Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Человек на пути к богу

Шри Ауробиндо однажды сказал, что «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим». Такое видение реальности мира человеком возможно только в том случае, когда его сознание в своём восхождении достигло высших планов сознания Мироздания. Таким образом, какой видит человек реальность мира, зависит от уровня его сознания. Коротко рассмотрим идею уровня сознания в условиях.

Каждое живое существо, обитающее на Земле, проявляет себя в зависимости от уровня сознания и соответственно, своему предназначению. Пчела имеет свой уровень сознания и своё предназначение, что определяет способ её самовыражения, все другие растительные и животные организмы имеют свои уровни сознания и свои предназначения, что определяет их способ взаимоотношений с реальностью мира. Только люди, в отличие от всех других живых существ, могут иметь много уровней сознания, в зависимости от предназначения каждого человека. Тогда, уровень сознания человека определяет его предназначения, круг его мировоззрения, пределы его интересов, способы его взаимоотношения с окружающей его реальностью и целью его жизни.

Некоторые виды насекомых могут быть представителями какого-либо одного плана сознания, который и определяет уровень их сознания. Животные могут быть представителями нескольких планов сознания, которыми они пользуются в соответствующих условиях на Земле, а человек, будучи универсальным существом, может отражать в себе всё бесчисленное количество планов сознания всего Мироздания. Но в действительности, этими бесконечными возможностями могут воспользоваться только незначительное количество людей, имеющих высокое духовное предназначение, а подавляющее человеческое большинство находятся под влияние ограниченного числа низких планов сознания, поэтому среди людей можно встретить тех, сознание которых соответствует примитивному сознанию насекомых или низших животных. И даже те случаи, когда люди занимают высокое социальное положение, ничего не меняет, так как их сознание остаётся прежним, в таких случаях их можно сравнить с супернасекомыми. Уровень их сознания остаётся прежним, так как они продолжают оставаться под влиянием привычным для них низких планов сознания. Но высшее предназначение человека, становится для него доступным, когда его Истинное «Я» станет достаточно зрелым. Перед человеком открыт весь бесконечный спектр потенциальных возможностей, но только немногие из людей делают над собой усилия, необходимые для восхождения по ступеням планов сознания и раскрытия спектра своих потенциальных возможностей.

Всё сущее, доступное познанию человека, представлено ли оно звёздами, планетами и др., или же бесконечным разнообразием форм жизни, является частями безмерного тела Бога, которое мы называем Мирозданием, Абсолютом, иногда Вселенной. И всё сущее в Мироздании проявляет себя как единое тело, так как находится под постоянным управлением Божественного Намерения. У некоторых людей могут возникнуть сомнения в эффективности управления Божественным намерением всего сущего в Мироздании, так как свет от одного края Мироздания до другого его края может лететь десятки миллиардов лет, а Эйнштейн определил максимальные пределы скорости света в вакууме – около 300 000 км/сек. Но квантовая физика убедительно показывает, что на субатомном – квантовом уровне скорости мгновенны, независимо от расстояний. К тому же современные исследования генетического аппарата человека определили предназначение так называемых «мусорных генов», которых насчитывают в генетическом аппарате человека более 90%. Оказалось, что так называемые «мусорные гены» содержат в себе язык, при помощи которого происходит взаимосвязь генетического аппарата человека и внешнего мира. Эти управляющие гены назвали эпигенами, а науку, изучающую функции этих управляющих генов – эпигенетикой. И это не просто меняет очень многое в биологии, но даёт надежду на исцеление от многих заболеваний и даже на увеличение продолжительности жизни. Вы обратили внимание на гусениц, превращающихся в бабочек? Кажется, одна и та же генетическая структура, а форма, цели и способ существования – совершенно разные. И это стало возможным только благодаря управляющим системам эпигенов. На определённом этапе готовности, эта система получает из Божественного мирового потока намерения информацию о необходимости переключить изначальное состояние генетической системы гусеницы в другой режим, и гусеница превращается в куколку. В этот период идёт активная физическая перестройка тела гусеницы, и из того же самого материала, который обеспечивал жизнь гусеницы, строится новое тело, которое мы называем бабочкой, способ существования которой и цели разительно отличаются от прежней формы и её цели. Можно сказать, что такая трансформация характерна только для насекомых, но вспомним аксолотля – личинку тигровой амбистомы. Эта личинка живёт до 10 – 12 лет, самостоятельно размножается и только при определённых условиях превращается во взрослое земноводное существо. Можно сказать, что гусеница и аксолотль – это переходные существа. Тогда мы можем вспомнить слова Шри Ауробиндо, когда он сказал, что «человек – это переходное существо». Условия, необходимые для трансформации переходных форм жизни не могут быть одинаковыми, и для каждой формы жизни они свои. Для того, чтобы человек однажды стал бессмертным Гностическим существом, необходимы условия, в которых он вполне осознанно, должен прилагать собственную направленную волю, что возможно только при определённых условиях.

Первым условием является полная сдача в руки Божественной Матери, второе необходимое условие – абсолютная свобода от каких бы то ни было влияний эго, третье условие – выход Психического существа на передний план, и четвёртое условие – нисхождение во всё человеческое существо сознания супраментальных планов. Для того, чтобы стала возможной полная сдача искателя в руки Божественной Матери, необходимо осознать её значение во всех процессах, происходящих в Мироздании и на Земле. По крайней мере, ту часть её работы, в которой Она взаимодействует с человеком. Полная сдача Божественной Матери – это постоянное понимание, что всё происходящее во внешнем мире и всё, что происходит, происходило и будет происходить – всё это связано с намерением Божественной Матери, которая знает ближайшие и далёкие цели динамической реальности проявленного мира и использует всё сущее в этом мире для реализации её намерения. В этом случае весь внешний мир, в том числе и человек, являются не только средствами, которые Божественная Мать использует для реализации своего намерения, но и одновременно целью, ведущей человека к совершенству, в котором он станет бессмертным Гностическим существом. Но, человек – сознательное многоплановое существо, и Божественная Мать не только определяет основные направления его духовной судьбы, но и помогает человеку в реализации его индивидуального намерения, соответствующего его духовному предназначению.

Второе необходимое условие – полное освобождение от каких бы то ни было влияний эго. На первый взгляд это кажется невозможным, так как эго является для абсолютного большинства людей координатором в их взаимоотношениях друг с другом и со значимостями проявленной реальности мира. Известно, что все объекты проявленного мира являются значимостями, к которым относятся так же и люди. Но значимости сами по себе, без оценки их человеком, не имеют ни какой ценности. Любая значимость, которую имеет человек, не имеет для него какой-либо ценности, если она не признаётся другими людьми, потому что значимости – это в основном социальные ценности, позади которых всегда стоит эго. Можно представить человека, живущего на необитаемом острове, на котором он поселился, спасшись после кораблекрушения. Здесь в небольшой речке он обнаружил россыпи драгоценных камней и самородков золота. И всё это теперь принадлежит ему, но нет свидетелей его богатства, которых человек жаждал и боялся одновременно. Более того, этот человек не знал, что со всем этим он будет делать, если однажды его обнаружат на этом острове, то он не сможет увести с собой даже немногое из того, что он накопил в своём скудном жилище. Правда, к значимостям можно отнести и всё то, без чего выживания человека невозможно, Например, пищу, одежду, необходимых размеров жилище. Всё, что выходит за пределы необходимости выживания является значимостями социальными, которые могут быть избыточными, что связано с человеческим эго, которое в действительности является резидентом Сатаны. Следствие этого является ненасытное стремление человека к значимости. Каждый объект этого мира, каждое событие, любая идея и любой символ являются значимостями. Проявленный мир, в котором живёт человечество, содержит в себе весь без исключения набор значимостей. Можно сказать, что этот мир состоит из самых разных структурных значимостей, которые в действительности являются иллюзией не только для человека, но и для всех форм жизни. При этом мы должны помнить, что такие космические тела как звёзды, планеты и другие формы реальности мироздания – это тоже формы жизни, у которых своё предназначение

Но надо согласиться с тем, что между значимостями, необходимыми для выживания отдельных людей и значимостями социальными нет чётких границ и в любой значимости для себя присутствует доля социальной значимости, и в то же время в социальной значимости всегда есть элементы индивидуальной значимости. В связи со всем здесь сказанным, можно утверждать, что человек – это социальное существо, но в социальной группе он является только гранью коллективной индивидуальности, которая в свою очередь является частью большей социальной индивидуальности, а та, входит как часть в ещё большее социальное объединение и такая градация, в конечном счёте, объединяет всё человечество в многогранное интегральное существо.

Благодаря всему этому, возникает своеобразное единство всего человечества и всего сущего не только на Земле, но и во всём Мироздании и упорядочиваются отношения человека с окружающей его реальностью. Но единство всего сущего осознаётся только немногими людьми, подавляющее большинство людей и человеческих объединений осознают себя отделёнными друг от друга, и эта иллюзия создаёт всему человечеству множество неразрешимых проблем.

Для духовного искателя все значимости этого мира имеют свою, особую ценность – любые отношения к ним или с ними порождают в нём определённые состояния, которые тщательно исследуются духовным искателем. Здесь можно напомнить слова, сказанные Шри Ауробиндо: «Исследуйте себя беспощадно». Говоря о «беспощадном исследовании самого себя» Шри Ауробиндо имел в виду не только исследование всевозможных состояний, возникающих при отношениях человека к значимостям этого мира, но и осознание, и исследование всевозможных реакций эго. И это меняет всё, так как значимости проявленного мира не могут привязать к себе человека, не зависящего от их материальной или социальной ценности. И, кроме того, человек становится независимым от эго, которое теряет свою власть над ним. Более того, для человека предназначение проявленного мира с его значимостями становится другим – он становится для него школой, в которой человек отделён от значимостей, которые для него становятся объектами исследования. Это одна из важных причин, объясняющая, почему значимости проявленного мира не могут привязать к себе человека и сделать его зависимым от себя. И если прежде все грани возможной свободы человеческой личности были замкнуты на значимостях внешнего мира и всевозможных проявлениях эго, то теперь человек постепенно становится всё более свободным и от привязанностей к всевозможным значимостям этого мира, и от различных влияний эго. Человек становится открытым запредельному миру – более высоким планам сознания. Это связано с тем, что исследуя в себе всевозможные состояния, человек, этим самым, формирует в своём сознании «Свидетеля», который имеет более высокие вибрации сознания, чем исследуемые им всевозможные внутренние состояния и, благодаря этому, человек остаётся не только независимым от различных проявлений этого мира с его значимостями, но и открытым влиянию более высоких планов сознания. И есть ещё одна важная особенность, которая проявляется при исследовании человеком различных внутренних состояний: Когда духовный искатель делает усилия, концентрируя своё внимание на различных внутренних состояниях, он этим самым трансформирует внутренний их источник в соответствии с уровнем сознания «Свидетеля». Таким образом, Исследование духовным искателем своих внутренних состояний, не только освобождает его от зависимостей, которыми он привязан к этому проявленному миру, но и трансформирует те внутренние системы, которые он исследует, и этим самым открывает в себе канал, связывающий его с более высокими планами сознания, что приводит к нисхождению более высокого сознания в человеческое существо и соответственной трансформацией его. Познавая себя, и поднимаясь по планам сознания, человек открывает в себе Бога и становится Его сотрудником в Его бесконечной работе.

Опубликовано