14     Влияние родителей на развитие ребенка

Мозг ребенка растет и формируется до семи восьмилетнего возраста. В дальнейшем будет идти только накопление инфор­мации и умение пользоваться ею. Разумеется, кроме внутрен­них, унаследованных от родителей психологических и физиологичес­ких особенностей, на формирование мозга ребенка в значительной степени влияет окружающая его среда. В глубоких отделах головного мозга есть структуры, отвечающие за агрессию и секс, есть центры удовольствия и неудовольствия, есть отделы, определяющие наше на­строение и наши желания. Но для того, чтобы все эти структуры мозга могли развиваться, необходимо, чтобы через органы чувств в цент­ральную нервную систему поступала необходимая информация. Если объем необходимой информации будет недостаточен, то соответству­ющие отделы мозга не получат своего полного развития. Если инфор­мация из внешнего мира будет поступать, не имея в себе необходимой гармонии, то уродливое развитие соответствующих структур головно­го мозга, приведет этого человека в будущем к антисоциальным по­ступкам. На развитие мозга ребенка влияет практически все, с чем он встречается в этот период своей жизни. Рассмотрим некоторые обсто­ятельства, которые могут влиять на развитие мозга ребенка, а в даль­нейшем наложить свой отпечаток на всю жизнь этого человека.

Так, например если родители ведут себя по отношению друг к другу как чужие, у их ребенка слабо разовьются способности к отожде­ствлению. В дальнейшем он с трудом сумеет завязывать с другими людьми открытые, глубокие, исполненные взаимопонимания отноше­ния и станет отчужденным или неконтактным человеком.

Если речь родителей неестественна, чрезвычайно витиевата и ис­кусственна и в ней есть нечто слащавоучтивое, высокопарное, в общем, есть какаято фальшь, ощущение, что тебя вводят в заблужде­ние, вовсе не испытывая изображаемых чувств, то такой тип отноше­ний внедряется в душу ребенка и убивает тонкое чутье к распознава­нию в речи истинного и не истинного. Так же обстоят дела с настрое­ниями и чувствами, сопровождающими речь взрослых. Они неотдели­мы от речи, и ребенок включает их в переработку. Он схватывает на­строение, с которым говорят, прежде чем начнет понимать отдельные слова.

В том случае, когда ребенок для родителей обуза, и тот минимум времени, который они формально выделяют для него, не несет в себе необходимой для него любви, то малыш воспринимает, что он не при­нят ими и потом это чувство пройдет через всю жизнь человека, когда он будет пытаться быть принятым в различные сообщества. Это чувст­во и стремление сохранится и при общении с противоположным полом, порождая неуверенность и часто неадекватность.

Первые правильные звуки у ребенка возникают в возрасте от вось­ми до десяти недель, вскоре после первой сознательной улыбки. Это легкие придыхательные тона, смешанные с горловыми и небными зву­ками. Ребенок сам слышит их и стремится повторить. Эти нежные зву­ки возникают только в хорошем настроении, при кормлении и пелена­нии, но никогда у детей в приютах.

Если взрослый пытается говорить с ребенком детским языком, он лишает его образца и дети в результате долгое время не научаются правильно произносить слова.

Дети из семей педагогов или людей с университетским образовани­ем обычно начинают говорить позже. Это связано с тем, что словарь родителей очень широк, и в общении друг с другом они пользуются бо­лее тонкими нюансами отношений, и их чувственные восприятия, в свя­зи с этим, могут быть так же более тонко выражены. Но зато в даль­нейшей жизни эти дети будут иметь более тонкий и обширный инстру­мент для выражения самого себя, да и для более адекватного реаги­рования при общении с другими людьми.

Если у родителей небольшой запас слов, то ребенок поначалу осва­ивает столько слов, сколь предлагает ему образец. Такие дети обычно начинают говорить раньше, но их словарный запас остается ограни­ченным. Эта ограниченность может еще многие годы быть особеннос­тью их речи, а в некоторых случаях остается на всю жизнь.