Шри Ауробиндо и Мать.

Этот необъятный материальный мир есть тюрьма:
На каждой дороге стоит вооруженный каменноглазый Закон,
У каждых ворот огромные неясные стражи шагают.
Трибунал серый Неведения,
Инквизиция священников Ночи
Восседают над приговором авантюристке-душе,
И таблицы дуальные и нормы Кармические
В нас обуздывают Титана и Бога:
Боль со своей плетью, радость со своей серебряной взяткой
Сторожат Колеса неподвижность кружащую.
Оковы надеты на высоко взбирающийся разум,
Печать ставится на слишком большое широко открытое сердце;
Смерть останавливает странствующего открывателя, Жизнь.

Шри Ауробиндо, Савитри, песнь вторая. Предмет спора.
Вы должны осознавать, что вы из себя представляете, осознавать свойства и действия своего существа. Вы должны знать, что, как и почему вы делаете, чувствуете, думаете. Для вас должны быть ясны ваши намерения и побуждения, вам должно быть понятно, что за силы скрыто или явно движут вами. Вам нужно, в некотором смысле, по винтикам разобрать собственное существо, чтобы знать, как действует этот механизм.


Мать, Вопросы и ответы, том 4
Елена 30.09.2012 18:21:22
Вы должны осознавать, что вы из себя представляете, осознавать свойства и действия своего существа. Вы должны знать, что, как и почему вы делаете, чувствуете, думаете. Для вас должны быть ясны ваши намерения и побуждения, вам должно быть понятно, что за силы скрыто или явно движут вами. Вам нужно, в некотором смысле, по винтикам разобрать собственное существо, чтобы знать, как действует этот механизм.

Самый лучший комментарий к этому дал Шри Ауробиндо: " Исследуй себя без сожаления, тогда ты станешь более милосердным и сострадательным к другим."
Цель существования в мире — наслаждение вселенной и всем, что в ней есть, однако условием свободного наслаждения всем является отречение от всякого желания. Отречение, о котором идет речь, представляет собой не основанное на принудительной морали самоограничение или некий физический отказ, но полное освобождение духа от всякого стремления к проявленным формам.
Условия этого освобождения — свобода от эгоизма, а это значит, свобода от личного желания. Практически это отречение подразумевает, что ни к чему во вселенной не следует относиться как к предмету, обладание которым необходимо, ничто не должно рассматриваться как находящееся в собственном или чьем то ином владении, ничто не должно вызывать жадности сердца или чувств.

Шри Ауробиндо. Иша Упанишада.
___________________________________

Можно ли назвать стремление к знаниям и постижению "жадностью чувств"? И что такое"жадность сердца"? Быть может,нужно просто раствориться в бытие?
Источником жадности чувств является эго. Оно так же стремится к познанию мира, как и психическое существо, правда с совершенно противоположной целью. Если психическое стремится найти и проявить истину в этом мире, то эго хочет присвоить себе всё, что сможет, чтобы получать удовольствие от власти над этой доступной ему частью вселенной.
Бывают случаи, когда эго в значительной степени подчинено влиянию зрелого психического, и тогда жадность чувств становится жаждой познания и через творческое проявление созидает в короткий период то, на что другим потребуется не одна жизнь. Пример - Михайло Ломоносов, гений, один из основателей классической физики, неорганической химии, философ, историк, поэт, художник, журналист и публицист, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, основатель первого российского университета, в котором была исключительно русская профессура. Гениальность Ломоносова невозможна без огромной витальной силы, которой управляет эго, и без величайшей мощи весьма зрелого психического существа, управлявшим этим эго, как своим инструментом.
...И что такое"жадность сердца"?

Здесь под словами "жадность сердца" имеется ввиду обратная ситуация, когда человеком владеет эго, и оно проявляется сильнее, чем психическое. Захватив высший эмоциональный центр, оно присваивает себе все результаты своих действий, считая, что они - следствие влияния его силы, и не подозревая, что это сила психического существа, которому в данном воплощении необходимо проявиться не непосредственно, а через более низкие формы деятельности, не будучи проявленным в этом мире полностью.
...Быть может,нужно просто раствориться в бытие?
Путём растворения в Высших сферах бытия шли многие поколения йогов, стремившихся попасть в нирвану. Шри Ауробиндо пришёл к выводу, что этот путь не приносит успеха для эволюции сознания и не может привести к супраментальной трансформации.
По окончании жизни не израсходовавшие свою энергию и возможности проявления части витального и ментального существа растворяются в нашем мире, входя в ауру других людей или животных. Стремление к этому специально, вряд ли можно назвать перспективным путём.
Там был незнакомый духовный пейзаж,
Прелесть озёр, ручьёв, холмов,
Течение и неизменность в пространстве души,
Равнины, долины, протяженности душевной радости,
И сады, что были цветочными дорогами духа,
Его медитации легкого привкуса мечтательности.
Воздух был дыханием чистой бесконечности.
А цветной дымке Аромат блуждал,
Словно запахи и краски всех нежных цветов
Смешались, чтобы повторить атмосферу небес.
Взывающая к душе, а не к взору,
Красота жила там в своем собственном доме,
Там всё было прекрасным по праву
И не нуждалось в великолепии одеяния. Все объекты как тела Богов были
Духовным символом, окружающим душу,
Ибо мир и самость были одной реальностью.

Савитри книга 2 песнь 14

Какие знакомые сердцу места.
Пустота обычно приходит в результате очищения сознания или какой-то его части от прежнего содержимого. Все сознание или его часть становятся подобны пустой чаше, которая может быть наполнена чем-то новым. Высочайшая пустота — это чистое существование высшего «Я», в котором возможно любое проявление.

Шри Ауробиндо, Письма о Йоге, т.4.
Любой человек, обладающий проницательным умом и наблюдательностью и живущий преимущественно в своем внутреннем сознании, может на каждом шагу видеть игру невидимых сил, воздействующих на людей и вызывающих те или иные события, тайный механизм которых остается им неведом. В отличие от обычных людей человек, занимающийся йогой или живущий в своем внутреннем сознании — ибо некоторые, подобно Сократу, развивают или имеют уже развитое внутреннее сознание без всякой йоги, — осознает эти невидимые силы и может столь же сознательно использовать их в своих интересах и управлять ими.

Шри Ауробиндо. Письма о Йоге, т.2.
Если вы хотите сохранить радость, было бы мудрее не говорить о ней
другим. Все, о чем становится известно, обретает крылья и стремится
улететь.

Шри Ауробиндо. Письма о йоге, т.4.
Тот,кто не убивает,когда ему велит Бог,производит огромное опустошение в мире.
Шри Ауробиндо.
__________________________________________________________________
Убийство по воле Бога-это благо для мира? И как можно быть уверенным,
что тобой руководит Бог? Как вы считаете?
Елена, своё отношение к вырванным из контекста цитатам, я изложил в разделе "Великие слова", поэтому повторяться здесь не буду. Если вам так хочется дополнить форум цитатами из произведений Щри Ауробиндо и Матери, то будет лучше, если вы будете к цитируемым произведениям добавлять своё понимание смысла того, о чём идёт речь. Иначе эти две ветки, при всей из внешней значимости, придётся ограничить тем, что на них представлено на сей день.
Ваша позиция понятна.

Владимир 07.10.2012 16:30:21
то будет лучше, если вы будете к цитируемым произведениям добавлять своё понимание смысла того, о чём идёт речь.

Моё понимание смысла,заложенного в этих высказываниях и мыслях Шри Ауробиндо,может не отражать всю глубину того,что хотел передать учитель. Именно для того,чтобы обсудить и обменяться мнениями по пониманию и осознанию смысла цитат и мыслей Шри Ауробиндо,эта ветка форума была и открыта. Для обмена и духовного развития. А также для поддержки и помощи друг другу на духовном пути.
Елена 08.10.2012 01:19:42
Моё понимание смысла,заложенного в этих высказываниях и мыслях Шри Ауробиндо,может не отражать всю глубину того,что хотел передать учитель. Именно для того,чтобы обсудить и обменяться мнениями по пониманию и осознанию смысла цитат и мыслей Шри Ауробиндо,эта ветка форума была и открыта. Для обмена и духовного развития. А также для поддержки и помощи друг другу на духовном пути.

Всю глубину мыслей, вложенных в то, что написал Шри Ауробиндо, не может отобразить вообще никто - там огромное количество нюансов и уровней, в которых каждый может найти что-то своё. Здесь важно другое - попытка изложение смысла, а не простое цитирование, даёт столь мощный импульс для работы сознания, что эти усилия окупаются с лихвой. Ну а если вас интересует моё мнение, то вы же не задаёте вопросов. Думаю, что было бы полезно каждую выдержку из работ Шри Ауробиндо и Матери просто сопровождать несколькими словами, показывающими ваше отношение к теме, или обозначать ваше понимание темы. Вот это - действительно активная внутренняя работа с первоисточниками.
Думаю, что эту ветку форума было бы лучше назвать так:
ЦИТАТЫ И КОММЕНТАРИИ, но она уже существует, с нынешним названием. Елена о её предназначении: "Именно для того, чтобы обсудить и обменяться мнениями по пониманию и осознанию смысла цитат и мыслей Шри Ауробиндо, эта ветка форума была и открыта", и это, на мой взгляд, должно иметь немного иную форму. В качестве примера предлагается вариант, который надеюсь, может быть полезен и в части своего содержания. Может быть, примерно это имелось ввиду, когда это направление создавалось.
Ниже приводится цитата из книги Шри Ауробиндо ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, сочинения на бенгали. Упанишады.

"…Риши, сочинившие Упанишады, достигли знания не с помощью логического рассуждения и аргументации, и не в результате изучения поверхностных явлений, и не в порыве вдохновения, но как следствие йогической практики, позволяющей войти в тайную область разума, где хранится ключ от интегрального Знания. Не имея этого заветного ключа нельзя открыть для себя смысл Упанишад. Любая попытка добраться до смысла заключённого в Упанишадах, с помощью одного лишь логического мышления, равнозначна исследованию непроходимой и мрачной лесной чащи с зажжённой свечкой в руке. Для этого необходимо обладать непосредственным видением, которое как солнечный луч, озаряет лесной мрак и делает возможным непосредственное продвижение в гуще зарослей. Такое непосредственное видение обретается с помощью йогической практики."
В этом отрывке говорится о том, что любые усилия ума, даже ума высокообразованного, просвещённого, но ума, принадлежащего нашему миру, не позволяют воспринять знания, превосходящие сам ум, по своей глубине и высокому смыслу, содержащихся в них. Логика, к которой обращаются люди, даже самая изысканная логика, слишком груба для того, чтобы отобразить цепь тонких явлений, которые описывают Упанишады.
Йогическая практика позволяет садхаку выйти за пределы ума, и стать над ним. Здесь сознание йога может находиться в области, которую Шри Ауробиндо называет внутренним истинным существом, или центральным существом. Один из аспектов центрального существа – внутренний, истинный ментал, который соприкасается непосредственно со всеми знаниями, присущими нашему миру. И только постоянная практика успокоения чувств и ума позволяют сознанию йогина сделаться настолько прозрачным, чтобы выйти из тех крепких объятий, которыми наш внешний ум удерживает его сознание. Оказавшись на этом, принципиально новом этаже своего существа, сознание оказывается способным воспринимать знания непосредственно, прикасаясь к их божественному источнику. Восприятие знаний этого типа оказывается похожим на вхождение в луч света, сопровождающего йогина в этом путешествии внутрь своего существа.
Отпечаток знаний, сокрытый в текстах Упанишад, может быть открыт только тому, кто в своей садхане смог достичь этого состояния, и знания, стоящие за Упанишадами (и тем более за Ведами) иным путём постичь невозможно. Все иные способы понимания ведут к плоскому восприятия того, что содержится в многомерном объёме, и не отражают истину, находящуюся в нём. Поскольку обычный ум не способен воспринимать одновременно множество смыслов, сходящихся в каждой строке этих священных Знаний, необходимо отказаться от его услуг, обратившись к той своей части, что способна воспринимать знания в своей максимально доступной для восприятия полноте.
_________
Я понимаю, что комментарий такого характера может написать не каждый. Но если рядом с предлагаемой цитатой будет появляться хотя бы пара строчек с выражением своего отношения к приводимым словам, это будет означать, что происходит попытка осознания личного отношения к тому, что публикуется на форуме, и отображение своего отношения на вербальном плане – словами. А это уже самая настоящая осознанная внутренняя работа – именно то, для чего существует и сайт, и форум. Надеюсь, такая форма работы форума окажется перспективной, или хотя бы – востребованной.
По-моему, в приводимом переводе цитаты Шри Ауробиндо частицу "этого" лучше раскрыть. Например, для достижения знания (соприкосновения со знанием) необходимо ...
В книге "За пределы человека " Джорджа ван Фрекема на стр. 274 - 275 написано:
На самом деле, Сталин был ещё больше зло, чем Гитлер. Гитлер в конце концов был человеком и, следовательно, имел душу, хотя и захваченную Асуром; Сталин же являлся непосредственным воплощением злобной витальной силы - буквально сатанинской, жаждущей власти сущностью, не имеющей ни души, ни человеческой совести. Деяния его мономентальной жёскости вписаны в историю кровавыми буквами. " Есть некоторые редкие индивиды, которые рождаются без психического существа: исключительные злодеи" , - говорила Мать. А К. Д. Сетна пишет: " В Сталине Шри Ауробиндо и Мать увидели не просто феномен одержимости, но воплощение враждебной силы, витальное существо, рождённое в человеческой форме, а не просто используюшее эту форму в качестве своего медиума" . Шри Ауробиндо видел в Сталине ещё большую опасность, чем в Гитлере.

А Пётр Григорьевич согласен со Шри Аробиндо и Матерью в таком взгляде на Сталина?