Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Супраментал как Творец

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ принцип активной Воли и Знания, превосходящих Разум и созидающих вселенские миры, является в таком случае промежуточной силой и состоянием бытия между самосущим Единым и разнообразием Множества. Нельзя сказать, что этот принцип совершенно чужд нам; он не принадлежит исключительно Существу, полностью чуждому и глухому к нашей жизни, или к состоянию бытия, благодаря которому мы загадочным образом становимся пришельцами в этом мире при рождении, но одновременно и отверженными, поскольку обратный путь нам неведом. И если нам представляется, что его положение — на недоступных нам высотах, то на самом деле эти высоты и в нас самих, в нашем собственном существе, они не являются недоступными. Мы в состоянии не только строить предположения об этой истине и даже отчасти уловить ее, но и достичь ее реализации. Мы можем внезапно, в мгновенном ослепительном озарении, перенестись за пределы своего собственного "я" или подняться на эти вершины постепенно и даже пережить там нескольких часов или дней величайшего сверхчеловеческого опыта. Спустившись обратно на землю, мы получаем возможность впредь снова и снова проходить тем же самым путем, который может оставаться открытым постоянно, а может и закрываться всякий раз после нисхождения. Постоянное пребывание на этих высочайших вершинах тварного и творческого существования является, в конечном счете, высшим идеалом для эволюционирующего человеческого сознания, устремленного не к растворению в ничто, но к самосовершенствованию. Ибо, как мы уже видели, это есть изначальная Идея и окончательная гармония и истина, к которой возвращается и которую должно достичь наше самовыражение в этом мире.

Однако мы можем сомневаться, возможно ли теперь или вообще когда-нибудь описать это состояние на языке человеческого интеллекта и передать содержание этого опыта желающим использовать его божественные проявления для развития нашего человеческого знания и деятельности. Сомнение возникает не только из-за редкости и вызывающей подозрение достоверности всех тех известных явлений, где человеческое в своем деле пользуется божественными способностями, не только из-за той пропасти, что отделяет такое дело от обычного жизненного опыта человека и вполне проверяемого знания; более всего сомнение вызвано очевидным противоречием между самой сущностью и функционированием человеческого разума и божественного Супраментала.

Конечно же, если это высшее сознание не имело бы вовсе никакого отношения к разуму и не было бы связано с нашим ментальным существом, то это исключало бы всякую возможность отображения этого сознания на человеческом понятийном уровне. Или если бы оно по своей природе представляло собой не динамическую силу знания, а лишь знание-видение, то, вступив в сообщение с ним, мы могли бы только возлагать надежды на достижение блаженного состояния ментального просветления и озаренности, но не высшего света и высшей силы для выполнения практической работы в мире. Но поскольку су-праментальное сознание является творцом этого мира, то оно должно быть не только состоянием знания, но также и силой знания, и не одной лишь Волей к свету и видению, но в то же время и Волей к силе и действию. А так как Разум есть творение супраментального сознания, то он должен быть продуктом, возникшим в результате некоего самоумаления, а также процессов отчуждения и обособления в высшем Сознании, посредником Супраментала, способным к возвращению и соединению со своим первоисточником путем постепенного расширения и развития. Ибо Разум по своему существу всегда должен быть идентичен Супраменталу и нести в себе его возможности, несмотря на то, что они зачастую противоречат внешним формам и образу действий Разума. Поэтому, с нашей стороны, не будет бесполезным делом попытаться прийти с помощью сравнений и противопоставлений к определенной идее Супраментала, оставаясь в рамках и на позициях интеллектуального знания. Такая идея и представления могут не соответствовать действительному положению вещей, но все же способны указать нам, в каком направлении следует двигаться и пройти какую-то часть пути. Более того, Разум способен превзойти самого себя и подняться на высшие уровни сознания или бытия, где в преломленном виде присутствует свет и сила Супраментала, и познать это высшее сознание через озарение, интуицию или непосредственный опыт восприятия; хотя для человека пока еще невозможно жить на этом уровне, утвердить в нем основу своего видения и действий.

Теперь можно ненадолго прерваться, чтобы задаться вопросом о том, нельзя ли отыскать в истории человеческого прошлого тот путеводный свет, который мог бы озарить собой неизведанные для нас области. Нам нужна точность в терминах и понятиях, а также точка отсчета. Ведь мы назвали это высшее состояние сознания Супрамента-лом; но этот термин допускает двоякое толкование, так как, с одной стороны, он может означать тот же человеческий разум, но достигший всего лишь очень высокой степени развития — превосходящей обычный уровень человеческой ментальности — без каких-либо качественных радикальных изменений. Или же, напротив, этот термин может означать все, что находится за пределами разума, и охватывать слишком большое количество понятий, включая в том числе и само Неизреченное. Поэтому нам необходимо дополнительное определение, ограничивающее значение этого термина.

И здесь нам на помощь приходят иносказательные стихи Веды, ибо в них в зашифрованном виде содержится провозвестие божественного бессмертного Супраментала, доносящее до нас сквозь словесно-эзотерическую завесу свои озаряющие вспышки. В ведических стихах мы улавливаем концепцию Супраментала как некой необъятности, лежащей за пределами нашего обыденного сознания; на этом уровне истина бытия представляет собой исполненное света единство с формами своего проявления, неизбежно и неукоснительно обеспечивая выражение истины в видении, словесном, действенном и любом другом выражении, что ведет к истинности и следованию безупречно верному закону во всех результатах действий и поступков. Веда делает акцент на следующих основополагающих свойствах этого высшего сознания: всеобъемлемость и беспредельность; светоносная истина и гармония бытия, отличная от неопределенности хаоса и мрака растерянности; истина закона, действия и знания, выражающая эту гармоничную истину бытия. Боги, которые по существу есть не что иное, как различные энергии их силы Супраментала, по уровню их знания являются обладателями "сознания-истины", а по уровню действия — "видящими Всевышнюю волю". Их сознание-сила, обращенная на созидание и творение, направляется совершенным и непосредственным знанием того, что предстоит сделать, его закона и сущности; это знание определяет, в свою очередь, безупречную и не знающую отклонений силу воли, естественно и свободно и в то же время неизбежно воплощающуюся в действии, предопределенном видением. На уровне Супраментала Свет и Сила есть одно целое, вибрации знания и волевой импульс — едины, что обеспечивает совершенный результат всякого действия, достигаемый без усилий, задержек, излишних отклонений. Божественная Природа имеет двойную силу: непроизвольное самовыражение и самоорганизацию, что естественным образом вытекает из существа каждой проявленной вещи, выражая ее изначальную истину и присущую ей силу света, которая и является источником спонтанно определяющейся самоорганизации.

Есть еще второстепенные, но важные детали. Ведические провидцы говорят о двух изначальных свойствах "познавшей истину" души, к которым относятся способности Зрения и Слуха. С помощью этих свойств души осуществляется проявление скрытого Знания в форме видения истины и слышания истины, что на уровне человеческого ментала выражается в виде откровения и вдохновения. Кроме того, проводится различие в формах проявления Супраментала между знанием-пониманием и всепроникающим сознанием, что очень близко к субъективному знанию, получаемому с помощью отождествления, и к знанию, которое обретается путем проецирования, противопоставления, оценки и анализа, лежащих в основе процесса объективного восприятия и познания. Все это ключи и подсказки, которые мы находим в Ведах. Из этого опыта древних мы можем позаимствовать вспомогательный термин "сознание-истина", чтобы сузить значение более широкого термина Супраментал.

Мы сразу же видим, что уровень сознания с подобными характерными свойствами должен быть промежуточным звеном, связующим как низшие, так и высшие по отношению к нему сферы и понятия. В то же время это сознание, очевидно, является средством, с помощью которого все низшее развивается из высшего, не теряя при этом способности возвращения к своему первоначальному источнику. Выше Супраментала находится единое и неделимое сознание Сатчитананды, не знающее никакой двойственности и разделения; ниже — разделяющее и анализирующее сознание Разума, способное познавать лишь путем выявления и введения различий и в лучшем случае смутно воспринимающее единство и бесконечность, поскольку Разум, хотя и способен к синтезу, не в состоянии достичь подлинного видения единства. Между этими двумя полюсами лежит всеобъемлющее и творческое сознание, которое в силу своей всепроникающей познающей способности представляет собой одно из ответвлений самосознания через отождествление Брахмана, а в силу способности проецирования, противопоставления и анализа — само, в свою очередь, порождает осознающий с помощью разделения Разум.

Выше Супраментала — Единый, вечно незыблемый и неизменяемый; ниже — вечно изменяемый Множественный, всегда ищущий, но никогда не обретающий как нечто постоянное в бесконечном потоке вещей и явлений твердую и устойчивую точку опоры. Между ними — Супраментал, вместилище всякой троичности, всякой биполяр-ности, того, что является Множественностью в Единстве, оставаясь при этом Единым в Многообразии, ибо изначально был Единым и потенциально Множественным. Этот промежуточный уровень сознания является поэтому началом и концом, альфой и омегой всего творения, источником различий, орудием и изначальным средством реализации единства и гармонии в мире. Супраментал обладает знанием Единого, но он способен в то же время извлекать сокровенное в Нем многообразие, проявляя Множественное, он не теряет себя в его многоликой пестроте. Не следует ли в связи с этим сказать, что само существование Суперразума указывает на Нечто такое, что превосходит наше высшее восприятие неизреченного Единства, Нечто неизреченное и недоступное нашему рассудку, и не потому даже, что представляет собой неделимое единое целое, а потому, что не поддается вообще никаким умственным определениям и формулировкам, — на Нечто такое, что само по себе выше как множественности, так и единства? Это и будет Абсолютом или чистой Реальностью, оправдывающей для нас как знание Бога, так и знание мира.

Но эти понятия настолько масштабны и всеобъемлющи, что их трудно усвоить и пользоваться ими. Уточним их. Мы говорим о Едином как о Сатчитананде, который, по определению, представляет собой триединый принцип. Мы говорим: "Бытие, Сознание, Блаженство" и затем добавляем, что они едины. Это чисто ментальное восприятие и толкование. Но для единого сознания такой подход недопустим. Бытие есть Сознание,  и никаких различий  между ними провести невозможно. То же самое относится к Бытию и Блаженству. А поскольку эти разграничения невозможны, то не может быть и этого мира. Если Сатчитананда — это единственная реальность, то нашего мира нет и он никогда не существовал, и его даже невозможно себе представить, ибо единое и неделимое сознание не способно к проявлению в виде двойственности и разделения. Но тогда мы имеем то, что называется "reductio adabsurdum", с чем нельзя согласиться, если не принять за отправную точку абсолютно немыслимый парадокс и непримиримое противоречие.

С другой стороны, для Разума реальностью в природе вещей является как раз раздробленность, разъединенность. Для него естественны понятия синтетического целого и конечного, которое он образует своего рода самопростиранием за всякую заданную границу. Разум способен оперировать понятием множества конечных элементов и лежащего в его основе подобия, но полное и окончательное единство, равно как и абсолютная бесконечность остаются для разума абстрактными понятиями, их объекты недоступны для его восприятия, далеки от того, чтобы быть реальностью, и еще более далеки от того, чтобы быть единственной реальностью. Разум являет собой полную противоположность унитарному сознанию, и, таким образом, мы имеем следующий конфликт: на одном полюсе — то, что по самой своей сущности является неделимым единством, на другом — то, что по самой своей сущности является множественностью, не способной прийти к единству, не уничтожив саму себя, что, казалось бы, должно служить доказательством, будто бы оно никогда и не существовало. И тем не менее, оно обладало бытием, ибо оно-то и обрело единство, уничтожив себя. И снова у нас — reductio ad absurdum, снова — острейший парадокс, словно пытающийся заставить мысль согласиться с собой, ошеломив ее, снова — антитеза, которая как была, так и остается непримиримой.

Трудности, связанные с преодолением противоречий на уровне разума, исчезают, если мы поймем, что он является подготовительной ступенью нашего сознания. Разум есть орудие анализа и синтеза, но он не может быть инструментом изначального знания. Его функция сводится к приблизительному выделению чего бы то ни было из неизвестной Вещи в себе. Это произвольное ограничение получает название "целого", которое подвергается, в свою очередь, анализу и разложению на составные части, рассматриваемые как отдельные объекты. Разум способен к ясному восприятию и познанию собственными средствами лишь обособленных фрагментов, составляющих частей. Что касается целого, то единственное представление, которое о нем способен получить Разум, сводится к тому, что оно есть совокупность отдельных частей и элементов. Если разум не в состоянии увидеть целое как часть некоего иного образования или же как совокупность частей и свойств, то такое целое воспринимается им как нечто неясное, неопределенное. И только подвергнув рассматриваемый объект анализу и установив его соотношения с более крупным и масштабным целым, Разум может сказать: "Теперь я познал это". В действительности Разум не имеет знания. Он знает лишь свой собственный анализ объекта и свое представление о нем, составленное с помощью синтеза отдельных частей и свойств этого объекта, им отмеченных. Этим исчерпывается главная сила Разума и этим ограничивается его функция. И если бы у нас было знание более значительное, более глубокое, реальное знание — именно знание, а не те, пусть и сильные, но смутные ощущения, которые порой возникают где-то в глубинах нашего Разума, — то последнему пришлось бы уступить место иному сознанию, которое заменит его, превзойдя его, или изменит, придаст чистоту его деятельности, поднявшись в далекую от него запредельность. Вершина ментального знания есть лишь трамплин для прыжка к более высокому уровню сознания. Высшая миссия Разума сводится к тому, чтобы воспитать наше темное сознание, вышедшее из мрачного заточения Материи, привнести свет в сплетение его слепых инстинктов, случайных интуитивных прозрений и невнятных ощущений, чтобы оно озарилось еще более высоким светом в своем восхождении к истине. В этом отношении Разум представляет собой лишь переходный этап, но не кульминацию сознания.

С другой стороны, унитарное сознание или неделимое Единство не может представлять собой нечто немыслимое, лишенное всякого содержания и порождающее и поглощающее в то же самое время всевозможные формы. Оно должно являть собой изначальную концентрацию духа, содержащую в себе все сущее, но совсем другим образом, нежели в пространственном и временном измерениях. Это и будет абсолютно неизреченным Существованием, которое невозможно себе представить и которое нигилисты считают отрицательной Пустотой, вместилищем всего, что мы знаем и что мы есть. Трансценденталисты же вполне обоснованно могут рассматривать это Существование как положительную Реальность, заключающую в себе все мироздание.

"В самом начале, — говорит Веданта, — существовало Единое и неделимое бытие, лишенное всякой двойственности". Но до и после этого начала, теперь и до скончания времен существует то, что мы не можем даже назвать Единым, даже когда говорим, что ничего кроме Него не существует. То, что мы, в первую очередь, способны осознать, это Его изначальная самоконцентрация, которую мы пытаемся осмыслить как неделимое Целое. Во-вторых — это дисперсия и видимое расслоение всего, что было сконцентрировано в своем единстве и что представляет собой разумную концепцию вселенной. И, в-третьих, Его устойчивое самопроецирование в Сознании-Истине, поддерживающем и обнимающем это расслоение, но не доводящем его до реального распада, сохраняющем единство в предельно широком и гармоничном многообразии, примиряющем противоборствующие силы вечного космоса, который был бы превращен в хаос, когда бы там царил принцип Разума, стремящегося к постоянному воспроизведению своих собственных форм. Это и есть Супраментал, Сознание-Истина, Идея-Реальность, осознающая себя и все свое творение в становлении.

Супраментал — это всеобъемлющее самопроецирование Брахмана, в котором происходит всякое развитие и развертывание бытия. Посредством Идеи он развертывает триединый принцип бытия, сознания и блаженства из их неделимого единства. Но, различая, он не разделяет их. Он утверждает триединство, Триаду, проявляя тройственное из Единого, в противоположность Разуму, который идет путем механического сложения трех начал в единое целое. Супраментал одновременно проявляет и развивает, сохраняя единство трех начал, ибо он знает и поддерживает. Посредством дифференциации Супраментал способен выдвигать на первый план то или иное начало Триады, как Божество, несущее и заключающее в себе два других. Этот процесс лежит в основе всякой дифференциации и проявляется на любых уровнях, затрагивая все, что охватывает собой всепроникающая Триада, обладающая силой развития, эволюции, раскрытия и развертывания, которая, в свою очередь, несет с собой силу инволюции и свертывания. В определенном смысле можно сказать, что все творение является движением, заключенным между двумя полюсами инволюции: с одной стороны, это всеобъемлющий Дух, который, содержа в себе все в свернутом, инволюционном виде, представляет собой источник нисходящей эволюции для всех материальных форм, а с другой — Материя, которая также содержит в себе все в инволюционном состоянии и все формы проявления которой эволюционируют в восходящем направлении к Духу.

Таким образом, весь процесс дифференциации, осуществляемый Идеей-Реальностью, созидающей вселенную, сводится к выдвижению на первый план определенных принципов, сил и форм, содержащих в себе для познающего, проникающего за наружную сторону вещей сознания все остальное сущее бытие; для познающего же сознания, обращенного к внешней стороне вещей — скрывающего за собой в себе все остальное сущее бытие. Поэтому все сущее заключено в каждой отдельной, единичной форме, которая в то же время есть неотделимая часть целого. Каждая вещь уже в зародыше несет в себе все бесконечное разнообразие возможностей, но в своем развитии подчиняется одному закону, налагаемому Волей, то есть Знанием-Силой Сознательного Существа, которое проявляет себя и, верное Идее в себе, посредством этой Идеи предопределяет собственные формы и процессы. Зародыш вещи есть Истина ее собственного существования, которую зрит в самом себе Самосущее бытие; результатом этого видения является Истина Самосущего действия, естественный закон развития, неизбежно вытекающий из видения изначальной Истины и согласующийся с ней. Тогда вся Природа есть не что иное, как Знание-Сила Сознательного Существа, стремящегося воплотить в виде формы и силы всю полноту истины Идеи, в которую Оно изначально вложило саму себя.

Такая концепция Идеи подчеркивает принципиальное противоречие между нашим ментальным сознанием и Сознанием-Истиной. Мы рассматриваем мысль как нечто отдельное от существования, как абстракцию, не связанную с реальностью, как неизвестно что, берущееся ниоткуда и отстраняющееся от объективного мира ради созерцания, осмысления и суждения о нем; именно такой представляется (и так оно и есть) мысль нашему все расчленяющему, все подвергающему анализу рассудку. Первая задача Разума — разделять, а не различать; именно поэтому он создает непреодолимую пропасть между мыслью и реальностью. Но на уровне Супраментала все бытие есть сознание, а все сознание — бытие; а идея, плодоносная вибрация сознания, есть в то же время и вибрация бытия, обладающего бесконечным содержимым; это — исхождение на уровне творческого самосущего знания того, что пребывает в концентрированном виде на уровне самосознания, в котором отсутствует творческий принцип. Исхождение совершается в виде Идеи, Идея же есть реальность, и именно реальность этой Идеи осуществляет саморазвертывание в эволюционном процессе с помощью знания, всегда используя для этого свою собственную силу и сознание, саморазвивающуюся волю, заключенную в Идее. В этом вся истина творения и эволюции.

Супраментальное бытие, сознание и воля неотделимы друг от друга, в отличие от того, как нам это представляется на уровне нашего разума и его логических построений. Они являют собой триаду, единство проявления с тремя ярко выраженными аспектами, каждый из которых имеет свою сферу действия. Бытие выражено в виде субстанциональной сущности, сознание проявляется как знание, понимание и самонаправляемая формообразующая идея, а воля — как самореализующаяся сила. При этом идея есть свет реальности, озаряющей саму себя; идея не есть мысль и не есть плод воображения, но лишь продуктивное самосознание. Это и есть Идея-Реальность.

На супраментальном уровне знание Идеи не оторвано от воли Идеи, но представляет с ней одно целое подобно тому, как это знание не отличимо от бытия, или субстанциональной сущности, являясь светоносной силой этой сущности. Как энергия горящего света едина с сущностью, субстанцией огня, точно так же энергия Идеи не отличается от сущности Бытия, проявленного в Идее и ее развертывании. На уровне человеческого разума все обстоит иначе. Здесь воля соответствует идее или идея существует в отчужденной форме от волевого импульса; причем мы не отождествляем ни волю с идеей, ни волю и идею со своим собственным существом. "Аз есмь"; идея — это таинственная абстракция, возникающая во мне, воля — это еще одна тайна; эта сила приближается к конкретности, хотя и не достигает ее, оставаясь всегда чем-то отличным от моего "я", тем, чем можно завладеть или что может завладеть мною. Я также отделяю свою волю от средств ее исполнения и последствий ее проявления, ибо я расцениваю их как конкретные внешние по отношению ко мне реалии, как нечто иное, чем я сам. Поэтому ни я сам, ни идея, ни воля во мне не являются самодостаточными для самореализации. Одна идея может смениться на Другую, воля может подвести, а выбранные средства ее исполнения — оказаться недостаточными; и сам я в результате могу не достичь своей цели.

На уровне Супраментала не существует такой парализующей разъединенности, потому что там знание, сила и бытие не терпят разъятия, как в человеческом разуме, они не расколоты внутри себя и не обособлены друг от друга. Супраментал всеобъемлющ; он начинается с единства, а не с разделения, его изначальная функция — объединяющая, дифференциация и различение — вторичны. Поэтому, какой бы ни была истина выраженного бытия, она всегда будет точно соответствовать идее, так же как и воля-сила. Сила есть энергия сознания, а результат действия не расходится с волей. Идея, воля и сила не противоречат другим идеям, силам и волевым импульсам, чего нельзя сказать о человеке и о нашем мире. Супраментал — это единая Воля, единое Сознание, вмещающее в себя и согласующее в себе все идеи, энергии и волевые импульсы как свои собственные. На уровне Супраментала все происходит согласно предопределению Идеи-Воли.

Это является оправданием таких религиозных понятий, как вездесущее, всеведение, и всемогущество Божественного Существа; они вполне обоснованы, не имеют ничего общего с пустой фантазией и никоим образом не противоречат ни философской логике, ни нашему опыту. Ошибкой религиозных учений является утверждение непреодолимого барьера между Богом и человеком, Брахманом и проявленным миром. Она приводит к тому, что существующая в действительности обособленность, фактическая разделенность таких начал, как бытие, сознание и сила, возводится в ранг принципиальной разъединенности. Хотя этой стороны проблемы мы коснемся позже. Пока что мы пришли к утверждению концепции божественного и созидающего Супраментала, в котором все пребывает в единстве бытия, сознания, воли и блаженства, сохраняя при этом бесконечную способность к дифференциации, раскрывающей единство — но не нарушающей его, в котором Истина есть сущностная субстанция, восходящая к Идее и обретающая форму, так что для каждой вещи есть одна истина знания и воли, одна истина самореализации и наслаждения. Ибо всякая самореализация есть удовлетворение бытия, а отсюда — неотъемлемая самосущая гармония, неизбежно присутствующая во всех изменениях, трансформациях, сочетаниях элементов.

Опубликовано