ФИЛОСОФИЯ

День Победы настраивает народ на какой-то особый лад. Даже те, кто усердно рыхлят свои грядки на даче, не забывают прислать поздравительную смс-ку. Многие разъезжают по улицам на автомобилях с триколорами и георгиевскими ленточками.
Ну а кого-то даже в этот день на философию "тянет". Знакомы ли кому-нибудь на форуме работы Ивана Ильина? На меня они произвели большое впечатление. В книге «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний.» русский философ рассуждает о самом важном в жизни людей. Жаль, длинные цитаты плохо воспринимаются, поэтому обо всём написанном поговорить не удастся.
О справедливости Ильин писал вот что:
«На самом деле люди не равны от природы и не одинаковы ни телом, ни душою, ни духом. Они родятся существами различного пола; они имеют от природы не одинаковый возраст, не равную силу и различное здоровье; им даются различные способности и склонности, различные влечения, дары и желания; они настолько отличаются друг от друга и телесно и душевно, что на свете вообще невозможно найти двух одинаковых людей. …»
«Они и духовно неодинаковы: все они — различного ума, различной доброты, несходных вкусов; каждый со своими воззрениями и со своим особым правосознанием. Словом, они различны во всех отношениях. И справедливость требует, чтобы с ними обходились согласно их личным особенностям, не уравнивая неравных и не давая людям необоснованных преимуществ. Нельзя возлагать на них одинаковые обязанности: старики, больные, женщины и дети не подлежат воинской повинности. Нельзя давать им одинаковые права: дети, сумасшедшие и преступники не участвуют в политических голосованиях. Нельзя взыскивать со всех одинаково: есть малолетние и невменяемые, с них взыскивается меньше; есть призванные к власти, с них надо взыскивать строже и т. д. И вот, кто отложит предрассудки и беспристрастно посмотрит на жизнь, тот скоро убедится, что люди неравны от природы, неравны по своей силе и способности, неравны и по своему социальному положению; и что справедливость не может требовать одинакового обхождения с неодинаковыми людьми; напротив, она требует неравенства для неравных, но такого неравенства, которое соответствовало бы действительному неравенству людей.»

«Итак, справедливость совсем не требует равенства. Она требует предметно-обоснованного неравенства. Ребенка надо охранять и беречь; это дает ему целый ряд справедливых привилегий. Слабого надо щадить. Уставшему подобает снисхождение. Безвольному надо больше строгости. Честному и искреннему надо оказывать больше доверия. С болтливым нужна осторожность. С одаренного человека справедливо взыскивать больше. Герою подобают почести, на которые не-герой не должен претендовать. И так — во всем и всегда...»

«Поэтому справедливость есть искусство неравенства. В основе ее лежит внимание к человеческой индивидуальности и к жизненным различиям. Но в основе ее лежит также живая совесть и живая любовь к человеку.»
Насколько далека реальная жизнь от идеала философа. Возможна ли подобная справедливость на земле? Когда они «дорастут» до претворения в жизнь такой справедливости? Да и нужна ли она такая всем людям?
Трудно сказать проще и лучше о том, что является столь важным сейчас, и было не менее важным в годы, когда Ильин писал эти слова. Он писал их на основе многовековой народной мудрости, поверхностно знакомой всем из пословиц и поговорок. Об этом же мы слышали с детства:
"Кому многое дано, с того многое и спросится",
"Каждый сверчок, знай свой шесток",
"На всякий горшок найдётся крышка".
Но правильно ли мы это понимали? На слова родителей и бабушек с дедушками люди реагируют совсем не так, как на слова, напечатанные в книгах. Для того, чтобы оказаться услышанным на Родине, Ивану Ильину потребовалось эмигрировать, бежать от людей, заставлявших народ думать по-другому, заставлявших забыть самое сокровенное – собственную душу.
Но его слова оказались услышанными тогда, когда в этом появилась необходимость и созрела возможность. Книги, проповедовавшие противоположное, издавались многомиллионными тиражами, но кто их хранит? А книги такого рода печатаются тиражами малыми, практически эксклюзивными по простой причине – не всякий готов их читать.
Великая мечта рабской идеологии – стандартные, одинаковые по способностям и потребностям работники, абсолютно взаимозаменяемые, делающие много за минимальную плату – недостижима, но именно для её воплощения брошены огромные силы, уничтожающие в людях нравственность и пестующих исключительно внешнюю сторону личности. А Ильин предлагает вспомнить то, что чуть слышно говорит душа каждого, но чаще всего остаётся не услышана.

То, о чём пишет Ильин, лаконично высказано в народной мудрости, об этом же своим языком говорят Веды. Закон причин и следствий – Карма, говорит о том же. "Щёлкни кобылу по носу, и она махнёт хвостом" – афоризм Козьмы Пруткова (А.К.Толстой и братья Жемчужниковы), опубликован современниками Ильина. Мудрость часто находится рядом, её только надо увидеть.

Лозунг "Свобода, равенство и братство" ведёт в совершенно противоположную сторону. Из него следует лозунг Шарикова: "Отнять всё и поделить". А следует за ним "Бери от жизни всё".
Что отзывается на них – душа или эго? Многие ли в состоянии не то, чтобы прочитать, а просто взять в руки книгу Ильина, Веды, да хотя бы Пушкина?
К великой грусти, эти вопросы имеют неутешительные ответы для тех, кто понимает, о чём идёт речь, а остальные их практически и не слышат.

Грустно воспринимается Ваше сообщение, Владимир.

Посему:
Шри Ауробиндо (перевод с англ. В.Г. Баранова, А.А. Чеха, А.А.Шевченко)

ЧАС БОГА

Цитата:
Есть времена, когда Дух живёт среди людей и дыханием Господним полнятся воды нашего бытия; есть и другие времена, когда он отступает, предоставляя людей их собственной силе или слабости. Первые суть времена, когда даже скромные усилия приносят великие плоды и преображают судьбу; вторые - когда и великие труды приводят к малому. Но, воистину, вторые могут подготавливать первые, могут быть тем жертвенным дымком, что, восходя до небес, вызывает ливень щедрот Господних.

Несчастен тот человек или народ, кого приход Божественного застаёт спящим или неготовым, ибо не был зажжён светильник для встречи и уши были глухи к зову Его. Но трижды горе тому, кто и готов, и силён, но впустую расточает силу и понапрасну тратит время сие; их удел - невосполнимая потеря или великое крушение.

В час Бога очисти душу свою от всякого самообмана, лицемерия и пустого самообольщения, дабы мог направить ты взгляд прямо в дух твой и слышать то, что повелевает ему. Любая неискренность природы, некогда заслонявшая тебя от взора Господнего и света идеала, отныне становится брешью в броне твоей и притягивает удар. Даже если ты восторжествуешь на время, тем хуже для тебя: удар грянет, он настигнет и повергнет тебя в самый разгар торжества твоего. Но, храня чистоту, гони прочь все страхи - а час этот может быть страшен: огнь, вихрь и буря, гнёт гнева Господнего; тот же, кто, укрепившись истиной своего предназначения, останется неколебимым всем этим, непременно выстоит; падёт он - восстанет вновь; унесут его ветры на крыльях своих - снова вернётся. И да не смутят тебя нашёптывания мирского благоразумия - ибо это час непредвиденного.


Спасибо, Алексей. Сказано верно и красиво. Есть в этих словах оптимизм.
Ильин в своей книге вот что пишет об оптимизме: «… оптимизм относится не столько к человеческим делам, сколько к Божьему Делу. Он <человек> верит в светлое будущее, в приближающееся Царство потому, что оно не может не настать, ибо оно осуществляется Богом. А его главная задача состоит в том, чтобы верно постигнуть отведенное ему самому место и верно исполнить предназначенное ему самому служение.»
Кстати, эти слова были бы кстати и в теме «Вера в лучшее», согласитесь.
Для решения трудных задач нужны силы, здоровье, молодость. Нынешнее время – время молодых. По крайней мере, по телевизору, в кино, на рекламных щитах почтенных седин мы видим немного. Вот каков философский взгляд на возраст: «… человек всегда недоволен; и он не прав в этом, особенно в том, что касается возраста. Надо не жаловаться и не роптать, не торопить и не замедлять, а уходить от своего возраста, не поддаваться ему. Возраст не определяется долготою жизни и состоянием тела; он определяется другим мерилом. Покорность и беспомощность здесь неуместны; страх и притворство — унизительны. Надо добиваться и добиться независимости от своего возраста. Не надо спорить с ним и тяготиться им; пусть приходит старость: она не должна гасить нашу молодость. Можно быть сразу старым и молодым. Надо духовно одолевать свой возраст и превращать его в неважную мелочь существования... Легко сказать... Но как же это делается? А вот как.
Во-первых, надо определять возраст не по состоянию тела, а по состоянию духа. Во-вторых, надо наслаждаться во всяком возрасте его благороднейшими радостями и разрешать выдвигаемые им духовные задачи. И, в-третьих, надо жить во всяком возрасте тем, что не стареется и не устаревает, что от века и на века. И все это входит в искусство жизни.»
Что-то не вижу радостей в старости, как бы их разглядеть? Искусство жизни мною не освоено. Пока нахожусь на стадии грустнеющих взглядов на своё отражение в зеркале. Встречала людей, бодро повторяющих, что годы не беда, но как-то неубедительно они выглядели. Секрет молодости души, может быть, разный для разных людей и нужно открыть свой собственный? Или есть какие-то общие рецепты? Поделитесь, пожалуйста.




Если часто рождаешься на этой Земле, то хочется по поводу КРИЗИСА спеть:

Я так хочу, чтобы кризис не кончался,
Чтобы он за мною мчался,
За мною в след.

Я так хочу, чтобы маленьким и взрослым
Удивительные Звёзды
Дарили Свет.

(на мотив песни "Лето")
Каждый человек имеет свой вектор развития сознания. Процесс его развития идёт в горизонтальной плоскости, когда мы узнаём новые факты о том, что происходит в окружающем нас мире, и осваиваем некоторые закономерности, необходимые нам в практической деятельности. Временами вектор развития переходит из горизонтального положения в вертикальное, когда на основе суммы имеющихся сознаваемых и неосознаваемых знаний происходит тонкий синтез более общих правил, без которых не может жить не столько отдельный человек, сколько общество в целом. Способность к такому внутреннему синтезу закономерностей в значительной степени определяет этику поведения и конкретного человека и группы людей любой численности, от пары до целого народа. В детстве правила поведения, которым мы должны соответствовать, нам стараются привить родители и близкие нам люди. Однако, эти правила у каждого человека чем-то отличаются от правил других людей, и изменяются с возрастом и со временем, и мы всю жизнь должны их корректировать. Комплекс этих правил представляет этические системы, различные в каждой социальной группе и изменяющиеся с течением времени и обстоятельств.
Внешняя, социальная этика, опирается на записанный свод социальных законов, является самой примитивной, самой грубой формой этики. Неписанные законы существуют у каждой социальной группы, и они обязательно отличаются от этики смежных социальных групп, и меняются со временем. Причём этика более высоких по социальному положению групп далеко не всегда бывает выше этики групп людей, находящихся в середине социальной лестницы. Это связано с тем, что лестница социальная не соответствует лестнице эволюционной, хоть и может считаться её весьма отдалённым проявлением в сфере материальной жизни.
У каждого человека существует кроме внешней этики, которая может быть сориентирована на этикет – свод правил поведения в обществе – ещё и этика внутренняя, часто являющаяся более строгой, поскольку опирается на дух той силы, которая управляет человеком в его жизни. Если такой силой является хорошо воспринимаемая совесть, то внутренняя этика может быть очень высокой, и такой человек в жизни не станет пользоваться сомнительными обстоятельствами, хотя окружающим такое поведение может быть непонятно. При этом в течение жизни планка совести может подниматься всё выше, что несомненно является явным духовным ростом, и это будет накладывать на него всё больше ограничений в его внешней жизни, что так же может не всегда быть понятным для окружающих.
Важным инструментом в этом процессе служит собственная, личная философия. Чаще всего личная философия не бывает чётко оформлена и сведена к точным формулировкам, и мало кто занимается формулированием этих правил и закономерностей специально, однако чувствуют налагаемые ей внутренние ограничения многие, и многие пытаются найти приемлемое для себя обоснование этому, что и является признаками активизации внутренней работы.
На протяжении многих веков человечество рождало мыслителей, старавшихся сформулировать основные принципы бытия и смысл существования мира и человека. Долгое время эта задача решалась на основе эгоизма, как основной идеи человеческого развития (это было возможно только благодаря господству концепции детерминизма, разделённости, как основы миропонимания). Такой путь позволяет убивать других во имя собственного обогащения, грабить, обманывать, обращать людей в рабство и вообще вести себя так, как будто данному конкретному человеку должно принадлежать всё на свете, и он может безнаказанно творить всё, что угодно. Такая идеология фактически исключает закон причин и следствий (карму), вернее позволяет её не учитывать, за что всё равно приходится когда-то расплачиваться. Расцвет идеологии, построенной при помощи такой философии, привел к современному системному кризису, а поскольку могущество человека увеличилось многократно, то и попытки подчинить весь мир себе становятся всё более активными и разрушительными. Но с другой стороны, существует множество людей, опирающихся на свою совесть и активно стремящихся к возвышению личного сознания, следствием чего являются серьёзные изменения значительной части общечеловеческого сознания.
В настоящее время человечество разделено на три неравные части: первые те, кто не в состоянии воспринимать какие-либо отвлечённые идеи, в том числе философские, и таких людей большинство. Вторая категория населения старается использовать все возможности для максимального эгоистического потребления всего, до чего можно дотянуться, и формирует для этого собственную философию потребления, согласно которой разрушительный принцип "Каждый за себя" является основополагающим для человеческого общества.
К самой малой, третьей категории людей можно отнести тех, кто воспринимает принцип единства мироздания на доступном для понимания уровне. Это люди, способные к внутреннему саморазвитию, и для них любая философия эгоистического потребления тесна и не может быть истинной. Такие люди могут и не иметь возможности создать и оформить свою собственную систему взглядов, но по отношению к философии, её направленности, и к выбору авторов, которым отдаётся предпочтение, можно судить о том, насколько важны для человека тонкие движения души, о которых пишет Иван Ильин. Способность к такому восприятию позволяет становиться сердцу всё более зрячим, а душе – способной к дальнейшему росту.
Как известно, ответы на вечные вопросы лежат на поверхности. Вопрос о "вечной" молодости как раз из этой категории. Так что же мы видим на этой самой поверхности?
Лиз Бурбо, например, пишет в одной из своих книг о том, что хотя с возрастом физическое тело человека изнашивается , развиваются и «хорошеют» витальное и ментальное . Готова согласиться.
Добавлю цитату из книги другого автора: «Когда красота тела уходит — можно быть ещё более красивым человеком в глазах окружающих ведь можно увеличивать красоту души, быть полезнее другим, улучшать жизнь других людей и т. п — и это можно противопоставить не только старости, но и смерти — Ольга Берггольц:
«Что может враг? Разрушить и убить.
И только-то? А я могу любить,
А мне не счесть души моей богатства,
А я затем хочу и буду жить,
Чтоб всю её,
Как дань людскому братству,
На жертвенник всемирный положить».
Такой вот трудный способ быть привлекательным. Правда, пластическая хирургия, дорогая косметика, часы занятий в тренажерных залах – также путь не из лёгких. Похоже, пора угомониться и забросить суету. Если получится.