вполне признано поверхностным умом. Когда при­дет время, человек это поймет, войдя глубже в себя, и тогда про­явится скрытая энергия и предписанное действие Сознания-Силы9, внутри которой и скрывается действительность, называемая При­родой.

Все эти выводы могут быть сделаны на основании наблюде­ний внешних явлений природы, ее поверхностной эволюции бытия и сознания в теле, рожденном физически. Однако, есть еще другой, невидимый фактор – перевоплощение, прогресс души через восхождение от одной ступени к другой, к высшим стадиям бытия телесного и умственного. В этом движении психическое существо еще завуалировано; скрыто (умом, жизнью и телом) даже в че­ловеке сознательном, в разумном существе; оно еще не в состоя­нии проявиться полностью, так как не может выйти на первый план и стать хозяином своей природы; таким образом, на время, Пуруша7 вынужден подчиняться господству Пракрити. Однако в человеке психическая часть личности развивается гораздо быст­рее, чем в низшей природе. Приходит время, когда душа прибли­жается к своему проявлению и становится хозяином своего инст­румента а природе. Это означает, что скрытый внутри Дух, доб­рый гений, Божество, собирается появиться, и когда он ум выйдет, не подлежит сомнению, что он потребует более духовной жизни, как уже произошло ______________

 

6 Динамическая или творческая сила или энергия, известная в индийской философской литературе под именем Шакти.

7  Единый (Брахман) проявляет множество, которое присуще ему и которое принимает два вида: «Пуруша» – сознательное существо, или Душа, и «Пракрити» – физическая природа, В обыкновенном человеке «Пуруша» скрывается за его эго и остается завуалированным «свидетелем игры» Природы. Появление «Пуруши» воспринимается как спокойное неподвижное сознание в отмечает на­чало освобождения.

на умственном уровне под влиянием внутрен­него психического существа. В жизни на земле, где разум – ору­дие Неведения, это появление может произойти только благодаря изменению сознания, переходу от полного незнания к полному познанию, от ментального – к супраментальному Сознанию и к супраментальной трансформации Природы8. LD II, 23.

Если мы признаем, что скрытый смысл нашего рождения в Материи заключается в нашем духовном развитии на земле, если основой этого является эволюция сознания, происходящая в При­роде, то нужно признать, что человек, каким он является теперь, не может быть пределом этой эволюции – в нем еще слишком несовершенно выражение Духа, его

слишком ограничен в своих функциях и является только переходным выражением сознания, а сам он является только переходным существом. Итак, если чело­век не сможет расширить ментальность, то он будет превзойден появлением Сверх-Разума и сверхчеловека, который должен будет возглавить мироздание. Тем не менее, если разум в состоянии подняться в высшую сферу, то тогда нет причины, почему сам чело-век не сможет выйти за пределы разума и достичь уровня сверх­человеческого или, по крайней мере, предоставить свой ум, жизнь и тело высшему проявлению Духа в Природе. LD II, 23.

 

 

8  Супер-Разум или Гнозис, согласно Шри Ауробиндо, является высшим динамизмом духовной жизни, в которой познание основано на полном тождестве познающего и познаваемого.

Опубликовано