15     Комплексы и компенсации

Человек многоплановое существо. При первом знакомстве мы сталкиваемся с его поверхностной частью, которая совсем не обязательно отражает его суть. Он может быть нескладным, стеснительным, но, пообщавшись с ним более длительное время, мы к своему удивлению вдруг обнаруживаем, что перестали замечать его нескладность и стеснительность. Оказывается, что он очень интерес­ный и глубокий человек. Его стеснительность, возможно, была связа­на с его внешней нескладностью. Обычно такого рода дефект может породить два основных типа реакций. В одном случае он ведет себя, как закомплексованный человек, в другом возможна гиперкомпесация, при которой он ведет себя неестественно свободно и расковано. Какая из двух реакций лучше? Трудно сказать. Возможно, обе реак­ции неправильны. Возможен и третий тип реакции, когда комплекс преодолевается при помощи различного рода фантазий, в которых он приобретает значимость, в противоположность реальности. Так, Алек­сандр Грин компенсировал свою закомплексованность прозрачными, как горный ручей произведениями. Особенно выразительны в этом отношении его "Алые паруса" и "Бегущая по волнам".

В некоторых случаях, чувствуя свою незначимость, ребенок пыта­ется компенсировать ее различными формами лжи. Мы должны знать, что ложь всегда является симптомом какогото неблагополучия в жизни ребенка. Возможно, он в раннем детстве недополучил к себе вни­мания, а может быть, он не видит некоторые свои достоинства, спо­собные компенсировать его воображаемую ущербность. Возможно, ему надо помочь разобраться в себе? А лучше с раннего детства на­учить его ценить и развивать те свои качества, которые заложены в него природой. Дети лгут еще и потому, что боятся увидеть себя в ис­тинном свете, столкнуться с действительностью таковой, какова она есть. Они часто впадают в страх, сомнения и, нередко, бывают склон­ны винить себя в ситуациях, которые к ним прямого отношения не име­ют. Они не способны справиться с окружающей действительностью и поэтому прибегают к защитному поведению и их действия могут быть противоположны их чувствам. Часто дети вынуждены лгать родителям, потому что родители слишком жестоки к ним или непоследовательны. Ребенок может быть слишком трудным, чтобы соответствовать их ожиданиям, а родители могут быть неспособными принимать ребенка таким, каков он есть. Когда ребенок лжет, он часто верит себе и со­провождает фантазией поведение, приемлемое для себя. Фантазии становятся способом выражения того, что в реальности вызывает у него беспокойство.

При обучении и воспитании ребенка необходимо приложить все свое умение, чтобы избавить маленького человека от комплексов. Следует помнить, что комплексы и неврозы подростков и взрослых имеют свои корни в их раннем детстве. Необходимо, чтобы компенса­ция была не внешней, а внутренней. Особенно легко это может быть достигнуто у детей с хорошо выраженными творческими способностя­ми и наиболее трудно у кого преобладают созерцательные склонно­сти.

У грудничка нет потребности быть творческим, он осваивает фунда­мент выживания. Надо есть и спать и отправлять естественные надоб­ности, и еще двигаться. В начале этого периода внешний мир еще представляет аморфное и часто пугающее окружение. В этот период все его существо каждой своей клеткой вслушивается в состояние ма­тери: не возникнет ли у нее, по какомулибо поводу, напряжение или более того страх. Эмоции матери тут же передаются ее ребенку. В младенческий период, несмотря на то, что организм ребенка уже на­ходится вне тела матери, он эмоционально воспринимает мир таким, каким воспринимает его мать.

Когда ребенок становится постарше, и начинают открываться его способности, необходимо развивать в нем чувство собственной значи­мости. Для этого необходимо при каждом успехе подчеркивать его умение. Что сегодня он чтолибо сделал лучше, чем вчера. Или же, не забыть во время похвалить за успешное овладение каким либо навы­ком. Иногда не вредно отметить, что какаято деятельность у него по­лучается лучше, чем у других. Но в такого рода поощрениях, надо знать меру, так как чрезмерные восторги могут породить тщеславие. А это тоже не самое лучшее качество.