ГЛАВА I ВЫСШЕЕ СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Самая первая обеспокоенность человека в его пробужденном состоянии и, как нам кажется, неизбежно и его последняя обеспокоенность, так как она пережила долгие периоды скептицизма и возвращалась после каждого изгнания – это высшая идея, которую человек способен постичь. Она выражается в предчувствии Божества, в тяготении к совершенству, в поисках абсолютной истины и полного блаженства, в сознании скрытого бессмертия. Древние зачатки человеческого знания оставили нам свидетельство этого беспрестанного стремления. В настоящее время человечество пресыщено, но не удовлетворено победоносным анализом внешней природы и готово вернуться к своим первобытным стремлениям. Самая ранняя форма человеческой мудрости обещает быть и его последней: Бог, Свет, Свобода, Бессмертие.

Эти постоянные идеалы человечества противоречат нормальному опыту и одновременно подтверждают более высокие и глубокие переживания, которые необычны для человечества и полностью достигаются только радикальным усилием индивидуума или же общим эволюционным прогрессивным движением. Познать себя и овладеть собой, стать божественным Существом, выйти из животного и эгоистического сознания; превратить наш затемненный интеллект в полную супраментальную просветленность; создать спокойствие и самосуществующее блаженство там, где существует только напряжение преходящих удовольствий, сопровождаемых физическими и эмоциональными страданиями; установить беспредельную свободу в мире, который (в настоящее время) представляется серией механических необходимостей; от крыть и реализовать бессмертную жизнь в теле, подверженном смерти и постоянной мутации — всё это видится нам как проявление Бога в Материи и как цель Природы в ее земной эволюции.

Для обычного интеллекта, считающего теперешнюю организацию сознания  пределом развития своих; возможностей, прямое противоречие между нереализованными идеалами и реализованным фактом является окончательным доводом против такой ограниченности. Но если мы вдумаемся в мировое действие Природы, то это прямое противоречие окажется частью самого  глубокого метода  Природы и доказательством ее полного согласия. LD I, 1.

Все проблемы бытия в своей основе – проблемы гармонии. Они возникают в сознании из-за неразрешенных разногласий, отсутствия соглашения или единства. Довольствоваться неразрешенным конфликтом возможно только для более практической и животной части человека, но невозможно для полностью пробужденного сознания...

В сущности, вся Природа стремится к гармонии – жизнь и материя в их собственной сфере, а разум – в организации своих восприятий. Чем больше кажущаяся дисгармония или несоразмерность, доходящая до полных противоречий, тем сильнее стремление к более совершенному порядку.

Мы говорим об эволюции жизни в Материи и эволюции ума в Материи, но эволюция – термин, который просто констатирует феномен, не объясняя его1._____________

1. Учение Шри Ауробиндо основано на следующей теории эволюции. Настоящая космическая манифестация является результатом двойного действия: инволюции ни эволюции. Инволюция – прогресс самоограничения, уплотнения материи, из-за чего универсальное Сознание-Сила постепенно скрывает себя до тех пор, пока не примет вид полного космического Бессознания. Таким образом, создается серия миров или уровней сознания, каждый со своей собственной силой-сознанием и своими формами. Высшая стадия духовного восприятия: Sat-Chit.-Аnаndа – Сат-Чит-Ананда (Sat – Бытие, Сhit – Сознание, Аnаndа – Экстаз, Блаженство),

Следующие нисходящие уровни; сверхумственный – гsuprаmеtal; умственный – mentа1; чувственный, эмоциональный – vita1; физический или материальный – рhysусаl оf mаtеriа1.

Эволюция – процесс, противоположный  инволюции; в нем Сознание-Сила постепенно выходит снова  из  космического  Бессознания и обнаруживает свои скрытые силы.

...Мы принимаем объяснение Веданты, что жизнь уже заключена в материю, а разум – в жизнь или в жизненные процессы, что в сущности материя есть форма скрытой жизни, а жизнь – форма скрытого сознания, иначе нет причины предполагать, что жизнь должна эволюционировать из материи, а ум – из живой формы. Тогда нет основания оспаривать следующий шаг эволюции и следует признать, что само разумное сознание может быть только формой, скрывающей высшее, сверхразумное сознание. В таком случае, непобедимое стремление человека к Богу, Свету, Блаженству, Свободе, Бессмертию занимает правильное место в эволюции, являясь повелительным импульсом Природы,    ищущей возможности развиться выше ума. Этот  импульс нам кажется таким же естественным и правильным, как импульс к жизни, уже заключенный в некоторых формах материи или же импульс к мышлению, заключенный в некоторых формах жизни. Он проявляется более или менее скрыто в разных формах природы, в постоянно развивающейся силе грядущего, что и создает со временем необходимые органы и способности. Как импульс к разуму заключает в себе наиболее чувствительные реакции жизни в металле и растении до полной организации человека, так и в человеке идет подымающаяся серия эволюционных процессов, которая подготавливает его к высшей Божественной Жизни. Животный мир является живой лабораторией, в которой природа    создала человека. А человек является мыслящей лабораторией, в которой природа стремится к проявлению Бога. Итак, если эволюция есть прогрессивное проявление того, что спало, было скрыто, но работало в Природе, было уже заключено в ней, то оно же и открывает ее сущность. Таким образом, нельзя полагать, что эволюция остановится на известной стадии. Мы не можем также говорить здесь об искажении ее сути и самонадеянности, как это делают приверженцы религий, или о болезненной галлюцинации, как это делают рационалисты,  когда  Природа  выявляет намерение идти дальше  (по своему эволюционному пути). Если верно, что    Дух заключен в Материю, и что внешняя природа скрывает Бога, то Его проявление и реализация внутри себя и во внешнем мире являются высшими и самыми закономерными целями жизни человека на земле.

Итак, вечный парадокс и вечная истина Божественной Жизни в физическом теле, бессмертное стремление или реальность, обитающая в смертной плоти, единое и универсальное Сознание, выявляющее себя в ограниченных умах и разделах эго, трансцендентальное, неопределимое, вечное и беспространственное Существо, которое само делает возможным  существование времени,  пространства и космоса, и во всем этом высшая правда достигается средством низшей, — все это оправдывает себя перед лицом освобожденного разума в вечном инстинкт" или в интуиции человечества. LD I, 1.