Бог и Божественное

В книгах Шри Ауробиндо и Матери происходит чёткое разделение понятий Бог и Божественное, хотя на определения последних я не попадал. Моё мнение на этот счёт - это то, что Богом называют всё сущее, включающее в себя весь спектр вибраций бытия, от бессознательного, до Супраментала. А Божественное - это нечто отделенное от проявлений низшей природы, Брахман, Пуруша, Которое не подвластно природе и воздействию на Него, вечно неизменное. Но так ли это на самом деле? Буду очень благодарен, если разьясните мне эту разницу.
Почитайте "Синтез Йоги" Шри Ауробиндо. Сложное конечно произведение, но зато разобрано всё во всех аспектах, с разных позиций и отношениях.

вопрос заданный вами, слишком объёмен для изложения его на форуме.
Спасибо за наводку, обязательно почитаю.
Прошу помощи в осмыслении Божественной любви. Вот так пишет о ней Вивекананда в одноимённой книге:
«Все идеалы любви, воплощенной в отце, матери, друге, ребенке,— служат для того, чтобы усилить в нас нашу преданность и подвигать нас все ближе и ближе к Богу. Но самая интенсивная любовь — любовь между мужчиной и женщиной. Бог должен быть любим именно такой любовью. Женщина любит своего отца, она любит свою мать, она любит своего ребенка, она любит своих друзей. Но она не может выразить себя целиком ни через отца, ни через мать, ни через детей, ни через друзей. Есть только одно лицо, которым она может быть поглощена целиком,— это мужчина. Отношения любви между мужчиной и женщиной — это совершенные, завершенные, целостные отношения. Отношения полов включают в себя все виды любви и концентрируют их в невероятное напряжение. В мужчине женщина приобретает отца, друга, ребенка. В женщине мужчина приобретает мать, дочь, природу, звезды, всю Вселенную и весь мир. И весь этот невероятный экстракт полноценной, жизнеутверждающей любви, доведенной до самой последней точки сверхчеловеческого напряжения, должно обратить к Богу,— только эту последнюю степень, граничащую со смертью, когда женщина и мужчина умирают друг в друге, обретая данной потерей Вселенную — эту интенсивную соединенную любовь, совершенную, бесстрашную и не имеющую стыда и смущения,— вот такую любовь обращают они прямо к Богу…»


Ниже он пишет, что «Эти вещи очень, очень трудны для понимания». Ни убавить, ни прибавить, как говорят. Может быть, я невнимательна, но на память мне не приходит то, что говорил об этом Пётр Григорьевич. Для меня такая любовь совершенно невообразима. Не верится, что кто-нибудь из людей способен на такое. Хотя Вивекананда утверждает, что такие люди реально существовали. Известны ли посетителям форума такие люди? Наверное, Божественную любовь можно узнать только получив просветление, а обычным людям остаются только маленькие искры, которые быстро гаснут.
полнота и глубина психической любви в детях они ее проявляют( когда их части и их сознание чисты и прозрачны наполнены светом и искренностью ).. во взрослых людях проявлена частично..или с привнесением- смешением с витальными синтементами .. У детей в раннем возрасте.. психическое более ближе к *нашему* миру и общается на прямую с с ним ( в зависимости от сформированности и его сознания и взаимодействия частей) .. сознание не так погружено и задействовано работой ментального .витального и физического )) это то что происходит с дальнейшим развитием умственной и эмоциональной субстанцией(ментальным и витальным).. простите не умею писать доходчиво как Владимир.. Истинная любовь у Психического .. все что люди в основном используют это трюки или жалкое подобие любви смешанное с синтиментами витальноэмоциональной природой..и нечего тут удивлятся.. отношением их субличностей к их личным интересам где Хозяин - психическое спящий пленник как только оно устремлеятся и проявляет себя в мир из под покрова смешений эмоций разного рода чувств. витальное сразу схватывает и предподносит все через своих побуждения и свои проявления )) Это конечно не полное раскрытие вашего вопроса(( Можно почитать на форуме о психическом и его проявлении ..росте и формировании в мире .. в книгах Путешествие сознания или Шри Ауробиндо автор Сатпрем или на форуме есть работы сборники о Психическом существе у Матери и Шри Ауробиндо ..И много людей кто живет постоянно в контакте со своим психическим или во всей полноте((я это видел сам))с мягкой улыбкой и глаза с мягким светом психического))увидев раз вы найдете это в себе .. покрайней мере почувствуете эту особую вибрацию или она найдет отклик в вас..
Благодарю вас, Алек. Ваш ответ ближе к истине, чем сказанное Вивеканандой. Любовь между мужчиной и женщиной имеет массу эгоистических составляющих, потому так трудно увязать её с любовью божественной. А маленькие дети действительно искренни в своих чувствах.
Отношения между мужчиной и женщиной очень многогранны и занимают очень широкий спектр и по важности, и по глубине, и по смыслу, и по высоте звучания. Но чем большую долю в них занимает проза жизни, без признаков радости души от общения с другим, тем труднее удержать их на высокой ноте. Основной причиной, на мой взгляд, является то, что у каждого свой потенциал развития личности, и в паре он всегда различен. Это и определяет потенциал развития отношений пары, и в значительной степени, устойчивость самой пары. Когда потенциал развития пары исчерпывается быстрее, чем потенциал каждого её участника по отдельности, пара распадается, теряя внутреннее единство, даже если людям приходится жить вместе.
Для устойчивого духовного прогресса пары необходима общая, единая по смыслу сути перспективная задача, в которой у каждого своё естественное, интуитивно и логически понятное и необходимое ему место. Это создаёт возможности для формирования высоких отношений, а если этого нет, то в паре остаётся только форма, и без развития, отношения деградируют. А отсутствие эволюции отношений препятствует развитию личности участников отношений.
Пётр Григорьевич не касается конкретно темы формирования высоких отношений в супружеской паре, но эта тема иногда всплывает фрагментарно, когда он рассказывает о некоторых эпизодах из своей жизни. Атмосфера отношений в его доме звучит на очень высокой ноте.
Чем многограннее личность человека, тем больше можно находить в нём нюансов, и раскрывать в себе самом что-то новое в отношениях с ним. Но для этого необходимо относиться к нему, как личности, которая содержит в себе многое, ещё не открытое, стараясь отыскать в нём мысли и черты, что могут показать его как-то по-новому. Это позволит развиваться в паре обоим, поднимая отношения на всё более высокий уровень. Правда опыт показывает, что пары, способные давать друг другу что-то новое и важное для обоих, редко существуют с юности до старости. Но это уже особенность, мало зависящая от воли человека.

И в качестве комментария пару ссылок:
Виджняна Бхайрава Тантра http://www.sunhome.ru/religion/1339
и немного юмора по теме https://my.mail.ru/mail/yura.matushkin01/video/164/124.html?backscreen_autoplay=1
Виджняна Бхайрава Тантра приводит медитации для всех типов ума.6 Как выбрать свою? Меняется
ли она в течение жизни?
Медитация со временем переходит в сосредоточение а в дальнейшем сознание обретает полноту связь внешнего -поверхностного и внутреннего сознания ..
Марина 19.03.2016 14:18:08
Виджняна Бхайрава Тантра приводит медитации для всех типов ума. Как выбрать свою? Меняется ли она в течение жизни?

Если нет возможности определить это интуитивно, то свой тип медитации можно выбрать, пробуя различные варианты, Но на мой взгляд, есть два принципиально различных пути освоения медитативных практик - путь медитации на внешние объекты или их образы, и путь медитации на своё Истинное "Я".
В первом случае внимание сосредотачивается на форме объекта или на его образе. Предельное сосредоточение в какой-то момент позволяет пройти в область души или духа объекта и прикоснуться к его сути. Так можно увидеть силы, сопровождающие данный объект, постигнуть его смысл в этом мире. В фазе сосредоточения на объекте работают два типа внимания - и внешнее, направленное в этот мир, и внутреннее, обращённое в мир внутренний, мир души и духа. В момент перехода к восприятию души объекта, внешнее внимание теряет своё лидерство, и уступает лидирующее место внутреннему вниманию, более тонкому, и связывающему сознание человека с его Истинным "Я". Постигает суть объекта сознание внутреннее, уже рассредоточенное, старающееся воспринять объект в целом.
Разница между восприятием внутренним сознанием и внешним, кардинальная - внешнее воспринимает форму, а внутреннее - содержание.
Внимание - сосредоточенное сознание, его инструмент, способный проникать в детали, структуру и смысл любого объекта. Внимание внешнего типа в определённой степени эгоистично, поэтому может препятствовать включению вниманию внутреннего типа. Поэтому при предельном сосредоточении, может потребоваться некоторое внутреннее усилие для включения внутреннего сознания. Описать это усилие словами невозможно, потому что в обычном языке нет слов, способных его отобразить.
Второй путь - путь медитации на Истинное "Я", может состоять в сосредоточении на пространстве за грудиной, или как говорится в наставлении Виджняна Бхайрава Тантра - в пространстве между подмышками (п. 54). Если есть возможность увидеть свет, наполняющий вас изнутри (иногда для этого стоит постараться воспринять свои чувства, заполняющие вас изнутри), то ваше внутреннее внимание включилось без сильного сосредоточения. Если этого спонтанно не происходит, то можно войти в такую медитацию через сосредоточение на точке между бровей (п. 8). Перемещаясь назад, вглубь ума, можно увидеть световой поток, идущий сверху, и опуститься в нём до уровня груди. Там свет станет более мягким, и это будет свет духовного сердца, свет Истинного "Я".
Когда удастся научиться воспринимать мир и внешним, и внутренним сознанием одновременно, вопрос о типе медитации перестанет быть актуальным, потому что произойдёт разделение восприятия, и сознание станет более целостным. После этого любой тип описанных медитации станет доступен без особых усилий.
Интуитивно нравится пропускать молнию по позвоночнику ,но хочется Ананды.
Восхищаюсь когда люди умеют просто, доступно и понятно выражать и излагать свои мысли и понимание сути вещей))) 5+++++ Все что вы пишете - читается доступно и понятно..главное все написано простым, ясным языком.. остается сказать-- спасибо ))
Совершенно согласна. Спасибо
Шри Ауробиндо пишет ,что Кришна -Бог Ананды. Значит ,если хочешь достичь Ананды ,надо обращаться к Кришне?
Или всё сложнее?
Кришна, приходивший в теле на землю, по многим источникам является инкарнацией Бога-Вседержителя Вишну. Вишну поддерживает гармонию этого мира, а высшим проявлением гармонии в эмоциональном плане, является блаженство. Кришна в этом аспекте, приносит в человеческое существо энергии гармонии, несущие светлую, заполняющую человека всеобъемлющую безпредметную любовь и безпричинную естественную чистую радость, несущую ощущение счастья. Примерно так можно описать посещающую нас Ананду. Но Ананда в той же мере является и манифестацией психического существа, во многом созвучного Кришне. Когда психическое показывает себя, выходя из глубин человеческого существа ближе к переднему плану, человека заливает состояние любви и блаженства.
Когда мне пришлось познакомиться с обществом "Сознания Кришны", я практиковал мантру "Харе Кришна", и она шла легко, но на протяжении времени, когда я это делал, Ананда ко мне не приходила, хоть психоэмоциональное состояние становилось насколько лучше. Правда впоследствии был период, когда Ананда заливала светом всё существо, и была настолько интенсивной, что было трудно выполнять думать о прозе жизни. Насколько это связано с тем, что ранее я уделял внимание мантре, сказать трудно, но последовательность событий была именно такой. Правда между ними прошёл не один год.
Спасибо. От чего защищает сильная защитная мантра ГАТЭ ГАТЭ ПАРАГАТЭ ...
Мантр существует великое множество, и значение их многообразно. В качестве мантр можно использовать различные фразы или отдельные слова, и в каждом случае они будут как-то влиять на ауру человека. Но такие конкретные вопросы, как значение специфических мантр, лучше всё же адресовать специалистам.
Про эту мантру можно сказать только то, что здесь используется три слога: ГА, ТЕ и ПАРА. Первые два звучат в маха-мантрах, в слове БХАГАВАТЕ, например в Нараяна мантре: ОМ НАМО БХАГАВАТЕ НАРАЯНА и в мантре Матери, отличающейся только тем, что слово НАРАЯНА в ней не произносится.
Примерный смысл слогов этой защитной мантры: обращение к Божественному для нисхождения Его действующей в этом мире силы для проявления Его воли. Слог ПАРА означает обращение к ВСЕМ возможным в глобальном масштабе силам, способным проявиться в этом конкретном случае.