Александр Тихомиров. Знаки на пути
Заключение
Основным ограничителем духовного роста (каким бы путем человек ни шел) является неправильное представление о возможностях высшего и низшего "я" и неправильное распределение своих усилий. Высшее "я" может все, низшее "я" не может ничего, кроме удовлетворения собственных потребностей. Низшее "я" всегда эмоционально куда-то стремится, высшее "я" не эмоционально, оно задает общее направление движения и указывает на препятствия; при этом оно никогда не ошибается и не ставит перед человеком задачи, которые он на данном этапе не может выполнить. Низшее "я" по сути занято бегом с препятствиями, оно само себе их ставит, затем с наслаждением преодолевает; это занятие не имеет отношения к духовному росту, хотя по виду похоже на него. Разница состоит в том, что высшее "я" всегда имеет трансцендентные, то есть принципиально недостижимые для воплощенного человека цели (добро миру, постижение мира, соединение с Богом и т. п.), и эти цели постоянно просвечивают сквозь те препятствия, которые преодолевает человек на своем духовном пути, и сквозь те локальные цели, что он себе ставит. Как только локальные цели или препятствия (хотя бы и подсознательно) затмевают трансцендентную устремленность, духовный рост прекращается и начинается бег белки-эго в колесе майи.
Москва, 1983-84 гг.
Приложение
Афоризмы по главам
Вступление
Незнание закона не является смягчающим вину обстоятельством.
Если вопрос задан правильно, ответ будет неожиданным.
Символика играет в духовной жизни большую роль, чем кажется.
Для того чтобы решить проблему, следует встать над ней. А как быть с Богом?
Преодоление штампов есть необходимая духовная работа.
Глава 1. Единство мира
Единство мира не дает покоя человеку.
Глава 2. Свобода воли и творчество
Откровение всегда истинно. Ошибочной бывает интерпретация.
Мысли и чувства человека ему не принадлежат. Они откуда-то приходят и куда-то уходят, а им лишь регистрируются. Поэтому их следует уважать.
Любой выбор имеет духовный смысл.
Не следует думать, что грубые оболочки физического тела, личности и образа мыслей так уж ограничивают свободу высшего "я".
Высшее "я" всегда абсолютно свободно. То, что субъективно переживается как несвобода, есть несвобода эго. Поделом вору мука.
Творчество есть совместная медитация человека и Бога.
Произведение искусства возражает против того, чтобы на нем стояла фамилия автора.
Обучение есть творчество.
Критерий выбора всегда эстетический, хотя бы подсознательно.
Глава 3. Добро и зло
У Бога свои взгляды на добро и зло, и у Него есть на это моральное право: Он видит мир целиком, все знает, все помнит и ни на что не закрывает глаза.
Когда человеку кажется, что он причиняет зло кому-то, в самом деле он вредит только себе.
Причинить зло человеку может только он сам. То же относится и к добру.
Единственный способ причинить себе зло - это сузить сознание своего сердца.
Зло возникает при несоответствии духовного уровня сфере сознания сердца.
Глава 4. Голоса
>Когда у человека не происходит духовного роста, он умирает. Его страдания могут облегчить только пост или молитва.
Прямой доступ из ментального сознания в сознание сердца всегда закрыт.
Если сознание смотрит снизу вверх, то в это же самое время подсознание смотрит сверху вниз, и наоборот.
Не суди о том, чего не воспринимаешь лично.
Плохо, когда человек принимает голос эго за голос высшего "я". Однако обратная ошибка куда опаснее.
Когда индивидуальное подсознание человека согласовано с общественным, голос высшего "я" услышать очень трудно.
Глава 5. Образ жизни
Сфера сознания сердца - это то, на что человек может смотреть объективно, не оставаясь при этом равнодушным.
Эмоции и мысли суть реакции эго на внешний мир. Реакция высшего "я" на мир есть внимание.
Гармонию в мир несет любовь, а не влюбленность. Не превращать первое во второе есть важнейшая духовная задача человека.
Сила воли подобна силе мускулов. Развитие той и другой имеет одинаковое отношение к духовности.
До аскетизма нужно дорасти.
Для того чтобы изменить мир, нужно прежде изменить себя.
Прямолинейные люди стремятся изменить мир, гибкие - свое отношение к нему. Мудрец ищет баланса между тем и другим.
Наибольшее искушение для человека представляют его отношения со своими детьми. Здесь эго, впервые выходя за пределы личности, бесчинствует несказанно.
Истинное благодеяние - это когда в ответ не хочется благодарить.
Общение без духовной цели есть скорейшая дорога в ад.
Глава 6. Познание
Восприятие всегда сверхчувственно. Пять органов чувств суть лишь средства настройки внимания.
Критерий истины не практика, а собственная душа.
Логично, чтобы теорией познания занимался человек, который все знает.
В сражениях за истину последняя участия не принимает.
Познать - значит внутренне изменить себя.
Понять - значит включить в себя.
Духовный уровень служит естественным ограничителем в любом виде познания.
Основная функция искусства - помочь человеку увидеть Бога в окружающем его мире.
Всегда смотри на себя со стороны. Тогда увидишь, что эго - плоское. Надутое эго - плоское тоже.
Входи молча. Если ушел в себя, возвращайся молча.
Воспринимай и сопоставляй, но не оценивай.
Включайся в ситуацию, но находись при этом над ней.
Высшая добродетель есть умение вписаться в ситуацию, точно найдя в ней свое место и ощутив ее как духовную.
Глава 7. Бог и человек
Вера в Бога есть способ интерпретации видимых явлений.
Верить в Бога не нужно. Нужно его ощущать.
У любого человека свои обязанности перед Богом.
Истинная индивидуальность человека заключается в особенностях мировосприятия его высшего "я".
Бог исполняет все наши желания. Следует только иметь в виду, что Он слушает не букву, а дух желания и интерпретирует его со Своей точки зрения.
Бог дает человеку не по вере, а по духовному уровню.
Молитвы, медитации и мантры не влияют на духовный рост человека. В лучшем случае они расширяют ему возможности такового.