О субличностях
Вопрос:
Уважаемый Петр Григорьевич!
Где-то с февраля 2014г. я посещаю ваш сайт и с интересом знакомлюсь с изложенными темами.
Хочу спросить о субличностях, т.к. мне не очень понятно – это хорошо или плохо, когда в нас находится несколько «матрешек» в одной и к чему надо стремиться – к универсальности одной или «дрессировке» каждой? Где находится тот выключатель и когда мы можем им воспользоваться, если себе не нравимся, в любой момент времени?
Если возможно ответить попроще.
С уважением, А.
Санкт-Петербург
Ответ:
Здравствуйте, А.
Человеческое существо имеет сложное строение, и его важнейшей частью является личность – многогранный инструмент для общения человеческой души с внешним миром. Личность включает в себя всё, что выделяет нас из окружающего мира, и представлена на физическом плане телом, и в первую очередь лицом и мимикой. Другой важной частью личности является эмоциональная сфера человека, которая определяет реакции человека на окружающий его мир. Эмоции вызывают в нас разнообразные импульсы и состояния, насыщающие наш внутренний мир, и формируют сферу интересов, которые ведут нас по жизни. Важной стороной личности является образ мыслей человека и его способность осознанно управлять всем этим набором качеств в различных условиях и обстоятельствах.
В разные периоды жизни и при разных обстоятельствах психоэмоциональные состояния человека различны, и это заставляет нас в похожих ситуациях всё же реагировать как-то иначе. Это связано с тем, что различные состояния активизируют различные стороны личности, которые в психологии и называются субличностями. Субличности это части целой личности, которые обычно соответствуют конкретным социальным ролям. Так каждый из нас когда-то был ребёнком, и в общении с родителями на протяжении жизни в нас активна субличность ребёнка. Этот ребёнок взрослеет, приобретает новые качества, необходимые ему в жизни, но для матери и отца всегда останется ребёнком, как и для ребёнка мама всегда останется мамой, даже если ей будет много лет, а у самого ребенка будут свои дети. Аналогично, на работе мы находимся в другой роли, и там активна другая субличность. Точно так же с разными людьми мы можем общаться только вполне определённым образом, и обычно не можем относиться к начальнику как к другу, хоть в обычных обстоятельствах он будет лидером, а иногда может оказаться и ведомым. В каждом случае в человеке раскрывается какая-то другая грань его личности, или какая-то иная субличность, соответствующая его роли в данных обстоятельствах, или хотя бы пытающейся соответствовать им.
Из этих примеров видно, что субличности есть у всех, и чем большим количеством граней личности человек обладает, тем более богатой и многогранной будет личность человека. Само наличие субличностей нельзя определять с позиций "хорошо или плохо", но одни субличности могут делать человека приятным или приемлемым для общения, а другие вызывать желание держаться от него подальше – в зависимости от того, какой стороной своей личности человек повёрнут в данной ситуации к окружающему его миру.
Поскольку личность это инструмент для общения с внешним миром, то чем этот инструмент будет лучше освоен человеком, тем более адекватным будет общение человека со всем, что его окружает. Задачей интегрально йоги в этой части является объединение всех сторон личности человека в единую сознательную и целостную личность, а саму личность интегрировать с её источником – духовным сердцем человека, его психическим существом.
Главным инструментом в этой работе является наблюдение за собой "изнутри" – за своими эмоциями, возникающими в различных обстоятельствах, за мыслями, приходящими к нам в разные периоды времени, и стремление оценить их уместность в данных обстоятельствах. Такое наблюдение формирует в нас внутреннего "свидетеля", который и соединяет различные субличности в единую целостную личность, и интегрирует её с духовным сердцем человека.
Осознание активной в данный момент субличности и её уместность в данных обстоятельствах, позволяет контролировать активность и влияние этой субличности на наше поведение. Инструментом управления субличностями и личностью в целом является воля человека. Одновременно с развитием "внутреннего свидетеля", наблюдающего за ментальными и эмоциональными реакциями, в человеке развивается его воля, и способность управлять своим поведением в целом, и субличностями в частности.
В соответствии с целями человека существует возможность включения уместных или неуместных в данных обстоятельствах субличностей. Так невозможно без нежелательных последствий, в общении с начальником включать субличность родителя или соседа по дому: начальник тут же заподозрит неладное, что обязательно скажется на дальнейшей карьере.