42     Третья стадия средний мозг

Вашему малышу уже семь месяцев. Теперь он уже не новорожденный, а младенец. Он уже вышел из класса рептилий и перешел в класс четвероногих. Он уже ползает на четвереньках. Правда, когда он будет спешить куда то по своим очень важным делам он будет плюхаться на живот и загребая по очереди всеми четырьмя конечностями, торопиться к желанному для него месту или предмету. Он это делает, потому что такой способ передвижения для него более привычен, хотя, как скоро он убедится сам, не самый быстрый. На третьей стадии происходит дальнейшее совершенствование ползания на четвереньках и в этом большое значение имеет тренированность вестибулярного аппарата вашего ребенка. На этом этапе развития для него требуется значительно больший простор, чем это было прежде. Поэтому особую важность приобретает безопасность осваиваемого им пространства. Теперь для опоры вашему малышу больше будет подходить толстый ковер, хотя передвижение возможно и по обычному чистому полу. Нужно убрать все предметы, о которые он может пораниться или которые он может разбить. Если в комнате, куда может заползти ребенок, стол покрыт скатертью, которая свисает до пола, то подверните ее или постелите другую, более короткую. Если розетки в вашей квартире располагаются невысоко над полом, то поставьте на них заглушки. Теперь при передвижении по квартире ему будет встречаться множество всевозможных препятствий. Дополз он до ножки стола и ему надо обогнуть ее, добрался до стены, надо суметь повернуть обратно. А еще более трудная задача встает перед ним, когда на пути его следования попадется угол комнаты, из которого выбраться не всегда легко, или же попадет порог, через который ему както надо переползти. В этом возрасте в нем уже просыпается исследователь, а вместе с этим появляется у него и его родителей множество проблем. В это время ребенок может проползать в день около трехсот пятидесяти метров. А некоторые дети проползают расстояние в два три раза больше. И в это время они уже делают попытки встать на ноги, держась за какойнибудь предмет. Им все хочется знать и все потрогать не только руками, но, если удастся, то и затолкать себе в рот. Поэтому никаких мелких предметов, вроде пуговиц, фасоли, гороха или же таких, как карандаши, ручки и т. д. не должны попадаться ему на глаза. Теперь, когда ребенок окончательно встал на четвереньки, ему необходимо заменить короткие* штанишки длинными, так как длительные прогулки с использованием коленей, для нежной кожи его ног не безболезненны. Ползание на четвереньках приблизило малыша к окончательному формированию среднего мозга и переходу к управлению его тела корой головного мозга. В это время он уже поднимает глаза от пола, чтобы посмотреть, что находится вокруг него и что делают взрослые. И, самое главное в это время он начинает ходить.

Обычно вначале он поднимается, держась за диван или же стул и пытается передвигаться держась за их край. Затем наступает очень ответственный момент, когда он доходит до края дивана и ему нужно перейти к близко стоящему стулу. Он оценит взглядом расстояние и если оно не превышает трех четырех шагов, оторвется от края дивана и начнет самое длинное в своей жизни, первое путешествие на двух ногах. Если к этому времени ему исполнился год, то его физический интеллект будет равен ста процентам. Ваш ребенок в этот период перешел из стадии четвероногих существа в класс НОМО 5АР1ЕМ8. В это время он еще не способен брать предметы большим и указательным пальцами, но хорошо берет всей рукой. С этого периода его можно приучать к передвижению, перехватывая руками. Эти упражнения способствуют увеличению грудной клетки и улучшению вентиляции легких. Для этой цели нам снова понадобится домашний турник и толстый мат или матрац под турником. Поднимите вашего малыша, плотно удерживая его за бедра, к турнику так, чтобы перекладина располагалась спереди назад. Помогите ему ухватиться за нее. Руки при хвате должны быть повернуты навстречу одна другой. Кисти должны располагаться близко друг к другу. Продолжая удерживать ребенка за бедра, покачайте его справа налево в течение двадцати тридцати секунд. Ваши руки в это время должны быть готовы, чтобы вовремя подхватить его. Разумеется, каждый успех вашего малыша должен поощряться вашей радостью по этому поводу. Он должен видеть как вам приятны его достижения. Он должен чувствовать, как вы любите его. Выполняйте упражнение с покачиванием ежедневно до десяти раз. Амплитуда покачивания должна быть небольшой, такой, при которой пальчики не соскальзывают с перекладины. Продолжайте поддерживать его, постепенно ослабляя прилагаемые для этого усилия. Вис на турнике с покачиванием обязательно должен доставлять удовольствие ребенку. Во время выполнения этих упражнений необходимо постоянно и весело разговаривать с ним. Занятия следует заканчивать до того, как ребенок устанет или оно станет для него скучным. По мере того, как вы проводите рекомендуемые здесь занятия, мозг ребенка продолжает развиваться. И, однажды, вы обратите внимание на то, что ваш любознательный малыш как бы случайно зажмет предмет между большим и указательным пальцами. Это может быть кусочек хлеба или чтолибо другое. Некоторое время спустя вы заметите, что он это начинает делать преднамеренно. Вначале неумело, но затем все более успешно. Обычно это происходит тогда, когда ребенок пересекает границу развития среднего мозга и когда начинает включаться в двигательные функции кора головного мозга. Но это уже следующая стадия развития центральной нервной системы.

А теперь снова вернемся к равновесию. Так как нам предстоят более сложные упражнения, то для предотвращения травмы шеи, изготовьте специальный воротник. Для этого вы можете использовать мягкое полотенце свернутое в несколько слоев. Таким воротником может быть мягкий шарф. Свободно повяжите его вокруг шеи ребенка. Он будет носить его во время занятий по тренировке равновесия. Для того, чтобы такое украшение на шее нравилось вашему ребенку, наденьте такой же шарф и на свою шею. Когда малыш это видит, то ношение такого воротника становится для него чемто, что делает его похожим на взрослых. А как известно, дети очень любят во всем подражать своим родителям. А теперь необходимо создать условия, в которых ваши занятия будут безопасны. Конечно, лучше всего для таких занятий подошел бы спортивный зал, но об этом можно только мечтать. Но можно заниматься и во дворе, в саду, и где угодно, лишь бы было достаточно свободного пространства.. Если вы чувствуете себя неуверенно или вас одолевают сомнения в том, что вы можете выполнить предлагаемые нами упражнения, то начинайте их делать очень осторожно или даже не делайте их совсем. Дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние взрослых и ваша неуверенность обязательно передастся ему, в результате такого рода занятия уже не будут приносить ему удовольствие.

Для выполнения первого упражнения положите своего«ребенка ничком на свое плечо и придерживая его одной рукой за туловище, а другой за ноги, повращайтесь сначала в одну, потом в другую сторону. Делайте это осторожно, чтобы у вас самих не закружилась голова. Проделайте это три четыре раза. Потом это же упражнение проделайте положив ребенка сначала на правый бок, а потом на левый. Для выполнения следующего упражнения необходимо присутствие трех участников, двое из которых папа и мама и третий их малыш. Положите его вниз лицом. Один из родителей должен взять его за руки, а другой за ноги. Не держите ребенка за ладошки, это ненадежно, потому что в этом случае его рука может выскользнуть из вашей, возьмите его ручки за нижнюю треть предплечья, около кисти. Тот из родителей, который будет держать за ноги не должен держать ни за носки, ни за ботинки, так как они могут сняться и вы не удержите своего малыша. Держите его за щиколотки. А теперь поднимите его с пола и начинайте его раскачивать. Амплитуда качания должна быть вначале небольшой, но когда вы увидите, что это доставляет удовольствие вашему ребенку, можно ее увеличить. При этом не забывайте радостно смеяться. Прежде, когда ваш ребенок был еще новорожденным, вы выполняли с ним вращение на матрасике. Теперь это же самое упражнение вы должны выполнить уже в воздухе. Для этого положите его снова ничком, возьмите его одной рукой за нижнюю часть предплечья, а другой за лодыжку, приподнимите его над землей и осторожно покрутите его сначала в одну сторону, потом в другую. Затем это же самое упражнение проделайте, взявшись за его другую руку и ногу. Если вы видите, что такого рода вращения доставляют вашему ребенку удовольствие, то вы можете их выполнять более интенсивно. Но еще раз предупреждаю, делайте это осторожно, чтобы у вас самих не закружилась голова. После этого положите малыша лицом вверх и повращайте его, взявши его за руку и ногу, но теперь он будет видеть не вращающуюся перед собой землю, а потолок или небо над головой. Как в первом, так и во втором случае можно вращать не только головой вперед, но и в противоположном направлении, вперед ногами. Следующим упражнением, будет вращение ребенка, при котором вы держите его за предплечья обеих рук. Это вы можете выполнять вращая его лицом вниз и, затем, лицом вверх. Вращения можно выполнять как в одну, так и в другую сторону. Очередное упражнение, которое наверняка понравится вашему ребенку, заключается в том, что родители уложив своего малыша ничком берут его, например, мать за правую руку и правую ногу, а отец за левую руку и левую ногу и начинают раскачивать его как на качелях. Потом это же самое они проделывают, уложив его навзничь. Среди всех, предложенных здесь упражнений, конечно же необходимо и подбрасывание ребенка вверх. Лучше, если это будет делать папа. Для этого он должен взять его подмышки и вначале невысоко просто покачивать его снизу вверх и если он видит, что ребенок не боится, то может подбрасывать его, отпуская руки. Только пусть не забывает при этом радостно с ним разговаривать. И, наконец, последнее полезное упражнение. Положите ребенка спиной на ковер, а затем возьмите его за лодыжки и поднимите так, чтобы он был лицом к вам и начинайте раскачивать его головой вниз сначала справа налево, а потом к себе и от себя. Не надо бояться этого упражнения. Оно обязательно понравится вашему малышу. Вспомните, что до своего рождения он большую часть времени находился головой вниз. Когда вы будете опускать его, то не забудьте опустить его снова на спинку. Вы, наверное, помните, что во время всех этих упражнений на шее вашего малыша должен быть, сделанный вами прежде защитный воротник. А теперь об условиях, которые вы должны обязательно соблюдать. Все, предложенные здесь упражнения нужно выполнять не менее одного раза в день, лучше, если дважды в день. И совсем не обязательно их выполнять все сразу. Интенсивность выполнения должна быть вначале минимальной и нарастать очень медленно. Очень важно, чтобы ваш ребенок постоянно испытывал от такого рода занятий удовольствие. Количество вращений и покачиваний может быть доведено до десяти и более раз. Но если вы это делаете более десяти раз, то лучше, если вы гдето в середине сделаете короткий, на несколько секунд, перерыв. Каждое упражнение вначале выполняйте в течении тридцати секунд и только через полтора два месяца можно это время увеличить до одной минуты.

И так, подведем итоги занятиям, которые должны быть освоены в третьей стадии. Ваш ребенок к концу третей стадии должен ползать на четвереньках минимум четыре часа в день, а то и в двое больше. Он должен за день проползать не менее трехсот пятидесяти метров. На перекладине он должен висеть не менее пятнадцати раз в день до двадцати секунд за каждый сеанс. Развивая вестибулярный аппарат ребенка, все предложенные выше упражнения нужно выполнять не менее двух раз в день. Начинать нужно медленно и осторожно, постепенно ускоряя вращение и увеличивая амплитуду качания. Вначале длительность каждого упражнения должна равняться пятнадцати секундам и постепенно увеличиться до одной минуты. Если к этому времени он у вас достаточно уверенно ходит держась за стены и мебель, то пусть как можно больше ходит. Если вы берете его с собой в магазин или кудалибо еще, то пользуйтесь ранцем для детей, которые позволяют носить их перед собой, а не за спиной, чтобы всегда видеть, как он себя чувствует.