Обитель Шри Ауробиндо

 "Иное" вынырнуло совершенно внезапно, неизвестно откуда, неизвестно как — и на какое-то мгновение,  — в ночь с  24 на 25 июля 1959 года. Оно неожиданно появилось посреди  того  самого  "нигде"  без  какой-либо видимой  причины  и  ушло  почти  так  же стремительно, как и пришло. Нельзя сказать, что это был «первый опыт», ведь он вполне укладывается в кривую А123... (крохотная "пульсация", "супраментальный пароход», «всемогущая пружина»), на которой в каждом случае проявлялся квант или какое-то качество супраментального, более четкое, более определенное, более мощное. А потом кривая исчезла под зеленой стеной джунглей, и пришел черед вездесущего «нигде», бездорожья, пути вслепую, и тут это вынырнуло из-под ног, неизвестно почему, как будто «где-то» ежесекундно пребывает повсюду, как будто цель, «край» находится не в каком-нибудь конце пути, а вокруг, да только скрытые... чем-то. Нет расстояний, не надо преодолевать тысячелетия или столетия, можно даже сказать, не нужно идти, проходить через все здесь, в любой точке. «Лес»... что это? Некий скрывающий момент в теле, в телесном сознании. «Дорога» означает нахождение того, что прячет — но прячет-то оно в любой, какой угодно точке; Супраментальное всегда и всецело существует под этой зеленой стеной, его не надо достигать, не надо создавать. Впрочем, стена вовсе не «зеленая», правильнее было бы сказать, стена из грязи. В телесном сознании есть что-то грязное, мешающее супраментальному проявиться в посюстороннем мире в полной мере, незамедлительно, недвусмысленно, в любой момент. Супраментальное даёт нам огромную надежду. Чудесную надежду. Обезьяне тоже не было необходимости идти «туда», к далекому Разуму, чтобы творить его: достаточно было откупорить или просветлить то, что препятствовало контакту — свой «лес», а он был главным образом у неё в голове. Но вот наш лес — в теле: необходимо установить контакт с тем же самым, но только воспринимаемым не в черепной коробке, а всеми клетками тела. Однако дорога обезьяны была долгой и трудной, так как у обезьяны вид или центр восприятия был на-столько суженным, настолько, так сказать, «личным», что он все искажал, извращал, заключал в клетку, персонализировал, — пришлось построить клетку, а вот наш новый центр восприятия совершенно естественен, телесен, безличен; он прекрасно обходится без мыслей и безмыслия, без желания и отвращения. Речь идет не о. том, чтобы строить клетку, а о том, чтобы разрушить ее, сохраняя все положительные качества достигнутой обезьяной индивидуализации. Но ведь клетка разрушается в одну секунду. 3олотой Кришна легко развалил храм. Нужно отыскать рычажок, пружину — механизм завесы.

Итак, в эту ночь завеса приоткроется. Мы еще не взвесили до конца последствия этого опыта, который открыл тайны почти в той же мере, в какой оставил их тайнами. Но у нас ведь и нет пока возможности понять все до конца. Однако факт есть факт. В эту ночь Мать впервые восприняла Супраментальное непосредственно в теле: тут уже не было ничего «потустороннего», никаких глубин Бессознательного, никаких видений «будущего» (опять эти ирреальные «явления» — их нет для будущего!). Можно сказать, что расстояния уменьшились или внезапно исчезли. Это происходило в Ее теле, И это было невыносимо. «Супраментальный свет вступил в мое тело непосредственно, не проходя через внутренние объекты. Такое было впервые. Он вошел в ноги...» Чрезвычайно многозначительная подробность. «Красно-золотой свет, чудесный, жаркий, мощный. Он поднимался все выше и выше. Но следом за ним поднимался жар, потому что тело не привыкло к такой силе. Когда свет дошел до головы, я подумала, что она лопнет и что надо бы прекратить опыт. И тут я получила совершенно ясное указание сделать так, чтобы снизошли Покой, Умиротворенность, расширить телесное сознание, сознание всех клеток, чтобы они смогли вынести супраментальный свет. Я расширила его, а свет горел все ярче; я сделала все, чтобы снизошла несокрушимая полнота умиротворенности. На секунду я упала в обморок... и оказалась в ином мире, но отнюдь не в "дальнем". То был мир почти такой же вещественный, как и физический мир...» Здесь мы видим весьма значите отличие от опытов, укладывающихся на кривую А1 А2 и так далее, в частности от «супраментального парохода»: кажется, что «иной мир» за это время «овеществился», словно приблизился к нам, будто в «недостающем звене» стало меньше необходимости! И внезапно Мать увидела Шри Ауробиндо — живого, рядом, словно завеса смерти исчезла. Словно воздействие смерти было затемнением Материи, затемнением нашего материального восприятия. В том свете — свете в самой Материи, в теле Матери (он даже вызывал у Нее жар) — смерть, или завеса смерти, была упразднена, восприятие работало без учета смерти. Смерть — это завеса, а быть «по ту сторону смерти» означает пребывание не в потусторонних далях, не в не-материальном, но в Материи, в настоящей Материи. Просветляющая Материя и есть настоящая.

«Мир почти такой же вещественный, как и физический. Там 6ыли комнаты комната Шри Ауробиндо, кровать, на которой Он отдыхал,  —  Он жил там, Он пребывал там ВСЕ ВРЕМЯ; то была его обитель. Даже у меня там была комната с большим зеркалом, как здесь, гребнями и прочими вещами. Что до вещественности, то все эти предметы были почти такими же плотными, как в физическом мире, но обладали собственным светом: они были не просвечивающие, не прозрачные, но светящиеся изнутри. Веществу, из которого состояли вещи и комнаты, не была свойственна темнота физических объектов: оно было не таким сухим и жестким, как в физическом мире. А Шри Ауробиндо пребывал там во всем своем величии и красоте. У него были чудесные волосы, как прежде. Все это было до того конкретно, до того реально... Я пробыла там час (я сверялась с часами) и говорила со Шри Ауробиндо. Он ничего не сказал. Спокойно слушал и смотрел так, словно все мои слова ничего не значили: Он все понимал, причем мгновенно... После "пробуждения" у меня не было обычного ощущения, будто я вернулась издалека и нужно войти в тело. Нет, я   пребывала в «ином мире», а потом сделала шаг назад и очутилась здесь. Мне потребовалось добрых полчаса, чтобы осознать, что этот (наш) мир существует так же, как и тот, и что я больше не "по ту сторону", а опять здесь, в мире Лжи. Я обо всем забыла: о людях, вещах, о делах, - все это как-то ушло, словно и не обладало реальностью. Мир Истины не нужно собирать из отдельных кусочков: он вполне существует, он весь здесь, на изнанке нашего. Все здесь. ВСЕ».  

Тут слишком много тайн; позже они, быть может, прояснятся, но лично нас прежде всего поразило следующее: выходит, целых девять лет — с 1950 по 1959 год — Мать положила на поиски Шри Ауробиндо?.. Девять лет Она не находила дороги. Почему?

Несомненно, Она встретила бы его и в ментальном, и в витальном, и в психическом мирах, ведь всем нам (по крайней мере тем, кто обладает сознанием) доводилось встречать людей, ушедших из физического мира и считающихся мертвыми. Людям случается заглядывать в ментальный или витальный мир. Однако Она нашла дорогу через собственное тело: телесное сознание отыскало путь. Конечно, тот мир материален, но Материя там отлична от того, что обычно понимается под этим словом — так что это, иная Материя, или Материя, воспринимаемая иначе? Ведь девять лет у Нее ушло на создание (или на то, чтобы разрешить создание) недостающего звена в восприятии или в материальной субстанции. Та(к) прояснилась, И Мать увидела — увидело телесное сознание. Тот мир не был так «далек», как видения кривой А2—А2 и так далее, он было гораздо более физическим, «почти столь же вещественным, как физический мир». Но если он так «близок», то где останавливается «приближение», где граница? И действительно ли он где-то останавливается, перестает приближаться? Или в некоторой точке разграничительная линия расплывается? Что вообще делает возможной эту линию? Что дает жизнь завесе?.. Ведь завесу можно и убрать, но что-то скрыто за ней в нашей материальной субстанции, в нашем материальном сознании. «И все же, — говорила Она, — чтобы перейти в другой мир, чтобы ИНОЕ СТАЛО НАСТОЯЩИМ, нужно совсем немного. Хватило бы лёгкого щелчка, точнее почти незаметного изменения взгляда. Как бы это сказать?.. Для обычного сознания это неуловимо: хватит совсем крошечного внутреннего сдвига, некоего качественного изменения... » чтобы перейти из этого мира в иной; или чтобы иной мир перешел сюда? Каково направление движения?.. Да его скорее всего и вовсе нет! Когда завеса растает, движение пойдет во всех направлениях -а ведь она может растаять. Достаточно «щелчка» защелки. Надо найти защелку в нашей Материи. Быть может, неосознанно для нас она как раз и создается, как в течении девяти лет создавалась в Матери неощутимо для нее?.. Быть может, Матери удалось уничтожить завесу в своем теле, осуществить в нем полное слияние — но если это случилось в одном теле, то и все тела, вся Материя способна на это. «Мне постоянно кажется,  — говорила Она, — что можно просто сгустить этот мир, и он станет видимым для всех»6. Она сказала это уже в 1956 году после опыта супраментального «нисхождения». Между 1956 и 1959 всего три года. Что произошло в 1973 году, когда Мать ушла? Куда Она ушла?

В том же опыте в 1959 году Мать задала всего один вопрос Шри Ауробиндо: «Я показала Шри Ауробиндо этот мир, это рабочее поле и спросила Его, КОГДА иной, истинный мир, находящийся здесь, совсем рядом, займет место мира Лжи(?)...» «Займет место», то есть не мы перейдем в иной мир, а иной мир перейдет в этот — иной, в чем иной?.. Он тот же самый! Не может быть двух миров Материи, оба существуют в одном: мир, видимый истинно, и мир, видимый лож но. Но если его увидеть истинно, разница оказывается потрясающей! Это переход от обезьяны к птице. Правда, это переход в совершенно другой, и при этом тот же самый, мир! Все изменится все: жизнь, образ бытия. Континент в континенте. Колоссальный переворот... А продлится он всего ничего — щелчок и не больше. Но надо выдержать этот щелчок. Быть может, не все (ведь надо готовиться к щелчку, видеть и жить) вынесут его, быть может для некоторых все останется по-прежнему? Вдруг опыт окажется не «заразным», и человечество перейдет линию не целиком, а кое-кто и людей пожелает так и жить с верой в смерть до тех пор, пока не умрет? Прямо-таки Апокалипсис. Но автор Апокалипсиса не ведал о существовании супраментального мира, не ведал про эту Материю и располагал свое царство где-то на небе, тем самым принижая смысл земли. Апокалипсис действительно наступит, но только для тех, кто останется за линией и будет дальше задыхаться в своем наглухо замкнутом мире — никто не собирается их губить, они сами себя погубят. Грузная и удушливая вибрация сама приведет и назначенному им месту — к стремительному таинственному вырождению элементов, не способных к эволюции. Они заболеют 6олез-нью смерти — это их болезнь. Надо готовить легкую вибрацию! Не-обходимо подготавливать другое дыхание. Возможно, у нас есть на это время. Мы на подготовке. Мы под вопросом.

«Когда?» — спросила Мать у Шри Ауробиндо. — «"Not ready" — ответил Он. — "Не готов"» (видимо, следует читать "нет готовности").

Но завеса становится все тоньше и тоньше. Это началось в 1959 году — а что сделала Мать между 1959 и 1973 годом? Быть может, «расстояние» нулевое. Быть может, оно громадное... если только нам не будет дарована милость, которая ждет лишь нашей легкой: вибрации, нашей веры в истинную жизнь, нашей потребности в истинной жизни. Есть ли у нас такая потребность? Подлинная потребность? Возможно, весь вопрос только в этом.

Грузные будут становиться все грузней и грузней.

Легкие просветлятся и улыбнутся новой заре.

«Может быть, достаточно добавить радости»,  — говорила Она.

 

_________________________________

Entrtiens, 5.9.56

 

Фрагмент из книги Сатпрема "МАТЬ, или НОВЫЙ ВИД". Издательство МИРРА, Санкт-Петербург, 1977

Часть вторая: "Сквозь завесу, или очищение клеток". Стр. 149-154.

Слова и буква, подчёркнутые в скобках, добавлены по смыслу, поскольку перевод и редакция текста книги далеки от идеального. 

____________