ГЛАВА V РАЗВИТИЕ ДУХОВНОГО ЧЕЛОВЕКА

В животном разум не вполне отделен от живой телесной фор­мы, и движения разума так тесно связаны с движением всего жи­вого организма, что он не может отделиться и наблюдать его со стороны. В человеке наоборот – разум отделился и сознает свои умственные процессы, в отличие от других процессов. Наши мыс­ли и воля способны отделиться от ощущений, импульсов, желаний, эмоций и сделаться независимыми от них, наблюдая или контро­лируя их, санкционируя или отменяя их действия... Вначале душа человека не отделена четко от ума и умственной жизни; ее дей­ствия уже включены в умственные и эмоциональные движения. Ментальный человек не осознает, что за умом, за жизненными и телесными процессами скрыта душа, и что она действительно мо­жет отделиться от них, наблюдая и контролируя их действия и развитие. На самом деле это как раз то, что может и должно про­изойти в процессе внутренней эволюции. Это как раз и есть на­долго отсроченный, но неизбежный шаг в нашей эволюционной судьбе...

Можно поступить решительно – человек отделяет себя от мысли и видит себя во внутренней тишине как дух, поддержива­ющий жизнь; или же отделяет себя от жизненных движений, же­ланий, ощущений, импульсов, осознает себя, как дух, воплощенный в материю. Таким образом, человек открывает себя как сознатель­ное существо, как Пуруша, — тонкое «Я», поддерживающее плоть. Многие считают это открытие настоящего «Я» достаточным, и, до известной степени, они правы... Однако самореализация может идти дальше, до освобождения от всякой формы или действия природы...

Когда внутри нас возникает полная тишина и полное спокой­ствие, уже больше не зависящее от поверхностных движений, тог­да мы можем осознать нашу  духовную сущность; наше существо возвышается, тогда над индивидуальной душой, распространяется в космос, за пределы всех природных форм и действий, восходит в безграничную Трансцендентальность. Такое освобождение нашей духовной части и является решающей стадией в духовной эволю­ции Природы.

Без сомнения, наше духовное сознание сильно отличается от ментального, и это доказывает, что в нас скрывается духовное су­щество, совсем отличное от нашей поверхностной умственной лич­ности...

Мы настаиваем на следующем определении духовности; ду­ховность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или к аскетизму; это не религиозность или страстный эмоциональный подъем духа, даже не смесь этих пре­восходных вещей. Умственная вера, эмоциональное устремление, регулирование поведения соответственно религиозному или эти­ческому предписанию — это не духовные достижения и не опыт. Все это представляет большую ценность для ментального созна­ния и жизни, а также и для самой духовной эволюции, но только как подготовительные действия для дисциплины и очищения чело­веческой природы. Зачатки духовной реализации, опыт и измене­ния в природе еще отсутствуют. Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней реальности нашего существа – нашей души; внутреннее стремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней; войти в контакт с высшей действительностью, имма­нентной космосу или существующей вне космоса, а также нашему существу; быть с ней в связи, соединиться с ней и, в результате этого контакта и соединения, преобразить все наше существо, превращая его в новое существо, в новую личность, в новую при­роду. LD II, 24.

Пытаясь открыть наше внутреннее существо (духовный мир), Природа использует четыре главных метода: религию, оккультизм, духовную мысль и внутренний духовный опыт, или реализацию. Первые три – только подходы, последний – завершающий путь. Эти четыре метода проявляют себя одновременно более или менее связно, иногда временно сотрудничая, иногда противодействуя друг другу, иногда отдельно и независимо...

Каждый из этих методов соответствует чему-то в нашем соб­ственном существе и, следовательно, необходим для чего-то в об­щей цели эволюции... Прежде всего, человеку нужно познать са­мого себя, открыть и использовать все свои (скрытые) возмож­ности. Для полного познания самого себя и мира человек должен проникнуть вглубь, по ту сторону ментальной поверхности и фи­зической природы. Достичь этого он может только через познание собственного внутреннего ментального, витального, физического и психического существа, а также оккультных законов и процессов ума и жизни, которые находятся по ту сторону    физической видимости вселенной...

Все эти условия на религиозном, оккультном и философском поприще должны завершиться, в конце концов, открытием духовно­го сознания и опыта, которые непременно расширяют, углубляют и определяют активную жизнь, отражающую духовную истину; это работа духовной реализации и опыта.

Последняя, высшая стадия эволюции – это появление осво­божденного человека, который реализовал свое «Я» и дух внутри себя, вошел в космическое Сознание, соединился с вечным и, по­скольку он еще признает жизнь и действие, то действует согласно свету и силе внутри себя, через человеческие инструменты приро­ды. Высшим выражением этого духовного изменения и достиже­ния является полное освобождение души, ума, сердца и действий, превращение их в космическую и Божественную Реальность. Ду­ховная эволюция, таким образом, находит свой путь и воздвигает Гималайские вершины человеческой природы. Выше этих вершин открываются супраментальные сферы и непередаваемая Трансцендентальность.

Цель мистика заключается не в разрешении человеческих проблем на основании прошлых или настоящих ментальных прин­ципов, а создание новых основ бытия, жизни и знания... Тем не менее, духовный человек не стоит в стороне от жизни человечества. Напротив, главной задачей для него являются развитие чувства единства со всем творением, осознание универсальной любви и сострадания, развитие энергии для блага всех. Таким образом, его усилия направлены на творческую помощь и руководство, как это делали древние Риши и пророки. Когда человек действует таким образом с непосредственной помощью Духа, получаются громад­ные результаты. Все же духовная проблема не может быть раз­решена внешними средствами, хотя они тоже играют роль. Ре­шить ее можно только внутренним перерождением, трансформа­цией сознания и человеческой природы.

Если до сих пор результаты были только незначительные, а не решающие, и если к всеобщему сознанию были прибавлены только некоторые хорошие качества, без настоящей трансформа­ции, то это произошло потому, что массы человечества всегда от­вергали духовные порывы или отрекались от духовного идеала, принимая только его форму, но не внутреннюю суть.

Духовное начало может влиять на жизнь только духовными способами, недуги человечества не могут быть исцелены панацеями политическими, социальными или какими бы то ни было другими механическими способами, постоянно применяемыми человеческим умом и никогда ничего не решающими. Самые радикальные поли­тические и социальные реформы никогда ничего не меняют, так как старые недуги появляются в новых формах: окружающая об­становка меняется, но человек остается прежним. Он остается все тем же невежественным умствующим существом, неправильно применяющим свои познания, движимым своим эго, всецело зави­сящим от желаний, страстей и требований своего физического су­щества. Из-за своей ограниченной и поверхностной точки зрения человек не осознает ни своей собственной души, ни сил, которые управляют им... Первая обязанность духовного человека — это открытие духовного существа в самом себе. Помощь другим на пути эволюции является настоящей услугой человечеству. До тех пор внешняя помощь может только утешить, но ничего не изменит... Духовная эволюция в Природе еще не закончена, можно сказать, что она еще только начинается, и что ее главная задача заключа­ется в том, чтобы укрепить и развить духовное состояние и создать основу для восприятия вечной Истины Духа,

В духовной эволюции неизбежен многосторонний подход к единой истине. Эта многосторонность и указывает на то, что душа относится к живой действительности, а не к сооруженной абстрак­ции, которая превращается в окаменелую структуру. Личное и интеллектуальное представление об истине, как об одной идее, ко­торую все должны принять, или же одной системе идей, которая должна покорить все другие идеи и системы, или же одного ограниченного факта, формулировки, которую все должны принять, является незаконным перенесением ограниченной истины физи­ческого мира в гораздо более сложный и гибкий мир Духа. Это перенесение (из одного мира в другой) принесло много вреда: узость и ограниченность мысли, нетерпимость к изменениям и многостороннему взгляду, необходимому в поисках истины, и мно­го заблуждений из-за этих ограничений и упрямства. Философия, например, сводится к бесконечным, бесплодным диспутам, а рели­гия заражена догмами, фанатизмом и нетерпимостью. Истина Ду­ха есть истина бытия и сознания, а не истина мысли...

Основная истина духовного опыта едина и следует везде од­ной тенденции – пробуждению и развитию духовного сознания. Однако, имея в своей основе обязательные требования, существуют бесчисленные варианты опыта и его выражения. Два действия не­обходимы для развивающегося в нас духовного Сознания-Силы: централизация и гармонизация всех возможных переживаний, а также интенсивное углубление данного опыта...

На уровне ментального сознания разнообразие опыта остается до тех пор, пока разум не будет окончательно преодолен, тогда высшее интегральное Сознание объединит и сделает гармоничной многостороннюю Истину Духа. LD II, 24.