ГЛАВА VIII ГНОСТИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО

Как только мы в нашем мышлении достигаем уровня эволю­ции, где Сверх-Разум переходит в Супер-Разум, мы встречаем поч­ти непреодолимое затруднение. Мы стремимся найти какое-нибудь представление или более или менее ясное умственное описание супраментального или гностического бытия, которого эволюция Природы в Неведении стремится достичь... Обыкновенно мы вос­принимаем или воображаем духовные или мирские вещи посред­ством ума, но на гностическом уровне эволюция пересекает ли­нию, за которой сознание резко меняется, нормы и формы умственного  познания уже недостаточны;   ментальному     мышлению трудно постичь и описать супраментальную Природу, Природа разума и мышление основаны на сознании конечного, тогда как суп­раментальная Природа в самой своей основе является сознанием и силой бесконечного. Супраментальная Природа видит во всем единство и относится к многочисленности, разнообразию и сложности, даже к самым большим противоречиям, в свете этого един­ства: ее воля, идеи, чувства и действия основаны на этом единст­ве. Природа разума, напротив, мыслит, проявляет волю, чувствует на основе разделения и имеет только искусственно составленное по­нятие об единстве, даже когда она ощущает единство,   действие все же основывается на различиях и ограниченности. Но супрамен­тальная Божественная жизнь в своей основе есть непосредствен­ное и изначальное единство... LD II, 27.

Переход (от Сверх-Разума к Супер-Разуму) – это стадия, в которой супраментальный Гнозис принимает руководство эволю­цией от Сверх-Разума и создает основу для своих характерных манифестацией и открытых действий. Это не станет немедленным раскрытием и проявлением абсолютного Супер-Разума и супра­ментального бытия на их собственном плане — скорым апокалип­сисом Существования Сознания-Истины, вечно следующей себе и полной в своем самопознании; это будет феномен нисхождения супраментального существа в мир эволюционного становления и постепенного открытия сил Гнозиса в земной природе...

Человек находится в неведении главным образом для того, чтобы расти, познавать и действовать, для того, чтобы достичь чего-то, познать и создать что-нибудь. Так как мы несовершенны и не удовлетворены своим бытием, то мы должны волей-неволей прикладывать усилия к тому, чтобы стать другими (более совер­шенными). Невежественные, обремененные сознанием своего неве­жества, мы должны достигнуть сознания, благодаря которому смо­жем почувствовать, что мы знаем; будучи ограниченны, мы долж­ны искать силу и энергию; будучи обременены сознанием страда­ния, мы должны сделать что-то, чтобы получить радость и удовлетворение в жизни. Поддерживать жизнь – наша первая обя­занность и задача, но это лишь отправная точка, так как поддерж­ка Несовершенной жизни, полной страдания, не может быть окон­чательной целью нашего существования... Познать свою душу и отождествиться с ней — вот цель нашего настоящего бытия. Вот секрет, который ускользает от нас из-за увлечённости нашего внимания внешним знанием, внешними достижениями и поверх­ностными удовольствиями. Духовный человек — это тот, кто на­шел свою душу, кто живет в ней, сознает ее и наслаждается ею, ему уже не нужно ничего внешнего для полноты жизни. Гности­ческое существо с этого момента наполняет собой наше невежест­венное существо и освещает его проявленной силой бытия... При­вязанности и зависимости исчезают, так как с каждым шагом рас­тет удовлетворенность существа самим собой в сознании независи­мого восторга бытия. Каждая фаза эволюции в познании будет по­степенным раскрытием силы воли и восторга свободного бытия, основа которого – бесконечность блаженства Брахмана и светлое со­изволение Трансцендентальности. Гнозис – это эффективный прин­цип Духа, высший динамизм духовного бытия. Гностическая лич­ность будет завершением духовного человека. Все его существо, все мысли,  действия будет  вести огромная  универсальная  сила Духа. Все триединство Духа21 станет

_____________

 

21 Согласно Шри Ауробнндо, развитие сознания открывает три основных силы: трансцендентную, космическую и личную. Для того, чтобы испытать всю полноту истины бытия, все три должны быть активизированы.

реальным в его самосознании и бу­дет реализовано в его внутренней жизни... Вся жизнь станет со­зидательным бытием, внутренний Пуруша найдет самовыражение в природе, и вся жизнь человека, все его мысли, чувства и дейст­вия будут наполнены этим сознанием и будут основаны на нем. Человек почувствует присутствие Божества в каждом центре сво­его сознания, в каждой вибрации жизненной силы, в каждой клет­ке своего тела. Во всех действиях своей природы он познает действия Материи мира, Сверх-Природы22. Он познает свое естествен­ное существо как манифестацию силы Матери мира. В этом соз­нании он будет жить и действовать в полной трансцендентальной свободе, в полном восторге духа, в полном непосредственном тож­дестве с космосом и всей вселенной. Его собственная жизнь и жизнь вселенной станут для него как бы совершенными произведениями искусства... Гностический человек будет жить в мире, но одно­временно выйдет за его пределы и будет жить в трансценденталь­ном мире. Человек тогда превратится в универсальную, свободную личность, уже больше не ограниченную отдельной индивидуаль­ностью...

Супраментальная или гностическая раса людей не будет ра­сой, созданной по одному жесткому образцу: закон Супер-Разума – единство, осуществляемое в многообразии, – дает таким образом бесконечное разнообразие в проявлениях гностического сознания и в то же время в своей основе будет все раскрывающим и все объединяющим единством...

Все, что проявится или не проявится в определенный момент, будет зависеть не от способности или неспособности личности, а от динамического волеизъявления Духа, его восторга в самовы­ражении, от сознания Божественной Воли, от радости в самом себе, от истины, которая должна быть постигнута индивидуумом, находящимся в гармонии со всем. Завершенная личность есть космическая личность, так как только когда мы станем частью всего космоса и затем выйдем за его пределы, наша личность мо­жет считаться завершенной.

Супраментальное существо в космическом Сознании, ощущая всю вселенную, как самого себя, будет действовать соответству­ющим образом. Его действия в универсальном Сознании будут основаны на гармонии собственной личности и вселенной... Соот­ношение нашего пути и цели с путем и целью вселенной для нас не ясно. Для того, чтобы найти гармонию между собой и миром, мы обычно стараемся подчинить его себе или, подавив себя, под­чиниться ему, или же достигнуть трудного равновесия между эти­ми двумя крайностями в соотношении личной судьбы и космоса с его скрытой целью. Но для супраментального существа такой трудности не будет, так как у него исчезнет эго. Его космическая личность будет сознавать себя частью космических сил и их дей­ствий, его Сознание-Истина будет знать постоянно существующее

правильнее соотношение и найдет его верное динамическое выра­жение. LD II, 27.

В действительности индивидуум и космос – непосредственные и взаимосвязанные выражения единого трансцендентального Су­щества...

Думать о благе для всех существ, относиться к радости и горю других, как к своим собственным, есть признак освобожде­ния и реализации духовного человека. Для супраментального су­щества альтруистическое самозабвение окажется ненужным, так как он будет тесно связан со всеединством, потому что больше не будет борьбы и противоречий между собственным добром и добром других... Его чувство единства и универсальности всегда будет не­посредственным и естественным, выражая автоматически истину и радость в самосознании Духа... LD II, 27..

В гностической жизни антиномии между внешней и внутренней жизнью, собственной личностью и внешним миром, будут преодо­лены.

Гностическое существо будет жить в самих глубинах, в един­стве с Богом, с Вечным, самопогруженное в Бесконечное с его вершинами и таинственными безднами; нет ничего, что смогло бы нарушить его покой и вторгнуться в его глубины. Это и есть транс­цендентальный аспект духовной жизни, необходимый для полной духовной свободы; иначе тождество с миром будет сковывающим ограничением, а не свободной тождественностью, В то же время его восторг и любовь к Богу будут выражать внутреннюю связь и единство; любовь и восторг будут расти и развиваться, пока не ох­ватят все существующее...

Гностическое существо имеет волю к действию, а также знание, когда нужно проявить силу воли для выполнения задания. Им уже не будет руководить Неведение и его действия не будут мотивированы стремлением к плодам или результатам действия;

______________

22 Мать мира – посредница между вечным Единым и проявленным множеством.

его радость будет заключена в самом бытии и в самом действии, в чистом бытии и восторге Духа... Знание гностического существа, самореализованного в действий, не будет ментальным, это будет Истина-Идея Супер-Разума, орудия экзистенциального света Соз­нания... Для бесконечного сознания, познающего через отождест­вление, каждая дифференциация включает в себя восторг восприя­тия тождества; каждый конечный акт – чувство бесконечности.

Для мыслящего ума радость бытия состоит в открытии тайны мироздания и в проникновении в эту тайну, которая приходит с (супраментальным) познанием... Для каждого гностического дей­ствия будет характерна замена интеллектуальных поисков супраментальным тождеством и гностической интуицией, – процессом,

в котором познаваемое тождественно с познающим, и личность следит за всем интегральным действием и внутренне реализует себя в нем. Ум, наблюдая и рассуждая, силится отделиться и объективно познать, что ему нужно. Он старается познать объект, как что-то самостоятельное вне себя, не зависящее от личного мышления или присутствия своего «я», тогда как гностическое соз­нание сразу, точно и всесторонне познает объект благодаря отож­дествлению с ним...

Так же, как ум ищет Свет, раскрывающий знание и господство посредством знания, таким же образом жизненные процессы стре­мятся к развитию своих сил и господства посредством этих сил. Жизнь стремится к власти, к господству, к  обладанию, твор­честву, радости, любви и красоте. Радость бытия выражается в постоянных и разнообразных творческих действиях большой ин­тенсивности. Гностическая эволюция ведет все это к высшему   и  самому полному выражению, но не будет действовать для удов­летворения умственного или витального эго, для узкого самоудов­летворения и честолюбивого господства над другими или же для большего самоутверждения личных сил, так как все это не ведет к полноте и совершенству духовного развития. Действие в гнос­тической жизни будет производиться только для самого Божества, для Божества внутри нас и всех в мире. Суть жизни для гности­ческого существа будет заключаться в постоянно растущем созна­нии присутствия Божества, Света, Силы, Любви, Восторга и Кра­соты... В результате полной  перемены сознания и установления нового соотношения духа и разума, жизненных процессов и мате­рии, возникает и повое соотношение духа и тела, в котором   дух обитает. LD II, 27.

Это новое соотношение духа и тела делает возможным сво­бодное принятие всей материальной природы вместо отказа от нее. Отступление от нее, отказ отождествиться с ней, который был необ­ходим для освобождения духовного сознания, теперь не нужен. Прекратить отождествлять себя с телом, отделиться от телесного сознания — безусловно необходимый шаг для достижения духов­ного освобождения, совершенства и господства над природой. Как только это освобождение закончено, духовный Свет и Сила могут низойти и заполнить тело, таким образом делая возможным новое свободное принятие материальной природы... Познав скрытое соз­нание внутри материального вещества и будучи уверенным в этом более великом знании, гностический Свет и Сила могут соединить­ся с Материей, осознанной в таком свете, и принять ее как сред­ство для духовной манифестации. В таком случае возможно даже благоговение к Материи и сакраментальное  (обрядовое) отноше­ние к ней...

Законы тела возникают из подсознания и бессознания, но в гностическом существе подсознание становится сознательным и подчиняется супраментальному контролю, проникаясь его светом и действием. Темнота и неопределенность бессознания с его сопротивлением и запоздалыми реакциями будут преобразованы нис­хождением Супер-Разума в низшие планы сознания, являющиеся его опорой...

В развитом гностическом существе неоспоримая духовная реальность Сознания-Истины станет сознаваемой и закономерной, и его действия уже не будут, как в настоящее время, сдерживаться законом механики...

Это Сознание-Истина и будет управлять существом, включая все его функции и действия тела с полным знанием и силой, и та­ким образом тело преобразуется духовным сознанием в здоровый, свободно реагирующий и совершенный инструмент Духа. LD II, 27.

Вследствие этого нового соотношения духа и тела гностическая эволюция сделает возможным одухотворение, усовершенствование и реализацию физического существа, тела, ума и жизненных про­цессов...

Неполнота и слабость Сознания-Силы, выраженные в умствен­ном, чувственном и физическом существе, неспособность принять или отклонить по желанию сошедшую универсальную Энергию и аккумулировать ее – вот что является причиной боли и страдания.

В материальном мире эволюция начинается с полного отсут­ствия чувствительности. Примечательно то, что пониженная чув­ствительность или большая выносливость, бесчувственность к бо­ли и страданию, характерны для ранней фазы эволюции, то есть для живого мира и для примитивного человека. По мере того, как человек эволюционирует, в нем развивается чувствительность, и он страдает более интенсивно умственно, эмоционально и физи­чески.  Развитие сознания не соответствует развитию физической силы. Тело делается более чувствительным, гибким и более подат­ливым, но в то же время менее эффективный в проявлении внеш­ней энергии: человек должен проявлять силу воли, чтобы контро­лировать нервную систему, выполнять трудные задачи, закаляться, чтобы легче переносить страдания и несчастья. В процессе духов­ной эволюции эта сила сознания и контроля внешних, умственных, и физических процессов безмерно увеличивается. Приходят внут­реннее спокойствие и равновесие, которые при всех потрясениях становятся привычным состоянием, распространяясь от ума к эмоционально-витальным частям человека, давая им больше силы и спокойствия; такое состояние может сформироваться даже в теле и стать защитой от всяких несчастий, боли и страданий. Возмож­но, что появится даже способность физического бесчувствия или умственного отделения себя от потрясений и физических мучений, демонстрируя таким образом, что обычные реакции и покорность тела общим законам природы не обязательны и могут измениться. Еще более замечательны способности, появляющиеся на уровне одухотворенного ума; они преобразуют вибрацию боли в вибра­цию блаженства. Даже если эта способность действует только до известной степени, это указывает на возможность полного измене­ния обыкновенного сознания и приобретения способности самоза­щиты, предотвращающей несчастья и муки, которые трудно вы­нести или трансформировать. На определенной стадии гностичес­кой эволюции происходит полная трансформация сознания, возни­кает способность к абсолютной самозащите, освобождение тела от страданий и перерождение их в полный восторг бытия. Духов­ное блаженство (Ananda) нисходит в тело и наполняет все клетки и ткани. Само возникновение этого высшего блаженства может привести к полной трансформации несовершен­ных и вредных чувств физической природы.

Стремление к высшему и полному восторгу бытия скрыто во всем нашем существе, оно замаскировано разделенностыо на час­ти нашей природы и их различными желаниями, а также нашей способностью воспринимать только самые поверхностные удоволь­ствия...

Это стремление основано на истине нашего существа, так как Ананда – сущность Брахмана, высшей природы вездесущей реаль­ности. В духовной эволюции Супер-Разум нисходит из Ананды, а восходя, опять сливается с ней... Спокойствие, тишина, безмолвие Вечного и Бесконечного — первая основа для освобождения души от Неведения. Силой, завершающей духовную эволюцию, это спо­койствие преобразуется в восторг и блаженство Вечного и Беско­нечного... Спокойствие и экстаз уже не отличаются друг от друга и становятся едиными. Принимая и объединяя все разногласия и противоречия, Супер-Разум создает единство и всеобъемлющее спокойствие, а глубокая радость бытия является первым призна­ком трансформации; однако это спокойствие и радость восприни­маются уже не как различные переживания, а как единое состо­яние, завершающееся в экстазе Бесконечности... Чувство универ­сальной красоты и радость бытия начинают проявляться: все пред­меты обнаруживают вибрации силы и гармонии, скрытые от обыч­ного ума и чувства. В этом универсальном явлении открывается вечная Ананда. LD II, 27,

 

Обычно нашим «я» является отдельное эго, так что, если эго должно исчезнуть в трансцендентальном или вселенском Сознании, личная жизнь и действия должны прекратиться, потому что с ис­чезновением индивидуальности может существовать только безличное Сознание, космическое «Я». Но если личность совсем ис­чезнет, то исчезнет и проблема личной ответственности, мораль­ного совершенства. Согласно другой теории, духовный человек остается, но освобожденный, очищенный, усовершенствованный в своей природе... Таким образом, можно заключить, что гностичес­кая или супраментальная личность является безличным Пурушей. Возможно множество гностических индивидуумов, но отдельных личностей не будет, так как все будут одинаковы в основе своей природы и своего существа. LD II, 27.

Божество, Вечное выражение как Бытие, Сознание, Экстаз, Мудрость, Знание, Любовь, Красота и представляется нам без­личными универсальными силами, природой Божества, так что можно сказать, что Бог есть Любовь, Мудрость, Истина и Правед­ность; но на самом деле Божество не есть безличное состояние или абстрактное качество, а Существо одновременно абсолютное, универсальное и индивидуальное. Очевидно, с этой точки зрения нет противоречия или несовместимости в совместном существова­нии безличного и личного: они тождественны и сливаются друг с другом, но в то же время могут оказаться двумя сторонами дей­ствительности, лицевой и оборотной. Гностическое существо по природе своей Божественно, так что оно отражает в себе эту при­родную тайну бытия,

В настоящее время законы и нормы морали необходимы, по­тому что человек содержит в себе силы антагонизма, разногласия, недоброжелательности и раздора. Этика создает добро в природе, пораженной злом, силами тьмы, неведения, как это сказано в древних легендах Веданты. Когда же все определяется истиной сознания и истиной бытия, уже не нужны мерила добродетели и греха. Тогда все будет определяться силой любви и правды. Соз­данные умом идеалы в результате внутренней интеграции больше не будут нужны. Преобразование нашего бытия в сторону духовной жизни и единства являются нашим освобождением, достигнутым посредством духовной эволюции. Гностическая эволюция возвра­щает нам наше истинное «Я», как только мы достигаем этого уров­ня. Идеалы добродетели и законы морали становятся ненужными. Остается один закон — полной свободы духа...

Отдельная самостоятельная личность может находиться в раз­ногласии с другими отдельными существами или с космосом, или быть в конфликте с высшей Истиной, выражающей себя во вселенной. В Неведении это происходит от того, что человек основы­вается в своей жизни на сознании отдельной личности...

В гностическом сознании такого разделения не существует, потому что каждый находит свое «Я», и все находят свою собст­венную истину и гармонию... Таким образом, в гностической жиз­ни существует полное согласие между свободным самовыражением существа и его автоматическим повиновением внутреннему закону высшей и универсальной Истины бытия. Для него это разные сто­роны одной и той же истины, индивидуальной и личной, соединен­ной в одну Сверх-Природу...

Гностическое существо не чувствует ни в коей мере, что его свобода нарушается обязательным порядком его мыслей и дейст­вий, потому что этот порядок самопроизволен и присущ гностичес­кому сознанию... Его свобода — это не свобода следовать лжи и заблуждению, так как ему не нужен опыт, полученный посредст­вом ошибок и заблуждений, как это происходит на ментальном уровне... Такое сочетание свободы и порядка будет неизбежным законом нового общества...

Наше ментальное представление о единстве держится на тож­дестве. Единство, созданное разумом, движется к полной стандар­тизации, в которой могут быть только самые незначительные оттен­ки различий, тогда как самое большое разнообразие в самовыра­жении единства станет законом гностической жизни. Разница в гностическом сознании приведет не к противоречиям, а к естест­венной адаптации, к ощущению дополнительной полноты, к богатству и многообразию всего, что нужно знать, выполнить и ре­шить в коллективной жизни общества. LD II, 27.

Свобода гностического существа основана на том, что Боже­ственное Знание и Сила, Сверх-Природа будут действовать через гностическую личность при ее "полном участии. Это единство и даст полную свободу. Освобождение от законов, включая и мо­ральный закон, так часто утверждаемый по отношению к духовной личности, основано на единстве личной воли и воли Всевышнего. Все ментальные идеи отпадут, исчезнут, потому что в них уже больше не будет нужды: более подлинный закон тождества с Бо­жеством и со всеми существами займет их место... В гностической личности Истина-Знание будет руководить и решать, а все другие силы существа будут содействовать этому. Тогда уже не возникнет разногласий и конфликтов среди сил природы.