Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НЕКОТОРЫЕ ГРАНИ НЕПОСТИЖИМОГО

--

Непостижимый – это источник всего сущего во Вселенной, проявленного и непроявленного, познаваемого и непознаваемого. Ум человеческий является инструментом низшей природы, пригодным для познания проявленного мира и совершенно не пригоден для познания непроявленного. Поэтому, говоря о непознаваемом, мы имеем в виду непознаваемое человеческим внешним умом.

Каждый человек имеет как внешние, так и внутренние органы восприятия или органы чувств. Внешние пять основных органов восприятия связывают человека с проявленным иллюзорным миром. Внутренние органы чувств воспринимают непроявленную реальность мира. И если человеческий ум может оценить количественно качества внешнего мира, то внутреннее восприятие не поддается количественной оценке. Другими словами, внутренние восприятия различных эмоциональных состояний, стремлений, желаний – субъективны, не поддаются обработке умом и количественно не могут быть сравнимы с переживаниями других людей.

Вселенная состоит из необозримого спектра реальности, недоступной осознанию человеком. Даже та, узкая часть спектра реальности, в которой человек способен ориентироваться, осознаётся им благодаря маскам иллюзии. Интересно, что человек осознаёт реальностью только ту иллюзию, в которой он живёт. Выйдя за пределы привычной для него реальности, он начинает осознавать, что прежде находился в тотальной иллюзии, которую он считал жизнью.

Когда сознание духовного искателя поднимается на первую ступень над реальностью этого проявленного мира, он воспринимает весь этот мир в его статике и динамике как иллюзию, так как прежнее значение всего происходящего в этом мире принимает другой смысл. Поднявшись на следующую более высокую ступень сознания, человек осознаёт, что всё, кем он считал себя и все свои внутренние и внешние реакции так же являются иллюзией. В этот период своей садханы он получает возможность осознания, что позади реальности или иллюзии этого мира стоят силы, которые управляют всем сущим в этом мире. И тогда человек начинает понимать, что в реальности мира существуют две силы, одну из которых, созидающую, можно назвать богом, а другую, приводящую к деградации и разрушению – дьяволом. Но, поднявшись ещё выше, духовный искатель осознаёт, что светлые и тёмные силы, которые он прежде воспринимал, как проявления Бога и Дьявола, совсем не противостоят друг другу, а делают одну общую работу, направленную на совершенство всего сущего в этом мире. Когда здесь говориться об «этом мире», то имеется в виду не только окружающий человека мир, но и сам человек. Всеми состояниями и событиями всего сущего в низшей сфере миров, в том числе и на Земле, управляют силы Шакти, используя три гуны – раджас, тамас и саттва. Остановимся на гуннах несколько подробнее: три гуны – это силы Матери-Шакти, при помощи которых она управляет всем сущим на Земле. В человеке эти силы проявляют себя через ум, витал или тело желаний с его стремлениями к удовольствиям и реализации различных эмоциональных состояний, и физическое тело. Но Мать – это Божественная сила, которая проявляет себя не только через три гуны, принадлежащие низшей природе, и действует не только в человеке и во вселенной, но и превосходит человека и Вселенную и контролирующая всё сущее. Божественная Мать-Шакти проявляет себя как Трансцендентная, высшая Шакти, объединяющая все творения Вселенной, созданные ею. При этом Она является и пространством, и временем, и силой, которая творит всё сущее и управляет им на путях восхождения сознания, и в то же время Она содержит в себе все индивидуальности и проявляет себя через них.

Мать-Шакти – это сознание и сила Божественного проявлена в трёх формах Божественной реальности. Первая – Трансцендентная Мать, связывающая всё сущее во Вселенной с непостижимым Божественным. Вторая – Космическая Мать или Махашакти, творящая миры и заполняющая жизнью всё сущее во Вселенной. Третья форма – Индивидуальная, личностная Мать, в ней Она является посредником между человеком и высшей природой.

Каждый из миров Вселенной и планов сознания низшей сферы, к которой принадлежит и Земля, воплощает в себе различные части спектра Космической Матери. И весь этот спектр, от миров мрака и смерти, до высочайших миров света и бессмертия, каждый из которых представляет собой вселенную, имеет своё предназначение, которому неукоснительно следует, выполняя волю Космической Матери. На вершине творения Махашакти, к которому принадлежат и люди, царят миры бессмертия. Но земное существование людей с их страданиями, борьбой и ограничениями жизни, отделено неведением от великой цели Космической матери, к которой она ведёт человечество.

В Божественной работе, в которой Махашакти реализует судьбу земного человечества, она предстаёт в своих четырёх лицах: Махешвари – воплощение безграничной мудрости, доброты и бесконечного сострадания, ведущая человечество к океанам бесконечного света и любви супраментальных миров. Она, не привязанная ни к чему, царит во всех мирах Вселенной и в мирах низшей сферы, в которых всё порождено ею и является частями её бесконечного тела. Тем людям, которые готовы принять её бесконечные знания, она открывает их в соответствии с их готовностью воспринять их, и руководит ими на путях, ведущих к бесконечному совершенству. Следующее лицо Махашакти – её ипостась Махакали – воительница миров. Она нетерпима к несовершенству и невежеству, лжи и равнодушию, и когда она обращает свой пристальный взгляд на том, что настаивает на невежестве и намеренном искажении истины, то воля её действует безошибочно и неотвратимо. Но Махакали – тоже Мать, поэтому она так же полна любви ко всему сущему, и придаёт силу духовным искателям на их путях, завершённость всему возвышенному, помогает довести красоту до своего высочайшего завершения. И наиболее привлекательная ипостась Божественной МахашактиМахалакшми. Это она воплощает в себе всю красоту и гармонию миров, блаженство и нежность, рожденные в единстве. Она заполняет сердца поэтов и музыкантов творческим восторгом вдохновения, а жизнь человека, преданного ей, делает полной света и счастья, открывает ему тайны мистического экстаза, которые превыше любых знаний. Но если человек настаивает на лжи и корысти, и даёт приют алчности и всему уродливому и грубому, то она оставляет этого человека.

Ближе всех к физической природе находится четвёртая ипостась МахашактиМахасарасвати, несущая в себе принцип созидательного бескорыстного труда, реализует направления, в которых будет проявляться гармония сил, управляющих Вселенной. Она организатор и архитектор мироздания и она же безупречный исполнитель воли Махашакти. В своём труде – она не упускает ничего, так как для неё нет второстепенных мелочей. Она неприемлет, праздность, небрежность, мошенничество, неправильное отношение к работе, когда человек может оставить её незавершенной. И она упорна в своём стремлении привести человека к единству с Высшей природой. И искатель в своём бескорыстном труде на духовном пути, не будет оставлен ею ни тогда, когда внешние препятствия кажутся непреодолимыми, ни тогда, когда иссякают его силы.

В современном Земном мире в настоящее время проявилась и ведёт свою работу ещё одна ипостась Божественной МахашактиРадха. Эта ипостась Божественной Матери заполняет собой бездну между супраментальными мирами и планами низшей сферы, к которым относится и наша Земля. Радха проявляет себя как состояние экстаза, блаженства, ананды. И только тогда она в полной мере проявит себя как трансформирующая динамическая сила Шакти, когда первые четыре ипостаси утвердят себя в человеке полностью. И тогда все ипостаси Махашакти сольются в единую супраментальную Мать.