СУЩЕСТВОВАНИЕ, действующее и созидающее силой своего сознательного бытия, исходя из присущего последнему чистого блаженства, есть та самая реальность, частью которой мы являемся, дух, присутствующий во всех формах и образах нашего бытия и поведения, причина, объект и конечная цель всей нашей активности, творческой деятельности и процесса становления. Подобно тому, как поэт, художник или музыкант, создавая свои произведения, ничего не совершает, а лишь раскрывает дремлющие в его "я" возможности, придавая им определенную форму на проявленном уровне, или же мыслитель, государственный деятель или инженер претворяет в конкретный материальный образ то, что скрыто в нем, что есть он сам и что остается безо всякого изменения даже в процессе воплощения в форму, тот же самый процесс происходит и на уровне мироздания и Вечности. Всякое творение или становление есть не что иное, как самопроявление. Из семени развивается то, что уже заложено в семени, изначально существует в бытии, предопределено его волей к становлению, уготовано блаженством становления. Первозданная плазма несла в себе, в силе своего бытия окончательную форму проявленного организма. Ибо всегда конечная форма есть результат деятельности скрытой, несущей в себе бремя творения самосознательной силы, наделенной непреклонным импульсом к самопрояв-лению и воплощению. Это только человек, создающий свое творение из глубин собственного "я", проводит разграничение между самим собой, действующей в нем силой и материалом, над которым он работает. В действительности человек сам является и силой, и индивидуализированным сознанием, исполняющим замысел, и материалом, над которым он работает, и окончательной формой и результатом работы. Другими словами, единое существование, единая сила, единое блаженство бытия, сосредоточивается в многочисленных точках, в каждой из которых оно говорит: "Это — я", и действует в своих конкретных целях самопроявления с применением в разных случаях различного количества силы.
В результате порождающее порождает само себя и ничего иного; действие единой силы, единого существования и единого блаженства создает лишь определенную игру, ритм, развитие своего собственного существования, силы сознания и блаженства бытия. Поэтому все, что приходит в мир, стремится лишь к тому, чтобы быть, существовать, достигать намеченной формы, обогащать свое бытие в этой форме, развиваться, самопроявляться, бесконечно совершенствовать свое сознание и присущую ему силу, наслаждаться блаженством манифестации, блаженством конкретной формы бытия и сознания, испытывать блаженство от игры многочисленных проявлений силы, углублять и совершенствовать это ощущение блаженства всеми возможными способами, в любом доступном направлении и с помощью любых скрытых в глубине своего существа идей, исходящих от Бытия, Сознания-Силы и Блаженства.
И если можно говорить о какой-то цели, полноте и завершенности, к которым стремится мироздание, то это будет лишь завершенность и полнота — как на уровне отдельного человека, так и на уровне всего целого, частью которого является индивидуум, — ее собственного существования, ее силы, сознания и блаженства бытия. Но такая полнота недостижима для индивидуального сознания, сконцентрированного в пределах отдельной конкретной формы; абсолютная полнота невозможна в границах конечного, ибо она противоречит самому понятию конечного. Поэтому единственно возможная конечная цель сводится к достижению бесконечного сознания на индивидуальном человеческом уровне. Эта цель предполагает открытие истины своего собственного существа путем самопознания и самореализации, постижение истины Бесконечного на уровне бытия, сознания и блаженства и восприятие этой истины как единственной Реальности, как своего собственного "Я", по отношению к которому конечная форма есть лишь поверхностная маска и средство выражения.
Таким образом, сама природа космической игры, воплощенная Сатчитанандой во всей полноте Его бытия в Пространстве и Времени, с неизбежностью заставляет нас признать определенную последовательность циклов развития. Это, во-первых, инволюция и самопогружение сознательного существа в плотную и до бесконечности многообразно дробимую субстанцию, иначе было бы невозможным разнообразие конечных форм; во-вторых, проявление силы, самопроизвольно заключившей себя в рамки конкретной формы живого, мыслящего существа; и, наконец, — освобождение воплощенного мыслящего существа и его реализация своей сути как Единого и Бесконечного в Его игре мироздания, и, как результат этого освобождения и реализации, — осознание безграничного бытия-сознания-блаженства, частью которого мы являемся реально и неизменно, хотя, в большинстве своем, и неосознанно. Такая трехступенчатая последовательность и есть единственный ключ к решению загадки мироздания.
Становится очевидным, что своим светом древняя, вечная истина Веданты поистине объемлет, объясняет и со всей полнотой раскрывает подлинное значение современных взглядов на ход эволюции вселенной как процесса феноменального мира. Современная нам истина эволюции есть все та же древняя универсальная истина о последовательно раскрывающем себя во Времени Всеобщем, смутно проступающая в результатах изучения явлений, связанных с метаморфозами Энергии и Материи; эта истина эволюции обретает свой полный смысл и оправдание в Свете явленной человеку древней, извечной правды, дошедшей до нас в ведантистских Писаниях. Сегодня мировая мысль человечества уже встала на путь просветленного синтеза древних знаний Востока и современных познаний Запада.
И все же пока мы не можем принять в качестве всеобъемлющего и исчерпывающего объяснения тот факт, что все сущее есть Сатчит-ананда. Даже познав Реальность вселенной, мы все еще не располагаем знанием о процессе, с помощью которого эта Реальность воплощается в феноменальном мире. И хотя у нас есть уже ключ к разгадке, нам предстоит еще отыскать замок, который надлежит открыть этим ключом. Ибо это Бытие, Сознание-Сила и Блаженство не может действо-вать непосредственно или же с единовластной безответственностью мага, по своему хотению одним только словом вызывающего к жизни целые миры и вселенные; в действии Сатчитананды мы улавливаем определенный процесс и Закон.
Анализируя этот Закон действия и проявления Сатчитананды, мы замечаем, что он сводится к созданию состояния равновесия между проявленными силами и к направлению их взаимодействия в нужное русло либо посредством случайно возникающих отклонений, либо с помощью энергетической инерции. Но эта очевидная и второстепенная истина является для нас окончательной лишь постольку, поскольку мы принимаем во внимание одну только Силу. Когда же мы приходим к осознанию того, что Сила есть самовыражение Бытия, мы обнаруживаем, что всякое направление, характер и назначение действия Силы соответствуют некой истине Бытия. А поскольку в основе природы изначального Бытия и его Силы лежит сознание, то эта истина должна быть данностью самосозерцания Сознания-Бытия и определяемый ею образ действия Силы должен порождаться способностью самонаправляемого знания, присущего Сознанию и позволяющего Ему вести эту Силу по путям, соответствующим изначальной данности Его самосозерцания. В таком случае космическая манифестация подчиняется самонаправляемой энергии универсального сознания и зависит от способности самосознающего бесконечного бытия к восприятию в самом себе определенной Истины и к побуждению своей творческой созидательной силы к действию в соответствии с этой Истиной.
Но почему между самим бесконечным Сознанием и результатом его действия мы должны ставить в качестве промежуточного звена какую-то особую силу или способность? Разве не может это самосознание Бесконечного свободно создавать проявленные формы, которые участвуют в космической игре до тех пор, пока не пробьет их час, определенный промыслом свыше, — подобно тому, как это передано в древнем семитском откровении: "Бог повелел: да будет Свет — и Свет воссиял"? Но когда мы говорим: "Бог повелел: да будет Свет", то предполагаем акт определенной силы сознания, отделяющий свет от того, что не есть свет. А когда мы говорим: "и Свет воссиял", то подразумеваем проявление конкретной направляющей энергии, соответствующей изначальной силе, вызывающей к жизни это явление Света, согласно изначальному замыслу, в котором Свет выделялся из бесконечного множества других потенциальных возможностей. Бесконечное сознание в своем бесконечном действии может производить лишь бесконечные результаты. Для того чтобы определить одну конкретную истину или определенный порядок истин и построить на их основе мироздание, потребуется узко избирательная направленность знания, предназначенного для построения конечного мира на фундаменте бесконечной Реальности.
Промежуточная сила, стоящая между бесконечным Сознанием и результатом его действия, была известна провидцам Вед как Майя. Майя являлась для них силой бесконечного сознания, свойства которой — усвоить, дать меру и установить пределы. Поэтому можно сказать, что это была формообразующая сила в том смысле, что она определяла форму, то есть Имя и Обличье каждому предмету, извлекая их из многообразия безграничной Истины бесконечного бытия. Благодаря Майе статическая истина изначального бытия превращается в упорядоченную истину активного существования, или, если использовать метафизическую терминологию, из высшего бытия, в котором отсутствуют какие-либо разграничения сознания и все представляет собой единое целое, возникает бытие феноменальное, где для каждого феномена действует принцип: все — в одном и одно во всем для того, чтобы продолжалась игра бытия с бытием, силы — с силой, сознания — с сознанием, блаженства — с блаженством. Поначалу эта игра всеобщего в индивидуальном и индивидуального во всеобщем скрыта от нас активными проявлениями разума, или иллюзией Майи, убеждающей человека, что он — во всем, но не обратное; при этом мы ощущаем себя обособленной составляющей общего целого и далеки от того, чтобы почувствовать неотделимость от единого. В дальнейшем мы освобождаемся от этого ошибочного восприятия, приобщаясь к супраментальной истине Майи, согласно которой индивидуальное и всеобщее сосуществуют как единое целое, состоящее из одной истины и символического многообразия. Нам предстоит сначала принять, а затем преодолеть низший, ментальный уровень Майи-иллюзии, на котором мы сегодня находимся, ибо низшее проявление Майи есть игра Бога с раздробленностью, мраком и ограничением, с желанием, борьбой и страданием, в ходе которой Он подчиняет Себя Своей собственной Силе и позволяет ей набросить на Себя тень тьмы. Что касается высшей Майи, скрываемой от нас ментальной, то сначала нужно возвыситься над ней, а затем принять; высшая Майя есть игра Бога с бесконечными реалиями бытия, сокровищами знания, с великолепием усмиренной силы и взлетами безграничной любви, где Он освобождается из тенет Силы, овладевает ею Сам и достигает в ней всего того, ради чего ей и было дано совершить исхождение из Него.
Различие между низшей и высшей Майей есть то связующее звено на уровне как мысли, так и космического Бытия, которое упускают из виду или попросту игнорируют философские школы, исповедующие концепции иллюзорности мира или придерживающиеся пессимистических взглядов на его развитие. Для них ментальная Майя, или, возможно, какой-нибудь Глобальный Разум, выступает как порождающий универсум принцип; мир, сотворенный ментальной Майей, превращается в необъяснимый парадокс и в устойчивый и в то же время зыбкий кошмар сознательного существования, который нельзя назвать ни иллюзией, ни реальностью. Нужно учитывать, что разум — это лишь промежуточное звено между созидающим и направляющим знанием и душой, пребывающей в оковах своих действий. Сатчитананда, вовлеченный одним из Своих низших проявлений в самозабвенное погружение в лоно Силы, которая, в свою очередь, теряется в многообразии собственной деятельности, вновь возвращается к Себе из этого самозабвения. Разум есть лишь одно из Его орудий в процессе такого нисхождения и восхождения, представляющее собой действенное средство нисходящего творения; Разум отнюдь не является созидательным началом, он только переходная ступень в обратном процессе восхождения, но не изначальный источник и не вершина космического бытия.
Философские школы, признающие Разум единственным творцом миров — или исповедующие существование некоего высшего Первоначала, а Разум, как исключительное связующее звено между этим Первоначалом и проявленными формами бытия вселенной — можно разделить на чисто ноуменальные и идеалистические. Первые считают, что космос есть результат деятельности Разума, Мысли, Идеи и не более того. Но Идея может носить абсолютно произвольный характер и не иметь никакого отношения к реальной Истине бытия; или же такая Истина, если она существует, может рассматриваться как чистый Абсолют, не связанный никакими отношениями и чуждый миру, где таковые имеются. Идеалистическая интерпретация предполагает наличие определенных отношений между воспринимаемым воочию поверхностным явлением и скрыто присутствующей за ним Истиной; причем такие отношения не обязательно должны носить характер антиномии или противопоставления. Мои взгляды заходят еще дальше по пути идеализма; я считаю, что созидательная идея, которую нельзя рассматривать как продукт Пустоты или механизм, плодящий иллюзии, представляет собой Идею-Реальность, то есть энергию Сознания-Силы, являющуюся выражением и порождением реального бытия и потому причастную его природе. Эта Реальность сознательна и проявляется в изменяемых, преходящих формах, созидаемых из ее непреходящей и неизменяемой субстанции. Поэтому мироздание не есть игра воображения универсального Разума; наш мир представляет собой сознательное творение Реальности, лежащей за пределами Разума, выраженное в ее проявленных формах. Истина сознательного бытия поддерживает эти формы и выражает себя в них, а знание, соответствующее проявленной таким образом истине, занимает главенствующее положение супраментального Сознания-Истины1, приводящего реальные идеи в состояние совершенной гармонии, прежде чем они попадают на уровни ментального, витального и материального бытия. Разум, Жизнь и физическое Тело есть низшие ступени сознания, лишь частично выражающие истинную Реальность и стремящиеся в различных эволюционных формах приблизиться к проявлению своей высшей сущности, запечатленной на уровне сознания, запредельном Разуму. Это идеал, который наделен импульсом к реализации при заданных в нем самом условиях.
1 Этот термин взят из Ригведы, rta-cit означает сознание изначальной истины бытия (satyam), упорядоченной истины активного бытия (rtarri) и безграничное самоосознание (brhaf), на уровне которого лишь возможно обладание этим сознанием.
С нашей точки зрения — существ, участвующих в процессе развития-восхождения, можно сказать, что Реальность запредельна всему сущему; она выражает себя на промежуточном этапе в виде Идеала, который представляет собой некую в себе-гармоничную истину Реальности. Этот Идеал проявляется как феноменальная реальность многообразия сознательного бытия, которое неизбежно попадает под притягательное воздействие со стороны изначальной Реальности, пытаясь, в конечном счете, соединиться с ней либо одним энергичным движением, скачком, либо, что случается чаще, путем осознания Идеала, выдвинутого Реальностью. Именно здесь мы находим объяснение несовершенства человеческого существования, если рассматривать его с позиций Разума: с одной стороны имеется инстинктивная устремленность нашего ментального существа к запредельному и недоступному совершенству, к скрытой гармонии Идеала, с другой — высшее притяжение духа к трансцендентной идеалу сфере. Само наше сознание, его структура и потребности обусловливают такое трехступенчатое самовыражение Реальности (Реальность — Идеал — феноменальный мир), отрицая двойственную, непримиримую антитезу чистого Абсолюта и чистой относительности.
С точки зрения одного только Разума объяснить существование вселенной невозможно. Для решения такой задачи бесконечное Сознание должно прежде превратиться в бесконечную способность Знания или в то, что мы обычно называем всеведением. Разум же не является выражением способности знания или инструментом всеведения; он представляет собой средство, предназначенное для поиска знания, для придания полученному знанию определенных экспрессивных форм в виде относительной мысли и для использования этой мысли с целью совершения конкретного действия. Даже если Разум и находит знание, он не обладает им, а лишь хранит какое-то количество разменных монет Истины — но не саму Истину — в банке Памяти, которыми он пользуется по мере необходимости. Ибо Разум — это то, что не обладает знанием, но лишь стремится к нему и, в лучшем случае, улавливает лишь смутное его отражение. Разум есть сила, истолковывающая истину универсального бытия в конкретных практических целях; он не является силой, познающей и направляющей бытие, и поэтому не может быть силой, создающей или проявляющей его.
Можно ли предположить существование бесконечного Разума, свободного от известных нам ограничений, который, по крайней мере, мог бы быть творцом вселенной? Такой Разум представлял бы собой нечто совсем отличное от того, что мы вкладываем в это понятие, нечто запредельное по отношению к ментальное™ и в сущности — супраментальную Истину. Бесконечный Разум в виде известных нам ментальных форм проявления мог бы создать лишь бесконечный хаос, сплошное столкновение, противодействие случайных процессов, неожиданно неблагоприятных, неудавшихся изменений, вся масса которых беспорядочно колеблется, не имея цели движения, которую Разум вечно и наугад пытается найти и достичь. Бесконечный, всеведущий и всемогущий Разум был бы уже вовсе не разумом, а супраментальным знанием.
Разум, как мы его знаем, есть лишь зеркало, в котором отражаются внешние по отношению к нему и превосходящие его по своему масштабу представления или образы вездесущей изначальной Истины или Факта. Во временной цепи отдельных моментов в нем формируются представления о том, что происходило в прошлом и что есть в настоящем. Он также обладает способностью создавать в самом себе возможные образы, отличные от фактически зримых явлений. Другими словами, можно сказать, что Разум рисует для себя картину не только произошедших явлений, но также и тех, которые могли бы иметь место. Следует отметить, что Разум не в состоянии предвидеть явления, которые сбудутся наверное, если только они не относятся к разряду периодически повторяемых событий. И наконец, Разум обладает способностью выдвигать предсказания в виде новых комбинаций обстоятельств и явлений, которые он составляет из усвоенных им и предполагаемых, из возможностей, осуществившихся и нереализованных; иногда некоторые из его построений сбываются с большей или меньшей точностью, иногда же случается то, что и вовсе оказывается вне пределов им предполагаемого, но в целом то, что происходит, — происходит совсем в иных, чем увиденные им, формах и в иных, чем желательные для него или соответствующие его намерениям, целях.
Подобный бесконечный Разум мог бы создать зыбкий и неустойчивый космос, состоящий из одних злополучных случайностей и противоречивых возможностей, пребывающий в состоянии, которое нельзя охарактеризовать как реальное или нереальное, некое образование, у которого нет ни определенного конца, ни конкретной цели развития, а только дурная бесконечность сиюминутных целей — за неимением высшей направляющей силы знания, — ведущих в никуда. Единственным логическим завершением такого чисто ноуменального подхода может быть лишь нигилизм, философские течения, утверждающие иллюзорность мирового бытия и им подобные. Созданный таким образом космос был бы выражением или отражением чего-то чуждого по отношению к самому себе, причем всегда ложным и искаженным отражением. Все космическое бытие представляло бы собой Разум, пребывающий в постоянной и тщетной борьбе за воплощение своих фантазий, лишенных положительной истинной основы. Отягощенный бременем и влекомый вперед инерцией своих прошлых энергий, такой Разум был бы обречен на вечное, хаотичное и безысходное блуждание, которое могло бы прекратиться либо самоуничтожением, либо переходом в состояние вечного покоя. Такова, если добраться до ее корней, суть нигилизма и теорий иллюзорности мира и такова же единственная мудрость, к которой все и сводится, если предположить, что наивысшей космической силой является наша человеческая мен-тальность — или что-то подобное ей — с характерной для нее концеп-цией вселенной, приведенной в действие.
Но стоит нам признать в изначальной энергии знания высшую силу, превосходящую человеческий разум, как построенная подобным образом концепция вселенной становится неполноценной, а следова-тельно, недействительной в конечном итоге. Эта концепция верна лишь отчасти. Она говорит нам лишь о закономерностях непосредст-зенно воспринимаемого во вселенной, но не о ее изначальной истине и высшей реальности. Ибо за проявлениями Разума, Жизни и физи-ческого Тела мы воспринимаем нечто, выходящее за пределы потока Силы и объемлющее собой этот поток. Это нечто [в отличие от Разума — А.К.] не рождается в мире, чтобы затем пытаться осознать его, но создает в своем существе весь космос и обладает всеведением в нем; это нечто [в отличие от Разума] лишено постоянного стремления со-здать из себя новые формы под воздействием неконтролируемых волн своих прошлых энергий, поскольку содержит в своем сознании совер-шенную Форму самого себя, ту Форму, которую оно постепенно рас-крывает в нашем мире. Этот мир есть выражение Истины, уже предвиденной, послушен Воле, уже предопределенной, он — воплощение некоего изначального формообразующего самосозерцания и представ-ляет собой развивающийся образ божественного творения.
До тех пор, пока мы живем ментальным восприятием, ориентированным на внешнюю видимость вещей, это запредельное и в то же вре-мя имманентное нашему миру нечто может существовать лишь на уровне предположения или смутно ощущаться как присутствие чего-то неопределенного в нашем бытии. Во всем мы ощущаем проявление закона циклического прогресса и предполагаем наличие постоянно возрастающего совершенства чего-то такого, что где-то уже предвос-хищено. Ибо повсюду мы сталкиваемся с действием Закона, основа которого есть самосущее бытие, а проникая в суть и смысл этого процесса бытия, начинаем понимать, что Закон есть выражение внутрен-не скрытого знания, присущего бытию и всякому существованию, проявляющему себя и заключенному в своей видимой внешней силе. А Закон, раскрываемый и развертываемый в мире Знанием и обеспе-чвающий развитие, несет в себе предопределенную божественную цель, к достижению которой направлено это развитие. Для нас также становится очевидным, что человеческий разум стремится к тому, чтобы освободиться от беспомощного блуждания в собственной сфере и контролировать собственную деятельность. При этом мы начинаем чувствовать, что Разум есть лишь посланник или тень высшего запредельного ему самому сознания, которое не нуждается в мышлении как средстве познания, поскольку является всеобъемлющим и всеведущим. Тогда можно предположить, что этот источник Разума идентичен Знанию, проявленному в Законе вселенной. Знание самостоятельно и независимо определяет свой собственный закон проявления, так как ему известно все, что было, есть и будет, ибо Знание извечно и во всей своей бесконечности познано собою. Бытие, которое в то же время есть сознание, сознание, которое в то же время есть всемогущая сила, когда Им создается мир (то есть самовоплощение в гармонии и в то же время — объект для-себя-познания), — Оно становится доступным как космическое бытие, осознающее свою собственную истину и реализующее в определенных формах свое знание.
Но лишь в том случае, когда мы останавливаем деятельность рассудка и погружаемся в глубины своего существа, где прекращается всякое движение мысли, то, иное, сознание проявляется для нас подлинным, хотя пока еще и несовершенным образом из-за длительной привычки к необходимости ментальной реакции и ограниченности. Только тогда во все возрастающем свете внутреннего озарения мы сможем познать то, что смутно угадывали в бледных кратковременных проблесках Разума. Нам предстоит открыть для себя запредельное человеческому разуму и интеллекту Знание, царящее в исполненной света беспредельности самосущего видения.