Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ПУТИ

--

Психологи, исследуя внимание человека, прикасаются только к поверхностной, наиболее подвижной его части. Рассматривая динамику внимания, они находят, что объекты, на которых задерживается внимание человека, чаще всего связаны с его интересами. Здесь мы не берём те случаи, когда внимание человека привлекается чем-то внешним – своей необычностью, яркостью или настойчивой повторяемостью. Мы говорим о том внимании, которое определяется внутренними побуждениями. Исследуя истоки внутренних побуждений, мы находим, что они – это только волны на поверхности мощного потока внимания, исходящего из глубин подсознания.

Интересы человека можно сравнить с медленными океанскими приливами, а различные побуждения, осознаются, как большие и малые волны на их поверхности. И все эти воды увлекаются мощным внутренним течением, имеющим определенное направление. Всматриваясь в этот глубинный поток можно увидеть, что он устремлен к внешнему проявленному миру со всеми его материальными и информационными ценностями. Именно этот поток привязывает человека и всё живое на Земле, к низшей природе и ко всем её проявлениям в нашем земном мире. Исследуя эту часть самого себя, духовный искатель может придти к осознанию в себе состояния безысходности, так как этот поток в дальнейшем воспринимается, как часть потока низшей природы, который неуклонно увлекает человека за собой и привязывает его к ценностям этого мира. И борьба человека с ним очень похожа на противостояние человека цунами, которое увлекает его, несмотря ни на какие его усилия. Но, исследуя этот поток, опустимся глубже и обнаружим его источник, которым является истинная часть человеческого существа. Изначально, этот поток поднимается вверх по направлению к Божественной истине, но часть его, попав в притяжение физической, витальной и ментальной частей человеческого существа, преломляется и, отклонившись от восходящего потока, устремляется в горизонтальном направлении, привязывая внимание человека к этому материальному миру. В более низких частях человеческого существа, изначально восходящий поток внимания, преломляется настолько, что приобретает обратное направление.

Поток внимания человека, находящийся под влиянием различных внешних и внутренних побуждений постоянно меняется – чем в большей мере сосредоточено внимание, тем его поток становится уже и интенсивнее, что можно сравнить с прораном в реках и плотинах. Сосредоточение внимания, на каких-либо объектах или действиях, или даже состояниях происходит не во внешнем мире, а в голове человека. Другими словами, внимание – это канал, один конец которого находится во внешнем мире, и фиксирован на каком-либо объекте или событии, или же соприкасается с каким-либо внутренним состоянием человека, а другой конец этого канала находится в голове человека, который, при интенсивных внешних потоках, несущих в себе какую-либо важную для человека информацию, может быть значительно сужен. В связи с этим внешние влияния оставляют в сознании человека более глубокий след и поэтому могут привести к радикальной переоценке ценностей этого мира.

Когда человек спит, канал внимания, связывающий его с внешним миром, закрыт, но до тех пор, пока человек жив, поток внимания, идущий через него, не может прекратиться. Поэтому, у спящего человека поток внимания, не получая реализации в этом материальном мире, направляется в какой-либо параллельный мир, который будет переживаться человеком как сновидение. Но если какие-либо внешние обстоятельства или внутренние состояния послужили причиной закрытия канала внимания, связывающего человека с внешним миром, то, нередко, этот канал замыкается на тот фактор или те условия, которые послужили причиной закрытия этого канала. И тогда такой человек становится слепым исполнителем внешней воли или же внутренних состояний. Этим фактором может быть человек, и им может быть ярко выраженное внутреннее влечение. Такие состояния следует рассматривать как гипнотические и помнить, что в таких ситуациях человек впадает в своеобразный транс, в котором он не может контролировать своё поведение или своё отношение к кому-либо или к чему-либо.

Для духовного искателя такое состояние транса, в котором им управляет какая-либо внешняя сила или внутреннее состояние, крайне нежелательно. Большинство человечества находятся в коллективном сне, в котором они не только общаются друг с другом, но и все вместе находятся под полным влиянием внешних или внутренних сил. Такого рода несознательность сходна с несознательностью животных и ведёт к тому, что человек теряет все ориентиры, лишается способности самостоятельного выбора направления, которое было бы не навязано внешними силами. О выборе, который навязывается человеку внешними силами можно сказать, что «хрен редьки не слаще». Кроме того, при таких выборах человек постепенно теряет свою волю, ему становится всё равно, кого предложат выбрать, так как этот выбор не его, а предложенное им будет не принято.

В духовной практике человек должен быть не только сознательным, но и уметь различать то, что предлагает ему жизнь. Он должен иметь волю, чтобы настаивать на своём выборе, какие бы соблазны не отвлекали его от выбора. Низшая природа так расставила всевозможные ловушки на пути людей, что он, чтобы выбраться из одной ловушки должен опереться на другую. И эти ловушки срабатывают только тогда, когда человек несознателен. Для духовного искателя, который, безусловно, сознателен, любая ловушка может стать ступенью, позволяющей ему  восходить по пути своего предназначения.

Основой в этом для духовного искателя является его правильная внутренняя устремленность, способность различения и его воля. Устремленность осознается как некий несгибаемая стрела или стержень, который человек осознает в своём сердце. Эта стрела точно стрелка компаса постоянно повёрнута в сторону предназначения человека, что позволяет духовному искателю сопоставлять те направления, которые предлагает ему этот материальный мир, с внутренним указателем. Никакие внешние указатели, как бы заманчиво они не выглядели, не могут заменить указатель, берущий начало в истинном сердце человека.