Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О КОНЦЕНТРАЦИИ

--

У человека есть две разновидности внимания – одно из них принадлежит внешнему миру, другое – миру внутреннему или запредельному. Здесь внимание следует рассматривать как функцию сознания. Внешнее внимание может концентрироваться вокруг какой-либо идеи, имеющей отношение к деятельности, связанной с проявленным миром. При этом всё, что делает человек, он соизмеряет с конкретной идеей, которая помогает человеку быть не только объективным в своих взаимоотношениях с внешним миром, но и не отклоняться куда-либо в сторону. Здесь мы говорим о концентрации, как о дисциплине, которая помогает человеку достичь желаемого в этом материальном мире.

Идея, вокруг которой концентрируется человеческая деятельность в материальном мире – это тоже внимание, но статическая его часть. Человек осознает это внутреннее внимание как определенное направление своей деятельности, упорядочивающее эту деятельность и не позволяющее отвлекаться от избранного направления. Вокруг этой центральной идеи формируется внешняя деятельность, требующая своего внешнего внимания, которое более подвижно и может при необходимости менять направление. Это внешнее внимание является динамическим проявлением внутренней идеи, удерживающей направление внешней деятельности.

 Структура внимания человека, идущего духовным путём, более сложна, так как в этом случае опорой статического внимания является внутренняя истинная часть человека. Исследуя статическое внимание, легко обнаружить, что оно начинается в глубине истинного сердца, непосредственно связанного с Дживатманом, которого мы можем легко осознать над головой, и устремлено во внешний горизонтальный мир. Я говорю «горизонтальный», потому что так его воспринимаю. В то же время Дживатман устремлён в бесконечность над головой. Таким образом, статическое внимание можно сравнить с двумя лучами – один из них вертикальный, нисходящий из бесконечности в наше сердце и второй – идущий из нашего сердца в горизонтальный мир материальных ценностей. Статическое внимание само по себе определяет только направление и в то же время является опорой для направленной человеческой активности. Статическое внимание, обращённое из сердца во внешний мир, духовным искателем осознаётся, как некая материальная субстанция, плотная и в то же время текучая, имеющая форму копья. Для человека, живущего интересами внешнего мира с его ценностями, внутреннее внимание, обращённое во внешний мир, состоит из более грубых субстанций, аналогичной тем, которые являются основой витальной и ментальной частей человеческого существа. В то же время субстанция более глубокого внимания, идущая из истинного сердца, содержит в себе глубочайший покой, который не способны нарушить какие бы то ни было возмущения внешнего мира. Если духовный искатель достаточно восприимчив и внимателен, он может осознать, что внешний мир, как только внимание человека оказывается направленным в него, стремиться использовать этот канал внимания, для своего влияния на человека, с целью подчинения его себе. Человек эти влияния осознает, как состояние неожиданно возникшего интереса к чему-либо, или же вернуться к прежним способам существования в этом материальном мире. При этом может даже появиться сожаление о том, что прежнее неведение о своём предназначении было разрушено.

«Жизнь изнутри»,  о необходимости которой говорил Шри Ауробиндо, так же требует концентрации сознания, или удерживание внимания на своей истинной части внутри себя. Целью этого является стремление духовного искателя подчинить всю свою жизнь тому направлению, которое определяется его истинным «Я». Концентрация может быть кратковременной в самом начале духовной практики «жить изнутри». В дальнейшем она может перерасти в постоянную, и стать естественным состоянием человека, в котором каждый свой шаг во внешнем мире и даже каждую свою мысль, он будет сверять с внутренней духовной устремленностью к Божественной истине. Его внимание при «жизни изнутри» как бы раздваивается, при этом, одна часть его направлена во внешний мир, а другая – в направлении своего истинного сердца. «Жизнь изнутри» – это жизнь в созвучии с со своим истинным «Я», и она невозможна без динамической своей части, так же как и жизнь основанная на интересах к материальным ценностями этого проявленного мира.

Динамика внимания – это реализация на проявленном плане нашего мира центральной идеи, вокруг которой формируется жизнь человека или даже человеческого сообщества. Это действия человека, направленные на реализацию или внутренней духовной устремленности, или же внешних идей, привязывающих человека к этому миру, утверждают и закрепляют идеи на уровне нашего мира. здесь следует обратить внимание, что реализация идей закрепляет их на материальном плане. Другими словами, наши средства массовой информации, – телевидение, печать, радио и др. реализуя себя в головах зрителей и слушателей, закрепляют себя на нашем плане реальности и люди, не замечая этого, постепенно оказываться в той реальности, которая удобна и выгодна тем, которые стоят позади СМИ.

У людей есть два способа избежать такого нежелательного влияния на своё сознание. Первый способ заключается в том, чтобы не смотреть, не читать и не слушать то, что действует разлагающе на человеческое сознание. Второй способ содержит в себе идею, которая не ограничивает человека от всего того разлагающего материала, который предлагается людям. Суть этого способа состоит в критическом отношении ко всему, что нам показывают по телевидению и  в кино, предлагают прочитать в книгах или газетах, и приглашают послушать что-либо по радио. Ко всему из того, что навязывается нашему восприятию, нужно подходить с вопросами: Что за этим скрывается? И, кому это выгодно? И будет правильно, если в это время исследовать свою внутреннюю эмоциональную реакцию на то, что СМИ пытаются внедрить в наше сознание. Эта реакция может быть неприятной и тогда мы отвергаем то, что нам предлагают. Эта реакция может быть притягательной и тогда нам хочется досмотреть, дослушать, дочитать, а это уже симптом, говорящий, что наше внимание уже попало в ловушку и добровольно стремится забраться в неё поглубже, чтобы позади нас захлопнулась дверь.

И, наконец, концентрация может быть частью работы, направленной на достижение состояния медитации, которая так же должна иметь определенную цель. Разумеется, медитация – это не концентрация, при которой человек делает постоянные усилия, чтобы удерживать свое внимание в определенном месте. У различных людей медитация связывает их сознание с теми уровнями непроявленной реальности, которые по частоте своих вибраций соответствуют вибрациям сознания этого человека. Поэтому, если сознание человека мелкое и захвачено ценностями этого мира, то никакие высокие состояния в медитации этим человеком достигнуты быть не могут. Человек может концентрироваться только на тех уровнях трансцендентного, которые соответствуют состоянию его сознания. Балласт привязанностей к материальным ценностям и ко всему, что может предложить человеку низшая природа, не позволит ему подняться выше самого себя. поэтому, человек, должен вначале пройти очищение от всевозможных состояний, которые навязывает ему низшая природа, в достаточной степени освободиться от привязанностей к ценностям материального мира, и только потом его концентрация может привести его к медитации, связывающей человека с высокими планами сознания.

Рассмотрим процесс перехода от концентрации к медитации. Внешняя концентрация – это всегда фокусирование сознания в одной точке, неважно, будет ли это визуальный объект, какой-либо звук или вообще какая-то абстрактная точка в пространстве. Когда человек фокусирует своё сознание на каком-либо объекте, то воспринимающая часть его в этот период находится на вершине фокуса сознания. Но если у человека есть намерение осознать то, что находится за пределами этой вершины, глубже её, то некоторое время спустя он выходит за эти пределы, в своеобразное зазеркалье, в котором внимание человека приобретает совсем другие характеристики. Во-первых, там совершенно иной принцип восприятия, так как туда не может проникнуть ум, который для того, чтобы что-то воспринять, должен сфокусироваться на воспринимаемом объекте. В «зазеркалье» никакой фокусировки внимания не требуется, более того, если человек попытается всё-таки сфокусировать своё внимание на каком-либо объекте, то это приведёт к тому, что его выбросит из «зазеркалья» во внешний мир и всю работу придётся начинать заново. Во-вторых, когда человек выходит за пределы фокуса внимания, он обязательно оказывается в пространстве, соответствующем его намерениям. Это может быть пространство ума, пространство сердца и т.д. И только тогда человек может что-то делать в этом пространстве. Например, попытаться остановить свой ум или приблизиться к своему истинному «Я», и даже, возможно, стать с ним одним целым. Но обычные способы, естественные для внешнего мира, во внутренних или в запредельных пространствах не пригодны. Например, в сфере ума работа может быть сделана только при помощи усилий воли, а в сфере сердца, создавая всё большую Неподвижность «Свидетеля», а так как истинное «Я» обладает абсолютным покоем, то чем спокойнее и неподвижнее будет «Свидетель», тем в большей степени он приблизится к истинному «Я». В действительности, в запредельном любая сознательная активность в своей основе имеет руководимую намерением волю.