Мир — наше зеркало
Нам легко увидеть в других то, что присуще нам самим, потому что окружающий нас мир — это зеркало, в котором мы видим самих себя.
Однажды по дороге в Лхасу встретились два буддийских монаха. Путь к священному городу был долгим, и по дороге каждый из них рассказывал другому историю своей жизни. А потом они шли молча. Питались подаянием, а ночевали или в монастырях, которые попадались им на пути, или в домах, где их приветливо встречали как божьих посланников.
— Говорят, что "рука щедрого не оскудеет", -однажды нарушил молчание один из монахов.
— Да, это так, — согласился второй, — но эти слова правильны только тогда, когда человек не мелочный и действительно имеет широкую душу. У меня есть пример, подтверждающий это. Несколько лет тому назад я так же, как и сегодня, шел в Лхасу и у меня был попутчик, который был таким мелочным, что назвать его щедрым не мог бы даже самый скупой человек на земле. Мы, как и сейчас, питались только подаянием и очень часто, когда мы собирались вместе, чтобы поесть, у моего попутчика подаяния было меньше, чем у меня. Возможно, это было связано с тем, что я был моложе его, и люди сочувствовали мне из-за моей худобы и молодости. Ты видишь, что у меня и сейчас только кожа да кости, но я был всегда такой, а про таких говорят: "не в коня корм". И я почти всегда часть своего подаяния отдавал ему. Он каждый раз благодарил меня и говорил, что когда мы придем в Лхасу, то за мою щедрость он заплатит деньгами, и при этом показывал увесистый кисет, наполненный чем-то тяжелым. Чтобы облегчить проблему моего попутчика, который собирался оплатить мою щедрость, я стал тщательно записывать, что и сколько я выделял ему из моего ежедневного подаяния. По моим подсчетам, я должен был получить довольно большую сумму, которая пришлась бы кстати для проживания в Лхасе. Но когда мы дошли до этого святого города и я напомнил ему о его долге, он заявил, что деньги потерял где-то по дороге, но что потом, когда мы с ним встретимся вновь, он обязательно их мне отдаст. Конечно, я все еще надеюсь, что мой бывший попутчик вернет мне долг, и поэтому все свои расходы, которые я тогда записал, я все еще ношу с собой. Хочешь посмотреть, как велика была моя щедрость?
Монах начал было снимать свой заплечный мешок, но попутчик остановил его: "Не надо, я и так вижу, что ты был прав, что щедрость и мелочность несовместимы ".