СЛОВА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ или НЕКОТОРЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ

В этом направлении форума предлагается рассмотреть некоторые формулировки, представляющие интерес для форумчан ввиду того, что мы часто употребляем слова без понимания их истинного значения. Современный мир всё более искажает смысл того, что изначально несло в себе то или иное слово, и это откровенно уводит людей от эволюции сознания. Здесь предлагается рассматривать смысловое значение употребляемых нами слов в понимании, которое по мнению создателей сайта, более полно отвечает означенной цели.
Причиной появления этого топика явилось внутренне понимание его необходимости для посетителей и участников форума.
Причиной появления первой формулировки явилось письмо, на которое ответил Пётр Григорьевич.

______________________________


Влюбленность – это неглубокое чувство, которое скорее похоже на бледную тень действительной любви, и обычно не поднимается выше витального влечения. Если витальное влечение не переходит однажды в любовь, то оно гаснет и люди расстаются. Влюбленность выглядит серьезной захваченностью только в период влюбленности, но в действительности это чувство требует контроля, так как оно может привести человека к очень серьезным последствиям. Правда, здесь следует оговориться, так как любая захваченность существует только потому, что в этот период не возможен какой бы то ни было самоконтроль. Но самоконтроль возможен в самом начале возникновения чувства влюбленности, когда человек еще не тотально захвачен этим чувством.

П.Г. Зорин


C влюбленностью все понятно, само слово за себя говорит. А вот что же тогда НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ?
Лекция на тему "О любви"
Лектор:
- Существует четыре вида любви. Любовь мужчины к женщине,
...в зале оживление...
- любовь женщины к женщине,
...в зале еще большее оживление...
- любовь мужчины к мужчине,
... зал восторженно гудит...
- и любовь к Родине. Вот о последнем виде мы сейчас и поговорим.
Посмеялась :-) А на вопрос ответить?
Так куда уж яснее ; ) НАСТОЯЩАЯ ? - вот: 1-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл. 13
Шри Ауробиндо "Письма о йоге" "Человеческие отношения": Что касается вашего вопроса о дополняющей душе и свадьбе, ответить на него легко; путь духовной жизни лежит для вас в одном направлении, путь брака – в совершенно другом и противоположном. Все разговоры о дополняющей душе – это камуфляж, которым разум старается скрыть сентиментальные, чувственные и физические нужды нижней витальной природы. Именно эта витальная природа в вас ставит вопрос и хотела бы получить ответ, согласующий ее желания и требования с зовом истинной души в вас. Но она не должна ожидать санкции отсюда ни для какого такого несовместимого примирения. Путь супраментальной йоги ясен; он лежит не через уступку этим вещам, – в вашем случае через удовлетворение, по возможности под духовным покровом, желания комфорта и удовольствий домашней и семейной жизни и радостей обычных эмоциональных желаний и физических страстей, – а через очищение и трансформацию сил, которые эти движения извращают и неверно используют. Не эти человеческие и животные требования, а божественная Ананда, которая находится свыше и за их пределами и нисхождению которой потворство этим деградировавшим формам помешает, является той великой вещью, которую стремление витального существа должно требовать в садхаке.

К сожалению, пор про НАСТОЯЩУЮ ЛЮБОВЬ пока только слышала. Хотелось бы, чтобы она на этом свете была. А вот чувство влюблённости знакомо всем, думается.
Лично мне не приходилось пока встречать людей «из кремня и стали», которые бы выбрали самоконтроль вместо влюблённости. Согласна, что такой самоконтроль действительно возможен вначале. Ладно, решено не влюбляться, контролируем себя, а что взамен? Медитация с неизвестным исходом? Ведь и влюбиться-то мы не каждый день можем, и даже не каждый год. Кто знает, откуда и зачем эта влюблённость на нас снисходит, поэтому так просто ею разбрасываться не стоит. Садхане всё это, понятно, не способствует, но у меня язык не поворачивается назвать любовь и влюблённость «деградирующими формами». П.Г.Зорин в своих статьях определил подобные чувства ещё и как бледный отсвет Божественной Ананды. Такое определение мне ближе. Ведь и в любви, и во влюблённости есть низкие и высокие возможности, они могут увести нас и в грязь, а могут помочь стать лучше.
Любовь является не только эмоциональным состоянием, которое ни с чем не спутаешь, но и готовностью на проведение в жизнь многих важных для обоих совместных с любимым человеком программ. Иногда это может не зависеть от близости с ним на физическом плане.
Любовь является силой, движущей человека в поиске своей индивидуальной истины, проявленной через того, кого любят. Любовь предполагает определённые благодеяния для любимого, позволяющие раскрыть возможности, проявиться любимому как личности. (Благодеяние может иметь различные формы и далеко не всегда предполагает материальные блага.) В этом смысле любовь матери является наиболее объемлющей, поскольку ребёнок требует огромного вложения сил, поддерживающих и направляющих его в начале жизни.
Любовь мужчины и женщины предполагает возможность создания и раскрытия новых возможностей, и для другого и для себя. При этом предполагается проявление лучших черт на благо семьи (худшие обычно раскрываются сами, являясь проблемами эволюционного роста), или для решения иных задач, стоящих перед парой. Здесь предложенная в #5 цитата в принципе уместна, если человек вышел на соответствующий уровень, однако, надо заметить, что со Шри Ауробиндо эту работу делала Мать (не будучи его женой ни в каком аспекте), а с Сатпремом совместную садхану совершала его жена Суджата.
Любовь, как творческое начало, направленное на благо широкого круга людей, может создавать творческие коллективы, выполняющие различные общественные задачи, при этом в таком коллективе возможно формирование и локальных отношений, создание пар, способных к образованию семьи или творческого союза. В любом случае, любовь заставляет человека изменяться хотя бы на время. Если при этом сознанием человека прочно овладело эго, такая любовь принимает формы собственника и потребителя всего, до чего можно дотянуться (пример – российские олигархи). Истинное проявление любви возможно только тогда, когда её плоды в проявленном мире формируют программы и сюжеты, создающие возможность для роста сознания других, в каких бы конкретно формах это не проявлялось.
Эгоистическая любовь "сворачивает пространство" вокруг её носителя, она ограничена узкими рамками эго, и старается не допустить ничего, что выходило бы за пределы интересов эго. Она стремится присвоить всё, что есть и всё, что появится вследствие её проявлений.
Истинная любовь создаёт возможность для появления и роста всего, что способствует эволюции сознания в различных его видах. Эгоистическое начало при этом несколько отодвинуто в сторону и получает удовлетворение от самого факта создания новых возможностей для любимого человека, но впоследствии с лихвой возмещает эту временную потерю.
Истинная любовь не имеет чётких границ ни в пространстве, ни во времени. Любовь отца и матери, проявленная в ребёнке, создаёт возможность для творческой реализации родителей, продолжается в жизни их ребёнка, и последующих за ними поколений. Медитируя на своих отдалённых предков и пращуров, можно ощутить и в себе самом силу той любви, которая стоит у истоков рода. Вообще такая медитация может многое дать в духовном плане, при этом кто-то сможет обнаружить, что ведёт свой род не от Адама и Евы (или Лилит – первой жены Адама), а ниточка любви, идущая к ним от основателей рода и дающая им силы для этой жизни, идёт из совершенно иных миров, не имеющих никакого отношения к библии.
Современному человеку навязывается стереотип исключительно сексуальной любви, исключающий всякую иную любовь. Это ловушка эгоизма, в которую попадают многие, потому что подмена этого понятия, объемлющего всё сущее только физическим планом, суживает сознание человека.
Любовь Шри Ауробиндо к Родине послужила причиной для начала его работы, а проявленная через него любовь Бога создала интегральную йогу. Необходимость поделиться с другими тем, что имеешь во внутреннем мире, проявляет силу любви как творчество, рождающее на свет лучшее, что есть в человеке.
Глафира, Интегральная йога предполагает одно стремление - любовь к Божественному, любовь к Матери, все остальное вообще не должно занимать ум (если вы пытаетесь практиковать йогу этого Аватара). Растворившись в Нем, вы полюбите всю Вселенную, поверьте. Это и Учитель, и Муж, и Брат, и Друг. ОН ответит на все ваши вопросы, только сдайтесь и поверьте ему без остатка и терпеливо ждите. Он говорит и ответит. Мать советовала обращаться к его трудам в случае возникновения каких-либо вопросов.


Шри Ауробиндо: "Эта йога требует тотального посвящения жизни стремлению к обнаружению и воплощению Божественной Истины и ничему больше. Делить свою жизнь между Божеством и какой-то внешней целью и деятельностью, которые не имеют ничего общего с поисками этой Истины, недопустимо. Малейшая вещь такого рода делает успех в йоге невозможным.
Вы должны идти внутрь себя и войти в полное посвящение себя духовной жизни. Всякое хватание за ментальные совершенства должно быть отброшено, всякая настойчивость на витальных целях, интересах и привязанностях должна быть отставлена, всякое цепляние за семью, друзей, страну должно исчезнуть, если вы хотите достигнуть успеха в йоге. Что бы ни приходило как энергия или деятельность, направляющаяся вовне, должно идти из Истины, однажды открытой, а не от нижних ментальных или витальных мотивов, от Божественной Воли, а не от персонального выбора или предпочтений эго."

Так что никаких "цепляний" за любови настоящие и ненастоящие. Любые "цепляния" и привязанности- это в сторону от интегральной йоги.
Nelli, спасибо за исчерпывающий ответ. Благодаря ему я могу определить себя как «сочувствующую» интегральной йоге. К практикующим отнести себя не имею права сегодня. Слишком уж меня интересуют и «ментальные совершенства», и «витальные цели». «Цепляние за семью, друзей и страну» я тоже не в силах пока оставить.
Уточните, пожалуйста, Ваши цитаты из «Писем о йоге» или из «Синтеза йоги»? Или речь о какой-то другой работе Шри Ауробиндо или Матери?
Глафира, это цитаты из "Писем о йоге".
http://www.aurobindo.ru/workings/sa/22-24/index.htm

"Человеческая любовь, конечно, не заслуживает доверия, потому что она в огромной степени основана на эгоизме и желании; это – огонь эго, иногда мутный и неясный, иногда более чистый и ярко окрашенный, иногда тамасический, основанный на инстинкте и привычке, иногда раджасический и управляемый страстью и призывом о витальном взаимообмене, иногда более саттвический и старающийся быть или выглядеть в своих глазах бескорыстным. Но фундаментально она зависит от личной потребности или от возврата того или иного рода, внутреннего или внешнего, и когда потребность не удовлетворяется или в ответ ничего не приходит или перестает приходить, она чаще всего уменьшается или умирает, или существует только как чуть теплящийся или беспокойный след привычки из прошлого, или же поворачивается за удовлетворением куда-то еще. Чем более она интенсивна, тем более ее тревожат крики, столкновения, ссоры, эгоистические треволнения всех сортов, эгоистичность, требования, даже приступы ярости и ненависти и периоды размолвок. Не то, чтобы эти связи не могли продолжаться – тамасическая инстинктивная привязанность продолжается в силу привычки вопреки всему, что разделяет людей, напр., определенные семейные узы; раджасические привязанности могут продолжаться иногда вопреки всем бурям, несовместимости и яростным ссорам, потому что один имеет витальную нужду в другом и цепляется из-за этого за него или потому что оба имеют эту нужду, и они постоянно рвут друг с другом, чтобы вернуться, и возвращаются, чтобы порвать, или идут от ссоры к примирению и от примирения к ссоре; саттвические привязанности продолжаются чаще всего из долга перед идеалом или из-за какой-то иной поддержки, даже утратив свою остроту, интенсивность или яркость. Но действительная надежность есть, только когда психический элемент в человеческих привязанностях становится достаточно сильным, чтобы окрашивать другие элементы или доминировать над ними. По этой причине дружба чаще всего является или, скорее, может являться самой долговечной из человеческих привязанностей, ибо там витал вмешивается меньше, и несмотря даже на пламя эго, она может быть спокойным и чистым огнем, дающим всегда свое тепло и свет. Все же, заслуживающая доверия дружба встречается очень редко; иметь множество любящих, неэгоистично верных друзей – это феномен столь редкий, что он уверенно может рассматриваться как иллюзия… В любом случае, человеческая привязанность, какова бы ни была ее ценность, имеет свое место, потому что через нее психическое существо получает эмоциональные переживания, в которых оно нуждается, пока оно не будет готово предпочесть истинное видимому, совершенное несовершенному, божественное человеческому. Как сознание должно подняться к более высокому уровню, так и активности сердца тоже должны подняться к этому более высокому уровню и сменить свой базис и характер. Йога есть основание всей жизни и сознания в Божестве, так что любовь и привязанность тоже должны укорениться в Божестве и духовное и психическое единство в Божестве должны стать их фундаментом – достигнуть сперва Божество, оставляя все остальное, или искать одно Божество – это прямая дорога к перемене. Это означает отсутствие привязанностей; это не означает превращения привязанности в неприязнь или холодное безразличие."
Любопытно, Глафира, а по каким критериям вы разделяете "влюбленость" и "настоящую любовь"? А вы уверены, что не приняли второе за первое?
Николай, влюблённость и настоящую любовь я разделяю легко! Влюблённость проходит очень быстро, мой рекорд самой долгой влюблённости -1 год. Настоящая любовь предположительно заканчивается вместе со смертью любящих людей. «Они жили долго и счастливо и умерли в один день» - примерно так. А вы считаете, что настоящая любовь может быть кратковременной?

Цитата:
По этой причине дружба чаще всего является или, скорее, может являться самой долговечной из человеческих привязанностей, ибо там витал вмешивается меньше



см. #10
Действительно, дружба представляет собой квинтэссенцию высочайших вибраций любви между людьми, поскольку истинная дружба позволяет прекрасно понимать человека, с которым дружишь, относится к нему без ревности, с высоким доверием и общаться с ним предельно открыто там, где другой тебя просто не поймёт. Это никак не относится к варианту "дружбы по расчёту", поскольку в этом случае внешние дружеские проявления маскируют корыстные чувства, которых в настоящей дружбе быть не может. Фактически дружба является высшим проявление любви, её саттвической квинтэссенцией. "Завести друга" невозможно, но можно подружиться. Первое является профанацией, второе – истинным проявлением чистых и высоких отношений. И это никак не может относиться к варианту "дружбы против кого-то", поскольку такие отношения являются просто временным военным союзом.
Вместе с тем, возможна дружба и без витальной привязанности, как результат стремления к человеку по признаку духовного родства. Однако, это редко встречается между людьми, состоящими в браке, поскольку супружеские отношения почти не могут обходиться без влияния низшего витала. Но при этом высокое ощущение духовного единства, возникающего при общении с настоящим другом (не зависимо от пола), не могут сравниться со страстями влюблённости или даже душевными отношениями любви, хоть последние и ощущаются значительно сильнее, чем чувства, вызываемые истинной дружбой. Впрочем, всему своё место.
Настоящая - не думаю. Я всего лишь не понимаю слова "влюбленность". Либо любишь, либо нет. А "влюбленность" - это как чуть-чуть забеременеть. Не понимаю зачем нужно это слово.
Как бы поточнее Вам объяснить, что я понимаю под словом «влюблённость». Был такой фильм «Влюблён по собственному желанию» с О.Янковским в главной роли. Так вот, я по собственному желанию не смогла бы такое чувство в себе вызвать. Откуда-то берётся влечение к человеку, оно может быть сильнее или слабее. Витал разыгрался. Отчего, понять бы. Много в этом чувстве эгоизма, небескорыстно делаются подарки, оказываются другие знаки внимания. Хочется быть рядом с человеком, помочь ему не в тягость, идти на уступки легко. Потом чаще всего влечение куда-то улетучивается, всё проходит. Если же за время ваших тёплых отношений возникают какие-то другие связи и общие интересы, то взаимное расположение усиливается. Может быть, так настоящая любовь начинается? А влюблённость вроде бы и несёт нас, как на крыльях, но иногда как уколет что-то. Прав Шри Ауробиндо, нельзя доверять человеческой любви, а другую узнать не всем дано.

Во внутренней работе известная шутка: "немножко беременная" может иметь место, когда способность к различению развита слабо.
Эмоциональное состояние можно воспринимать в двух вариантах: в триггерном режиме – "да или нет", а можно в аналоговом: "есть, но мало или много". В первом случае невозможно различить влюблённость и любовь, поскольку триггер сработал и включилось состояние "я люблю", но непонятно, как и насколько сильно. Разбираться с этим в таком случае недосуг, хочется что-то делать, причём действия будут направлены на обладание предметом любви. При аналоговом восприятии человек способен воспринимать не только "есть или нет", а есть качественное и количественное понимание "есть, вот столько-то". К тому же спектр определяемых сознанием качественных состояний становится тем шире и разнообразнее, чем более развивается восприимчивость.
Когда человек не воспринимает начальные стадии эмоционального состояния, его сознание спит, а просыпается тогда, когда оно уже захвачено эмоцией, но сделать с этим он ничего не может. Здесь эмоция не отпустит сознание, пока не насытится его энергией или не произойдёт что-либо, что заставит переключиться на другую эмоцию или другое состояние. При этом ощущается одно эмоциональное состояние, например, любви. Развивая свою восприимчивость, мы начинаем ощущать отдалённые предвестники эмоции, если она не захватила сознание, и здесь можно контролировать сознанием собственное эмоциональное состояние. Это является превосходной практической работой в йоге, которая может делаться в любых обстоятельствах. Какие бы человек не вызывал у вас эмоции и чувства, это является прекрасной практикой осознания себя. Эта работа развивает восприятие и, как следствие, делает сознание более чувствительным, способным воспринимать более тонкие вибрации, что способствует лучшему восприятию психического, а следовательно – лучшему пониманию себя истинного. Стремление лучше различить нюансы собственного состояния является одной из разновидностей этой внутренней практики.
У человека влюблённого активна манипура чакра, расположенная в области солнечного сплетения, у человека любящего преобладают вибрации анахата чакры – уровень сердца. Здесь манипура чакра включается под лозунгом: "Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу!". Анахата предполагает иной настрой – "Милая моя, солнышко лесное! Где, в каких краях встретимся с тобою?" Влюблённость предполагает власть над объектом любви, а любовь видит свет, излучаемый прекрасным объектом в окружающее пространство. При расставании влюблённый скажет: "Как же я без тебя?", а любящий: "Как же ты без меня?" Влюблённость эгоистична, она присваивает, а любовь дарует сокровища души, имеющиеся у любящего.
Остальные чакры при этом тоже работают, но они включены в фоновом режиме, тогда как наиболее активная чакра раскрывается значительно сильнее. Сознание животной нашей части включает вибрации любви на свадхистхане физического тела при занятиях сексом.
Термин "Заниматься любовью" является профанацией, когда стремятся приукрасить соответствующую активность свадхистханы на физическом плане. Если у человека развита вишудха чакра, то он найдёт возможность выразить соответствующие желания более высоким языком, если при этом его духовное сердце раскрывает анахата чакру. Практически не используемое ныне выражение "Умри, но не дай поцелуя без любви" показывает старшинство анахаты над свадхистханой, расположенной значительно ниже. Этика анахата чакры объемлет этику манипуры и свадхистхана чакры, и даёт санкцию на их включение, а не наоборот.
Агенда Матери, том 10 (октябрь) Цитата:

"(Затем Мать слушает запись Беседы от 26 августа 1953 по поводу любви)

Суджата хочет спросить тебя о чем-то.

(Суджата:) Милая Мать, эта Сила Любви, которая приходит – она приходит иногда, чувствуется, не так ли, что действительно любишь – но почему нельзя хранить ее постоянно?

Мать: Нужно уметь хранить!

(Суджата:) Я тоже думаю, что она должна храниться, но не удается ее сохранить.

Моя девочка... она постоянно здесь! Постоянно, что бы тело ни делало – видит ли тело людей, или оно занято самим собой, или оно спит – и это всегда-всегда-всегда там, постоянно, вибрирующе. Я говорю: "это возможно" – это факт. Только нужно... что вообще мешает, это то, что физическое сознание у большинства людей очень темное; оно занято только потребностями, желаниями, наиболее материальными реакциями, но то, что нужно, это пробудить в клетках любовь к Божественному, и как только они полюбят Божественное один раз, так и будет все время: любовь никуда не денется – она не уйдет. Эта любовь даже ГОРАЗДО БОЛЕЕ постоянна, чем любое витальное или ментальное движение: это вот так (Мать сжимает свои кулаки), это не шевелится. Клетки все время в этом состоянии – в состоянии любви к Божественному.

То, что замечательно в физическом, это когда физическое что-либо усвоило, оно никогда это не забудет. Как только клетки выучили это, этот дар себя, это подношение Божественному и эту ПОТРЕБНОСТЬ отдавать себя, то после это БОЛЬШЕ НЕ ШЕВЕЛИТСЯ. Это постоянно, двадцать четыре часа в сутки, изо дня в день, и в этом ничто не меняется, и даже когда что-то не в порядке (боль или нечто подобное), то первое движение – это отдать себя, спонтанно. Всевышнее сознание не вмешивается, это спонтанно: это сознание, содержащееся в клетках.

Это витал и ментал ведут себя вот так (жест зигзагообразного движения), нестабильно. Особенно витал, который интересуется подобного рода вещами.

Естественно, эти две вещи взаимосвязаны: нужно, чтобы эго было уничтожено – чтобы было уничтожено ПРАВЛЕНИЕ эго. Вообще, люди думают, что это невозможно – уничтожить физическое эго; это не только возможно, но это ФАКТ, и тело продолжает, продолжает двигаться – оно никуда не делось! (в этом есть небольшой трудный момент – краткий момент)

Сейчас клетки спрашивают себя, как это можно продолжать существовать без этого движения обожания. Они вот так, везде (жест интенсивного стремления), везде. Это очень интересно."

Конец цитаты.

Цитаты вещь полезная. Во времена маоизма в Китае у каждого был цитатник Великого кормчего. А как насчёёт собственного понмания? Проолетарский поэт Демьян Бедный рубил с плеча: "Нам с тобою думать неча, коли думают вожди!" Йога отличается от религии тем, что требует не заучивания оригинальных текстов учителей, а собственного понимания того, что есть в собственной (!) реальной жизни. А цитат наворотить можно много. "Отче наш" знают многие, а сколько из них стали святыми? Собственное понимание показывает работу собственного сознания, а не штампованное повторение чужих фраз - так собственный опыт не получишь. Так йога превратится в религию, а это то, от чего предостерегал Шри Ауробиндо.
Так как насчёт собственного понимания?
СОВЕСТЬ.
СО-единяющая человека с Божественным ВЕСТЬ его личному проявленному сознанию от сознания внутреннего Истинного Я. При этом возникает синхронизм восприятия и оценки собственных (а иногда и чужих) действий внешним сознанием СОвместно с сознанием внутренним, что и воспринимается как голос совести. Голос совести чаще всего тих и ненавязчив, однако возможны ситуации, когда психическое вмешивается непосредственно в ход событий, минуя все промежуточные инстанции. При этом человек не может поступить вопреки совести, т.к. эго в такие моменты полностью отстранено от дел волею психического. Прислушиваясь к голосу совести человек со своей стороны прокладывает канал связи с психическим существом в тех ситуациях, когда требуется принять решение о дальнейших действиях. Внимание к голосу совести является одной из практик классической йоги, полностью соответствующее лучшим канонам православия (в том числе и христианства) и ведических религий.
Этика человека бессовестного резко отличается от этики человека совестливого тем, что в первом случае во главу угла ставятся личные или узко-клановые интересы, а во втором – человек, даже не осознавая этого, может учитывать интересы не только свои личные, но даже интересы будущих поколений.