Шри Ауробиндо о структуре и организации существа

(фрагмент книги А.С. Далал "Великая психология. Введение в психологическую мысль Шри Ауробиндо")

 

Две системы в организации существа

Шри Ауробиндо различает «две системы, которые одновременно работают в организации существа и в его частях». Одна система является концентрической, напоминая «ряд колец или ножен»; другая — вертикальная, «похожа на лестничный пролет» [5].

Концентрическая система состоит из внешнего или поверхностного внутреннего существа, поддерживающего их обоих, самого глубокого существа или психического (Рис. 1). Внешнее и внутреннее существа имеют три соответствующих им части — ментальную, витальную и физическую. Таким образом, «мы можем сказать, что в нас присутствуют два существа, одно из них находится на поверхности и является нашим обычным внешним разумом, жизнью, телесным сознанием, другое — находится позади завесы, это наш внутренний разум, внутренняя жизнь, внутреннее физическое сознание, составляющие другое или внутреннее я» [6].

Вертикальная система состоит из различных уровней или градаций сознания, которые находятся ниже и выше ментального сознания — это уровень, с которым мы наиболее знакомы как человеческие существа. Несознательное, Подсознательное, Физическое, Витальное, Разум, Высший Разум, Просвещенный Разум, Интуиция, Надразум, Сверхразум и Сатчидананда составляют главные уровни сознания в вертикальной системе (Рис. 2).

В представлении Шри Ауробиндо концепция уровней сознания неразрывно связана с концепцией эволюции сознания.

...это Единое Существо и Сознание вовлечены здесь в Материю. Эволюция — это метод, с помощью которого оно освобождает себя. Сознание появляется в том, что кажется несознательным, и, как только оно пробуждается, то начинает расти выше и выше, и в то же самое время оно увеличивается и развивается, достигая все большего и большего совершенства.

Жизнь — это первый шаг на пути этого освобождения сознания, разум является вторым шагом. Но развитие не заканчивается на разуме, оно ожидает освобождения для того, чтобы развиться в нечто большее, в сознание, которое является духовным и супра-ментальным [7].

В своем объяснении Вселенной я выдвинул этот кардинальный факт духовной эволюции как смысл нашего существования здесь. Она представляет собой серию восхождений, от физического существа и сознания — к витальному существу, управляемому жизненной самостью; затем — к ментальному существу, реализованному в полностью развитом человеке; оттуда — к совершенному сознанию, которое находится за пределами ментального, и далее — к су-праментальному Сознанию и супраментальному существу... [8].

Внешнее существо

Три главных подразделения во внешнем существе составляют разум (ментальное), саму жизнь (витальное) и тело (физическое). Каждая из этих частей имеет свой собственный, отличный тип сознания, хотя в нашем обычном понимании все они смешаны.

Каждый план нашего существа — ментальный, витальный, физический — обладает своим собственным самостоятельным сознанием, хотя все они взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга; но в нашем внешнем разуме и чувстве, в нашем бодрствующем переживании, все они смешаны вместе. Тело, например, обладает своим собственным сознанием и действует, исходя из него, без какого-либо изъявления нашей собственной ментальной воли или даже вопреки этой воле. А наш поверхностный разум знает очень мало об этом поверхностном сознании, он лишь чувствует его несовершенным образом, видит только его результаты и испытывает трудности в поиске их причин [9].

Одно из первых различий, которые человек учится понимать по мере того, как происходит рост его сознании, — это различие между ментальным и витальным.

«Разум», в обычном смысле этого слова, охватывает без какого-либо различия все сознание, поскольку человек является ментальным существом и ментализирует все. Но... слова «разум» и «ментальное»... ассоциируются с той частью природы, которая имеет дело с познанием и интеллектом, с идеями, с ментальным или мысленным восприятием, реакциями мышления на вещи, с действительно ментальными движениями и образованиями, с ментальным видением и волей и т. д., которые являются частью его разума. Витальное необходимо четко отличать от разума, даже несмотря на то, что оно обладает ментальным элементом, влитым в него. Витальное является Жизнью-природой, она состоит из желаний, реакций души-желания человека и всей той игры инстинкта обладания и других инстинктов, гнева, страха, жадности, вожделения и т. п., которые относятся к этой сфере природы. Разум и витальное смешаны на поверхности сознания, но сами по себе они являются совершенно независимыми силами. И как только кто-нибудь проходит за пределы обычного поверхностного сознания, он начинает видеть их отдельными, постигает их различие и может с помощью этого знания анализировать их поверхностные смеси [10].

...разум и витальное... — это не одно и то же. Думающий разум, или буддхи (buddhi), живет в человеке не совершенным образом, т. е. с помощью интеллекта и мышления. Витальное, с другой стороны, является вещью, обусловленной желаниями, импульсами, толчками силы, эмоциями, ощущениями, поисками реализации жизни, обладания и удовольствия — все они являются его функциями и его природой. Это та наша часть, которая ищет жизнь и ее движения для их собственной пользы, и она не хочет лишиться всего этого, даже если они приносят ей страданий больше, чем удовольствия. Она даже способна наслаждаться слезами и страданием как частью жизненной драмы [11].

Точно так же тело, которое не просто является несознательной Материей, а «структурой тайной сознательной Энергии, принявшей в ней форму» [12], обладает сознанием, которое отличается от разума и не зависит от него.

Тело тоже обладает своим собственным сознанием, и хотя является субментальным, инструментальным или служебным сознанием, оно может и не повиноваться или не иметь возможности повиноваться. Во многих вещах, в вопросах здоровья и болезни, например, во всех автоматических функциях, тело действует по-своему и не является слугой разума. Если оно устало, то может оказать пассивное сопротивление воле разума. Оно может омрачить разум тамасом (tamas), инерцией, вялостью, испарениями подсознания, что не позволяет разуму функционировать. Без сомнения, рука поднимается, когда сознание производит внушение, но вначале ноги не слушаются, когда их просят идти; их нужно научить, как перейти от лежачего положения тела к вертикальному, как оставить прежние движения и обрести привычку ходить. Когда вы впервые просите руку начертить прямую линию или сыграть на пианино, она не может и не хочет этого делать. Она должна пройти школу, тренироваться, научиться и впоследствии может делать автоматически то, что от нее требуется. Все это доказывает, что существует телесное сознание, которое может делать различные вещи по приказу разума, но его нужно разбудить, обучить, сделать хорошим и сознательным инструментом [13].

Вместе с тем три отдельные друг от друга основные части внешнего существа — ментальное, витальное и физическое — смешаны и взаимодействуют друг с другом, что приводит к образованию различных подразделений внутри каждой части существа. Таким образом, помимо соответствующего разума (думающего), существует также часть разума, которая смешана с витальным, называется она «витальным разумом». Существует также часть разума, которая смешана с физическим, это — «физический разум». Подобные подразделения существуют также внутри витального и физического. Два из этих подразделений, которые вообще играют значительную роль у большинства людей, — это витальный и физический разум.

Витальный является той частью разума, которая смешана и находится во власти импульсов, желаний и чувств витальной природы. Рассуждение витального разума — это псевдо-рассуждение, оно может быть проиллюстрировано обычным действием рационализации, посредством которого разум, уп-, равляемый витальным, обеспечивает всевозможные «рациональные» объяснения и оправдания импульсам и желаниям витального.

Физическим является та часть разума, которая смешана с физическим сознанием и обладает похожими с ним характеристиками. Некоторые из главных характеристик физического — инерция, неясность, механическая повторяемость, автоматизм, напряженность и хаотическая деятельность — они отражаются в физическом разуме в виде умственной вялости, в сомнениях, механических реакциях на вещи, привычных способах размышления и замешательства. Часть разума, которая наиболее близка физическому, относится к механическому разуму; она похожа на механизм, продолжающий крутиться вокруг одной и той же оси независимо от того, какая бы мысль в нем ни возникла.

Внутреннее существо (сублиминальное)

За пределами внешнего существа находится внутреннее существо, которое называется сублиминальным «я».

Помимо внешнего сознания во всем нашем существе, на всех его уровнях присутствует также и внутреннее сознание. Обычный человек осознает лишь поверхностное «я» и совершенно не осознает всего того, что скрыто под поверхностью. Но все же то, что находится на поверхности, то, о чем и что мы знаем или думаем, и даже уверены в том, что это и составляет все, чем мы являемся, представляет собой лишь малую частью нашего существа, тогда как значительно большая наша часть находится под поверхностью. Или если говорить более точно, она находится за передним сознанием, позади завесы, это тайная часть, и она постигается только с помощью оккультного знания.... То, что мы называем нашим разумом, представляет собой только внешний разум, поверхностную ментальную деятельность, инструментарий, служащий для частичного выражения более обширного разума, стоящего позади, который мы обычно не осознаем и который можем узнать, только войдя внутрь самих себя. Так и то, что мы принимаем за наше витальное, на самом деле является лишь внешним витальным, поверхностной активностью, лишь частично выражающей более обширное, тайное витальное, о котором мы можем узнать только тогда, когда войдем внутрь себя. Точно так же и то, что мы называем своим физическим существом, является лишь видимой проекцией более обширного и более тонкого невидимого физического сознания, которое значительно сложнее, гораздо более сознательнее, намного шире в своей восприимчивости, гораздо более открытое, пластичное и свободное [14].

В противоположность тому, как внешнее существо «получает сознательно только внешние контакты и познает вещи опосредованно, через внешний разум и чувства» [15], внутреннее существо «непосредственно узнает об универсальном сознании и универсальных силах, которые действуют через нас и вокруг нас» [16]. В противоположность тому, как внутренний разум находится непосредственно в контакте с универсальным разумом, внутреннее витальное находится в прямом контакте с универсальными силами жизни, а внутреннее физическое — с универсальными физическими силами, которые окружают нас. Чтобы проиллюстрировать различие между опосредованным знанием, достигаемым через внешнее существо, и непосредственным знанием, получаемым через внутреннее существо, приведу слова Шри Ауробиндо:

«Возьмите болезнь. Если мы живем только во внешнем физическом сознании, то обычно не знаем о том, что близки к тому, чтобы заболеть, до тех пор, пока симптомы болезни не заявят о себе в теле. Но если мы развиваем внутреннее физическое сознание, то начинаем осознавать тонкую окружающую физическую атмосферу и можем чувствовать силы болезни, приближающиеся к нам через нее, чувствовать их даже на расстоянии, и если мы научимся этому, то сможем остановить их усилием воли или иным способом. Мы чувствуем так же вокруг себя витальную физическую или нервную оболочку, которая излучается из тела и защищает его. И мы можем ощущать враждебные силы, которые пытаются прорваться через нее, и мы можем вмешаться, чтобы остановить их или усилить нервную оболочку. Или мы можем почувствовать симптомы болезни, жар или простуду, например, в тонкой физической оболочке еще до того, как они проявятся в грубом теле, и можем разрушить их там, чтобы помешать им проявиться в теле» [17].

Окружающее сознание (вокруг-сознательное)

Сублиминальное обладает образованием сознания, которое проектирует себя вне тела «и образует вокруг-сознательную (circumconscient), окружающую свою часть, через которую оно воспринимает контакты мира и может начать осознавать их, а также иметь с ними дело до того, как они войдут» [18]. Это окружающее сознание является той частью индивидуального существа, через которую индивидуум вступает во внутренний контакт с другими существами и с универсальными силами.

Под «окружающим сознанием» я подразумеваю нечто, что каждый человек имеет вокруг себя, вне своего тела, он имеет его даже тогда, когда не знает об этом. С его помощью он входит в контакт с другими людьми и с универсальными силами. Именно через него мысли и чувства других людей входят в человека; это именно через него волны универсальной силы — желание и вожделение входят и овладевают разумом, виталом или телом [19].

Каждый человек имеет свое собственное персональное сознание, закрепленное в его теле, и входит в контакт с окружающей средой только через свое тело, чувство и разум, использующий чувства.

Однако универсальные силы все время вливаются в него, притом, что он ничего не знает об этом. Человек осознает только мысли и чувства, которые поднимаются к поверхности, где он принимает их за свои собственные. В действительности, они приходят извне ментальными, витальными волнами, волнами чувств и ощущений, которые принимают специфическую форму и поднимаются к поверхности после того, как они вошли внутрь.

Но они входят в тело не сразу. Человек носит вокруг себя окружающее сознание (называемое теософами Аурой), в которое волны сначала проникают. Если вы можете начать осознавать эту вашу окружающую часть, тогда вы сможете улавливать мысль, страсть, внушение силы болезни еще до того, как они войдут в вас. Если какие-то вещи выбрасываются из вас, то они, как правило, не уходят совсем, а находят убежище в окружающей атмосфере и оттуда пытаются снова проникнуть внутрь. Или они удаляются на какое-то расстояние за пределы, но задерживаются на окраинах, ожидая, когда им представится удобный случай для того, чтобы попытаться проникнуть внутрь [20].

Глубинное существо (психическое)

То, что поддерживает разум, жизнь и тело, является глубинным существом, которое было названо Шри Ауробиндо «психическим существом», термином, который происходит от греческого корня (psykhe), что означает «душа». Душа, в самой своей сущности, называется «психеей», которая описывается Шри Ауробиндо, как искра и вечная часть Божественного, присутствующая во всех вещах и существах Вселенной. В отличие от Универсального «Я», или Атмана, которое стоит выше эволюционного процесса и не затронуто им, душа является элементом, развивающимся в ходе эволюции и превращающимся в индивидуальное «я», называемое «психическим существом».

Необходимо четко понимать различие между эволюционирующей душой (психическим существом) и чистым Атманом, «я» или духом.

Чистое «я» является нерожденным, оно не проходит через смерть или рождение, оно не зависит от рождения тела, разума или жизни, или от этой проявленной Природы. Оно не связано, не ограничено, не затронуто, даже притом, что оно принимает и поддерживает их. Душа, наоборот, является тем, что приходит с рождением и проходит через смерть, — хотя она сама не умирает, поскольку она бессмертна, — от одного состояния до другого, с земного плана на другие планы, и снова возвращается к земному существованию. Она продолжает это продвижение от жизни к жизни через эволюцию, которая ведет ее до человеческого состояния и развивает, пройдя через все это, свое собственное существо, которое мы называем «психическим существом». Оно поддерживает эволюцию и развивает физическое, витальное, ментальное человеческое сознание, как свои инструменты мирового опыта и замаскированного, несовершенного, но растущего самовыражения [21].

Необходимо также делать различие между истинной душой (психическое существо) и душой-желанием (витальное существо), которую часто принимают за реальную душу.

У большинства людей душа скрыта и завуалирована деятельностью внешней природы. Они ошибочно принимают витальное существо за душу, потому что именно витальное оживляет тело и движет им. Но это витальное существо состоит из желаний и исполнительных сил, хороших и плохих; это душа-желание, а не подлинная душа. Когда подлинная душа (психическое) выходит вперед и начинает сначала влиять, а затем уже управлять деятельностью инструментальной природы, человек преодолевает витальное желание и возвышается к божественной природе [22].

Пуруша и Пракрити

Развивая концепцию философии Санкхья (Sankhya), Шри Ау-робиндо делает различие между душой или духовной стороной Существа — Пурушей (Персональное или Сознательное Существо), который является основой или истинным существом, и Природной стороной — Пракрита (Природа), которая является феноменальным или инструментальным существом. Как внешнее, так и внутреннее существо, которое было описано выше, относятся к Пракрита. За пределами внешнего разума и внутреннего, внешнего витального и внутреннего, внешнего физического и внутреннего находится истинное существо — Пуруша — в форме «глубинного ментального, витального, физического, более определенно называемого истинным разумом, истинным витальным, истинным физическим сознанием» [23]. Психическое существо, находящееся позади внешнего и внутреннего существа и поддерживающее их обоих, также является Пурушей (Рис. 3).

Надписи в рисунке от внешнего радиуса к центру: //пояснение к скану//

  • Внешнее физическое, витальное, ментальное

  • Внутреннее физическое, витальное, ментальное

  • Самое глубокое физическое, ментальное, витальное

  • Физическое существо

 

Объясняя природу Пуруши и Пракрита, Шри Ауробиндо пишет:

«Существо — это одно целое во всех отношениях, но на каждом плане природы оно представлено своей формой, которая соответствует этому плану, ментальным Пурушей на ментальном плане, витальным Пурушей на витальном плане, физическим Пурушей на физическом плане» [24].

Пуруша является безмолвным свидетельствующим сознанием, которое наблюдает за всеми видами деятельности Пракрита. Пракрити является силой Природы, которая, когда человек избавляется от представления, что эго все делает, ощущается как сила, которая выполняет все виды деятельности [25].

Когда мы пытаемся заглянуть в наше собственное «я» вместо того, чтобы наблюдать внешний мир, и начинаем анализировать свое субъективное переживание, то обнаруживаем, что существуют две части нашего существа. Они по всему своему виду кажутся полностью отделенными друг от друга, одна из них — сознание, которое является спокойным, пассивным и служит поддержкой другому, и вторая — сознание, которое является активным, творческим и нуждается в поддержке. Пассивное и фундаментальное сознание — это Душа, Пуруша, Свидетель или saksi, активное и сверхструктурное сознание — это Природа, Пракрити, поступательная или творческая энергия saksi [26].

В нашем обычном сознании мы не способны отличить свое истинное «я», Пурушу, от Природной стороны своего существа, Пракрити, потому что Пуруша отождествляется с Пракрити. В состоянии тождественности «Я» оказывается связанным и управляемым ее инструментальной природой — телом, жизнью и разумом.

Если Пуруша в нас пассивен и позволяет Природе действовать, принимая все, что она возлагает на него, давая постоянную автоматическую санкцию, тогда душа в разуме, жизни, теле, ментальное, витальное, физическое существо в нас оказывается подчиненным нашей природе, управляемым ее образованиями, движимым ее деятельностью — это нормальное состояние нашего неведения. Если Пуруша в нас начинает осознавать себя в качестве Свидетеля и становится позади Природы, то это первый шаг на пути к свободе души... [27].

Переживание отдаленности Пуруши от Пракрити может иметь место на любом плане существа.

Обычно именно во внутреннем ментальном сначала происходит это обособление, и именно ментальный Пуруша остается безмолвным, наблюдая за Пракрити как за чем-то, обособленным от него самого. Но также может быть, что внутренний витальный Пуруша или внутреннее физическое, или же в целом — когда просто все сознание Пуруши обособляется от всей Пракрити. Иногда это ощущается над головой, но тогда о нем обычно говорят как об Ат-мане и реализации — это реализация безмолвного «Я» [28].

...истинное существо может осознаваться в одном или обоих из двух аспектов — в индивидуальной душе (психическое существо) или в Универсальном «Я» («Я» Атмана).

Существо (индивидуальное и универсальное)

Когда мы думаем о существе, то обычно думаем об индивидуальном существе, так же, как когда мы думаем о сознании, то, в общем, думаем о сознании индивидуума. Но Существо или Сознание — два аспекта Одной Реальности — являются всеобъемлющими и включают Вселенную так же, как и индивидуума. Если смотреть с точки зрения духовного сознания, «как индивидуум, так и Вселенная являются одновременными и взаимосвязанными выражениями одного и того же трансцендентного Существа» [29]. «Вселенная является областью распространения Всего Божественного в бесконечном Пространстве и Времени, индивидуум является его концентрацией в определенных пределах Пространства и Времени» [30]. Это именно эго создает стену и ощущение разделения между индивидуальным и универсальным существом.

В более низком, природном, человеке существует эго, делающее четкое разграничение в своем представлении между самим человеком и всем другим существованием. Эго является для него «я», а все остальное — это «не-я», внешнее по отношению к его существу. Вся его деятельность начинается и основана на этом представлении о себе и на таком понятии о мире. Но подобная концепция является ошибочной. Несмотря на то, что человек резко индивидуализирует себя в ментальном понятии и ментальном или другом действии, он все же неотделим от универсального существа, его тело — от универсальной силы и материи, его жизнь неотделима от универсальной жизни, его разум — от универсального разума, его душа и дух неотделимы от универсальной души и универсального духа [31].

Таким образом, каждая часть индивидуального существа соответствует его определенному плану.

Эго и индивидуальность

В нашем обычном сознании, как уже говорилось выше, мы не ощущаем наше истинное существо; знаем только о нашем внешнем существе — теле, жизни и разуме, с которыми мы идентифицируем свое «я». Эта идентификация истинного существа с внешним способствует росту эго — физического, витального и ментального, — которое дает нам ощущение собственной самости, индивидуальности, отделенной от остальной части Вселенной.

...эго является ментальным, витальным, физическим. Оно подразумевает отождествление нашего существа с внешним «я», что происходит в результате незнания нашего истинного «я», находящегося выше, и нашего психического существа, находящегося внутри нас [32].

Эго является только временной индивидуальностью, «устройством Природы, которое скрепляет ее действие в разуме с телом» [33] до тех пор, пока истинное индивидуальное — психическое существо — не будет обнаружено.

«Я», или маленькое эго, сформировано Природой и является одновременно ментальным, витальным и физическим образованием, предназначенным для того, чтобы помочь централизовать и индивидуализировать внешнее сознание и действие. Когда истинное существо обнаруживается, полезность эго на этом заканчивается, и это образование должно исчезнуть, а на его место приходит истинное существо [34].

Это постоянное существование души является настоящей Индивидуальностью, которая поддерживает постоянные мутации того, что мы называем своей индивидуальностью. Это — не ограниченное эго, а вещь, которая сама по себе безгранична... [35].

Подсознательное и Несознательное

Если сублиминальное, или внутреннее существо, находится позади внешнего существа разума, жизни и тела, то подсознательное и Несознательное составляют нижнее существо, которое находится ниже физического сознания. Все на земле базируются на Несознательном, которое не лишено сознания, как это может показаться в контексте самого термина, но оно является самым нижним уровнем инволюционного сознания, с которого начинается эволюция сознания.

Несознательное является обратным воспроизводством высшего сверхсознания: оно имеет ту же самую безусловность бытия и автоматического действия, но в обширном, инволюционном трансе; это бытие, потерянное в самом себе, погруженное в собственную пропасть бесконечности. Вместо светлого поглощения в самосуществование ему присуща мрачная инволюция, тьма, скрытая в потемках Риг Веды, тама асит тамаса гудхам (tama asit tamasa gudham), что делает его похожим на He-Бытие; вместо светлого, внутренне присущего самоосознания. Там присутствует сознание, погруженное в пропасть самозабвения, сознание, внутренне присущее бытию, но не пробужденное в нем [36].

Подсознательное — это прихожая Несознательного, оно находится между Несознательным и сознательными разумом, жизнью и телом.

В подсознательном существует темный разум, полный устойчивых Санскар, впечатлений, ассоциаций, обычных реакций, сформированных нашим прешлым. Там существует темное витальное, полное семян привычных желаний, чувств и нервных реакций, самое темное материальное, которое управляет многим и которое определяет состояние тела. Оно в большой степени ответственно за наши болезни; хронические или повторяющиеся болезни происходят из-за подсознательного и его устойчивой памяти и привычки повторять все, что произвело впечатление на телесное сознание [37].

...все, что сознательно переживается, сливается вниз, в подсознательное, не как точные, хотя и ушедшие воспоминания, а как смутные, но при этом устойчивые впечатления от переживания. Они могут подниматься в любое время в виде сновидений, механических повторений прошлых мыслей, чувств, дел и т. п., в виде «комплексов», выплескивающихся в деятельность и события. Подсознательное является главной причиной того, что все вещи повторяются и что ничто никогда не меняется, кроме как на поверхности. По той же причине люди говорят, что характер нельзя изменить, и это является также причиной постоянного возвращения вещей, от которых, как вы надеялись, избавились навсегда... Так же и все, что подавлено, от чего вы не избавились полностью, сливается туда и остается там как семя, которое готово всплыть или прорасти в любой момент [38].

Материя находится под контролем этой силы (подсознательного), потому что сила является тем, из чего материя была создана, именно поэтому материя кажется нам совершенно несознательной. Материальное тело находится под очень сильным влиянием этой силы по той же самой причине; именно поэтому мы не ощущаем, в основном, того, что происходит в теле. Внешнее сознание погружается в это подсознательное, когда мы спим, и поэтому оно перестает сознавать, что происходит в нас, за исключением осознания нескольких сновидений [39].

Во время бодрствующего состояния разум живет, главным образом, впечатлениями, происходящими от подсознательного.

Во время обычного сна большинство сновидений являются образованиями, сформировавшимися из впечатлений подсознательного. Таким образом, у большинства человеческих существ, внешнее «я» разума, жизни и тела является в значительной степени инструментом абсурдных, иррациональных, механических и повторяемых движений подсознательного как во время бодрствующего состояния, так и во время сна.

Сверхсознательное

Точно так же, как подсознательное является тем, что лежит ниже физического сознания, от которого вещи поднимаются в физическую, витальную и ментальную части существа, сверхсознательное, состоящее из более высоких уровней сознания, лежит выше обычного разума, и с этих, более высоких уровней вещи опускаются в более низкие части существа. Точно так же, как подсознательное, которое находится в основании нашего материального существа и поддерживает все, что поднимается в физическую природу, сверхсознательное поддерживает все наши духовные возможности и нашу природу. «Роль сверхсознательного заключается в том, чтобы медленно развивать духовного человека из ментального, полуживотного существа» [40].

Сверхсознательное вообще иногда пишется как «Разум», с заглавной «Р»: Глубокий Разум, по аналогии с другими подобными глобальными терминами — Космическое Сознание, Высшее «Я», Дух и т. д. Шри Ауробиндо, однако, делает различие между непохожими уровнями сознания среди этих более высоких планов существа, которые находятся выше обычного разума.

...над нами... находятся последовательные состояния, уровни или градуированные силы существа, превосходящие наш обычный разум, скрытые в наших сверхсознательных частях, — это высшие уровни Разума, высшие ступени духовного сознания и переживания... [41].

...с точки зрения восхождения сознания от нашего разума вверх, через восходящую серию динамических сил, с помощью которых оно может возвысить себя, эту градацию можно разложить на четыре главные ступени — каждую со своим высшим уровнем завершенности. Эти градации можно вкратце описать как ряд ступеней, ведущих от сознания вверх через Высший Разум, Просвещенный (или Озаренный) Разум и Интуицию к Надразуму и за его пределы. Существует последовательность самопревращений, на вершине которой находится Сверхразум или Божественный Гносис [42].

Существует множество слоев в каждой из главных градаций, ведущих от разума к Сверхразуму, и каждый из этих слоев можно рассматривать как отдельный, самостоятельный уровень.

Во всем диапазоне планов или уровней сознания нигде нет действительной пропасти, там всегда есть соединяющие уровни, и можно подниматься по ним, преодолевая один уровень за другим [43].

Высший Разум

Высший Разум является первым и наиболее низким из всех сверхсознательных планов, которые находятся выше уровня обычного разума.

Я подразумеваю под «Высшим Разумом» первый план духовного сознания, на котором человек становится постоянно и близко осознающим «Я», того Одного, единого повсюду, и он начинает узнавать и видеть вещи обычно с помощью такого понимания. Но это знание все еще в значительной степени находится на уровне разума, хотя и очень духовного в своей сущности. И Высший разум действует через поднятие силы мысли и всесторонний ментальный взгляд, не освещенный каким-либо из более интенсивных верхних огней, но словно освещенный большим, сильным и ясным дневным светом. Он действует как промежуточное состояние между Истиной-Светом, находящейся выше, и человеческим разумом; сообщаясь с высшим знанием в форме, которую Разум проявляет, расширяет, делает духовно податливой. Можно получить это знание, при этом не будучи ослепленным Истиной, находящейся за его пределами [44].

Просвещенный Разум

...более великая Сила, большая, чем сила Высшего Разума, принадлежит Просвещенному (или Озаренному) Разуму, который является уже не высшей Мыслью, а духовным светом. Здесь ясность духовного интеллекта, его спокойный дневной свет уступают место или подчиняются интенсивному сиянию, великолепию и озарению Духа. Игра молний духовной истины и мощи прорывается свыше в сознание, добавляет спокойному и ясному освещению и обширному нисхождению мира, который характеризует или сопровождает действие большего концептуально-духовного принципа, огненный пыл реализации и восторженный экстаз знания. Ливень внутренне видимого Света очень часто входит в это действие; поскольку, в противоположность нашим обычным представлениям, свет не является изначально материальным творением. И ощущение или видение света, сопровождающее внутреннее озарение, не является просто субъективным визуальным образом или символическим явлением. Свет изначально является духовным проявлением Божественной Реальности, освещающей и созидающей. Материальный свет — это последующая репрезентация или обращение этой Реальности в Материю для осуществления целей материальной Энергии. Это нисхождение также имеет цель достижения большей динамики, золотого побуждения, светлого «энтузиазма» внутренней силы и мощи, который заменяет относительно медленный и осторожный процесс Высшего Разума более быстрым, иногда даже резким, почти насильственным толчком быстрой трансформации [45].

Интуиция

В обычном смысле интуиция означает способность немедленного понимания вещей без необходимости сознательного рассуждения. Интуиция может базироваться на чувстве или может означать быстрое «подсознательное рассуждение», основанное на тонких репликах, которые сознательно нельзя предчувствовать. Шри Ауробиндо, однако, использует термин «интуиция» в гораздо более глубоком смысле, когда относит ее к некоторой градации сознания.

Высший Разум и Озаренный Разум объединяют свои силы и могут достичь своей собственной объединенной мощи только посредством обращения к третьему уровню. Поскольку именно из тех самых высоких вершин, где обитает существо интуиции, ведущей их к знанию, которое они обращают в мышление или в зрение и спускают его вниз для преобразования разума. Интуиция является силой сознания, более близкой и более присущей изначальному знанию благодаря идентичности, так как она всегда является тем, что выскакивает прямо из скрытой идентичности. Именно когда сознание субъекта встречается с сознанием объекта, проникает в него и видит, чувствует или вибрирует истиной того, что оно содержит, тогда интуиция выскакивает как искра, как вспышка молнии, возникшая от столкновения при встрече. Или когда сознание, даже без какой-либо такой встречи, смотрит в себя и чувствует непосредственно и сокровенно истину или истины, которые там есть, либо соприкасается таким образом с силами, скрытыми за видимостями, тогда тоже происходит вспышка интуитивного света. Или опять же когда сознание сталкивается с Всевышней Реальностью или духовной реальностью вещей и существ и при контакте объединяется с ним, тогда искра, вспышка или молния сокровенного восприятия истины вспыхивает в его глубинах. Это близкое восприятие является чем-то большим, чем зрение, большим, чем представление, — это результат проникающего и вскрывающего касания, которое несет в себе зрение и представление как часть себя или как свое естественное следствие. Сокрытая или спящая идентичность, еще не восстановившая себя, все же помнит или передает с помощью интуиции собственное содержимое и сокровенность своего само-чувствования и самовидения вещей, своего света истины, своей потрясающей и автоматической уверенности [46].

Интуиция видит истину вещей через непосредственный внутренний контакт не так, как обычный ментальный интеллект, который ищет контакты, устремляется за пределы и вступает в контакт не прямо, а посредством чувства и т. п. Но ограниченность Интуиции, по сравнению с сверхразумом, состоит в том, что она видит вещи вспышками, пункт за пунктом, а не в целом. Так же при входе в разум она смешивается с ментальным движением и формирует своего рода интуитивную деятельность разума, которая является не чистой истиной, а чем-то средним между высшей Истиной и ментальным поиском. Она может вести сознание через своего рода переходную стадию, и в этом практически заключается ее функциея [47].

Сверхразум

Между Сверхразумом и человеческим разумом существует мно-. жество уровней, планов или слоев сознания — их можно рассматривать различными методами, — на которых субстанция разума а, следовательно, и его движения тоже становятся все более и более освещенными, мощными и широкими. Надразум является наиболее высоким из этих уровней; он полон огня и мощи; но с точки зрения того, что находится над ним, он является линией поворота души от полного и неделимого знания и ее нисхождением к Неведению. Поскольку, хотя он и черпает из Истины, но именно здесь начинается разделение аспектов и сил Истины и их разработка как независимых истин, а это — процесс, который заканчивается, так как происходит его нисхождение в Разум, Жизнь и Материю в полном разделении, фрагментации, обособлении от нераздельной Истины, находящейся выше [48].

Это именно силой Надразума (иногда непосредственно, иногда опосредованно), освобождающего разум из его тесных тисков, космическое сознание открывается в ищущем, и он начинает осознавать космический дух и игру космических сил. Именно из плана Надразума или, по крайней мере, через него, осуществляется изначальная предварительная подготовка вещей в этом мире; поскольку изначально именно из него выходят детерминирующие вибрации [49].

Надразум должен быть достигнут и спущен вниз до того, как спуск сверхразума станет вообще невозможным — ведь он является проходом, через который человек попадает из Разума в Сверхразум. Именно из надразума происходят все эти различные построения созидательной Истины. Из него они спускаются вниз, в Интуицию, и через нее передаются Озаренному и Высшему Разуму для того, чтобы устроиться там и затем воспользоваться нашим интеллектом. Но в переходе, по мере того как они спускаются с более высокого на более низкий уровень, они все больше и больше утрачивают свою силу и прочность. Какой бы энергией или непосредственным восприятием Истины они ни обладали, они утрачиваются в человеческом разуме; так как человеческому интеллекту они представляются лишь в качестве предположительных идей, а не в качестве осознанной Истины и непосредственного, динамичного видения, связанного с конкретным, бесспорным переживанием [50].

Шри Ауробиндо не использует термин «Сверхразум» в смысле «разума, самовыделяющегося и поднятого выше обычного менталитета, но радикально не измененного» [51]. Он обозначает этим термином план сознания, который выше не только разума и сверхсознательных планов, только что описанных, но и радикально отличается от них всех. Поскольку, если даже сверхсознательные уровни разума — Высший Разум, Озаренный Разум, Интуиция и Надразум — являются изменяющейся смесью Знания -Неведения, то Сверхразум является Сознанием-Истиной.

Мы называем это Сверхразумом или Истиной-Сознанием, так как он является основой, которая превосходит ментальность и существует, действует и проистекает из фундаментальной истины и единства вещей, а не так, как разум, который видит лишь внешний вид этих вещей и только фрагменты явлений [52].

Сверхразум в силу самой своей сущности является сознанием-истиной, которое всегда свободно от Неведения и является фундаментом нашей настоящей природы и эволюционного существования, от которой наша природа пытается уйти, чтобы достигнуть самоосознания и знания мира, правильного сознания и правильного использования нашего существования во Вселенной. Сверхразум, поскольку он является сознанием-истиной, содержит в себе это знание, изначально присущее ему и этому истинному существованию; его путь — прямой и ведет к цели, его поле обширно и даже может стать безграничным. Это происходит потому, что сама его природа — это знание: ему не нужно приобретать знание, он обладает им по праву. Его путь не от незнания или невежества к несовершенному свету, а от Истины к большей Истине, от правильного восприятия к более глубокому восприятию, от ин- туиции к высшей интуиции, от просветления к полному и безграничному просветлению, от растущей широты к еще большему пространству и к самой бесконечности. На самых высоких своих вершинах Сверхразум обладает Божественным всезнанием и всемогуществом, но и в эволюционном движении своего постепенного самопроявления, посредством которого он в конце концов открывает свои собственные высочайшие вершины, Сверхразум должен быть в силу самой своей природы совершенно свободным от невежества и заблуждения. Он начинает свой путь от истины и света, всегда движется в направлении истины и света [53].

Божественное — Сатчидананда (Существование — Сознание — Блаженство)

Сатчидананда (Sachchidananda) является супракосмической Реальностью, Божественным, Высшим Существом, которое «проявляется, как бесконечное существование, сутью которого является сознание, а его сутью в свою очередь является блаженство — самовосхищение...» [54].

Сатчидананда — это единое вечное Существование, которым мы потом становимся, единое вечное Сознание, которое видит свои творения в нас и в других; единая вечная Воля или Сила этого Сознания, которая проявляется в бесконечной деятельности, тот единый вечный Восторг, который радуется себе и своим творениям. Это реальная стабильность, неизменная во времени и пространстве, она выше всего и неподвижна в бесконечности своих трудов, не меняющаяся из-за их изменения, не разбитая от их многочисленности, не увеличивающаяся и не уменьшающаяся от их приливов и отливов в морях Времени и Пространства, не смущающаяся их видимыми противоречиями и не ограниченная их ограничениями. Сатчидананда — это единство многосторонности проявленных вещей, вечная гармония всех их разновидностей и оппозиций, бесконечное совершенство, которое оправдывает все их ограничения и является целью для их несовершенств [55].

Сверхразум находится между Сатчиданандой, Одним, кто стоит выше всего проявления, и этим потоком Многих в проявленной Вселенной. Для интегрального самопознания, заявляет Шри Ауробиндо, недостаточно выйти за пределы разума и погрузиться прямо в Сатчидананду, на что нацелен традиционный Путь Знания: необходимо достигнуть Сверхразума во время восхождения к Сатчидананде.

Метод традиционного пути знания, устраняя все эти вещи (тело, жизнь, разум), достигает концепции и реализации чистого сознательного существования. Оно обладает самоосознанием, оно са-моблагословенно, не оговорено ни разумом, ни жизнью, ни телом, своим окончательным позитивным переживанием, которое является Атманом, «Я», первоначальной и сущностной природой нашего существования. Здесь, наконец, существует нечто, определенное, истинное, но в своей поспешности, стремясь прийти к этому, такой метод предполагает, что нет ничего между думающим разумом и Всевышним, buddheh, paratastu sah. И, закрывая глаза в Самадхи, пытается промчаться через все, что действительно находится между ними, даже не замечая эти великие и светлые царства Духа. Быть может, он достигает своей цели, но только затем, чтобы уснуть в Бесконечном. Или если он остается бодрствующим, то пребывает в высшем переживании Всевышнего, в которое самоустраняющийся Разум может войти, но не в высшем Всевышнего, paratpara. Разум может сознавать «Я» только в духовном утончении ментальности и- только отраженную им Сатчидананду. Высшая истина, интегральное самосознание не могут быть достигнуты с помощью этого самоослепляющего прыжка в Абсолют, а только путем терпеливого перехода за пределы разума в Сознание-Истину, где бесконечное может быть познано, ощутимо, видимо, испытано во всей полноте своего бесконечного богатства [56].

Источники

1. Sri Aurobindo, The Life Divine, Sri Aurobindo Birth Centenary Library (hereafter SABCL), (Pondicherry: Sri Aurobindo Ashram 1970—1975), Vol. 18, p. 555.

2. Там же, р. 556.

3. Sri Aurobindo, Letters on Yoga, SABCL Vol. 22, p. 233.

 

4. Там же, р. 303.

 

5. Там же, р. 251.

 

6. Sri Aurobindo, Letters on Yoga, SABCL Vol. 23, pp. 1020—1021.

7. Sri Aurobindo, On Himself, SABCL Vol. 26, p. 95.

8. Sri Aurobindo, Letters on Yoga, SABCL Vol. 22, p. 47.

9. Там же, р. 347.

10. Там же, pp. 320—321.

11. Там же, р. 323.

12. Sri Aurobindo, The Life Divine, SABCL Vol. 18, p. 305.

13. Sri Aurobindo, Letters on Yoga, SABCL Vol. 22, pp. 323—324.

14. Там же, pp. 348—349.

15. Там же, р. 350.

16. Там же.

17. Там же.

18. Sri Aurobindo, The Life Divine, SABCL Vol. 18, p. 541.

19. Sri Aurobindo, Letters on Yoga, SABCL Vol. 24, p. 1602.

20. Sri Aurobindo, Letters on Yoga, SABCL Vol. 22, pp. 313—314.

21. Там же, р. 438.

22. Там же, р. 300.

23. Sri Aurobindo, Letters on Yoga, SABCL Vol. 22, p. 349.

24. Там же, р. 285.

25. Там же, р. 301.

26. Sri Aurobindo, The Hour of God and Other Writings, SABCLVol.l7,p.51.

27. Sri Aurobindo, The Life Divine, SABCL Vol. 18, p. 348.

28. Sri Aurobindo, Letters on Yoga, SABCL Vol. 23, p. 1005.

29. Sri Aurobindo, The Life Divine, SABCL Vol. 19, p. 974.

30. Sri Aurobindo, The Life Divine, SABCL Vol. 18, p. 45.

31. Sri Autobindo, The Synthesis of Yoga, SABCL Vol. 21, pp. 613—614.

32. Sri Aurobindo, Letters on Yoga, SABCL Vol. 22, p. 300.

33. Там же, р. 46.

34. Там же, р. 278.

35. Sri Aurobindo, The Synthesis of Yoga, SABCL Vol. 20, p. 360.

36. Sri Aurobindo, The Life Divine, SABCL Vol. 18, p. 550.

37. Sri Aurobindo, Letters on Yoga, SABCL Vol. 22, p. 353.

38. Там же, pp. 354—355.

39. Sri Aurobindo, Letters on Yoga, SABCL Vol. 24, p. 1597.

40. Sri Aurobindo, Letters on Yoga, SABCL Vol. 22, p. 360.

41. Sri Aurobindo, The Life Divine, SABCL Vol. 19, pp. 932—933.

42. Там же, p. 938.

43. Sri Aurobindo, Letters on Yoga, SABCL Vol. 22, p. 250.

44. Sri Aurobindo, The Future Poetry, SABCL Vol. 9, p. 342.

45. Sri Aurobindo, The Life Divine, SABCL Vol. 19, p. 944.

46. Там же, pp. 946—947.

47. Sri Aurobindo, Letters on Yoga, SABCL Vol. 22, p. 264,

48. Там же, р. 257.

49. Там же, р. 260.

50. Там же, р. 261.

51. Sri Aurobindo, The Life Divine, SABCL Vol. 18, p. 124.

52. Там же, р. 143. **

53. Sri Aurobindo, The Supramental Manifestation and Other Writings, SABCL Vol. 16, pp. 41—42.

54. Sri Aurobindo, The Vpanishads, SABCL Vol. 12, p. 96.

55. Sri Aurobindo, The Synthesis of Yoga, SABCL Vol. 20, p. 395.

56. Там же, р. 281.