38     Развитие физического интеллекта ребенка

Новорожденные обычно проводят большую часть своего времени лежа в кроватке или в коляске, а когда станут чуть постарше в манеже. Эти приспособления резко ограничивают возможность движений малыша и больше похожи на тюрьму, чем на приспособления, способствующие его развитию. По древним традициям наш ребенок лежит вверх лицом в худшем случае туго спеленатым, а в лучшем тепло укутанным. Но в любом из этих вариантов он ограничен в своей свободе передвижения.

Особенно нежелательно держать ребенка вверх лицом. Как он может начинать учиться ползать, лежа на спине? Представим какоелибо животное, которое после рождения будет удерживаться в неестественном для него положении на спине. Безусловно, оно (например, жеребенок или щенок) вместо того чтобы развивать данные ему от рождения способности ходить или ползать, в значительной мере потеряет свои врожденные способности.

После рождения человек должен пройти свою животную стадию как можно раньше и мы должны ему помочь в этом, но, к сожалению, мы чаще все делаем наоборот. Обратите внимание на новорожденных в роддоме. Они лежат на спине и совершают беспорядочные движения руками и ногами. Вам не приходило в голову, для чего они это делают? И, конечно, находясь в таком положении, имея длинные ногти, они случайно могут поцарапать себя и даже повредить глаза, хотя ребенку это совсем не нужно.

Не всегда традиции, пришедшие к нам от наших предков, во всем полезны. Совершенно естественно, что вместе с целесообразным для нас опытом, они передают нам и свои ошибки. Одной из таких ошибок является "традиционное" положение ребенка в постели вверх лицом. Вторая ошибка заключается в том, что мы стараемся нашего новорожденного хорошо укутать, чтобы он не замерз. Действительно, температура, при которой он существовал до своего рождения, была около 37,6 С. (в подмышечной впадине нормальная температура на один градус ниже), а комнатная температура равна приблизительно 20 23 градуса, что для новорожденного маловато. И мы, вместо того, чтобы поднять температуру в детской комнате, туго пеленаем несчастного малыша, а потом еще дополнительно укутываем в теплые одеяла... Всетаки насколько живучи наши новорожденные, что не задыхаются в "специально" созданных для этого условиях. В детской комнате должна поддерживаться температура около 32 градусов, потому что для новорожденного эта температура оптимальна. Кроме того, атмосфера в комнате должна быть достаточно влажной, чтобы кожа ребенка не пересыхала. Когда нам, наконец, удастся привести детскую в оптимальное состояние для нашего малыша, мы можем перевернуть его на живот. Понаблюдайте за ним и вы увидите, как постепенно прежде хаотичные движения его рук и ног принимают упорядоченный характер. Он начинает ползти.

Исследование послеродового периода у эскимосок показали, что они новорожденного, сразу же после появления его на свет, помещают вниз лицом на бедра матери и малыши сами начинают свой путь ползком по материнскому телу, чтобы найти грудь. В цивилизованном человеческом обществе дети начинают ползать примерно начиная с двух с половиной месяцев. И это происходит только потому, что мы сами лишаем их возможности естественно двигаться в нужное для этого, время.

Для того чтобы физический интеллект ребенка развивался максимально быстро, необходимо для этого создать такие условия, которые способствовали бы его подвижности на всех стадиях его развития.

Вот что рассказывает Д. Дрэгер о тренировках средневековых ниндзя, которые начинались с младенчества. Карьера ребенка диктовалась принадлежностью к касте отверженных и успех в жизни зависел исключительно от личных качеств бойца.

Физическая тренировка начиналась с колыбели. В доме плетеная люлька с малышом подвешивалась в углу. Родители время от времени раскачивали люльку сильнее, чем это было необходимо для укачивания, так что она ударялась бортами о стены. Ребенок на первых порах пугался сотрясения и плакал, но постепенно привыкал и инстинктивно сжимался в комочек при толчке. Через несколько месяцев упражнение усложнялось: ребенка вынимали из люльки и подвешивали в свободном состоянии "на вожжах". Теперь при легком ударе о стену он должен был не только сконцентрироваться, но и оттолкнуться ручкой или ножкой. Сходные игровые упражнения проделывались и в обратном порядке, когда на ребенка катили мягкий, но довольно тяжелый шар. Подчиняясь инстинкту самосохранения, малыш поднимал руки, чтобы защититься, "ставил блок". Со временем он начинал находить вкус в такой игре, и уверенно расправлялся с "противником".

Для развития вестибулярного аппарата и мышц младенца периодически раскручивали в разных плоскостях или, взяв за ноги и опустив головой вниз, заставляли с маху "выходить в стойку" на ладонях взрослого.

Юный ниндзя уже в полугодовалом возрасте начинал заниматься плаванием, и осваивал технику плавания раньше, чем ходьбу. Это развивало легкие и давало прекрасную координацию движений. Привыкнув к воде, ребенок мог часами оставаться на поверхности, нырять на большую глубину, задерживать дыхание на две три минуты и более.

Для детей от двух лет вводились игры, в которых от ребенка требовалась практически мгновенная реакция, при которой он должен был успеть вовремя отдернуть руку или ногу.

Примерно с трех лет начинался специальный укрепляющий массаж с постановкой дыхания. Последнему придавалось решающее значение для всех дальнейших тренировок.

Как и в китайских школах кэмпо, вся подготовка ниндзя осуществлялась в рамках триединства Небо Человек Земля и основывалась на принципе взаимодействия пяти стихий.

Как только ребенок приобретал устойчивость на земле и на воде, то есть мог хорошо ходить, бегать, прыгать и плавать, занятия переносились на "Небо". Сперва бревно средней толщины укреплялось горизонтально над самой поверхностью земли. На нем ребенок разучивал несколько простых гимнастических упражнений. Постепенно бревно поднималось все выше над землей, одновременно уменьшаясь в диаметре, а комплекс упражнений значительно усложнялся: в него входили такие элементы как "шпагат", прыжки, перевороты, сальто вперед и назад. Затем бревно заменялось тонкой жердью, а со временем натянутой или провисшей веревкой. После таких тренировок ниндзя ничего не стоило перебраться через пропасть или замковый ров, перебросив веревку с крюком на противоположную сторону.

Отрабатывались также приемы лазания на деревья с голым стволом (с веревочной петлей вокруг ствола и без нее), прыжки с ветки на ветку или с ветки на лиану. Особое внимание уделялось прыжкам с высоты и в высоту. При прыжках с высоты шло медленное осторожное наращивание сложности с учетом возрастных особенностей организма. Существовали также различные способы амортизации удара при падении с помощью ног, рук и всего тела (в перевороте). Прыжки с высоты 8 12 м. требовали специальных "смягчающих" сальто. Учитывались и особенности рельефа: так, на песок или торф можно было прыгнуть с большей высоты, на каменный грунт с меньшей. Благоприятным фактором при "высотных" прыжках были деревья с густой кроной, которая могла спружинить и дать возможность ухватиться за ветку. Отдельной дисциплиной были прыжки в воду.

Прыжки ниндзя в высоту, о которых сложено немало легенд, строились главным образом на регулировке дыхания и умении мобилизовать энергию. Однако в детстве осваивалась лишь техника движений. Существовало много способов прыжка в высоту, но предпочтение всегда отдавалось прыжку "перекатом", руками вперед с сальто или без него, с разгона или с места. В подобных прыжках, которые служили для преодоления небольших препятствий заборов, повозок, вьючных животных, а иногда и цепи преследователей, важно было, приземлившись, сразу выйти в боевую стойку. Прыжки в высоту обычно отрабатывались на простейшем "тренажере" вместо планки ребенок должен был перепрыгнуть через куст колючего кустарника, но на "экзаменах" использовалось и настоящее оружие, о которое, в случае неудачи, можно было серьезно пораниться. Столь же кропотливо отрабатывались прыжки с шестом, который позволял в мгновение ока перемахивать через стены высотой в несколько метров. Прыжки в длину через глубокие рвы и "волчьи ямы" должны были воспитать способность, не бояться глубины и навык приземления не только на ноги, но и на руки с подтягиванием.

Особый раздел составляли "многоступенчатые" прыжки. В качестве подготовительного упражнения к ним следовало освоить бегание по вертикальной стене. С небольшого разгона человек пробегал по диагонали вверх несколько шагов, стараясь по возможности сохранять равновесие за счет большого угла к поверхности земли. При должном навыке ниндзя мог таким образом взбежать на трехметровую скалу и остановиться на гребне либо, резко оттолкнувшись от опоры, прыгнуть вниз и неожиданно атаковать противника. В китайском цюаньшу такой прием получил название "тигр, прыгающий на утес". Другим вариантом многоступенчатого прыжка было заскакивание на невысокий (до 2 метров) предмет: который служил как бы трамплином для следующего, финального прыжка на общую высоту до 5 метров. Такая техника нередко создавала иллюзию "полета по воздуху".

Развитие силы и выносливости служило основой всех тренировок ниндзя. Здесь одним из наиболее популярных упражнений для детей было "подвешивание" на ветке дерева. Цепляясь двумя руками (без помощи ног) за толстую ветку, ребенок должен был провисеть несколько минут на большой высоте, а затем самостоятельно вскарабкаться на ветку и спуститься по стволу вниз. Постепенно время "виса" доводилось до часа. Естественно, практиковались многочисленные отжимания, поднятие тяжестей, хождение на руках.

Одним из любопытных аспектов обучения ниндзя был бег на разные дистанции. Марафонский бег был нормой для любого ребенка в возрасте 1012 лет: он покрывал за день несколько десятков километров почти без остановок. В спринте индикатором достаточной скорости служила обычная соломенная шляпа. На старте следовало прижать шляпу к груди и, если она оставалась там прижатая потоком встречного воздуха до самого финиша, зачет считался сданным. Бег с препятствиями мог принимать самые разнообразные формы. На трассе ставили барьеры, капканы и ловушки, протягивали веревки в траве, вырывали "волчьи ямы". Юный ниндзя должен был, не прерывая движения, на ходу подметить следы присутствия человека и обогнуть препятствие или перескочить через него. Важным дополнением к искусству ходьбы было передвижение на высоких легких ходулях из бамбука, которые в случае необходимости можно было изготовить за несколько минут.

Обитатели труднодоступных горных районов, ниндзя были прирожденными альпинистами. Ребенок сызмальства приучался карабкаться по скалам и каменистым осыпям, спускаться в расселины и бездонные пропасти. Искусство скалолазания было одним из самых сложных предметов в обучении ниндзя. Считалось, что настоящий мастер должен взбираться по отвесной стене, не прибегая ни к чему более, кроме собственных рук и ног.

Самурайское искусство верховой езды также входило в курс обучения. Помимо обычной езды предусматривались некоторые акробатические трюки: юный ниндзя осваивал технику езды под брюхом лошади, или свесившись на один бок. Он должен был уметь вскакивать на мчавшуюся лошадь, выбивая ногой всадника из седла и занимая его место, уметь на всем скаку падать из седла, свешиваться на стременах и волочиться по земле, притворяясь убитым. Одним из самых сложных номеров было перескакивание с лошади на лошадь.

Приблизительно с четырехпяти лет мальчиков и девочек в лагере ниндзя начинали обучать борьбе без оружия и с оружием по системе одной из школ дзюдзюцу, но с обязательным включением акробатических элементов, что давало бойцу явные преимущества в схватке.

Естественным сопровождением всего комплекса физического воспитания было общее закаливание организма. Детей не только приучали ходить в любую погоду почти нагишом, но и заставляли часами сидеть в ледяной струе горной реки, ночевать в снегу, день проводить под палящим солнцем, подолгу обходиться без пищи и воды, добывать пропитание в лесу.

Зрительная память развивалась специальными упражнениями на внимательность. Например, на камне раскладывался набор из десяти предметов, прикрытый платком. На несколько секунд платок поднимался и затем юный ниндзя должен был без запинки перечислить все увиденные предметы. Постепенно число предметов увеличивалось до нескольких десятков, а время демонстрации сокращалось. После нескольких лет такого обучения разведчик мог по памяти восстановить в деталях сложную тактическую карту и дословно воспроизвести дюжину страниц единожды прочитанного текста.

Физическая подготовка ниндзя продолжалась вплоть до наступления зрелости, которое знаменовалось обрядом посвящения в члены рода. Инициация обычно проводилась, как и в самурайских семьях, в пятнадцать лет, но иногда и раньше.

Читатель может возразить, говоря, что он не собирается из своего ребенка делать ниндзя. Но автор и не предлагает этого. Здесь мы просто хотим дать понять читателю, что человеческое существо значительно превосходит предполагаемую родителями прочность и выносливость. Особенно этим отличаются дети.

В каждом ребенке заложен супермен и, как скульптор освобождает из глыбы камня видимый им в нем образ, так и умный воспитатель открывает скрытые в маленьком человеческом существе способности, которые при традиционных методах обучения и воспитания в большинстве случаев так и остаются не раскрытыми

Первые три года имеют огромное значение для всей последующей жизни ребенка. Наше сознание может не сохранить о них воспоминаний, но эта, ушедшая в подсознание эпоха, продолжает существовать в нашей жизни. Никогда больше мы не будем столь подвержены впечатлениям окружающего мира. Никогда больше не сможем так отдаваться во власть чувств и состояний, возникающих в нашем собственном теле. Никогда больше, даже в результате упорного труда, нам не удастся овладеть в полной мере теми способностями, которыми наградила нас природа и которые мы в течение всей последующей жизни будем применять изо дня в день это ходьба, речь и мышление.

Вытянутая форма нашего тела с центром тяжести, расположенным достаточно высоко и незначительная площадь подошв наших ног делают, на первый взгляд, затрудненной способность человека стоять и ходить. Но то, чего достигают в результате тренировок гимнасты и акробаты достойно не только удивления, но и восхищения возможностями головного мозга человека.

Но еще более поразительным является способность человека выражать свое внутреннее состояние и свои знания о внешнем мире в форме речи. За короткий период, всего за полгода, ребенок очень часто выучивает много сотен слов. В возрасте трех четырех лет дети свободно владеют сложными грамматическими законами, осмысление которых придет к ним значительно позже.

Никогда в жизни человеку не удастся больше так быстро и легко овладеть любым языком и даже многими языками, как это возможно в возрасте до шести лет.

Наконец, человеческое мышление способность, которой нет аналогов в окружающей нас живой природе. Способность создавать внутри своего ума модели мира и умение оперировать этими моделями, способность к запредельным абстракциям, дающим возможность понять не только видимый нами мир, но и миры, которые внутри нас; миры, которые в своей бесконечной иерархии восходят к Богу, это поистине удивительно!

И что поразительно, это то, что человеческий ум это только первая ступень, овладев которой, человек становится способным подняться на еще более высокую ступень космического разума и космических знаний, что приводит к разрушению прежних относительных истин, которые уступят место еще большей, Абсолютной Божественной истине. Но для прыжка в запредельное необходимо, чтобы человеческий ум был способен служить своеобразным трамплином, а для этого он должен быть максимально совершенным. Мы должны помнить, что основы совершенного ума закладываются также в раннем детстве.

Для развития человеческого ума огромное значение имеет формирование индивидуальности ребенка. Обычно, когда дети только начинают говорить, они называют себя в третьем лице. Например: "Таня не хочет куклу", или же "Колю толкать нельзя, Коля хороший". В это время они еще только чувствующие существа, у них еще нет точки в их уме, вокруг которой в дальнейшем будет формироваться сознание. Возникновение "я" это выделение субъекта из объективного мира. Это можно сравнить с изгнанием Адама из рая, когда он потерял связь с бесконечным Божественным сознанием, приобретя этой дорогой ценой свою индивидуальность . для того, чтобы в последствии вновь вернуться уже обогащенным своим индивидуальным опытом познания добра и зла.

Так и человек, в младенчестве, потеряв свое единство с телом матери, а затем и с окружающим миром, со временем сможет впитать в себя все противоречия этого мира, осознать их, чтобы в дальнейшем отделить истину от лжи и, будучи зрелым вернуться к единству с вселенной, обогащенным знанием и, в то же время, сохраняя свою индивидуальность.