Духовная эволюция, эволюция сознания в Материи, в постоянно развивающемся самосознании (sеlf fоrmаtiоn), до тех пор, пока форма не обнаружит внутренний дух, являются... основой и главной целью земного существования. С самого начала это скрыто от нас инволюцией Духа2 в бессознательной Материи.
Бессознательность и бесчувственность Материи скрывают (за вуалью) универсальное Сознание-Силу, действующую внутри Материи, поэтому энергия, которая является первой формой творческой Силы в физическом мире и кажется сама по себе бессознательной, работает, как громадный скрытый интеллект. На самом деле, таинственная созидательница, в конце концов, освобождает скрытое сознание из его темной тюрьмы. Она делает это медленно, постепенно, бесконечно малыми каплями, тонкой струей вибрирующей энергии, жизненной и умственной, как будто это все, что она смогла провести через плотную, грубую преграду сопротивляющейся бессознательной Материи. Сначала она (Сознание-Сила) обитает в формах Материи, которые кажутся совсем лишенными сознания, затем стремится к ментальному уровню под видом живой материи и достигает этого уровня в незавершенном виде в сознательном животном. Вначале, это сознание или полусознание элементарно, его можно назвать сознательным инстинктом; оно развивается медленно, до тех пор, пока в более организованных формах живой материи оно не достигнет более высокого уровня интеллекта и высшей точки в человеке, мыслящем животном, которое развивается в разумное, рассуждающее, мыслящее животное, сохраняя в себе, даже в самом высоком развитии, форму первоначального животного происхождения, то есть мертвый груз телесной подсознательности, тяготение обратно и первоначальной Инерции и Неведению...
Таким образом, мыслящий человек, у которого существуют свои ограничения и свои затруднения, должен еще развить в себе вполне сознательное существо, Божественную добродетель, духовность и супраментальность сверхчеловека, которая становится следующим этапом эволюции. Этот переход ведет от эволюции Неведения к высшей Эволюции в Знании, возникшей в свете Сверх-Сознания и происходящей в нем, а не во тьме Неведения и Бессознательности.
Эта земная эволюция природы от Материи к Разуму и дальше, к высшей сфере, проходит через двойной процесс: прежде всего, через внешнюю физическую эволюцию с процессом рождения, в котором эволюционирующая форма тела включает в себя собственную силу сознания, беспрерывно поддерживаемую наследственностью. Одновременно развивается невидимый (скрытый) процесс эволюции Духа посредством перерождения в высшие формы и высшее Сознание. Первый процесс сам по себе обозначает только космическую эволюцию, так как индивидуум является быстро погибающим инструментом, тогда как раса, как более постоянная коллективная формация, является настоящим шагом вперед в прогрессивном проявлении Духа. Перевоплощение — необходимое условие эволюции личности на земле. Каждая стадия космического проявления, каждая форма, заключающая в себе Дух, является средством для индивидуальной души или психического существа3 обнаружить скрытое в нем сознание. Каждая жизнь, таким образом, является шагом вперед к победе над Материей благодаря движению вперед сознания, которое, в конце концов, сделает саму Материю средством для полного проявления Духа. LD II, 23.
Нужно отметить, что появление на Земле человеческого ума и тела является решительным изменением направления эволюционного процесса — это уже не простое продолжение предыдущего. До появления развитого, мыслящего ума эволюция осуществлялась не
________________________
2 Я или Дух" (Атман или Брахман) — источник и основа всего Бытия, вроявляет себя в трех аспектах: трансцендентальном, космическом и индивидуальном. Несмотря на эти три аспекта, Я едино и неделимо,
3 Согласно учению Шри Ауробиндо, личность состоит из трех главных частей: тела, чувств-эмоций и разума. Шри Ауробиндо называет индивидуальную душу «psychic being» – психическим существом. Оно как бы поддерживает разум, чувства и тело, сначала более или менее скрыто, затем – по мере того как оно начинает расти и развиваться – все более явно. Психическое существо бессмертно, тогда как тело, чувства и разум растворяются в момент смерти или вскоре после нее; затем оно переходит из одной жизни в другую, собирая сущность каждого жизненного опыта и, таким образом, продолжая эволюцию индивидуума.
посредством сознательного устремления, волевым поиском сознательного существа, а подсознательным или надсознательным и автоматическим действием природы4. Это происходило потому, что эволюция началась в Бессознании, и скрытое сознание еще недостаточно выделилось для того, чтобы действовать посредством воли самосознающего индивидуума. Однако в человеке необходимая перемена была сделана — существо пробудилось и осознало себя, Ум стал тяготеть к дальнейшему развитию, к высшему познанию, к расширению и углублению внешней и внутренней жизни, к развитию прирожденных способностей. Человек начал понимать, что возможна высшая стадия сознания. Эволюционный импульс уже начал частично действовать на его ум и жизненные процессы5. Стремление превзойти себя уже отчетливо выражается в нем: он начинает сознавать свое «Я» и Дух. Итак, в человеке замена бессознательной эволюции сознательной стала возможной и осуществимой, и, таким образом, можно заключить, что это настойчивое и упорное устремление есть верный знак воли Природы к Высшему; возникновение высшей стадии бытия. LDII, 23.
Признаки чувств уже заметны в существах, которые нам кажутся бессознательными. В движущемся и дышащем существе проявление чувствующего ума очевидно, и подготовка мыслящего ума уже становится явной. По мере того, как мыслящий ум развивается, появляются зачаточные устремления, а позднее и более настойчивые поиски духовного сознания. Растительный мир заключает в себе скрытые возможности сознательного животного, а животный ум, возбужденный чувствами, уже проявляет зачатки мысли; таким же образом мыслящий человек поднимается посредством эволюционной энергии к духовному существу, полностью сознательному, перерастающему свою первоначальную материальную личность и открывающему свою истинную, высшую Природу. LD II, 24.
Эволюционное действие Природы в конкретном существе выражается в развитии высших возможностей посредством утончения и усложнения природы до того, как она будет готова прорвать скорлупу, решительно изменить направление и перевернуть все его сознание. Это и составит новую фазу эволюции. Если предположить, что следующим шагом будет создание духовного и супраментального существа, то давление Духа в человеческом роде можно считать признаком того, что это и есть намерение Природы, и что (новые) способности человека дают возможность воздействовать, на него самого и содействовать Природе в процессе переходного периода. Если появление в животном мире существа, схожего до известной степени с обезьянами, но уже с самого начала одаренного некоторыми качествами человека, предваряло стадию человеческой эволюции, то, очевидно, что появление духовного типа в человеке, еще схожем с полуживотным существом, но уже с отпечатком духовного устремления, и будет методом Природы (эволюционным порядком), создающим духовное и супраментальное существо.
Если предположить, что такое завершение эволюции предначертано, и что человек должен стать промежуточным звеном, то нужно отметить, что это будет относиться только к немногим особо развитым людям, которые создадут новую расу людей и начнут движение к новой жизни. Как только это произойдет, остальное человечество отойдет от духовного стремления, так как это уже не будет нужным для замысла Природы, и останется в его нормальном состоянии покоя и неподвижности. Можно также заключить, что человеческая градация должна будет сохраняться, так как подъем души на высшую стадию перевоплощения происходит постепенным движением эволюции к духовной вершине. Без этих градаций самые необходимые из промежуточных стадий будут отступать. Нужно сразу признать, что нет никакой возможности для всего человеческого рода одновременно _____________
4 Шри Ауробиндо различает разные уровни сознания: I) подсознание нашего бодрствующего сознания, скрытое и нечленораздельное, которое содержит впечатления 'всех наших прошлых переживаний; 2) высшее (надсознанне) – сознание, которое шире, тоньше и глубже нормального и 3) Сверх-Созрание – источник высшего ума, интуиции и вдохновения.
5 В терминологии йоги «ум» и «умственный» означают части человеческой природы, относящиеся к познавательной способности, человека. «Ум> действует посредством интеллекта, памяти, воли, воображения, идей. Слово «витал» означает жизненную энергию, состоящую из ощущений, желаний, чувств, страстей, как, например, гнева, страха, жадности, похоти и так далее.
достигнуть супраментального уровня. В этом нет ничего удивительного — просто существует способность человеческого ума, при достижении известного уровня давления сознания в эволюционном процессе, двигаться к высшему уровню сознания и к его воплощению. Благодаря этому воплощению в человеке неизбежно происходят изменения его обычного организма, несомненно, это изменения умственной, эмоциональной и чувственной природы, а также, до известной степени, телесных чувств и внешних обстоятельств жизни и энергий; но изменение сознания станет главным фактором, первоначальным движением, тогда как физическое изменение будет второстепенным фактором, последствием первого. Это превращение сознания всегда возможно для человека, если растет духовное пламя в сердце и разуме и, таким образом, подготавливает организм к трансформации. Духовное устремление у человека врожденное. В отличие от животного, он осознает свои недостатки и ограничения и предчувствует, что есть возможность достичь чего-то более высокого, чем он есть в настоящее время. Это стремление превзойти себя вряд ли когда-нибудь исчезнет полностью в человеческом роде. Умственное состояние человека остается всегда не только как ступень, к перевоплощению, но и как открытое движение вперед к духовному и супраментальному состоянию. LD II, 23.
В предыдущих стадиях эволюции первые и главные заботы и усилия Природы были направлены на перемену физической организации, потому что только таким образом могла произойти перемена в сознании. Это было необходимо, из-за недостаточности силы существующего сознания произвести перемену в теле. Но в человеке иное движение возможно и даже неизбежно. Эволюция может быть выполнена только посредством человеческого сознания и его трансформации, а не посредством нового телесного организма. В сущности, перемена в сознании всегда была главным фактором, и эволюция всегда имела духовное значение, тогда как. Физическая перемена была только ее средством. Это соотношение духовных и физических сил было скрыто из-за неправильной расстановки этих сил: внешнее Бессознании перевешивало и затемняло духовный элемент. Но как только равновесие восстановилось, изменение тела уже не должно предшествовать изменению сознания. Теперь мутация сознания сама произведет нужную мутацию тела. Нужно отметить, что человеческий ум уже проявил способность помогать природе в эволюции новых разновидностей растений и животных. Благодаря знанию и дисциплине человек создал новые формы в своем окружении и изменил собственное мышление. Вполне возможно, что он так же сознательно поможет Природе в своей собственной духовной и жизненной эволюции и трансформации. Стремление к этому уже существует и отчасти уже действует, хоть и не вполне признано поверхностным умом. Когда придет время, человек это поймет, войдя глубже в себя, и тогда проявится скрытая энергия и предписанное действие Сознания-Силы9, внутри которой и скрывается действительность, называемая Природой.
Все эти выводы могут быть сделаны на основании наблюдений внешних явлений природы, ее поверхностной эволюции бытия и сознания в теле, рожденном физически. Однако, есть еще другой, невидимый фактор – перевоплощение, прогресс души через восхождение от одной ступени к другой, к высшим стадиям бытия телесного и умственного. В этом движении психическое существо еще завуалировано; скрыто (умом, жизнью и телом) даже в человеке сознательном, в разумном существе; оно еще не в состоянии проявиться полностью, так как не может выйти на первый план и стать хозяином своей природы; таким образом, на время, Пуруша7 вынужден подчиняться господству Пракрити. Однако в человеке психическая часть личности развивается гораздо быстрее, чем в низшей природе. Приходит время, когда душа приближается к своему проявлению и становится хозяином своего инструмента а природе. Это означает, что скрытый внутри Дух, добрый гений, Божество, собирается появиться, и когда он ум выйдет, не подлежит сомнению, что он потребует более духовной жизни, как уже произошло ______________
6 Динамическая или творческая сила или энергия, известная в индийской философской литературе под именем Шакти.
7 Единый (Брахман) проявляет множество, которое присуще ему и которое принимает два вида: «Пуруша» – сознательное существо, или Душа, и «Пракрити» – физическая природа, В обыкновенном человеке «Пуруша» скрывается за его эго и остается завуалированным «свидетелем игры» Природы. Появление «Пуруши» воспринимается как спокойное неподвижное сознание в отмечает начало освобождения.
на умственном уровне под влиянием внутреннего психического существа. В жизни на земле, где разум – орудие Неведения, это появление может произойти только благодаря изменению сознания, переходу от полного незнания к полному познанию, от ментального – к супраментальному Сознанию и к супраментальной трансформации Природы8. LD II, 23.
Если мы признаем, что скрытый смысл нашего рождения в Материи заключается в нашем духовном развитии на земле, если основой этого является эволюция сознания, происходящая в Природе, то нужно признать, что человек, каким он является теперь, не может быть пределом этой эволюции – в нем еще слишком несовершенно выражение Духа, его
слишком ограничен в своих функциях и является только переходным выражением сознания, а сам он является только переходным существом. Итак, если человек не сможет расширить ментальность, то он будет превзойден появлением Сверх-Разума и сверхчеловека, который должен будет возглавить мироздание. Тем не менее, если разум в состоянии подняться в высшую сферу, то тогда нет причины, почему сам чело-век не сможет выйти за пределы разума и достичь уровня сверхчеловеческого или, по крайней мере, предоставить свой ум, жизнь и тело высшему проявлению Духа в Природе. LD II, 23.
8 Супер-Разум или Гнозис, согласно Шри Ауробиндо, является высшим динамизмом духовной жизни, в которой познание основано на полном тождестве познающего и познаваемого.