Раздел второй. Трансформация ума

Нет причины, почему нельзя получать через думающий ум, как получают через витал, эмоциональное и тело. Думающий ум способен на получение, как и они, и поскольку он должен быть трансформирован, как и остальное, он должен быть обучен получать, в противном случае его трансформация не будет иметь места.

Это обычная неосвещенная деятельность интеллекта, вот что является препятствием духовному переживанию, точно так же, как обычная неперерожденная активность витала или смутное тупо препятствующее сознание тела. О чем садхак должен быть предупрежден особо в отношении неправильных процессов интеллекта, это, во-первых, о всякой ошибочности ментальных идей, впечатлений или интеллектуальных выводов о реализации; во-вторых, о неугомонной активности простого ума, которая нарушает спонтанную точность психического и духовного переживания и не оставляет места для нисхождения истинного освещающего знания или же деформирует его, как только оно касается или даже до того, как оно полностью коснется человеческого ментального плана. И, конечно, существуют также и обычные пороки интеллекта – его тенденция к бесплодному сомнению вместо светлого восприятия и спокойного освещенного распознания; его высокомерие, притязающее на то, чтобы судить о вещах, находящихся за его пределами, неизвестных ему, слишком глубоких для него, стандартами, полученными им из своего собственного ограниченного опыта; его попытки объяснить супрафизическое физическим или его требование доказательства более высоких и оккультных вещей критериями, свойственными Материи и уму в Материи; а также другие, слишком многочисленные, чтобы перечислять их здесь. Он всегда подменяет своими собственными репрезентациями, конструкциями и мнениями истинное знание. Но если интеллект сдался, раскрыт, спокоен, восприимчив, нет причины, почему он не может быть средством восприятия Света или помощником опыту духовных состояний и полноте внутреннего изменения.

***

Обладание развитым интеллектом всегда помогает, если кто-то может осветить его свыше и повернуть его к божественному использованию.

***

Суматоха ментальной (интеллектуальной) активности тоже должна стихнуть, как и витальная активность желания, чтобы покой и мир могли быть полными. Знание должно прийти – но свыше. В этом покое ординарные ментальные активности, как и ординарные витальные активности становятся поверхностными движениями, с которыми безмолвный внутренний сам не связан. Это – освобождение, необходимое, чтобы истинное знание и истинная жизненная активность могли заменить или трансформировать активности Неведения.

***

Интеллектуальные активности не являются частью внутреннего существа – интеллект является внешним умом.

***

Интеллект может быть таким же великим препятствием, как и витал, когда он решает предпочесть свои собственные конструкции Истине.

***

Интеллект является частью Ума и инструментом полуистины, как и остальной Ум.

***

То, что вы сказали, совершенно правильно. Видение Истины не зависит от большого или маленького интеллекта. Оно зависит от контакта с Истиной и от тишины и спокойствия ума для ее получения. Самые большие интеллекты могут сделать ошибку самого худшего рода и смешать Истину и Ложь, если они не имеют контакта с Истиной или прямого переживания.

***

Его [интеллекта] функция – рассуждать, исходя из восприятий ума и чувств, чтобы сделать выводы и поставить вещи в логической взаимосвязи друг с другом. Хорошо обученный интеллект является хорошей подготовкой ума для более великого знания, но само по себе это не может дать йогического знания или позволить знать Божество – он [интеллект] может лишь иметь идеи относительно Божества, но идеи – не знание. В ходе садханы интеллект должен быть трансформирован в верхний ум, который сам является проходом к истинному знанию.

***

Интеллект большинства людей крайне несовершенен, плохо обучен, полуразвит – поэтому в своем большинстве заключения интеллекта поспешны, плохо обоснованы и ошибочны или, если и правильны, правильны больше по случайности, чем заслужено или благодаря правильной работе. Выводы формируются без знания фактов или правильных или достаточных данных, просто поспешным заключением, и процесс, которым он переходит от предпосылок до выводов является обычно алогичным или неправильным – и когда процесс, которым приходят к заключениям, неправилен, заключения тоже, скорее всего, неправильны. В то же время интеллект обычно высокомерен и самонадеян, уверенно заявляет свои несовершенные заключения как истину и считает ошибочными, нелепыми или глупыми те, которые отличаются от них. Даже когда он полностью обучен и развит, интеллект не может достигнуть абсолютной уверенности или полной истины, он может достигать одного аспекта или стороны ее и делать выглядящие резонными или правдоподобными заявления; но необученный, он является совершенно недостаточным инструментом, одновременно поспешным и безапелляционным, ненадежным и не заслуживающим доверия.

***

Ум записывает вещи, не каковы они есть, а каковыми они ему представляются. Он улавливает одни части, упуская другие; впоследствии память и воображение смешиваются и создают из этого совершенно иной образ.

***

Это – не какая-то слабость воли или результат пассивности, а сверхспешка решения под ментальным импульсом. Это – обычное движение ума – и иногда это бывает плодом определенного рода саттвического усердия. Но из-за спешки уму не хватает времени увидеть противоположную сторону, дефекты своего решения или возможное возражение. Мир [Peace] является базисом, но в него должна войти деятельность определенного Света свыше, которая покажет каждую вещь в ее верных пропорциях в целом – ибо ум, даже в лучшем случае, неполон и обычно односторонен в своих восприятиях без руководства такого более высокого Света.

***

Большинство людей, не имеющих знания, склонны к самоуверенности – они имеют собственные идеи и не желают их менять или беспокоить их стабильность.

***

Дело в том, что люди не берут на себя труд посмотреть, дает ли им их интеллект правильные мысли, правильные выводы, правильное видение вещей и людей, правильные указания относительно их собственного поведения или действий. У них есть своя собственная идея, и они принимают ее как истину или следуют ей просто потому, что это – их идея. Даже когда они признают, что их ум ошибся, они не придадут этому никакого значения и не постараются быть ментально более внимательными, чем прежде. В витальном поле люди знают, что они не должны следовать своим желаниям или импульсам без проверки или контроля, они знают, что они должны иметь совесть или моральное чувство, которое распознает, что они могут или должны, а чего не могут или не должны делать; на поле интеллекта о такой заботе не беспокоятся. Люди, считается, должны следовать своему интеллекту, иметь и утверждать свои собственные идеи, правильные и неправильные, без всякого контроля; интеллект, говорят, является высшим инструментом человека, и он должен думать и действовать согласно его идеям. Но это – не правда; интеллект нуждается во внутреннем свете, чтобы тот вел, проверял и контролировал его так же, как и витал. Над интеллектом есть нечто, что можно обнаружить, и интеллект должен быть только посредником для деятельности того источника истинного Знания.

***

Для человеческого думающего разума всегда есть много сторон для всего, и он решает в соответствии со своим собственными склонностями, предпочтениями, привычными идеями или какими-то резонами, представляющимися интеллекту наилучшими. Он получает реальную истину, только когда что-то еще вливает в него более высокий свет – когда психическое или интуиция касается его и заставляет его увидеть или почувствовать.

***

Многие вещи плохи только в видении людей. Вещи, которые вы считаете здравыми, другие называют плохими; то, что вы считаете плохим, другие найдут вполне естественным.

***

Надлежащей вещью является видеть все с непоколебимым спокойствием, и "хорошее", и "плохое", как движение Природы на поверхности. Но чтобы действительно это делать без ошибки или эгоизма, или неправильных реакций нужно сознание и знание, которое не является персональным и ограниченным.

***

Вполне обычно для интуитивных внушений приходить таким образом, а для ума – пренебрегать ими. Это потому, что ум привык следовать своему собственному процессу и не может признать или довериться интуиции, когда та приходит. Ум должен научиться смотреть на эти вещи, когда они приходят, и ценить их, если опыт подтверждает их истинность.

***

В сфере Духа есть только вечные истины – все там само вечно, там нет развития, ничего нереализованного или старающегося осуществиться. Поэтому там нет такой вещи как возможности.

В жизни, с другой стороны, все является игрою возможностей – ничего не реализовано, все ищет того, чтобы быть реализованным – или, если еще не ищет, тогда ждет за вуалью этого. Ничто не реализовано в своей высшей форме, в своей истине или полноте, но все возможно. Все эти возможности происходят от истин наверху, например, возможность знания, возможность любви, возможность радости и т.д. Интеллект, воля и др. являются посредниками, которые стараются ухватить что-то от этих скрытых более высоких истин и принести их в жизнь или же поднять жизнь в них, чтобы эти возможности жизни могли стать полными реалиями, которые уже есть наверху.

***

Интеллект состоит из воображений, перцепций, выводов. Чистый рассудок – совершенно другая вещь, но только немногие способны использовать его. Что до знания в йоге, оно приходит сперва из верхнего ума, но даже он не видит всей Истины, только ее стороны.

***

Чистый рассудок имеет дело с вещами в себе, идеями, концепциями, сущностной природой вещей. Он живет в мире идей. Он философичен и метафизичен по своей природе.

***

Все зависит от значения, которое вы вкладываете в используемые слова; это – вопрос номенклатуры. Обычно о человеке говорят, что он обладает интеллектом, если он умеет хорошо думать; природа, процесс и область мышления не имеют значения. Если вы берете интеллект в этом смысле, вы можете сказать, что интеллект имеет разные пласты и Форд принадлежит одному пласту, а Эйнштейн – другому – Форд имеет практический и предприимчивый деловой интеллект, Эйнштейн – научный открывающий и теоретизирующий интеллект. Но Форд на своем поле тоже теоретизирует, изобретает, открывает. Однако разве вы назовете Форда интеллектуалом или человеком интеллекта? Я бы предпочел использовать для общей способности ума слово сообразительность [intelligence]. Форд обладает большой и мощной сообразительностью, острой, быстрой, успешной, динамичной. Он обладает мозгом, который способен иметь дело также и с мыслями, но даже здесь он направляет его в практическое русло. Он верит в перерождение (метемпсихоз), например, не из какого-то философского резона, а потому что это объясняет жизнь как школу опыта, в которой обретают все больший и больший опыт и развитие. Эйнштейн имеет, с другой стороны, великий открывательский научный интеллект, не как мощный практичный ум Маркони1, находчиво применяющий научное открытие. Все люди, конечно, имеют "интеллект" того или иного рода; все, например, могут обсуждать и дискутировать (для чего, как вы правильно говорите, нужен интеллект); но только когда кто-то поднимается в царство идей и движется в нем свободно вы говорите: "это – человек ума". Обратитесь к собранию крестьян, вы найдете, если предоставите им свободу действия, что они могут предложить вам такие замечания и вопросы, которые зачастую могли бы заставить запыхаться и заядлого парламентария.

1 Итальянский инженер-электрик, первый осуществивший на практике идею беспроволочного телеграфа посредством электромагнитных волн

Способность дискуссировать и дебатировать является, как я сказал, общей человеческой способностью – и привычкой. Вероятно, именно здесь люди начали отходить от животных; ибо животные обладают значительной сообразительностью, многие животные и даже насекомые имеют какую-то зачаточную способность практического умозаключения, но насколько нам известно, они не собирают и не укладывают свои идеи бок о бок и не швыряются ими друг в друга в споре,2 как даже самые невежественные люди могут и очень оживленно делают.

2Вероятно, вороны делают иногда это в своих вороньих парламентах!

Но это, хотя и общая способность расы, очень часто специализирована, настолько, что человек, для которого опасно пускаться в споры в области литературы или науки, или философии, может, все таки, выставить себя дураком и довольно барахтаться в трясине грубых ошибок и заблуждений, обсуждая вопросы политики или экономики, или, скажем, духовности или йоги. Его единственное спасение – блаженная глубина его неведения, которая не дает ему увидеть, какой беспорядок он устроил. Опять же, человек может быть искусным спорщиком в области права или политики, обычно две эти вещи идут вместе, и, все же, не интеллектуалом. Я допускаю, что человек должен иметь какой-то логический интеллект, чтобы хорошо дискутировать. Но в конечном итоге цель спора – выиграть, утвердить свою точку зрения, и вы можете делать это, даже если ваша точка зрения не верна; успех, не истина, является целью спора. Поэтому я допускаю то, что вы говорите, с оговорками.

Я согласен также, что ярлыки, даже когда их используют в отношении менее развитых персон, неудовлетворительны. Что мы делаем, это выдергиваем что-то заметное и навешиваем на него ярлык, как если бы это было всем, чем является данная персона. Но классификация невозможна без этого, а интеллект человека всегда склонен классифицировать, фиксировать отличия, расставлять с ярлыками. Философы отметили, что Наука делает это слишком жестко и тем самым ложным образом идет против истины Природы. Но если мы этого не делаем, мы не можем иметь никакой Науки.

***

Если интеллектуал и обладает всегда более великой широтой и простором, как можем мы быть уверены в том, что он имеет равный пыл, глубину и сладость, как и эмоциональный человек?

Может быть, гомо интеллектуалис будет шире, а гомо психикус глубже в сердце (даже когда внутренний ум последнего раскрыт).

Не смешивайте верхнее знание и ментальное знание. Интеллектуальный человек будет способен дать более широкое и более организованное выражение тому верхнему знанию, которое он получает, чем гомо психикус; но из этого не следует, что он будет иметь его больше. Он будет иметь его, только если он поднимается к равной шири, пластичности и всесторонности планов верхнего знания. В этом случае он заменит свою ментальную способность своей верхней ментальной способностью. Но для многих так называемых интеллектуалов их интеллектуальность может быть камнем преткновения, когда они связывают себя ментальными концепциями или душат свой психический огонь под тяжестью рациональной мысли. С другой стороны, я видел относительно необразованных людей, выражающих верхнее знание с удивительной полнотой, глубиной и аккуратностью, которую спотыкающиеся движения их мозга никогда не позволили бы предположить в них. Поэтому зачем заранее устанавливать умом, что будет и что не будет возможно, когда верхний разум правит? То, что ум полагает как "должно быть", не обязательно должно означать "будет". Какой-нибудь гомо интеллектуалис может оказаться более пылким любящим-Бога, чем кипучий эмоциональный человек; какой-нибудь эмоциональный человек может получать и выражать более широкой знание, чем его интеллект или даже интеллект интеллектуала может вместить или организовать. Давайте не будем связывать феномен верхнего сознания возможностями и вероятностями нижнего плана.

***

Интеллектуальный ум не может принести вниз Знание? Что тогда вы скажете о Рамакришне? Не хотите ли вы сказать, что большинство садхаков здесь, которые не обучены логике и не знают философию, никогда не обретут Знание?

***

Если кто-то имеет веру и открытость, этого достаточно. Кроме того, есть два рода понимания – понимание интеллектом и понимание в сознании. Первое иметь хорошо, если оно точное, но не обязательно. Понимание сознанием приходит, если есть вера и открытость, хотя оно может прийти только постепенно и через шаги переживания. Но я видел людей без образования или интеллектуальности, имеющих совершенное понимание в сознании хода йоги в них, тогда как интеллектуальные люди делали большие ошибки, напр., принимали ментальное спокойствие за духовный мир и отказывались выходить из него, чтобы идти дальше.

***

Да, активный ум в людях, имеющих большую склонность к интеллекту, может быть препятствием для более глубокого и безмолвного духовного движения. Впоследствии, когда он [их ум] превратиться в верхнюю мысль (интуитивную или надментальную), он станет, наоборот, великой силой.

***

Думающий ум должен научиться, как быть полностью безмолвным. Только тогда истинное знание может прийти.

***

Хорошо; прекращение мысли и других вибраций является кульминацией внутренней тишины. Когда кто-то достигает этого, истинному знанию легче прийти вниз на место ментальной мысли.

***

Необходимо немного обуздать ментальное нетерпение. Знание возрастает прогрессивно – если ум попробует вспрыгнуть сразу на вершину, он может создать поспешную конструкцию, которую впоследствии ему придется ломать. Знание и опыт должны приходить постепенно, шаг за шагом.

***

В уме всегда есть определенная спешка, стремящаяся быстро ухватить то, что представляется ему высшей Истиной. Это неизбежно, но чем больше кто-то спокоен в уме, тем меньше это будет все искажать.

***

Это всегда трудно с умом. Он должен научиться быть безмолвным и позволять знанию приходить, не пытаясь овладеть им для своей собственной игры.

***

Попытка ума и витала ухватить переживание – всегда одно из главных препятствий.

***

Переживанию нужно предоставить все его время, чтобы развиться или произвести полный эффект. Его не нужно прерывать, кроме как в случае необходимости или, конечно, если это – нехорошее переживание.

***

Во время переживания ум должен быть спокойным. После того, как переживание пройдет, он может быть активным. Если он активен во время переживания, оно может полностью остановиться.

***

Думать о переживании и исследовать его, когда оно протекает – неправильно; это останавливает или уменьшает его. Нужно дать переживанию полную волю, если это – что-то, подобное этой "новой жизненной силе" или миру, или Силе, или чему-то еще полезному. Когда оно пройдет, вы можете думать о нем – но не во время, когда оно разворачивается. Ибо эти переживания являются духовными, а не ментальными, и ум должен быть спокоен и не вмешиваться.

***

В вас есть что-то, что хочет держаться привычки рассуждать обо всем. Так долго, пока у вас не было реальных переживаний, это не играло роли. Но раз реальные переживания начались, вы должны научиться обращаться с ними правильным образом.

***

Вас должно обучать переживание. Ментальная информация (плохо понимаемая, как это всегда бывает в отсутствии переживания) может, скорее, повредить, чем помочь. В действительности, не существует фиксированного ментального знания об этих вещах, которые бесконечно разнообразны. Вы должны научиться идти за пределы жажды ментальной информации и открыть истинный путь знания.

***

Есть два центра или части сознания – одно является свидетелем, и наблюдает, другое сознание активно, и именно это активное сознание вы чувствовали спускающимся глубоко внутрь в витальное существо. Если бы ваш ум не стал активным, вы бы узнали, куда оно идет, и что оно собирается там переживать или делать. Когда идет переживание, вы не должны начинать думать о нем, ибо от этого нет никакой пользы и это только останавливает переживание – вам нужно оставаться безмолвным, наблюдать и давать ему дойти до его конца.

***

Это было не игрой воображения, а переживанием. Когда такое переживание происходит, попытка овладеть им ментально и продлить его может, наоборот, прервать его. Лучше дать ему продолжаться самому, если оно прекращается, оно, наверное, вернется.

***

Стремление во время переживания не так обязательно. Это в интервалах оно должно быть.

***

Когда персональный ум стихает, какая бы ментальная деятельность ни была бы необходима, она принимается и выполняется самой Силой, которая осуществляет всё необходимое мышление и прогрессивно трансформирует его принесением вниз в него все более и более высокого плана восприятия и знания.

***

Вполне возможно делать работу в полной пустоте без какого-либо вмешательства или активности нижних частей сознания.

***

Именно в тишине ума самая сильная и свободная деятельность возможна, напр., написание книги, поэзия, вдохновенная речь и т.д. Когда ум активен, он вмешивается во вдохновение, вкладывает свои собственные маленькие идеи, которые примешиваются к вдохновению или вводят что-то с более низкого уровня, или просто полностью останавливают вдохновение пузырением ментальных внушений всех сортов. Так же и интуиции или деятельность и др. может прийти с большей легкостью, когда там нет обычного низшего движения ума. И так же в тишине ума знанию легче всего прийти изнутри или свыше, из психического или с более высокого сознания.

***

Отсутствие мысли – совершенно правильная вещь; ибо истинное внутреннее сознание является безмолвным сознанием, которому не нужно думать о разных вещах, но которое получает правильную восприятие, понимание и знание спонтанным образом изнутри и говорит или действует в соответствии с этим. Это именно внешнее сознание должно зависеть от внешних вещей и думать о них, потому что оно не имеет спонтанного руководства. Когда фиксируются в этом внутреннем сознании, тогда, в действительности, к старой деятельности можно вернуться усилием воли, но она больше не будет натуральным движением и, если ее долго сохранять, становится утомительной. Что до снов, это – другой вопрос. Сны о старых ушедших вещах поднимаются из подсознания, которое сохраняет старые впечатления и семена старых движений и привычек долго после того, как бодрствующее сознание отбросило их. Отвергнутые бодрствующим сознанием, они все еще поднимаются во сне; потому что во сне внешнее физическое сознание спускается в подсознание или к нему, а многие сновидения поднимаются оттуда.

Тишина, в которой все безмолвно и вы остаетесь свидетелем в то время, как что-то в сознании спонтанно призывает верхние вещи вниз, является полной тишиной, которая приходит, когда вся сила верхнего сознания легла на ум, витал и тело.

***

Чистое вдохновение и понимание являются чем-то, совершенно отличным, – это приходит из глубины или высоко свыше. Это нижний витальный ум делает формации. Когда там имеется тишина, всевозможные вещи могут подняться на поверхность – их нужно не принимать, а просто смотреть на них. В свое время тишина настолько разовьется, что успокоит также витальный и внешний ум, и именно в этом полном покое придет истинное восприятие.

***

Не позволяйте уму кипеть идеями и чувствами всех сортов, а оставайтесь спокойным и учитесь думать и чувствовать только то, что истинно и правильно.

***

Опасность от ментальных сил состоит в том, что когда верхнее сознание спускается, они склонны (если там нет глубокого безмолвия) становиться активными в сознании для формулирования идей ментального типа, которые всегда могут неверно использоваться. Сперва должен быть базис полного покоя и безмолвия – если там есть активность, это должна быть активность знания, приходящего вниз, и ума, безмолвно и аккуратно его получающего. Вы легко можете иметь это при условии, что ум спокоен.

Опасность от витала состоит в том, что он овладевает любовью, Анандой, чувством Красоты и использует их для своих собственных целей, для витальных человеческих взаимоотношений или взаимообмена, или какого-то еще своего простого удовольствия.

***

На Западе физический ум слишком доминирует, так что психическому не так легко получить шанс – кроме как, конечно, в исключительных людях.

***

В конце концов Индия, с ее менталитетом и методом, сделала в сто раз больше на духовном поле, чем Европа с ее интеллектуальными сомнениями и вопросами. Даже когда европеец преодолевает сомнения и тенденцию к нескончаемым вопросам [questioning], он находит, что ему не так легко идти с той же скоростью, настолько же далеко и с той же силой персональности, как индийцу, потому что активность в уме все еще больше. Это только когда он преодолевает ее, он достигает, но для него это не так легко.

С другой стороны, однако, ваше заявление верно. Это "естественное веление времени" и западный менталитет превалируют всюду. Вероятно также, что это должно быть встречено лицом к лицу и преодолено, прежде чем какая-либо супраментальная реализация станет возможна в земном сознании: ибо это – позиция физического ума к духовным вещам, и поскольку именно в физическом сопротивление должно быть преодолено, прежде чем ум может быть побежден таким образом, каким это требуется для этой йоги, была необходима сильнейшая из всех возможных репрезентаций его трудностей.

***

Отвергнуть сомнения значит контролировать свои мысли – безусловно, это так. Но контроль над своими мыслями необходим настолько же, насколько контроль над своими витальными желаниями и страстями или контроль над движениями тела – для йоги, и не только для йоги. Нельзя быть даже полностью развитым ментальным существом, если вы не имеете контроля над мыслями, не являетесь их наблюдателем, судьей, хозяином, – ментальным Пурушей. Для ментального существа не более подобает быть теннисным мячиком неуправляемых и неконтролируемых мыслей, чем потерявшим руль кораблем в шторме желаний и страстей или рабом либо инерции, либо импульсов тела. Я знаю, что это труднее, потому что человек, будучи творением ментальной Пракрити, идентифицирует себя с движениями своего ума и не может сразу отделить себя и встать свободным от вихря и кружения водоворота ума. Ему сравнительно легко установить контроль над его телом, по крайней мере над определенной частью его движений; не так легко, но вполне возможно, после борьбы установить ментальный контроль над его витальными импульсами и желаниями; но сидеть, как тантрик над рекой, над водоворотом его мыслей еще труднее.

Тем не менее, это может быть сделано, все развитые ментальные люди, с развитием выше среднего, должны тем или иным образом или, по крайней мере, в то или иное время и для определенных целей разделять две части ума, активную часть, которая является фабрикой мыслей, и спокойную управленческую часть, которая является одновременно Свидетелем и Волей, наблюдающей за ними, судящей, отвергающей, игнорирующей, принимающей, упорядочивающей, вносящей исправления и изменения, Мастер в Доме Ума, способный на самовластие.

Йогин идет еще дальше; он не только хозяин здесь, но, даже находясь в уме, он, как бы, обособляется от него и встает, свободный, сверху или совершенно в стороне. К нему образ фабрики мысли больше не применим, ибо он видит, что мысли приходят извне, из вселенского Ума или вселенской Природы, иногда сформированные и отчетливые, иногда несформированные, и тогда им придается форма где-то в нас. Главное дело нашего ума – ответ принятия или отказа на эти мысле-волны (также как и витальные волны, волны тонкой физической энергии) из окружающей Природы-Силы. Я – в великом долгу перед Леле за то, что он показал мне это. "Садись для медитации", сказал он, "но не думай, только смотри на свой ум; ты увидишь мысли, входящие в него; прежде, чем они смогут войти, отбрасывай их из своего ума, пока твой ум не станет способен на полную тишину". Я никогда не слышал прежде о мыслях, входящих зримо в ум извне, но я не стал думать о том, чтобы исследовать истинность или возможность этого, я просто сел и делал это. В один миг мой ум стал тих как безветренный воздух на высокой горной вершине, и тогда я увидел одну мысль, затем другую, входящую конкретным образом извне; я отбрасывал их, прежде чем они могли войти и овладеть мозгом, и через три дня я стал свободен. С этого момента, в принципе, ментальное существо во мне стало свободным умом, универсальным Разумом, не ограниченным узким кругом персональной мысли, как работник на фабрике мышления, а получателем знания из всех сотен царств существа, свободным избирать, что он хочет в этой обширной империи видения и мышления. Я упомянул это, только чтобы подчеркнуть, что возможности ментального существа не ограничены, и что оно может быть свободным Свидетелем и Мастером в своем собственном доме. Я не говорю, что каждый может сделать это тем же образам, как это сделал я и с той же быстротой решающего движения (ибо, конечно, дальнейшее более полное развитие этой новой неограниченной ментальной способности заняло время, много лет), но прогрессивная свобода и власть над своим собственным умом находится совершенно в пределах возможности любого, кто имеет веру и волю совершить это.

***

Ошибка происходит оттого, что вы думаете, что ваши мысли являются вашими собственными и что вы их творец, и если вы не создаете мысли (т.е. не думаете), там не будет ничего. Немного наблюдения должно показать, что вы не производите свои собственные мысли, а, скорее, мысли возникают в вас. Мысли рождаются, не делаются – как поэты, согласно пословице. Конечно, своего рода труд и усилие имеют место, когда вы стараетесь произвести или же подумать на определенную тему, но это – концентрация, чтобы заставить мысли подняться, войти, спуститься, в зависимости от ситуации, и приспособиться друг к другу. Идея, что это вы формируете мысли или подгоняете их друг к другу, является эгоистическим заблуждением. Они делают это сами, или Природа делает это для вас, только под определенным принуждением; вам часто нужно бить ее, чтобы заставить ее сделать это, и это битье не всегда успешно. Но ум, природа или ментальная энергия – как бы вы ни называли – делает это определенным образом и сохраняет определенную организациею мыслей, случайные умности (извиняюсь за варварское слово) или глупости, жестко организованные или несовершенно организованные интеллектуальности, логические последовательности и логические непоследовательности и т.д. и т.п. Как интуиции пройти среди этой вальсирующей и сталкивающейся толпы? Она проходит иногда; в некоторые умы интуиция входит часто, но сразу ординарные мысли окружают ее и съедают ее заживо, а затем с каким-то куском убитой интуиции, сияющим сквозь их неинтуитивные животы, они смотрят улыбаясь на вас и говорят: "Я – интуиция, сэр". Но они – только интеллект, сообразительность или ординарная мысль с частичкой расчлененной и потому неверной интуиции внутри них. Сейчас в пустой ум, пустой, но не инертный (это важно), интуиции имеют шанс войти живыми и целыми. Но не убегайте с идеей, что все, что входит в пустой ум, будет интуитивным.

Все что угодно, идея любого благословенного рода может войти. Нужно быть бдительным и проверять удостоверения визитеров. Другими словами, ментальное существо должно быть там, безмолвное, но бдительное, беспристрастное, но различающее. Это, однако, когда вы ищете истину. Для поэзии это не обязательно. Здесь только поэтическое качество визитера должно быть оценено, и это может быть сделано после того, как он оставил свой пакет, – по результатам.

***

Так эти вещи и приходят, только этого не замечают. Мысли, идеи, удачные выдумки и т.д. и т.п. всегда ходят вокруг (в мысле-волнах или иначе), ища ум, который может воплотить их. Один ум берет, смотрит, отвергает – другой берет, смотрит, принимает. Два разных ума, ловят одну мысле-форму или мысле-волну, но при том, что их ментальная деятельность разнится, выводят из них разные результаты. Или она приходит к одному, и он не делает ничего, тогда она уходит, бросая: "О, это неготовое животное!" и идет к другому, который немедленно приветствует ее, и она обретает выражение с радостным кипением вдохновения, освещения или энтузиазма первооткрывателя или творца, и получатель гордо вскрикивает: "Я, я сделал это." Эго, сэр! эго! Да, вы – получатель, приводящий в надлежащую кондицию посредник, если хотите, – ничего более.

***

Прежде всего, эти мысле-волны, мысле-семена или мысле-формы, или чем бы еще они ни были, имеют разную ценность и приходят с разных планов сознания. Одна и та же мысле-субстанция может принимать более высокие или более низкие вибрации в соответствии с планом сознания, через который мысли входят (т.е. мыслящий ум, витальный ум, физический ум, подсознательный ум), или с силой сознания, которая ухватывает и вкладывает их в одного человека или другого. Более того, в каждом человеке есть вещество ума, и входящая мысль использует это вещество для формирования себя или транслирования себя (транскрибирования, как мы обычно называем это), но вещество в одном уме более утонченное или более грубое, более сильное или более слабое и т.д. и т.п., чем другом. Также в каждом есть энергия ума, действительная или потенциальная, которая отличается [от энергии других], и эта энергия разума в своем восприятии мысли может быть светлой или темной, саттвической, раджасической или тамасической с результатами, разнящимися в каждом случае.

***

Они [идеи универсального Ума] принимают словесную форму в уме, когда входят в него – если только они не приходит от других существ, не как просто идеи-силы.

***

Это – неверная психология. Мысль вполне возможна без слов. Дети имеют мысли, животные тоже – мысли могут принимать иную форму, чем слова. Первым приходит восприятие мысли – язык приходит, чтобы выразить восприятие, и сам ведет к свежим мыслям.

II

 

От ментального знания мало пользы, кроме как иногда как введения, указывающего на реальное знание, которое приходит из прямого осознания вещей.

***

Получение знания свыше и получение его умом в его собственных способностях –одно и то же? Если ум способен, тогда нет нужды в знании свыше, тогда ум может получать знание своим собственным величием.

***

Это не ментальное знание необходимо, а психическое восприятие или прямое восприятие в сознании. Ментальное знание всегда может быть ослеплено трюками витала.

***

Это [большее совершенство знания] может прийти только дальнейшим развитием и активностью другого рода знания, сообщающего себя физическому и постепенно принимающего на себя функции ума во всех его частях.

***

Знание всегда лучше, чем неведение. Оно делает что-то возможным впоследствии, если не в данный момент, тогда как неведение активно мешает и уводит с пути.

***

Есть разные виды знания. Одно является вдохновением, т.е. чем-то, что выходит из планов знания как вспышка и раскрывает ум Истине на какой-то момент. Это – вдохновение [inspiration]. Оно легко принимает форму слов, как когда поэт творит или оратор говорит, как говорят люди, по вдохновению.

***

Идеи недостаточно. Она дает только полусвет – вы должны прийти ко всей Истине, которая лежит за идеей и объектом, вместе взятыми. Существо, сознание, сила – вот тройной секрет.

***

В идее есть сила – сила того, чьей формой является идея. Опять же, за идеей и силой и словом есть то, что называется духом, – сознание, которое генерирует силу.

***

Всякое сознание приходит из одного Сознания – Знание является одним аспектом Божественного Сознания.

***

Оно [духовное сознание] является сознательным переживанием Истины, видимой, чувствуемой, проживаемой изнутри, и духовным восприятием (более прямым и конкретным, чем интеллектуальное) истинного значения вещей, которое [это духовное восприятие] может выражать себя в мысли и речи, но само не зависит от них.

***

Я говорил о ваших переживаниях верхнего сознания, о вашем видении Матери во всех вещах – это то, что называется духовными постижениями [реализациями, realisations], духовным знанием. Постижения являются сутью знания; мысли о них, выражение их в словах являются меньшим знанием, и если мысли являются просто ментальными без переживания или постижения, они вообще не рассматриваются как Джняна в духовном смысле.

***

Ум в своей верхней части осознает бытие, единое с Божеством во всех отношениях, во всем – имея это высшее знание, он не приводится в беспорядок своим собственным неведением и неспособностью в его нижних инструментальных частях; он смотрит на все это с улыбкой и остается счастливым и светлым светом этого высшего знания.

Осознание единства с Божеством является для духовного искателя высшим знанием.

***

Да, это происходит так. Касания постижения достаточно, чтобы вызвать поток знания верхнего ума или освещенного ума.

***

Таким вопросам не нужно дозволять останавливать поток [верхнего знания]. Впоследствии можно рассмотреть их и получить ответ. Знание, которое приходит, не обязательно является полным или совершенным в выражении; но ему нужно позволить приходить свободно, а дополнения и исправления могут быть сделаны позднее.

***

Ни знание, ни что-либо еще не бывает постоянным вначале – и даже когда оно есть, нельзя ожидать, что оно всегда будет активным. Это придет позднее.

***

Что должно быть оставлено, это эго. Ограничение знания неизбежно, пока там нет полной шири свыше; это неважно.

***

Ваш ум слишком активен. Если бы он был более спокоен и меньше спрашивал, аргументировал и без устали хотел найти схемы, мне кажется, что тогда возрос бы шанс прихода вниз знания интуитивного, не интеллектуального, сознания, развивающегося внутри вас.

***

Так долго, пока внешний ум не спокоен, для интуиции невозможно развиваться. Так что если вы хотите продолжать задавать интеллектуальные вопросы о том, что находится за пределами интеллекта, пока интуиция развивается вопреки этой активности, вы можете продолжать вечно.

***

Это физический ум поднимает все эти вопросы и не может понять или дать правильный ответ. Реальное знание и понимание могут прийти, только если вы перестанете задавать вопросы маленьким физическим умом и позволите более глубокому и более широкому сознанию, которое имеется внутри вас, выйти и расти. Тогда вы автоматически будете получать правильный ответ и правильное руководство. Ваша ошибка состоит в том, что вы придаете слишком большое значение внешнему уму и его идеям и восприятиям вместо концентрации на росте внутреннего сознания.

***

Тысячи вопросов можно задавать о чем угодно, но чтобы ответить, потребовался бы целый том, и даже тогда ум ничего бы не понял. Это только ростом в самом сознании вы можете получить какое-то прямое восприятие этих вещей. Но для этого ум должен быть спокоен, и прямое чувствование и интуиция займут его место.

***

Когда вы достигаете истинного интуитивного плана, нет нужды в инструкциях или в вопросах о том, как делать садхану. Садхана будет делаться под светом интуиции.

***

Это всегда зависит от конкретного случая. То, что говорится о садхане – или о любого рода реальной истине – всегда обретает большее значение с ростом сознания и опыта. Вот почему, когда кто-то повышает уровень сознания, истина, видимая раньше в уме, всегда становится новой и значительно более глубокой вещью.

***

Единственная вещь – всегда давать Миру и Силе работать и не позволять уму искать чего-то и утрачивать спокойствие. Все ценности ума являются конструкциями неведения – это только когда ваше психическое существо выходит вперед, вы имеете истинное знание, – ибо ваше психическое существо знает.

***

Да, в этом все дело. Обычный ум, управляемый витальными желаниями и своими собственными ментальными формациями, не может понимать – он должен стихнуть и позволить Миру и Силе работать, чтобы они принесли другое сознание с истинным Светом в нем. Когда это сделано, эти вопросы и их реакции больше не будут иметь места.

***

Вам лишь нужно позволить сознанию развиваться – сперва там будут ошибки, равно как и правильные идеи, но когда произойдет достаточное развитие и сила и знание Матери будут прямо работать в вас, вещи начнут становиться все более и более правильными – и помимо этого вы обретете уверенность. В настоящем там еще слишком много от старого физического ума, чтобы восприятия всегда были правильными. Когда Мир и Сила получат прямую и полную власть над физическим сознанием, это изменится и сознание будет развиваться более уверенно и с более великим светом.

***

Вернитесь к истинному чувству Силы и Мира – понимание вырастет с ростом этого чувства и опыта. Ибо с Силой и Миром всегда приходит что-то от Света, и это именно Свет, освещающий ум, приносит понимание. Так долго, пока вы стараетесь понимать неосвещенным умом, ошибки и непонимание неизбежны.

III

 

Это природа физического ума – не верить и не принимать ничего, что является супрафизическим, если только он не освещается и не принуждается светом сделать это. Не идентифицируйте себя с этим умом, считайте его не собой, а лишь темным функционированием Природы. Призывайте вниз свет в него, пока он не будет вынужден поверить.

***

Да, он [физический ум] рассуждает, но на базисе внешних данных главным образом – на том, как вещи представляются внешнему уму и чувствам, или на привычных идеях, к которым он приучен, или на чисто внешнем знании.

***

Он [физический ум] является инструментом понимания и упорядоченной деятельности в поле физических вещей. Только вместо того, чтобы быть темным, невежественным и продвигающимся наощупь, как сейчас, или же управляемым только внешним знанием, он должен начать осознавать Божество и действовать в соответствии со внутренним светом, волей и знанием, входя в контакт и понимая единство с физическим миром.

***

Это значит, что внешний физический ум имеет определенную смутность [obscurity] в себе, которая не дает знанию выйти. Эта смутность является универсальной во внешнем физическом уме – вы чувствуете ее больше сейчас, потому что именно в физическом сознании сейчас сосредоточено сопротивление. Это пройдет, как только Сила сможет низойти через ум и витал и воздействовать прямо на физическую природу.

***

То, что вы чувствовали, было смутностью внешнего физического ума и природы (центр в горле является центром внешнего ума). Так долго, пока она там, внешняя природа и деятельность остаются, какими они были всегда, и нет соответствия между этим и внутренним духовным сознанием и опытом. Это не может исчезнуть благодаря одному переживанию; необходима устойчивая воля изменить.

***

То, что вы говорите, вполне верно. Никакое персональное усилие не может добиться того, чтобы эти вещи были сделаны; вот почему мы говорим вам всегда, чтобы вы сохраняли себя спокойным и позволяли миру и силе работать. Что до понимания, это именно ваш физический ум хочет понимать, но физический ум неспособен на понимание этих вещей сам по себе – ибо он не имеет знания их и средств знания. Также, его стандарты совершенно отличаются от стандартов истинного знания. Всё, что физический ум может делать, это успокоиться и дать свету войти в него, принимая его, не вставляя свои собственные идеи – тогда прогрессивно он обретет знание. Он не может обрести его таким образом; он должен сдаться.

***

Функция внешнего физического ума – иметь дело со внешними вещами: вот почему он всегда хочет быть занятым ими. Чему ему нужно научиться, это быть спокойным и действовать, только когда Воля хочет использовать его, когда он действительно нужен – и также работать только с тем, с чем хочет Воля, не сновать беспорядочно. Когда он становится спокойным, он может идти внутрь, входить в контакт и объединяться со внутренним физическим сознанием. Ширь и мир по мере роста могут значительно успокоить физический ум и обеспечить ему внутренний источник более глубокой деятельности.

***

То, что вы сейчас видели и описали в своем письме, является обычной активностью физического ума, который полон ординарных привычных и постоянно повторяющихся мыслей и всегда занят внешними объектами и делами. Что бывало беспокоило вас прежде, это витальный ум, который отличен,– ибо он всегда занят эмоциями, страстями, желаниями, реакциями всех сортов на контакты жизни и поведение других. Физический ум тоже может откликаться на эти вещи, но иным образом – его природа – не столько природа желания, сколько привычной активности, маленьких обычных интересов, страданий и удовольствий. Если кто-то старается контролировать или подавлять его, он становится более активным.

Чтобы иметь дел с этим умом необходимы две вещи: 1) не столько стараться контролировать, сражаться или подавлять его, сколько отшагивать из него: вы смотрите на него и видите, чем он является, но отказываетесь следовать его мыслям или следовать за объектами, которые он преследует, оставаясь позади него спокойным и обособленным; 2) практиковать спокойствие и концентрацию в этой обособленности, пока привычка к покою не овладеет физическим умом и не заменит привычку этих маленьких активностей. Это, конечно, требует времени и может прийти только практикой. Поэтому то, что вы намерены делать, правильно.

***

Обособляйте себя от этого [привычного движения мыслей] – делайте ваш ум внешним по отношению к этому, чем-то, что вы можете наблюдать, как вы наблюдаете вещи, происходящие на улице. Так долго, пока вы не делаете этого, трудно быть хозяином ума.

***

Совершенно верно. Но это – общий опыт – это удивительно, как много времени требуется для простой и правильной вещи, чтобы осенить физический ум.

***

Оно [психическое] может иметь очень большое влияние [на физический ум], давая ему правильную позицию и правильный взгляд на вещи, так что он поддерживает эмоциональное существо в его стремлении, любви и сдаче и сам находит интерес, веру и проницательность во внутренней истине вещей, вместо того, чтобы видеть только их внешние аспекты и следовать ложным выводам и видимостям.

Это также помогает ему избавиться от узости и сомнения, которые всегда являются главными дефектами физического ума.

***

Психическое, если оно овладевает ими [физическим умом и витальным физическим], может полностью изменить их волю, видение и ориентацию и раскрыть их к истинному восприятию вещей и правильному импульсу. Ум и верхний витал могут значительно помочь этому.

***

Когда физический ум выведен из равновесия виталом, его нелегко убедить, потому что его рассуждение навязано ему виталом, который думает в соответствии своими собственными желаниями и чувствами – если только великая чистота из психического или из думающего ума свыше не придут, чтобы спасти.

Это именно психическое сознание, не совершенное, однако хорошо развитое, поддерживает некоторых из тех, кого вы упоминаете, и делает для них легким делом продолжать в вере – но оно развилось в них только после большой витальной трудности, – и нет причины, почему это не может быстро произойти и в вас.

***

Это [интуитивизация физического ума] происходит, когда вместо того, чтобы видеть вещи, какими они выглядят для внешнего ума и чувств, начинают видеть более тонким физическим умом и чувствами – например, видеть интуитивно, что должно быть сделано, как это сделать, чего объект (даже, так называемый, неодушевленные объекты) хочет или в чем нуждается, что вероятно произойдет следующим (или, иногда, наверняка произойдет), какие силы находятся в игре на физическом плане и т.д. и т.п. Даже тело становится интуитивно сознательным подобным образом, чувствует, даже без того, чтобы ум говорил ему об этом, что нужно сделать, чего нужно избежать, что близко к нему или приходит к нему (незримые вещи) и т.д. и т.п.

***

Безусловно. Он [измененный физический ум] может принуждать его [физический витал] к правильной позиции и чувству, делать приход неправильных внушений и импульсов более трудным и давать полную силу истинным движениям. Эта деятельность физического ума совершенно необходима для изменения всего физического сознания, даже до самого материального, хотя для этого необходимо освещение подсознания.

IV

 

Для того, кто хочет практиковать садхану, садхана должна стоять на первом месте – чтение и ментальное развитие могут быть только подчиненными вещами.

***

Ментальное развитие может помогать садхане, а может и не помогать – если ум слишком интеллектуально развит или держится определенных рационалистических линий, оно может мешать.

***

Я не знаю такого факта, что это [ментальная работа] помогает садхане, и я не вполне понимаю, что подразумевается в этой фразе. Факт состоит в том, что ментальная работа, как и физическая работа, может быть сделана частью садханы, – не выступая в качестве соперника садханы или какой-то другой деятельности с равными правами, но менее себялюбивой и эгоистичной, чем поиски Божества.3

3 Во избежание недоразумения следует заметить, что оценка ментальной деятельности как менее эгоистичной по сравнению с поисками Божества, конечно же, является иронией в адрес этой самой ментальной деятельности. (Прим. переводчика)

***

Очевидно, что поэзия не может быть заменой садхане; она может быть только аккомпанементом. Если есть чувство (преданности, сдачи и т.д.), она может выразить и подтвердить его; если есть переживание, она может выразить и усилить силу переживания. Как чтение таких книг, как Упанишады или Гита или пение песен бхакти может помогать, особенно в том или ином состоянии, так может помогать и поэзия. Она также раскрывает проход между внешним сознанием и внутренним умом или виталом. Но если кто-то останавливается на этом, тогда ничего большего не достигается. Садхана должна быть главной вещью, а садхана означает очищение природы, посвящение существа, раскрытие психического, внутреннего ума и витала, контакт и присутствие Божества, постижение Божества во всех вещах, сдачу, преданность, расширение сознания в космическое Сознание, Себя во всех, психическую и духовную трансформацию природы. Если этими вещами пренебрегают и только поэзия, ментальное развитие и социальные контакты занимают все время, тогда это – не садхана. К тоже же, поэзия должна писаться в истинном духе, не ради славы или самоудовлетворения, а как средство контакта с Божеством через вдохновение или как средство выражения своего внутреннего существа, как она писалась прежде теми, кто оставил за собой такую преданную и духовную поэзию в Индии; она не поможет, если пишется только в духе западного художника или литератора. Даже работа или медитация не могут преуспеть, если они не выполняются в правильном духе посвящения и духовного стремления, собирающем все существо и доминирующем надо всем остальным. Это именно  нехватка такого собирания всей жизни и природы и поворота их к одной цели является дефектом в стольких здесь, что снижает атмосферу и стоит на пути того, что делается мною и Матерью.

***

Учеба не может иметь такую же или большую важность, чем садхана.

***

Если бы способность долго медитировать была здесь, садхак естественно делал бы это и мало заботился бы о чтении – если только он не достиг стадии, где все является частью йогического сознания, потому что оно перманентно. Садхана является целью садхака, не ментальное развитие. Но если у него есть лишнее время, [он, как и] те, кто имеет ментальную склонность, естественно тратит его на чтение или учебу какого-то рода.

***

DhyАna и работа, обе полезны для этой йоги для тех, кто может делать то и другое. Чтение тоже может быть сделано полезным.

***

Полтора часа медитации в день должно быть возможным – хотя бы только для того, чтобы принести привычку концентрации в сознание, которая помогает ей, во-первых, чтобы меньше выходить вовне во время работы, во-вторых, чтобы развить тенденцию восприимчивости, которая может приносить свои результаты даже во время работы.

***

Да, чтение может быть сделано частью садханы для усовершенствования ментального инструмента.

***

Да, вначале садханы вам не нужно ничего большего, чем то, о чем вы говорите, "концентрация с верой, преданностью и искренностью" на форме Божественного Существа – Вы можете добавить молитву или имя, если хотите.

Чтение хороших книг может быть полезным на ранней ментальной стадии – они подготавливают ум, вводят его в правильную атмосферу, могут даже, если человек очень чувствителен, принести какие-то проблески постижения на ментальном плане. Впоследствии польза уменьшается – вы должны найти все знание и переживание в самом себе.

***

Это – вполне нормальное движение. При чтении этих книг вы входите в контакт с Силой позади них и именно она толкает вас к медитации и соответствующему переживанию.

***

Да, если кто-то много думает об одном роде реализации и глубоко поглощен идеей, тогда вполне естественно, что духовное переживание этого придет одним из первых.

***

Вы возражали против изучения языков и особенно французского как помехи миру и тишине, потому что это подразумевало активность. Ум, когда он не в медитации или не в полной тишине, всегда активен, занимаясь тем или другим – своими собственными идеями, другими людьми, разными вещами, разговорами и т.д. Ничто из этого не является меньшей активностью, чем изучение языков. Сейчас вы меняете свою аргументацию и говорите, что из-за своей учебы у них не остается времени на медитацию. Это – абсурд, ибо если люди хотят медитировать, они организуют время своей учебы для этого; если они не хотят медитировать, вместо учебы они могут придумать другую причину, а если они не учатся, они будут просто продолжать думать о "мелких вещах". Нехватка времени – не причина того, что они не медитируют, и необходимость учиться – тоже не причина.

***

Учеба и внутренняя тишина хороши, но развивают только одну часть существа – внутренняя тишина может также поддерживать более широкую работу и жизнь.

***

Это [чтение] не уводит никого вовнутрь ни в каком реальном смысле – оно просто уводит из более физического к более ментальной части внешнего сознания.

***

Должно прийти время, когда чтение, как и другие внешние занятия, не будут мешать давлению или активности верхнего сознания.

***

Чтение должно научиться приспосабливаться к давлению – то есть, делаться внешним умом, тогда как внутреннее существо остается в концентрации.

***

Это хорошо. Чтение не должно поглощать сознание – там, позади, должна быть более обширная часть, обособленная и сознающая более широким образом.

***

Вы можете помнить вначале и предлагать свое чтение Божеству и снова в конце. Есть состояние сознания, в котором только часть его читает или делает работу, а позади всегда есть осознание Божества.

***

Когда страсть к чтению или учебе овладевает умом, это так и бывает, тогда хотят тратить все время, делая это. Это – сила, которая хочет удовлетворить себя – как и другие силы – и овладевает сознанием для своей цели. Нужно использовать эти силы, не давая им овладевать [сознанием]; для этого там должно быть центральное существо, всегда контролирующее силы Природы, которые входят в него, решающее, что должно быть принято, как использовать, как организовать их деятельность. В противном случае каждая Сила будет захватывать какую-то часть персоны (студента в нем, социального человека, эротического человека, бойца) и использовать и управлять существом вместо того, чтобы контролироваться и управляться им.

***

Движения, которые вы описываете, не являются вашей особенностью, они – естественная склонность витального ума и принимают сходные формы в большинстве людей. В садхане этот ум должен быть успокоен, как и остальное, и его энергия должна контролироваться, трансформироваться и надлежащим образом использоваться; но это требует времени и приходит только с ростом более обширного сознания. Давление этих движений слишком нормально для него [витального ума], чтобы быть причиной для обескураженности.

Я не прошу вас прекращать чтение, пока чтение само, как и страсть, не отступит из ума; это происходит, когда более высокий порядок сознания и переживаний начинаются внутри существа. Также не хорошо слишком принуждать себя делать только работу рисования. Такое принуждение ума и витала имеет тенденцию либо быть неуспешным, что делает их более беспокойными, либо даже создавать какого-то рода тупость и инерцию.

Для работы просто стремитесь к Силе, чтобы она использовала вас, вводите себя внутренне в отношения с Матерью, когда делаете работу, и делайте ее своей целью, чтобы быть инструментом выражения красоты безотносительно к личной славе, похвалам или порицаниям других.

***

Само по себе писательство, связанное с ординарными темами, имеет экстернализующую тенденцию, если только кто-то не приучен писать (какова бы ни была тема) со внутренним сознанием, обособленным и свободным от того, что делает внешнее.

***

Не так легко делать ментальную работу и садхану одновременно, ибо тогда садхана делается именно умом. Если кто-то отшагивает из ума, равно как и из тела и живет во внутреннем сознании Пуруши, тогда это возможно.

***

Единственный путь – разделить Пракрити и Пурушу. Когда вы чувствуете что-то внутри, наблюдающее все ментальные активности, но отдельное от них, так же как вы наблюдаете вещи, происходящие на улице, тогда это – отделение Пуруши от ментальной Пракрити.

***

Это только означает, что вы не можете отделить себя от вашего ментального сознания в его активности. Естественно, если вы уберете ваше ментальное сознание из чтения, вы не сможете понимать то, что читаете, ибо оно понимается именно ментальным сознанием. Вы не должны делать ментальное сознание отдельным от чтения, а сами обособиться от ментального сознания. Вы должны быть Свидетелем, наблюдающим, как оно читает или пишет, или говорит, точно так же, как вы наблюдаете тело, действующее или двигающееся.

V

 

Я не вижу возражений против того, чтобы он продолжал свою учебу, – будет ли от нее какая-нибудь польза ему для его жизни садханы будет зависеть от духа, в котором он учится. Действительно важная вещь – развить состояние сознания, в котором можно жить в Божестве и воздействовать из него на физический мир. Ментальное обучение и дисциплина, знание людей и разных вещей, культура, полезные способности являются подготовкой, которую садхаку не мешало бы иметь – даже при том, что они не являются единственной необходимой вещью. Образование в Индии дает очень мало от этих вещей, но если кто-то знает, как учиться, не слишком заботясь о форме или просто об успеваемости, жизнь студента может быть полезна для этих целей.

***

Нет причины, почему Х не должен закончить свое обучение или учиться чему-то, что сделает его полезным в жизни. Быть бесполезным не значит быть пригодным для йоги.

***

Незнание этого мира не помогает духовному знанию.

***

Я не могу дать вам более определенный ответ. Учеба важна, только если вы учитесь правильным образом и со стремлением к знанию и ментальной дисциплине.

***

Чтение и учеба полезны лишь, чтобы получить информацию и расширить свой кругозор. Но это ничего не дает, если человек не знает, как распознать и различить, судить, видеть, что находится внутри и позади вещей.

***

Нет, не необходимо. Это [изучение логики] является теоретическим обучением; благодаря ей вы учитесь каким-то правилам логического мышления. Но применение их зависит от вашего собственного интеллекта. В любой сфере знания или деятельности человек может быть хорошим теоретиком, но плохим практиком. Очень хороший военный теоретик и критик, если он командует армией, вполне может проиграть все свои битвы, не будучи способным правильно применить теории к конкретным случаям. Так и логик-теоретик может запутаться в проблемах мысли из-за недостатка проницательности, быстроты ума или пластичности в использовании своих способностей. Кроме того, логика – это не все мышление; наблюдательность, интуиция, симпатия, многосторонность более важны.

***

Мне не известно, чтобы изучением логики спаслись от физических вещей. Немногочисленные интеллектуалы ведут ментальную жизнь и в большой степени безразличны к физическим нуждам, но их очень мало.

***

Ментальное обучение состоит из чтения, изучения различных вещей, обретения полной и точной информации, обучения логическому мышлению, беспристрастному рассмотрению всех сторон вопроса, отверганию поспешности или неправильных выводов и заключений, умению смотреть на все вещи ясно и как на целое.

***

Здравый смысл, между прочим, не является логикой (которая является последней здравомыслящей вещью в мире), это – просто видение вещей, как они есть, без преувеличений или преуменьшения – без выдумывания диких выдумок – или отчаяния оттого, что "я не знаю почему".

***

Хорошо обученный интеллект и учеба являются двумя разными вещами – есть множество людей, которые много читают, но не имеют хорошо обученного интеллекта. Инерция может прийти к кому угодно, даже к самым образованным людям.

***

Человек может много прочитать, но все же быть ментально неразвитым. Это именно мышлением, пониманием, получением ментальных влияний от тех, кто ментально его превосходит, ум человека развивается.

***

Разумность не зависит от количества прочитанного, это – качество ума. Учеба, как и жизнь, лишь дает ему материал для его работы. Есть люди, которые не знают, как читать и писать, но которые гораздо более разумны, чем многие высоко образованные люди, и понимают жизнь и разные вещи лучше. С другой стороны, хороший ум может улучшить себя чтением, потому что оно дает больше материала для работы, и расти благодаря упражнению или расширению пространства, в котором он может двигаться. Но книжное знание само по себе не является реальной вещью, оно должно использоваться как помощник ума, но часто оно бывает только помощником глупости или неведения – неведения, потому что знание фактов – скудная вещь, если человек не может видеть их истинного значения.

***

Нет такого правила. Лучше, если ум силен и развит, но образованность не обязательно создает сильный и развитый ум.

***

Его главная жалоба в том, что касается интеллектуалов, состоит в том, что он отрезан от всех обсуждений ментальных вещей и ментальных стимулов, из-за чего его ментальные энергии атрофируются. Но человек, который ведет ментальную жизнь, не должен, несомненно, зависеть от других, поскольку эта жизнь находится внутри – внутри должны быть источники, которые бьют из своей собственной силы.

***

Что вы можете делать, это читать не для времяпрепровождения, а с ясным намерением снабдить ваш ум знанием.

***

Читать то, что поможет йоге, или то, что будет полезно для работы, или то, что разовьет способности для божественных целей. Не читать бесполезного или просто развлекательного или ради дилетантской интеллектуальной любознательности, что является по своей природе ментальным пьянством. Когда кто-то утвердился в высшем сознании, он может не читать ничего или все: это ничего не меняет – но это еще далеко.

***

Писательство и чтение поглощают ум и наполняют его образами и влияниями; если образы и влияния не правильного рода, они естественным образом поворачивают от истинного сознания. Это только если кто-то имеет истинное сознание, уже хорошо установленное, он может читать или писать все, что угодно, не утрачивая его или без какого-то другого вреда.

***

Нет необходимости быть в контакте со внешним миром таким образом; это может быть полезно в некоторых обстоятельствах и для некоторых целей. Это может также быть препятствием. Все зависит от сознания, в котором это делается.

Чтение легких книг может действовать как релаксация ментального сознания. На ранних стадиях не всегда возможно удерживать ум в ненарушаемой духовной концентрации и усилии, он находит убежище в других занятиях, даже инстинктивно чувствуя тягу к занятиям более легкого характера.

***

Это зависит от природы вещей, которые вы читаете, полезны ли они для роста существа, или нет. Нельзя сделать общего правила. Нельзя сказать, что поэзия или драматургия должны или не должны читаться – это зависит от поэмы и пьесы – так и с остальным.

***

Это зависит от природы книги. Философия делает ум более тонким в определенных направлениях – или должна это делать. Единственный вред, который она может причинить, это если ум начинает цепляться за идеи вместо того, чтобы идти к прямому переживанию.

***

Да, это правильный подход к чтению этих вещей. Эти философии по большей части являются ментальными интуициями, смешанными с большим числом предположений (спекуляций), но позади, если кто-то знает, он может коснуться какой-то Истины, к которой они относятся.

***

Я не вижу ничего ложного в ваших философских размышлениях. Философия, конечно, является творением ума, однако ее дефект состоит не в том, что она ложна, а в том, что философская система является только частью Истины, которую философ берет как целое. Если он не запирает себя подобным образом, а смотрит на все стороны, в занятиях философией нет вреда.

***

Божественная Истина более велика, чем любая религия, кредо, писание, идея или философия – так что вы можете не привязывать себя ни к одной из этих вещей.

***

Я не знаю этот комментарий, но большинство комментариев к Упанишадам написаны из рассуждающего и спекулирующего интеллекта. От них может быть польза для людей, которые стараются отыскать интеллектуально значение Упанишад – но от них не может быть пользы вам как садхаку, который ищет переживания, – они, скорее, спутают ум, сбив его с истинного базиса и уведя с дороги переживания и духовной восприимчивости в сплетение интеллектуальных дискуссий.

***

Метафизика имеет дело с конечной причиной вещей и всем, что лежит позади мира феноменов. Что касается ума и сознания, она интересуется, чем они являются, как они появились, какое имеют отношение к Материи, Жизни и т.д. Философия имеет дело с умом и сознанием и старается не столько отыскать их конечную природу и отношения, сколько их актуальные работы и правила и закон этих работ.

***

Я думаю, что какое-то знание науки будет очень полезно вам – это поле совершенно незаполнено для большинства людей здесь, однако значительная часть современной мысли и знания испытывает на себе ее влияние.

***

Я не знаю этой новеллы. Люди вносят отношения между мужчиной и женщиной, потому что это было привычкой на протяжении веков – закручивать каждый роман вокруг этого – за исключением немногих, которые имели дело с историей, приключением или другими подобными вещами. В романе, основанном на духовной философии, не должна ли идея мужчины и женщины отступить на задний план или исчезнуть, при том, что духовная любовь не имеет ничего, основанного на сексе, а основана на отношениях между душой и душой?

***

Единственный вред от чтения этих вещей состоит в том, что витал делает это оправданием для сексуального возбуждения. В противном случае не было бы вреда в чтении для знания – о фактах существования нужно знать, и мы должны учить их свободным и бесстрастным умом. Но такое чтение должно избегаться, если там есть какая-либо витальная реакция.

***

Знать, что происходит в мире, не противоречит принципу йогической жизни – что нейогично, это быть привязанным к этим вещам и не быть способным обходиться без них или думать о них, как о предмете первостепенной важности. Вещью первостепенной важности должна быть садхана, рост в новое сознание и новую внутреннюю жизнь. Остальное может делаться с обособленностью и без поглощенности им. Чувство должно быть таким, что если бы Мать сказала вам вообще никогда больше не читать газет, это не расстроило бы вас и вы даже не почувствовали бы разницы.

***

Ясно, что есть много вещей, которые относятся ко всем в равной степени и которых нельзя избежать таким образом. Изречение, что у каждого – свой путь, не истинно; каждый имеет свою собственную манеру следования общему пути, а "собственный путь" часто может быть очень дефектным. Конечно, это правда, что натуры разнятся, как и их подход к садхане или другим вещам. В целом, можно сказать, что чтение газет или романов не полезно для садханы и является, по меньшей мере, уступкой виталу, который еще не готов быть поглощенным садханой – если только и пока кто-то не способен читать правильным образом в верхнем сознании, которое не только не "нарушается" чтением и не выводится им из концентрированного йогического сознания – но способно на правильное использование читаемого с точки зрения внутреннего сознания и внутренней жизни.

***

Приведенные рассуждения, конечно, не доказывают ничего – они могут быть лишь оправданиями, выдвигаемыми умом, чтобы делать то, что хочет витал. Ясно, что газеты несут с собой снижающую атмосферу. Это – вопрос, действительно человек способен обособить себя достаточно, чтобы она не утягивала его вниз. Во время чтения, безусловно, во фронтальных или внешних частях имеет место более низкий уровень сознания. Лишь если кто-то имеет сознание позади, которое не затрагивается, он может вернуться сразу после чтения к нормальному более высокому уровню.

***

Простое следование внешним правилам не может, конечно, быть достаточным. Они являются только помощью внутреннему усилию, пока внутреннее сознание не установилось достаточно. Обычно чтение газет в больших объемах ординарным манером сохраняет человека привязанным к ординарному виду и видению вещей и заинтересованным в этом – когда кто-то имеет внутреннее сознание, он может видеть вещи, происходящие в мире, другими глазами знания, и тогда от чтения может быть какая-то польза, хотя даже тогда, большая часть публикуемого пуста и бесполезна. Но просто не-чтение само по себе не эффективно. Также если кто-то нуждается в том, чтобы отвлечься, чтение газет служит этому намерению.

***

Заинтересованность во внешних вещах сама по себе не является чем-то неправильным – это зависит от того, как именно кто-то заинтересован. Если это делается как часть садханы, глядя на эти вещи из истинного сознания, тогда они становятся средствами роста существа. Именно это важно, обрести истинное сознание – и именно оно входит в вас, когда вы имеете чувство Мира и работы Силы в нем. Здесь нет реальной причины для недовольства или неудовлетворенности собою – раз прогресс совершается вопреки сопротивлению нижних сил. От давления, которое переводится тяжестью в животе, нужно избавится – именно там все еще имеется основное сопротивление. Мир внутри и неунывающее упование и довольство во внешних частях есть то, что нужно, – тогда этот род нервного давления и беспорядка прекратится.

***

Английский или французский учат не как помощь садхане; это делается для развития ума и как часть активности, данной существу. Для этой цели учить французский так же хорошо, как и учить английский, и, если делать это надлежащим образом, лучше. Нет никакого резона, если кто-то имеет способность, ограничивать себя только одним языком.

***

Знание языков является частью экипировки ума.

***

Это зависит от того, что вы хотите делать с языком. Если только читать литературу, тогда достаточно научиться читать, произносить и понимать правильно. Если кто-то хочет полного владения, тогда следует в совершенстве научиться общаться и писать на этом языке.

***

Это зависит [от того, что вам нужно]; быстрое чтение множества книг даст свободу, легкость и знакомство с языком. Другой метод необходим для полноты и точности в деталях.

***

Это именно мыслящий ум прорабатывает идеи – экстернализующий ментальный или физический ум дает им форму в словах. Вероятно, вы не развили эту часть достаточно. Дар вербального выражения относительно редок. Большинство людей или неуклюжи в выражении, или, если они плодотворны, пишут без должного порядка и стиля. Но это не имеет фундаментального значения в садхане – все, что необходимо, – это ясно передавать постижения и переживания садханы.

***

Я никогда не слышал, чтобы изучение логики было необходимо для хорошего выражения. Насколько я знаю, очень немногие хорошие писатели брали на себя труд изучить этот предмет.

***

Сила выражения приходит вхождением в контакт со внутренним источником, из которого эти вещи приходят. Спокойный и безмолвный ум является огромной помощью для свободного потока такой силы, но он не является чем-то обязательным, и сам по себе он не приносит такую силу.

***

Знание свыше или откуда-то еще, откуда бы оно ни приходило вниз, может выражать себя в любом языке.

***

Когда знание приходит мощно свыше, оно очень часто приносит свой собственный язык, и дефекты инструмента преодолеваются. Есть люди, которые знают очень мало, но когда знание начинает течь, они пишут прекрасно – когда оно не течет, их язык становится некорректным и ординарным.

***

Выражение – это другой вопрос, но Рамакришна был необразованным, неинтеллектуальным человеком, однако его выражение знания было столь совершенным, что лучшие умы склонялись перед ним [этим выражением].

***

Мысль и выражение всегда дают одну сторону вещей; что важно, это видеть целое, но выразить можно лишь часть, если только не написать длинное эссе. Большинство мыслителей даже не видят целого, только стороны и части – вот почему всегда имеется конфликт между философами и религиями.

***

Что выражается – это лишь часть того, что находится позади – что остается невыраженным и невыразимым языком проявленного.

***

Голос приносит вибрацию силы, которую более трудно вложить в написанное, которое является более механистическим средством – хотя написанное слово обладает своей собственной особой силой.