Феномен князя Мышкина. Роль страдания в развитии человека.

«Идиот» Достоевского – роман о “положительно прекрасном человеке” (идея автора). Князь Мышкин – это явление чистоты, доброты, света в мире людей. Но он не розовый мечтатель. Наделён умом и склонностью к анализу. Открытость миру, внимание к людям и сопереживание им позволяют ему видеть тончайшие движения человеческих душ. В том числе и грязь человеческую. Хотя упор, конечно, на светлые стороны. Он ПРОЖИВАЕТ до самой глубины своей необъятной души внутренний конфликт добра и зла каждого человека, с которым сталкивает его судьба. И вбирает в себя эту боль. А боль за другого бывает сильнее, чем своя. Боль душевная сильнее, чем физическая. Однажды этого страдания становится так много, что земная человеческая оболочка не выдерживает. Князь Мышкин сошёл с ума. Христос закончил свой земной путь на кресте. (Хотя тут другая история, но аспект сильного страдания явно присутствовал). У простых, но духовно одарённых людей, может срабатывать такая форма защиты, как очерствление души.
Свет, исходящий от князя Мышкина, пробуждал совесть в тех, с кем он общался. На какое-то время они становились честнее, чище. Но лишь на время… Помощь, которую он стремился оказать людям, была ими не востребована.
В подобных случаях страдает витальная часть человеческого существа. Видимо, избавить от страданий может состояние Свидетеля.
Может быть кого-то ещё волновала загадка князя Мышкина. Чувствуете ли вы реальность этого героя? Что он привнёс в мир? В жизнь других людей? Как отвечаете себе на вопрос: почему он сошёл с ума? Как оцениваете уровень его сознания? И, самое главное, что делать с этим страданием?! Какова роль страдания в очищении души? Где оно помогает, а где-то, возможно, тормозит развитие. Какое место страданию души отводит Интегральная Йога?
С князем Мышкиным мне пришлось познакомится в детстве, когда фильм ИДИОТ вышел на экраны кинотеатров. Надо сказать, он произвёл довольно странное впечатление - человек, вроде бы очень светлый, чистый, можно сказать хороший, но совершенно не приспособленный к жизни. Пока внешний мир его поддерживает, он живёт благодаря чьей-то заботе о нём, но он не имеет ни каккой силы, благодаря которой он может быть в жизни самостоятельным. Ему постоянно везёт, он имеет довольно хорошие представления о психологии отношений людей, но его личность не развита. Он способен вызывать жалость, сострадание, презрение, ноне вызывает желания быть с ним дружеских отношениях, да и женщинам он - на мой взгляд, вряд ли может нравиться, хоть и способен привлекать к себе их заботу и вызывать странные эмоции, из которых невозможно создать какие-либо отношения.
Иными словами, это прекрасный объект для изучения, который может существовать только в условиях, близких к лабораторным. Похоже, что Фёдор Михайлович избрал его в качестве основного фона, на котором лучше видны человеческие страсти, бурные эмоции, и некоторые события, которые князя Мышкина никак не задевают за живое, хоть он так же страдает от бурь и невзгод этого мира. И в нём нет никакой внутренней силы, и он не смог бы быть опорой ни для кого ни в позапрошлом веке, ни в каком другом.
Было ли его воздействие на других помощью? Не знаю, видимо, нет. Помощь это либо действия, направленные на избавление от чего-то мешающего или угрожающего, либо освещение пути, который люди не могут разглядеть сами. А князь, хоть и был светлым человеком, не вызывает желания стать таким же или в чём-то похожим на него. Видимо поэтому меня этот персонаж практически никогда не интересовал, как интересный герой, хоть он и удостоился внимания такого величайшего писателя России, как Достоевский.
Князь Мышкин- очень интересный "герой". С одной стороны-"идеальный","светлый"и очень правильный. Но в нём отсутствует внутренний стержень и сила,т.е. связь со своим "Я". Его желания помочь людям,изменить мир,направить их,научить "идеальным отношениям и законам",губят его самого. Каждый писатель в своих произведениях прямо или косвенно рассказывает о себе:своих мыслях,взглядах,желаниях и т.д. Так, Достоевский в романе «Идиот» подводит итог многим своим размышлениям о христианстве, о личности Христа и судьбе его учения в миру. «Главная мысль романа, - писал Достоевский, - изобразить положительно прекрасного человека». Перечисляя образцы мировой литературы, на которые он ориентировался, Достоевский говорил, что единственное «положительно прекрасное лицо» для него Христос. Любовь ко всем,и возможность её реализовывать в этом мире-эту мысль пытается донести писатель через образ князя Мышкина. Остро стоит тема страдания и сострадания,так актуальная и в наше время. Мышкин приходит к выводу,что «сострадание есть главный закон бытия». Страдают по-своему все - не сострадает, однако, никто. Каждый жаждет участия и помощи, но помочь другому не умеет. Истина,которая не изменяется с веками. Князь Мышкин дал возможность заглянуть людям "по другую сторону" сознания. Дал почувствовать прикосновение к своему"Я",услышать его тихий голос.
И сейчас есть такие" Мышкины". Просто люди считают их юродивыми,идиотами,ненормальными и т.д. Вместо того,чтобы увидеть отражение своей больной души в их словах.

А теперь-с точки зрения духовного искателя...Алла,вы открыли очень интересную и глубокую тему...Бездонную и необъятную... Близкую каждому,кто встаёт на духовный путь... Тему поиска совершенства и гармонии в себе и окружающем мире. Тему ожиданий и разочарований. "Добра и Зла". "Света и Тьмы." Об этом можно говорить очень много и не сказать Ничего. Ведь каждый будет говорить о себе,своём опыте,своём пути. И своём поиске ответов на эти вопросы.
Ещё вчера хотела ответить и написать мои мысли на эту тему. Сегодня почему-то думала,что уже будет много ответов,так как эта тема не может не трогать своей актуальностью людей,которые встали на духовный путь и стремятся к познанию себя. Но,почему то это не так...

Могу сказать только одно. Без страданий нет осознания и духовного роста. Это как ступени,где на каждой осознаёшь и понимаешь уже иначе:по-другому,глубже,обширнее,яснее.
Чтобы прекратить страдания на Земле, единственный путь для человека – это достичь как можно быстрее того уровня развития, который позволит ему подняться в Высший мир. И ничто другое не способно прервать цепь его страданий: ни развлечения, ни богатства, ни даже преждевременная смерть. Наоборот, все они усугубят страдания и продлят их на Земле, потому что человека будут возвращать к прежним ситуациям до тех пор, пока он их не решит правильно.Цель страданий на бытовом фоне – выработка сочувствия и сострадания к другим, понимание их. Научить чувствовать другого человека, как самого себя – вот главная задача. Бог стремится сделать человека гуманным, человечным, тонко чувствующим ощущения и переживания другого. Человек, придя из животного мира, оказался настолько груб по своей конституции, настолько скуден его внутренний мир, что все высшие качества он способен приобрести, только пройдя сам через боль и страдания.
Они утончают его чувства, накапливают опыт познания через личные ощущения. Страдания даются человеку не для того, чтобы он мучился, а для того, чтобы пробудить в его грубой душе сострадание к другим. И когда в его душе уже накоплен опыт боли от той или иной ситуации, то, когда такая же ситуация произойдет у другого человека, он уже будет знать, что тот чувствует и будет ему сочувствовать и сострадать, и приложит все усилия, чтобы помочь ему и облегчить его участь. Такие качества, как сострадание и сочувствие, милосердие формируются у человека с большим трудом.
Множество жизней ему приходится самому страдать, чтобы научиться сочувствовать другим. Поэтому ситуации, вызывающие страдание, повторяются от жизни к жизни до тех пор, пока в низкой душе не проявятся высокие человеческие качества. Только перестрадав сам, испытав боль, человек начинает тонко чувствовать и понимать других, способен поставить себя на место кого-то и понять его состояние или совершенный поступок. Человек, который не страдает и живет в довольстве, нарабатывает такие отрицательные качества, как черствость, жестокость, бессердечие. А человека от животного отличает именно наличие в душе сострадания, сочувствия и понимание себе подобных.
Не было еще такого человека, который научился бы сочувствовать другим, не страдая сам. Поэтому суть страдания заключается в совершенствовании души, в приобретении ею высших положительных качеств. Если говорить об энергетической стороне страдания, то оно связано с набором энергий. Если человеку дается какая-либо ситуация, в которой он совершает ошибки, то это значит, что вместо планируемых по программе энергий индивид набирает энергии не того качества, или набирает нужное, но в недостаточном количестве. Когда ситуация пройдена правильно-она не повторяется. Многие святые даже просили страдания и болезни,зная,что только через них происходит очищение и возвышение души.

Спасибо за интересные вопросы.
Евангельский образ Христа преломился у Достоевского в образе одновременно "святого" и "юродивого" же князя Мышкина, как писал Ф.М. в одном из писем. Излечившись от заболевания за границей, вернувшись на родину, он постепенно снова заболевает. Теперь он это осознаёт, он улавливает последний момент перед началом приступа. "В этот момент мне как-то становится понятно необычайное слово о том, что " ВРЕМЕНИ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ", "Вероятно, -прибавил он, улыбаясь, - это та же самая секунда, в которую не успел пролиться опрокинувшийся кувшин с водой эпилептика Магомета, успевшего, однако, в ту самую секунду обозреть все жилища аллаховы" (из разговора с Рогожиным). Мне кажется, что в истории князя Мышкина точно отражается суть дзенского коана о "блестящем зеркале" : Блестящее зеркало не имеет подставки, на которую может опереться. Идеальный человек, как блестящее зеркало - не от мира сего. Ведь если у зеркала есть подставка, с помощью которой оно укрепилось здесь, значит в месте крепления подставки оно уже не блестящее.
"У многих великих ясновидящих и телепатов есть некоторые физические недостатки, ибо страдания повышают частоты вибраций, дарующие эти способности. ...человек может быть Великим, хоть и бранится и не лишён пороков, ибо все его недостатки - якорь, который позволяет ему оставаться на Земле. Исключение - пристрастие к алкоголю, который уничтожает все возвышенные спрсобности (мнение Л.Рампы). Мы знаем, что все люди имеют недостатки, чтобы осознавать их , преодолевать, тем самым эволюционировать. Ведь эволюция не происходит сама по себе. Гурджиев говорил: "Эволюцию человека можно понимать как развитие в нём тех сил и возможностей, которые никогда не развиваются сами по себе, механически. Только такого рода развитие, такой тип роста указывает на подлинную эволюцию человека. Нет и не может быть никакого иного рода эволюции".
Любимые Достоевским слова из Евангелия:
"Истинно, истинно глаголю вам, аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет
много плода".

Достоевский,жизненный путь которого проходил через многие страдания(преступления,каторга,азарт) хочет нам донести суть не только романа,но и всей жизни человека,-это то,что достигнуть совершенства,духовного развития и внутреннего света возможно только через страдания и их осознания.
В романе неспроста высказывается мысль, что "рай - вещь трудная". Добро и милосердие князя обостряют противоречия в захваченных эгоизмом и страстями душах людей. Но обострение противоречий свидетельствует, что души всё же к добру неравнодушны. Они задумались,но,только,когда Мышкин ушёл от них.(как и Христос). "Нет пророка в своём отечестве". И,прежде чем добро восторжествует, неизбежна напряженная и даже трагическая борьба его со злом в сознании людей. Смерть Тьмы и возрождение Света. Духовная смерть Мышкина наступает тогда, когда он в меру своих сил и возможностей отдал себя людям целиком, заронив в их сердца семена добра. "Истинно, истинно глаголю вам, аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет
много плода".
На мой взгляд, фильм Ивана Пырьева «Идиот» не имел права так называться. Поскольку для него из романа был выдернут отдельный эпизод, из которого ничего не понятно ни о князе Мышкине, ни о сути романа Достоевского. Сериал Бортко «Идиот»- другое дело. Это дословное прочтение романа с мощной, убедительной игрой актёров.
Владимир, мне кажется ложным путь оценки князя Мышкина, как простого смертного мужчины, ценность которого определяется тем, смог ли он построить дом, посадить дерево и родить сына. (Я немного утрирую.) Как Вы думаете, Иисус Христос, Шри Ауробиндо и иже с ними в обычной человеческой жизни были опорой для женщины? Да, они выглядят не так нервно, от них исходит Сила. Но Достоевский, думаю, и не отводил князю роль аватара. Это всё-таки простой человек. Только с очень чистой душой. И, видимо, без продвинутого сознания. (Этого я не знаю, пока выдвигаю как версию.) Если б он имел представление о замысле Создателя и ПОНИМАЛ значение несчастий в судьбах людей, он, наверное, так не мучился бы. Так, истинный целитель знает, кому можно помогать, а кому суждено испить до дна чашу физических страданий.
Самое сильное страдание бывает от бессилия что-либо изменить. Будь то неумение прервать страдания своего физического тела и своего витала или невозможность помочь другим людям. Мой жизненный опыт показывает, что переживание чужой боли сильнее, своей. Во всяком случае, страдания по поводу боли своего физического тела забываются быстрее всего. Страдания от неразделённой любви тоже проходят, переходя зачастую в светлые воспоминания, если их не загадили страсти. Сложнее с переживаниями одиночества, осознания того, что мир не так светел, как ты думал в детстве.
Кому от рождения была дана определённая чистота помыслов, наверное, согласится со мной, что грязь человеческая понимается в опыте жизни очень и очень не сразу. Через многократное наступание на одни и те же грабли. И через боль… И, я бы даже сказала, понимается условно - на информационном уровне. В глубину существа не входит. Т.к. невозможно понять того, в чём не имеешь собственного опыта. И это приносит сильные страдания!
Думаю, участникам этого форума знакома боль за Родину, которую обворовывают, топчут и «кидают» все, кому не лень. Бывают в жизни моменты, когда эта боль причиняет очень сильные страдания.
Но ведь это уже духовная ипостась – стремление к единению через понимание. Чем вибрационно тоньше тело (физическое, витальное и т.д.), тем сильней переживание.
Я сильнее всего помню страдания от невозможности помочь больным людям. Думаю, это знакомо всем, кто бывал в больницах, которые кишат страданием. Велики страдания от неумения ПОНЯТЬ и ПОЛЮБИТЬ других людей. Однажды такие страдания, измучив меня до невозможности, привели сначала на исповедь в православный храм, а потом к психоаналитику. Они частично вылились в стихи:

Как научиться чувствовать людей,
не причинять им боль непониманьем,
любить чужих, как и своих друзей,
не оскорбив кого-то невниманьем?

Как научиться нужные слова
сказать тому, кому необходимо
услышать их, и нужные дела
свершить, когда без них невыносимо?!

Как научиться забывать себя,
не выносить в пример для подражанья?

Как научиться целый мир любя,
любить одно, отдельное созданье?

Как тайну тихой радости постичь,
не выставляя счастье на показ,
чтобы другим помочь его достичь,
оставить лишь сиянье добрых глаз?

Видимо, эти страдания должны стимулировать поиски новых путей собственного развития. Если и дальше продолжать тупо сопереживать и пытаться помогать всем подряд, можно получить от Бога по башке. Это - вывод собственно для самого человека. Но, по любому, пример истинного сопереживания и приоритет чужих интересов над своими является примером для других людей. Кто-то увидит и поверит, что бывает нешкурная жизнь, и в этом что-то есть…

Мне кажется, что в истории князя Мышкина точно отражается суть дзенского коана о "блестящем зеркале" : Блестящее зеркало не имеет подставки, на которую может опереться. Идеальный человек, как блестящее зеркало - не от мира сего. Ведь если у зеркала есть подставка, с помощью которой оно укрепилось здесь, значит в месте крепления подставки оно уже не блестящее.
Это сравнение показалось мне очень пронзительным.

"Истинно, истинно глаголю вам, аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода".
Да, это Истина! Но вдруг подумалось, что «много плода принесёт» не обязательно только физическая или, как в случае с князем Мышкиным, ментальная смерть, но и полная или частичная трансформация человека.
Чувства, что в душе не поместились,
переполнили ее и надорвали,
чистою слезой из глаз скатились,
нервы, словно струны, оборвали.
Иногда,когда переполняют чувства.
Хочется обнять весь Мир в душе.
Но на внешнем плане-словно пустошь.
Всё в центральном дне-на глубине.

И не верится,когда встречаю в людях.
Вихрь эмоций,чувства- напоказ.
Страсть пройдёт- и сердце всё забудет.
Всё поверхностно,-как было сотни раз.
Чувства невозможно выразить словами.
Суть уходит в вечность их корнями.
Где соприкасаются мирами.
Люди,как два дерева -ветвями.

Но о них сказать всё могут взгляды.
Что лучами освещают души.
В них живёт покой живой отрадой.
И ничто его там не нарушит.

Там,-за гранью из нелепой тины.
Мыслей.Слов.Упрёков и Обиды.
Звёздный мост для нас свой путь раскинет.
Чтобы души встретиться на нём могли бы...
Алла 25.06.2012 16:28:31
Владимир, мне кажется ложным путь оценки князя Мышкина, как простого смертного мужчины, ценность которого определяется тем, смог ли он построить дом, посадить дерево и родить сына. (Я немного утрирую.) Как Вы думаете, Иисус Христос, Шри Ауробиндо и иже с ними в обычной человеческой жизни были опорой для женщины? Да, они выглядят не так нервно, от них исходит Сила.

В жизни каждый человек выполняет свои задачи. Но для любой задачи требуется основа - фундамент, на основе которого можно строить нечто, соответствующее тому, что человек приносит в наш мир. Иисус Христос принёс путь сердца к народу, который шёл и продолжает идти путём ума, всё дальше уходя от истины, живущей в сердце. Правда это задача очень трудная, и она требует большого совершенства ума, что собственно, и культивируется в этом случае на протяжении веков. Для Иисуса домом был любой дом, где его встречали, и таких домов он находил достаточно. А то, что он принёс в мир, существует до сих пор.
Шри Ауробиндо принёс в мир другую идею - идею трансформации сознания, основанную на пути сердца, принесённом в наш мир Иисусом. Если об Иисусе с уверенностью можно сказать только то, что он был великим учителем, показавшим людям свой Путь, то о Шри Ауробиндо известно практически всё, что касается его внешней жизни: время и место рождения, семья, обучение, возвращение на родину, путь борьбы за освобождение Индии от колониального гнёта Англии и франции, и то, как пришёл к необходимости поисков нового пути развития человечества. Домом ему была Индия, а дерево, которое он посадил, будет расти сотни лет и даст плоды, которые Земля и Солнечная система ещё не видели.
В этом смысле и у Иисуса и у Шри Ауробиндо задачи имеют глобальные масштабы и их выполнение является опорой для огромного количества людей, которые являются их последователями, в чём бы это не находило свою реализацию - в религиозной жизни христианина или в выборе пути интегральной йоги, на какой бы ступени в ней человек не оказался. Поэтому и сыновей и дочерей у Иисуса и Шри Ауробиндо так же достаточно.
В этом отношении князь Мышкин вряд ли является примером для многих людей - во всяком случае, я об этом никогда не слышал. Это своего рода юродивый, созданный Достоевским не как части народа, откуда обычно происходили такие люди, а в дворянской, более того, в княжеской среде, что очень маловероятно. Фамилия этого литературного персонажа намекает на то, что его роль в жизни невелика, а значит, и услышан он будет немногими. Я не могу судить о его прообразе, поскольку о творчестве Достоевского знаю очень мало. Правда, это был любимый писатель нашего учителя литературы, и он с упоением рассказывал о Фёдоре Михайловиче и героях его романов (спасибо вам - это единственный случай за много лет, когда пришлось его вспомнить и кое-что переоценить с моих нынешних позиций). Но в творчестве Достоевского меня не увлёк ни один герой: одни шли по явно разрушительному пути, другие же, при всём их гуманизме, не обладают для меня достаточной притягательностью, хоть и очень интересны, как личности, очень глубоко понимающие жизнь. Собственно, в них Фёдор Михайлович раскрывал некоторые грани своей - чрезвычайно богатой личности, и сделал это настолько ярко и глубоко, что сравнивать с ним в мировой литературе можно только другого гения русской литературы - Льва Николаевича Толстого.
Алла 25.06.2012 16:28:31

Самое сильное страдание бывает от бессилия что-либо изменить. Будь то неумение прервать страдания своего физического тела и своего витала или невозможность помочь другим людям. Мой жизненный опыт показывает, что переживание чужой боли сильнее, своей.


Почему-то эта часть комментария напомнила мне очень популярную в прошлом фразу из какого-то романса:
"Она меня за муки полюбила, а я её - за состраданье к ним .

Это, как говаривали раньше - благородно, и прежде встречалось довольно часто, но в наш век культивируемого эгоизма наблюдается всё реже. Страдание от бессилия что-либо изменить тоже является опытом, через который должен пройти человек - без этого душа не может сформировать отношения к боли и страданию, к несправедливости и жестокости, и даже к обыкновенной жёсткости, встречающейся чаще всего, и являющейся самым понятным ограничителем в тупиковых направлениях в нашем социальном мире.

Алла 25.06.2012 16:28:31
Видимо, эти страдания должны стимулировать поиски новых путей собственного развития. Если и дальше продолжать тупо сопереживать и пытаться помогать всем подряд, можно получить от Бога по башке. Это - вывод собственно для самого человека. Но, по любому, пример истинного сопереживания и приоритет чужих интересов над своими является примером для других людей. Кто-то увидит и поверит, что бывает нешкурная жизнь, и в этом что-то есть…

Страдания являются ориентирами на пути, но их большинство людей понимать не хочет и не может. Избежать многих страданий на более плотных планах можно, обладая достаточными знаниями того, как их избежать. Путь эволюции души и сознания всегда содержит два ориентира: страдание, как то, от чего нужно уходить, и блаженство, как то, к чему нужно стремиться. Энергию для этого может дать только Любовь - энергия сердца, но любовь не столько эмоциональная, сколько сознательная, которая должна сопровождать Знание, ведущее человека к следующим ступенькам эволюционной лестницы. Когда мы обладаем Знанием, мы можем действовать более эффективно, чем когда мы просто сострадаем. Качество сострадания становится другим, а в некоторых случаях, когда оно опасно (а такие случаи бывают довольно часто), сострадание приобретает форму ясности духа и сознания, являющейся одной из самых мощных опор в жизни человека. В таких случаях человек знает, что ему следует делать, и что ему делать вовсе не следует, чтобы не сделать хуже и другим, и себе. Но пока опыт осознания страданий данного плана человеком пройден недостаточно, к ясности подойти бывает довольно трудно.
Впрочем, развития без страданий не бывает: в детстве это синяки и ссадины, в более осознанном возрасте - "царапины" на сердце, а в зрелом возрасте - боль души как за своих родных и близких, так и за свой народ и страну, родившую нас. На мой взгляд, следует как можно меньше уделять внимания самому факту страдания в эмоциональном смысле, и искать путь, который позволит избежать ненужных страданий и приведёт к свету на более высоком уровне развития души. Но и на этом уровне человека ожидают другие страдания - без них развитие невозможно.
"Она меня за муки полюбила, а я её - за состраданье к ним" - это Отелло говорит о Дездемоне. А для Достоевского четыре года "страдания невыразимого, бесконечного" явились поворотным пунктом в духовной биографии. Однако не тяжёлый каторжный быт, не ужасы каторги больше всего потрясли Достоевского.Больше всего то, что острожники "народ грубый, раздражённый и озлобленный" с ненавистью встретили их - дворян - за их атеизм, за их безверие, за бунт, за стремление свергнуть царя. Они верят в Бога, любят царя и всякий бунт осуждают как барскую затею. На каторге было запрещено читать все книги, кроме Евангелия. И четыре года Достоевский читает единственную книгу - Евангелие. Отныне и навсегда "сияющая личность" Христа заняла главное место в новом миросозерцании Достоевского... Достоевский ушёл на каторгу революционером и атеистом, а вернулся монархистом и верующим человеком, хотя мечта о "золотом веке", о земном рае, о братстве всех людей никогда не оставляла его. Некрасов в поэме "Несчастные" вывел Достоевского под именем Крота. Некрасов перед смертью сам сказал Достоевскому об этом. Когда Достоевский вернулся из Сибири, Некрасов показал ему эту поэму и сказал: "Вы - герой". Дочь Достоевского Любовь пишет: "Отец был очень тронут этими словами, был в большом восторге от поэмы "Несчастные", но, когда друзья-литераторы спросили его, правильно ли описал его Некрасов, ответил с улыбкой: "О нет, он преувеличил моё значение. Наоборот, я был учеником каторжников". Достоевский дважды в "Дневнике писателя" упоминает о посвящённых ему стихах Некрасова.
ЭллаС. 26.06.2012 19:23:25
"Она меня за муки полюбила, а я её - за состраданье к ним" - это Отелло говорит о Дездемоне.

Эта фраза потом неоднократно использовалась разными авторами среднего уровня и ниже, благодаря чему стала своеобразным фольклором, особенно с начала по тридцатые годы ХХ века. Во всяком случае, она встречается в фильмах тридцатых годов.
От фигуры князя Мышкина мы перешли к биографии Достоевского. Изменение его мировоззренческих позиций на которге очень хорошо показало возможность перевоспитания человека, если его ограничить в общении, и в направленности и объёме получаемой им информации. Думаю, что если бы из ста наших современников, вполне успешно идущих духовным, а не религиозным путём, на пару лет была бы дана только одна книга - Новый завет, а окружение было бы агрессивно настроено к любым идеям, кроме христианской и монархической, то девяносто процентов по прошествиии этого срок стали бы и монархистами, и христианами. По прошествии времени некоторые бы от этих взглядов отошли, но большинство их уже изменить не смогло бы. Впрочем, если бы это была другая религия, но аналогичная атмосфера, результат был бы аналогичным: бытие очень сильно влияет на сознание человека, и не может переделать только тех, кто способен выжить под давлением внешних обстоятельств, сохраняя не просто приверженность своим идеям, но и работая над собой в их русле. (Вопрос о влиянии сознания на бытие тоже интересен, но думаю, не в этой теме.)
Феномен страдания является очень сильным фактором, воздействующим на людей, а ограничение общения всегда связано с возможным спектром обсуждаемых тем. Разработки Петра Гаряева по волновой генетике об этом очень хорошо говорят: когда геном определённого типа, отвечающий за какой-то вид интересов или поведения человека, не используется длительное время, он перестаёт быть активным. Об этом стало известно на этом уровне совсем недавно, но чисто подсознательно человечество использует это свойство, назначая более длительные сроки заключения за более тяжёлые преступления. Георгий Сидоров считает, что с этим были связаны сроки заключения в 20-е и 30-е годы, длительностью от семи лет - за это время человек либо кардинально изменялся, либо становился непримиримым врагом советской власти, либо погибал. Первых и последних было подавляющее большинство. На меня очень странное и непонятное впечатление произвёл человек, которого я видел в детстве, просидевший более десяти лет по политической статье. Тогда я никак не мог понять, в чём дело - чем его поведение было непохоже на поведение других людей, а теперь я понимаю, что у него начисто отсутствовала воля к действию и связанная с ней естественная в жизни агрессивность, которую мы чаще всего не замечаем, но без которой социальная жизнь практически невозможна. Зрелище было странным, и теперь соотнося его с творчеством Достоевского, я понимаю и то, почему он создал образ князя Мышкина - точно такой же тип личности, который мухи не обидит, но и сам ничего в жизни сделать не может. Поэтому эта тема, как ни странно, даёт мне очень много материала для работы.

Монархия в принципе, строй совершенно естественный и позволяющий развиваться и государству и человеку, но при одном условии: цель монархии должна состоять не в угнетении населения, а в его развитии. Учитывая, что в России активнее всего развивались национальные окраины, где под "жутким гнётом царизма" появлялись промышленность, театры, библиотеки, университеты, начальные и средние учебные заведения, и где не исчезло ни одного народа, как например, в Америке после её завоевания европейцами, то российская монархическая система была в этом смысле значительно лучше других. Но она не могла совершенствоваться, и поэтому распалась, однако, не только и не столько под влиянием внутренних противоречий, сколько в результате действий английской короны, США, и некоторых других сил, заинтересованных в падении России, как европейской и мировой державы. Поэтому Достоевский на каторге достаточно трезво оценил естественную приверженность народа к единовластию в стране и изменил свои взгляды.
Но тюрьма это место, где человеку приходится как следует поразмышлять над тем, правильно ли он жил, и следует ли ему двигаться в том же направлении. В астрологии это ХII Дом гороскопа, где человеку приходится либо страдать физически, либо морально, либо нравственно, и есть возможность и необходимость переоценить произошедшее наедине с самим собой. Собственно, самые сильны страдания идут под VIII Домом, где происходят всевозможные критические обстоятельства, разрушение и смерть, но там идёт активная фаза процесса, а в одиночестве и изоляции человек зализывает раны и тела и души. Но при этом часть личности разрушается, оставляя только то, что ещё жизнеспособно. В достоевском жизнеспособной оказалась и творческая часть, и аналитическая, без которой он не смог бы столь тонко описывать тонкие нюансы переживаний самых различных людей. Видимо, его целью было показать глубину несчастья тех, кого более устроенные в социальном плане люди, чаще всего, презирают. Через это проявлялась его любовь к людям вообще - он, видимо, хотел уменьшить склонность людей к причинению страданий другим и надеялся, что его творчество поможет людям стать лучше и мягче к тем, кто нас окружает.
В рассказе Н.С.Лескова "Однодум" герой, который с детства и всю жизнь читал только Библию, вырос сильной личностью, не приемлющим взяток, поборов и даже мелких даров в виде мешочка соли. Но это надо читать великого рассказчика Лескова! Другой пример - из жизни. Николай Александрович Морозов 1854-1946гг. С 1881 по 1905г. отбыл одиночное заключение в Шлиссельбургской крепости (был приговорён к бессрочной каторге). Но имел доступ к книгам. Стал учёным по всем естественным наукам: химиии, физике, астрономии, математике, истории... Писал там научные книги. Предсказал существование инертных элементов, дал гипотезу о сложном строении атомов и возможности использования внутренней энергии атома. Писал стихи. Сборники: "Из-за решётки", "Из стен неволи", "Звёздные песни". Овладел 12 языками, включая древние. В оригинале знакомился с источниками по истории человечества. С 1932 года - академик. Его имя носит астероид. Среди многих книг есть 7-томный труд "История человеческой культуры в естественно-научном освещении" (издательское название - "Христос"). Опубликовано в 1924-1932гг. Переиздано в 2003 году. Начал эту работу в 1882 году, когда ему после года одиночного заключения разрешили читать книги. Его первой книгой была "Библия" на французском языке, оставшаяся ещё от сидевших здесь декабристов. Первое, что он начал читать, было "Откровение Иоанна Богослова" или "Апокалипсис". Он давно хотел заняться этим загадочным текстом. После тщательного изучения он пришёл к заключению, что здесь даны вовсе не фантастические картины, а чрезвычайно яркое и поэтическое описание страшной грозы, пронёсшейся над островом Патмосом, с изображением всего виденного автором на небе в это время. Им были даны точные данные местонахождения планет, что позволило вычислить дату написания книги - 30 сентября 395 года. Очень захотелось это проверить! Морозов делал вычисления по астрономическим календарям, т.е. не по эфемеридам. Я составила натальную карту на 30 сентября 395 г. Данные Морозова: воскресенье, новолуние, землетрясение. У меня получилось: воскресенье, новолуние, солнечное затмение (29-й лунный день). Координаты планет близки, причём пришлось учесть,что он брал начало эклипт. долготы от 0 Рыб, а не 0 Овна. Время я брала 12 часов. Для точности надо было рассчитать прецессию за 1600 лет. Остались неизданными три тома по истории Востока и два тома по истории России. Название "Христос" было дано Ленгосиздатом, т.к. в первых томах речь шла о культуре христианского периода, такое название должно было заинтересовать и неспециалистов.