Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О монахе, который искал правду

Петр Зорин

О монахе, который искал правду

Жил на свете монах. Он был молод и полон сил, а его наставник стар и немощен. Однажды вечером, когда они вернулись в свою   пещеру   из   ближайшего города, куда ходили за подаянием, старый монах задумчиво и немного грустно сказал:

— Садись, брат, рядом со мной, я должен рассказать тебе о завещании наших духовных предков, которые когда-то давно организовали наш монашеский орден. Я уже стар и чувствую, что на земле для меня осталось немного времени. Мой наставник завещал мне найти правду и, чтобы выполнить его завещание, я потратил на ее поиски всю свою жизнь. Он говорил, что когда-то давно, когда среди людей на земле была правда, люди жили счастливо и все живое на земле было как одна семья. Но постепенно люди стали забывать правду, и она отвернулась от них, а потом и совсем ушла. А теперь ты и сам видишь, что происходит в мире, где люди ненавидят друг друга и каждый живет сам для себя. Надо найти правду и рассказать о ней людям, чтобы они вспомнили о ней, и тогда она вернется, а вместе с ней к людям вернется счастье.

— Я всю свою жизнь потратил на поиски правды, — сказал он своему ученику, — но, вероятно, я искал ее не там, где она есть. Я исходил всю землю в поисках людей, которые могли бы рассказать о правде, которая когда-то была на земле. Разговаривая с людьми о правде, я услышал множество мнений о ней, но никто не мог сказать, что же такое правда в действительности. Одни говорили, что правда заключена в наших словах, но, подумав, я не соглашался с ними, потому что видел, что иногда такой правдой можно убить человека. Другие говорили, что правда — это человеческая совесть. Но я знал, что, опираясь на совесть, люди могли скрывать как свою, так и чужую ложь, и тогда совесть становилась ложью. Были и такие, которые считали, что правда — это добро и когда люди станут делать друг другу только добро, на земле воцарится правда. Но я знал, что добро для одних нередко является злом для других.

"А может быть то, что вы ищете, — это жалость, потому что когда люди жалеют все, что есть вокруг них, то и отношения к миру становятся более правильными, добрыми", — сказали мне в одном богоугодном заведении. Но я знал, что большинство людей жалеют других с позиций своего превосходства над ними. Говорили мне и то, что правда — это любовь, но я уже знал, что любовь может быть для людей не только счастьем, но и страданием, что любовью люди могут спекулировать, подчиняя себе других, что рядом с человеческой любовью ходит страх, что можешь лишиться ее. Бродя по городам и селам и разговаривая со многими людьми, я понял, что правда заключена в чутком человеческом сердце, которое не хочет жить для себя и, зная истину, становится парадоксальным. Она сегодня может быть строгой и непреклонной, а завтра любящей и жертвенной.

— Ты должен попытаться найти ее. Как это сделать, я и сам не знаю, потому что все способы и все пути, известные мне, не помогли мне найти ее.

Глубоко в душу молодого монаха запало завещание наставника. И когда он остался один, он ушел из пещеры, которая служила им двоим пристанищем и зимой и летом, и стал бродить о городам и поселкам, да о правде спрашивать. Заходил он и в монастыри и в храмы святые, но никто не знал, как она выглядит. А как найти правду, если не знаешь, какая она?

Долго ходил по свету монах в поисках правды. Мерз в зимнюю стужу, изнывал от жары в летний зной, попадал он и в песчаные бури пустыни, и под проливные дожди и грозы; питался подаяниями, а иногда дикими плодами да ягодами. И почувствовал он приближение старости, вместе с которой таяла его последняя надежда выполнить завещание своего наставника. Что-то в нем знало, что он ищет правду не там, но где ее искать, никто подсказать ему не мог. И решил монах вернуться в свою пещеру и провести остаток своей жизни в ней, как это сделал его наставник.

Место, где он жил прежде, было никем не занято, и он расположился в дальнем углу пещеры, куда едва проникал свет, на полуистлевшей циновке, которая много лет ждала его возвращения. Поиск правды, как это делали многие его предшественники, забирал их жизни и не оставлял никаких надежд. Монах устало растянулся на полу пещеры, подложив под голову свою ветхую рясу, и долго неподвижно лежал, глядя в темные своды у себя над головой. В глубокой плотной тишине где-то одиноко капала вода, изредка в пещеру забегал ветерок и, испуганно вздохнув, убегал обратно. Перед монахом прошла вся его жизнь, как непрерывные усилия проникнуть во что-то туманное и неопределенное. Он чувствовал, что там, за стеной этой неопределенности — пустота и безвременье. Состояние безысходности захватило его, и он ощутил, как плотная тьма, окружавшая его, вползает в его сердце. И вдруг он почувствовал, что слева от него кто-то есть. Он медленно повернул голову и увидел темный силуэт человека, стоявшего от него в нескольких метрах.

— Не бойся меня, я твой друг, — проговорил низким мягким голосом незнакомец.

— Я ничего не боюсь, потому что моя жизнь потеряла смысл, - сказал спокойно монах,

— Я твоя смерть, но сейчас я пришла к тебе как друг, чтобы сказать тебе ту истину, которую ты должен знать. Правда имеет неисчислимое множество лиц, и она находится позади всего, что есть в этом мире. Позади тебя тоже есть правда, и все твои годы она следовала за тобой не узнанная. Она даже окликала тебя за эти годы множество раз, но твои глаза и уши были направлены во внешний мир и ты поэтому ничего не слышал. Я противоположность правды, но я не враг ее, потому что я лишь ее тень. Для того, чтобы найти правду, не надо искать ее среди слепых, которые могут много говорить о свете и даже поклоняться ему, и в то же время не видеть его.

Незнакомец, назвавший себя смертью, тихо растворился в полумраке пещеры.

— Значит, правда все-таки есть! Просто я не там искал ее и все, кто были до меня, также искали ее не там.

Монах перевернулся вниз лицом, сжал ладонями голову и застонал. Он не жалел о прошедшей жизни, потому что знал, что без столь продолжительных и тщетных поисков он никогда бы не узнал, что правда всегда была рядом с ним. Он никогда не узнал бы, что правда может проявлять себя бесконечными способами и в то же время быть одной и той же. Не поднимая головы, он стал горячо молиться. Он не знал, кому молится, и поэтому его молитва была без слов. Он обращался в вечность, и каждая клетка его тела звучала этой молитвой. Ему даже показалось, что его молитва заполнила собой всю вселенную.

Вдруг яркий свет взорвался в его груди, и он почувствовал, что умирает. Он поднял голову, чтобы встретить предел своей жизни и увидел перед собой прекрасное существо, от которого исходил ослепительный золотой свет, заполнивший собою все пространство пещеры.

— Я — Правда, поискам которой ты отдал свою жизнь.

Голос этого существа звучал как тысяча серебряных флейт, он был похож на бесконечные волны света и нежности, заполняющие собой всю вселенную. "Я всегда была с тобой, — продолжала Правда, — но для меня было важно, чтобы ты получил опыт жизни. Ты всегда был искренен в своих стремлениях и поэтому нашел меня. Я хочу, чтобы ты взял вот это зеркало и понес его людям. Всем, кто захочет увидеть в нем свое реальное отражение, будет дана такая возможность. Правда протянула монаху большое серебристое зеркало, от которого в темноте пещеры струился свет. Протянув обе руки, монах бережно взял его и удивился, потому что зеркало ничего не весило. Он прижал его к груди, не отрывая глаз от сияющего существа, которое с нежной улыбкой смотрело на чего.

— У тебя еще есть время, чтобы дать людям возможность увидеть свою реальность.

Существо, которое назвало себя Правдой, растворилось, оставив после себя свет, который продолжал сиять под сводами пещеры до утра следующего дня.

Утром монах, умывшись в ручье, который пробегал недалеко от пещеры, пошел в город. Сердце его было полно радостью и он не чувствовал ни голода, ни усталости своих лет. В голоде он вышел на центральную площадь и стал предлагать людям посмотреть на себя в зеркало, которое он держал у своей груди. Многие прохожие с любопытством заглядывали в зеркало и недовольные, часто даже раздражение, отходили прочь. Вскоре весь город знал о монахе и его зеркале. И на все предложения монаха взглянуть на себя в зеркало люди или отворачивались, или злобно гнали его. Вначале он не мог понять причины, почему люди не хотят смотреть в зеркало, которое подарила ему Правда, и только после, спустя некоторое время, он понял, что каждый смотрящий в него видит о себе правду, которую в действительности никто о себе знать не хочет. Он ходил везде, где только жили люди, всем предлагал посмотреть в зеркало, но люди избегали его. Однажды он вдруг осознал, что те, кто прежде жалел его и из жалости давал ему пищу или какую-либо поношенную одежду, также отворачиваются от него. Истощенный от голода, но с полным радости сердцем он приходил в самые отдаленные человеческие поселения, но везде повторялось то же самое. В один из вечеров, пройдя очередное село, в котором жители закрывали перед ним свои двери и окна, он вышел за околицу и лег на пригорке на ложе из прошлогодней листвы под старым развесистым дубом. Ему как всегда хотелось есть, но он уже привык к этому чувству и не обращал на него внимание. Вокруг был разлит глубокий теплый покой. Монах закрыл глаза, и вдруг перед ним вновь предстало сияющее существо Правды.

— Я снова пришла к тебе, чтобы взять тебя с собой, потому что за все прожитые тобой годы ты стал моим отражением.

На следующее утро кто-то из жителей села проходил мимо дуба и увидел мертвое тело монаха. Лицо его было истощенным, но все еще светилось живой улыбкой счастья. Рядом с ним лежало уже всем известное зеркало. Прохожий поднял с земли камень и бросил его в зеркало, и оно, вспыхнув радугой света, разлетелось на бесчисленное количество осколков и исчезло. Никто не видел, как оно серебряной пылью поднялось к высоким облакам и затем дождем долилось на землю. И каждый человек, где бы он ни был, получил частичку правды, которая как тихий, но настойчивый голос из глубины сердца, напоминает о себе.

Опубликовано