30     О творческих способностях малыша

Любая цивилизация постепенно прекратила бы свое существование, если бы она не имела творчески одаренных людей. Известно, что у детей уже в раннем возрасте начинают поочередно открываться различные способности. То у них открываются музыкальные увлечения и они много поют, то в какомто периоде младенчества они начинают чтото ритмично лепетать, а потом однажды у них просыпается потребность рисовать и они с упоением расписывают листы бумаги карандашом. В большинстве случаев взрослые не обращают на это внимания, хотя в действительности, в это время у их ребятишек приоткрываются некоторые способности, заложенные в них природой. Не востребованные вовремя, они закрываются. Потом, через два три года они вновь начнут проявляться и если и на этот раз они останутся незамеченными, то закроются окончательно. И в дальнейшем от них останется только смутное влечение к какомуто роду искусства или к техническому конструированию. В том случае, когда "странные" увлечения ребенка не только остаются не замеченными, но даже раздражают взрослых, процесс закрытия их происходит быстрее и основательнее. В более старшем возрасте, когда встает вопрос о профессии или вообще, об общем развитии человека, к невостребованным прежде способностям придется пробиваться насильственно. Конечно, таким путем можно достичь многого, но насколько это было бы легче и полнее, если бы родители это своевременно заметили и поддержали.

Многие творчески одаренные взрослые, отдающие себя какомуто одному виду искусства или преуспевающие в какойто одной области науки, вряд ли могут быть названы разносторонними личностями и в этом повинны их недостаточно образованные и внимательные родители. Конечно, они не могут устранить все препятствия на пути развития ребенка, но могут помочь ему преодолеть их.

Исследователи творческих способностей детей утверждают, что отцы оказывают большее влияние на развитие творческих способностей своих дочерей, а матери сыновей. И если отцы проявляют больше "женских", экспрессивных свойств, а матери больше "мужского", инструментального, то их дети противоположного пола более творчески развиты. В то же время известно, что матери, чрезмерно озабоченные развитием творческих способностей своих детей, не добиваются в этом направлении заметных успехов. Повидимому, интенсивная забота связывает ребенка своими жесткими рамками.

Лучший способ воспитывать творчество в детях это самому быть творческой личностью. Родители, которые хотят развить в ребенке творческие способности, должны иметь творческое отношение ко всем аспектам своей собственной жизни. Мы уже знаем, что дети хотят походить на своих родителей, которых они очень любят. И если их отец или мать неординарные люди, то этим самым они показывают своим детям убедительный и наглядный пример.

Полин Пепински (1960) предложила несколько полезных советов, которые можно использовать при воспитании у детей творческого конформизма:

1. Переводи свои идеи на язык, доступный и значимый для других, чтобы они восприняли твой вклад как служащий их собственным нуждам (или, во всяком случае не противоречащий им).

2. Критику в адрес других людей высказывай с позитивных позиций, с желанием помочь.

3. Давай понять, что в основном ты поддерживаешь то же самое, что пользуется уважением других членов коллектива: ценности, принципы, идеалы.

4. Старайся не быть воспринятым в качестве агрессора, позволяй другим сохранять собственное достоинство, выслушивай их внимательно.

5. Заработай собственный "кредит" для большей личной свободы в течение какогото периода времени, не бойся изначально воспринять господствующие требования, когда они не вступают в серьезный конфликт с твоими основными принципами.

6. Концентрируйся на задании, которое необходимо выполнить, а не на "личностях", не на достижении статуса.

7. Принимай во внимание фактор времени, так чтобы у тебя была возможность отсрочить ответ, а так же избрать способ действий.

В последние годы много говорится о значении правого и левого полушарий головного мозга не только в процессе восприятия окружающего нас мира, но и в развитии творческих функций человека. Считается, что левое полушарие отвечает за рациональнологические процессы, а правое за непосредственное интуитивное восприятие мира. При обучении в школах предпочтение отдается левому полушарию, в то же время мы должны помнить, что восприятие связей между явлениями внешнего мира, чувство прекрасного это функция правого полушария. Следует помнить, что оба полушария функционально связаны между собой и самые большие достижения были сделаны при гармоничной интеграции всего головного мозга.

Если попытаться рассмотреть отдельно процессы правого полушария головного мозга, то мы найдем, что они лежат в сфере подсознательного и поэтому так неопределимо тонки, что порой их невозможно ни отграничить друг от друга, ни предугадать. То вдохновение, которое сопровождает любую творческую деятельность, невозможно без участия в этом правого полушария, но накопленные знания и опыт левого полушария является необходимым фундаментом для раскрытия и реализации творческих устремлений.

Если считать способ познания при помощи левого полушария конвергентным, то правополушарная функция дивергентна. В детях нужно развивать оба пути познания и только тогда вдохновение может быть облечено в практические осязаемые формы.

Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей ребенка может привести к эмоциональным осложнениям, неврозу и даже психозу. Неврозы могут возникать при продолжительном переживании состояния подавленности, когда ребенок не может понять причины неприятия окружающими естественных для него интересов и стремлений. Когда творческая энергия блокируется, мышление может оказаться парализованным. Бегство в воображении может стереть границу между реальностью и фантазией В этом случае поведение ребенка может принять оборонительные модели поведения, сходные с психопатическими. Стрессам подвержены все дети, плохо приспособленные к непредсказуемым окружающим обстоятельствам.

Возможно, родителям, которые заботятся об умственном здоровье и счастье своих детей, будут полезны следующие советы Джона Гауэна (1971).

1. Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенка в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

2. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.

3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся "дикими" или "за гранью".

4. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество. Желания и цели детей принадлежат им самим, а родительская помощь может порой восприниматься как "нарушение границ личности". Даже очень маленькие дети иногда оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в своем стремлении разделить с ребенком радость живого процесса творчества.

5. Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.

6. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и к окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.

7. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. Оно, пусть не скоро, но придет.

8. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идеи, которые его создают.

9. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного. (Острая словесная карикатура на знакомого человека может быть очень точной и остроумной но и очень недоброй).

10. Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную (подсознательную) идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих.

11. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

12. Помогайте ребенку стать "разумным авантюристом", порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

13. Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Таким образом, он сможет стать конструктивным конформистом. Чем шире мы открываем возможности для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.

14. Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона того же возраста, пола и таких же способностей. Если ребенок слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных. Необходимо верить в способности ребенка. Из благоприятного окружения, которое вы для него создадите, он возьмет то, что ему необходимо. Для ребенка очень важна ваша вера в него, но вы должны помогать ему, а не тянуть. Не следует забывать, что семейное общение является самым благотворным для развития способностей ребенка и при необходимости нужно специально включать его в распорядок дня. Не следует навязывать ребенку те интересы, которые в свое время увлекали вас самих, потому что ребенку это может оказаться совсем не интересно, а может быть даже неприятно.

Иногда дети в уже раннем возрасте начинают думать о своей будущей профессии. Конечно, в начале им это трудно сделать, так как выбор профессии исключает в какойто мере другие интересы, но, всетаки, окончательный выбор ребенок должен сделать сам. Может быть, делая самостоятельный выбор, ребенок в конце концов, приблизится к профессии родителей, но это он сделает уже сам, без подталкивания в этом направлении родителями.

Некоторые дети сопротивляются всестороннему развитию. Вероятно, это связано с тем, что их способности находят в какомто одном занятии полное удовлетворение, что характерно для очень немногих людей.

Существует мнение, что "гений себя проявит не зависимо от обстоятельств". В действительности это не так. Многочисленные интервью с известными музыкантами, математиками и олимпийскими спортсменами, показывают, что никто из них не добился бы столь выдающихся результатов, если бы не было поддержки семьи.

Практически все вундеркинды с самого раннего возраста получали родительскую поддержку и в связи с этим иногда бывает трудно сказать, что было причиной расцвета какихлибо способностей ребенка или рожденная его предрасположенность или же стремление родителей дать своему ребенку хорошее общее развитие. Особенно важна такая помощь в возрасте до семи лет. На ранних стадиях развития ребенка родители должны играть роль и учителей и наставников и в то же время являться примером для подражания. В этот период, в идеале, должно быть приспособление родителей к ребенку (но только не переходящее в потакание его прихотям), а не авторитарное управление им.

Существует четыре стадии развития ребенка. На первой ребенок тянется за родителями. На второй, когда появляется школьный учитель или наставник и родители становятся равноправными партнерами с их взрослыми коллегами. На третьей родители подчинены главному наставнику, который нередко сам отбирает себе учеников и является для них примером. На четвертой подросток обгоняет своих учителей и равняется на немногих корифеев в избранной им области интересов.

Создавая благоприятную обстановку для развития способностей ребенка, родители должны быть внимательны к его интересам. Но как бы ребенок ни преуспевал в. каком либо виде деятельности, взрослым необходимо соблюдать чувство меры. Не следует покупать ребенку дорогой инвентарь или тратить большие деньги за обучение, пока ребенок не приобрел устойчивого интереса к тому или иному занятию. Дело в том, что у детей, при столкновении с первыми трудностями, может погаснуть их первоначально возникший сильный интерес к какомулибо виду деятельности и тогда все ваши затраты ничего не будут стоить, а дорогой инвентарь будет пылиться гденибудь в углу.

Американский психолог Эрих Фромм предложил следующее определение понятия творчества: "Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта". Следовательно, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую активность. Исходя из этого, сам процесс участия ребенка в экспериментировании гораздо более важен для развития детских творческих способностей, чем конечный результат их деятельности.

Какие же условия влияют на развитие творческих способностей детей в семье или в дошкольном детском учреждении? Их можно разделить на две группы.

К первой относится все то, что препятствует развитию творчества детей в любом виде деятельности. Сюда относятся все виды нетактичной критики, когда взрослые сознательно или несознательно внушают ребенку неуверенность в правильности того, что ребенок делает.

Подавляет творчество и агрессия старших, или более сильных физически сверстников в ответ на невольную демонстрацию своих способностей. В этом случае малыш, не умея противостоять насилию, старается быть "таким, как все".

Снижает степень творческой активности ребенка и отношение взрослых к его способностям, когда они, чтобы не было проблем, рекомендуют "не высовываться".

Состояние хронического стресса, когда условия существования постоянно держат малыша в состоянии страха перед физическим или моральным наказанием, могут не только сдерживать проявление способностей, но и подавлять их.

Условия физической, эмоциональной и интеллектуальной депривации, которая может привести к значительной задержке эмоционального и психического развития.

И, наконец, нервные и психические заболевания, влияющие на интеллектуальную и эмоциональную сферу ребенка особенно разрушительно.

Ко второй группе относится все, что способствует развитию творческих способностей. Многочисленные исследования творчества детей дошкольного возраста показали, что спонтанное обучение детей лучше всего происходит во время игровых занятий. Именно во время игры ребенок творчески преобразует окружающую его среду.

Это происходит более успешно, если во время игры или занятий будет обстановка раскрепощенности и непринужденности. Для этого необходимо, чтобы родитель или воспитатель, занимающийся с ребенком, сам был свободным и раскрепощенным.

В помещении должна быть создана благоприятная обстановка для игровых занятий: уровень шума должен контролироваться, нежелательные или отвлекающие действия ограничиваться, а необходимые для занятий материалы должны быть все время под рукой.

Корректируя игру, родитель как бы сам включается в нее и вместе с тем, ставит перед ребенком задачу, которую он должен решить по ходу действия.

Взрослые должны предоставлять детям достаточно времени, чтобы они могли обыгрывать то, что им доставляет удовольствие. Именно в процессе игры дети приходят к какомуто интересному и желанному для них результату, запоминают связанные с ним действия и начинают повторять их вновь. Это может происходить до тех пор, пока они не придумают или не обнаружат какоето новое действие, способное изменить полученный ранее результат и начинают его обыгрывать.

При реализации своих замыслов дети имеют ввиду не только свои собственные интересы, но и стремление сделать приятное своим родителям. Поэтому, любой даже самый малый успех ребенка должен быть замечен взрослым и, конечно, одобрен им.

Дети, имеющие возможность наблюдать за какойлибо деятельностью другого человека, оказываются способными не только подражать, но и рождать собственные идеи. Сам процесс подражания как бы пробуждает творческую активность и стимулирует появление собственных идей.

Замечено, что нередко дети задают вопрос в тот момент, когда мысленно сами на него уже почти готовы ответить. Поэтому, будет правильно, если родитель, которого ребенок о чемто спрашивает, повременит с ответом, или же задаст ему встречный вопрос типа: "а сам ты что об этом думаешь". Тем самым предоставит малышу возможность найти ответ самостоятельно.

И несколько советов родителям:

1. Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

2. Не делайте поспешных допущений. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полностью полагаться на то, что они уже имеют определенные навыки и знания.

3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

5. Научите детей обнаруживать связи между предметами и явлениями

6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.

7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, для применения приобретенных навыков.

8. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

9. Подходите ко всему творчески.

10. Позволяйте детям свободно исследовать окружение, задавать вопросы и решать проблемы.