СТАТИКА И ДИНАМИКА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение человека имеет три грани: первая – это система реальности мира, в котором живёт человек, и не только Земли или же своей квартиры, но и всей Вселенной. Вторая часть – это сам человек. И третья – взаимоотношения человека и реальности этого мира.  Действительная реальность этого мира неизмеримо сложнее и глубже той, которую воспринимает человек, потому что сознание человека слишком близоруко, чтобы воспринимать что-либо дальше своих ограниченных возможностей. Открытия, сделанные современными учеными в области квантового мира, волновой генетики и молекулярной биологии, в области элементов структуры жизни и единства структуры алфавита и системы разума, и еще многие и многие другие, привели современную разумную часть человечество к революционному состоянию сознания. Что в свою очередь с неизбежностью однажды приведёт к трансформации социальной жизни всего человечества. Но круг основной массы людей остаётся в пределах его потребительских интересов, с доступными для него мелкими удовольствиями. И потребуется ещё много времени, пока современные знания и идеи, основанные на этих знаниях, овладеют умами всего человечества.

Можно ожидать, что распространению знаний будут ставить «палки в колёса» всевозможные религии, так как открытия, сделанные современными учёными, не отвергли Бога, но сделали его более доступным и понятным, не нуждающемся в посредниках и даже храмах.  И можно понять всю иерархию священнослужителей, которых лишают монополий быть посредниками между народом и Богом. Можно предполагать, что распространению знаний будут всячески мешать и те, кто стремится к мировому господству, так как истинные знания свидетельствуют о единстве всего сущего на Земле, и даже равенства, так как мы все дети божественной природы, и каждый из живых существ выполняет своё Божественное предназначение. Но эта категория людей не считает себя равной всем остальным народам, так как стремление к превосходству они впитали в себя с молоком матери. Они будут мешать распространению этих знаний ещё и потому, что хотят определять своё предназначение сами без вмешательства в это Бога. Но эволюцию сознания остановить невозможно и любые препятствия, возникающие на её пути, делают её ещё более неуклонной.

Возвращаясь к мировоззрению, следует отметить, что каждый человек намеренно или ненамеренно формирует своё мировоззрение из тех элементов, которые входят в реальность нашего мира. Но так как этот спектр бесконечно разнообразен, то каждый человек может формировать своё мировоззрение, исходя из собственных возможностей. Поэтому, если сравнивать мировоззрения с домами, в которых живут люди, то мы увидим и прекрасные архитектурные сооружения, и обычные серые Хрущёвки, и нечто вроде коровников или даже курятников, и немало найдётся таких, мировоззрение которых можно сравнить с соломенными шалашами. Таким образом, каждый в этом мире создаёт своё мировоззрение, и вся его последующая жизнь будет зависеть от этого. Но мировоззрение создается не на чистом листе, так как человек рождается с наследственными склонностями, архетипом своего народа и определенным состоянием зрелости своего внутреннего истинного «Я». Но в действительности, человек сам создаёт своё мировоззрения в редких случаях. Чаще всего это делают за него внешние обстоятельства и внутренние врожденные предпочтения, но ему позволяется делать самостоятельно выбор из того, что предоставляет ему жизнь, хотя редко кто из людей, в связи с несознательностью, делает этот выбор.

Мировоззрение – это не фотография какого-либо аспекта реальности этого мира, скорее, его можно сравнить с потоком, имеющим определенное направление, определяемое как внешними обстоятельствами, так и интересами человека. каждый объект мировоззрения и взаимодействия между объектами имеют для него определенную значимость. Причем, сходные или даже идентичные объекты в мировоззрениях других людей могут иметь различные значимости. Частью потока мировоззрения является и сам человек, который чаще всего занимает в этом потоке центральное положение.

Так же как все элементы реальности этого мира имеют свою индивидуальную оценку, данную им человеком, так и оценка самого себя индивидуальна и субъективна. Особенностью этой субъективности является стремление преувеличивать свою значимость. Отсюда, взаимодействия человека с окружающим его миром всегда не адекватны обстоятельствам и страдают субъективизмом.

В связи с тем, что каждый человек создает свое мировоззрение из тех элементов реальности мира, которые созвучны ему самому, то в его взаимоотношениях с миром, соответственно, присутствуют преимущественно те элементы, которые адекватны его личностным особенностям. А так как все элементы реального мира тесно связаны один с другим, то человек, взаимодействуя с миром, невольно притягивает к себе, кроме созвучных ему элементов реальности, и те проявления окружающего его мира, которые неадекватны ему. Таким образом, каждый человек в зависимости от своих особенностей создает для себя свою судьбу. Правда, это только одна сторона реальности, определяющая судьбу человека. Очень большое значение имеет его отношение к результатам взаимодействия с реальностью мира.

Человек не является производным реальности внешнего мира земли. И теория Дарвина о происхождении человека, в действительности не имеет никакого отношения ни к обезьянам, ни к более развитым гоминидам. Этому есть множество доказательств как археологических, так и исторических. Например, археологи находят следы, оставленные человеком ещё во времена динозавров. Есть множество исторических свидетельств о пришельцах из космоса, в некоторых случаях не только похожих на земного человека, но даже неотличимых от него. Более того, они генетически совместимы с человеком Земли! И это наводит на мысль, что человек – не результат эволюции жизни на планете Земля, а космическое существо. Более того, человек – это проявление космического принципа. И так же, как человек завершает пирамиду жизни на Земле, так и во Вселенной принцип Человека венчает сознание и жизнь во всех её бесчисленных проявленных и непроявленных формах. Поэтому, мы можем сказать, что Бог – это Вселенское воплощение принципа Человека, который содержит в себе как высочайшее творящее сознание, так и иерархию нисходящих ступеней человека, вплоть до человекоподобных сущностей миров мрака и смерти в низшей сфере миров.

Однажды Шри Ауробиндо сказал, что «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим». Но во Вселенной ничего не происходит случайно или бесцельно, тогда с какой целью существует Земной человек, который так же является проявлением космического принципа Человека? Можно сказать, что цель земного человека определяется его структурой. Из всех существ низшей сферы миров, только человек имеет истинное «Я» или Душу, которая при определенных условиях становится проводником человека на духовном пути восхождения сознания. На первом этапе этого восхождения человек должен быть трансформирован в Высочайшее, Бессмертное Гностическое существо. К бессмертию стремились и древние Риши, и даже определили пути, которыми следует идти в этом направлении. Но они хотели бессмертия в этом физическом теле, что совершенно невозможно. Принцип человека заключает себя в форму двуногого существа со свободными руками и большим головным мозгом только на этом уровне жизни, имеющий ограниченный спектр сознания. На более высоких ступенях сознания бессмертный человек не будет нуждаться в каких бы то ни было формах, и в то же время при необходимости может иметь любую форму. Но для того, чтобы этот путь был пройден, человек должен проделать значительную работу, что так же предусмотрено в эволюции человеческого принципа – человеку дана способность не только к самоосознанию, но и к осознанию более высоких планов сознания.

Успешность пути, который изначально предназначен для человека, во многом зависит от его мировоззрения. Если мировоззрение включает в себя только окружающий человека материальный мир, то все его интересы будут находиться в этом мире и ни о каком восхождении сознания в этом случае быть не может. Здесь мы уже говорили, что сознание человека текуче и поток его имеет определенное направление. Изначально это направление имеет вектор, ориентированный к вершине человеческого принципа во Вселенной. В тех же случаях, когда интересы человека фиксированы на ценностях материального мира, то вектор принимает форму круга, все части которого расположены в этом материальном мире. В тех же случаях, когда вектор эволюции сознания человека имеет обратное направление, обращённое к силам тёмных миров, то этот случай следует рассматривать как вариант состояния сознания привязанного к ценностям материального мира. Объяснение этому заключается в том, что получаемая человеком в этом случае власть над другими людьми, так же относится к ценностям нашего материального мира.

Человеческое существо состоит из двух основных частей – самая поверхностная часть – тело, витал и ум – является только носителем человека – внутреннего истинного «Я». Как внешняя, так и внутренняя часть требуют для себя адекватной пищи. Если для тела требуется материальная пища, для витала – витальная, а для ума – информация, то для внутренней истинной части пищей являются знания. Не информация, повторяю, а знания.

Мировоззрение человека включают в себя как то, чем питается внешняя часть человека, так и его внутренняя истинная часть. Мировоззрение, как мы уже говорили, это всегда поток, но не сумма знаний. Все элементы этого потока направлены в сторону стремления. Духовный искатель должен четко знать направление своего стремления и из реальности этого мира брать для себя только то, что соответствует этому направлению. Это очень важно! Знать направление потока своего мировоззрения и уметь различать, что во внешнем мире соответствует этому направлению и что препятствует ему. Человек должен иметь своеобразный внутренний компас и постоянно сверяться с ним, и только тогда внутренний путь будет пройден, не зависимо от возраста, в каком человек стал на внутренний путь.

Здесь не возможно не сказать о внимании человека, которое может быть внешним и внутренним. Внутреннее внимание духовного искателя соответствует направлению, которое определяет истинное «Я» человека. Внешнее внимание скользит по ценностям материального мира и очень часто попадает в ловушки, которые для него приготовила низшая природа. Человек, избравший для себя внутренний путь должен осознанно подходить к любым соблазнам внешнего мира, которые иногда выглядят как пути, ведущие в том же направлении, в котором ведет человека его истинное «Я».

Искренность человека на духовном пути определяет его устойчивость, которая позволяет ему использовать все соблазны внешнего мира для того, чтобы его внутренняя работа была более полной. Особенно опасным являются соблазны, которые обещают человеку более быстрый эффект в его внутренней работе, если он пойдёт другим путем, что этот путь более короткий, чем тот, которым духовный искатель шел прежде. Мы можем говорить, что существует множество духовных путей, но вершина, к которой эти пути устремлены всего одна. И, кажется, что нет разницы каким идти путём, так как направление для них одно и то же. Но только один путь из всех достигает вершины, и выбор этого пути может сделать только истинное сердце человека. при этом духовный искатель может пользоваться техниками продвижения вперёд, используемые  на других путях, но продолжать идти своим путём. Все остальные пути имеют свои цели, которые почти всегда не ведут к вершине. Есть даже и такие пути, на которых человек тренирует какие-либо свои способности и это для духовного искателя так же может выглядеть соблазнительным. Этому причиной является убежденность человека, что если он достиг определенного мастерства в своём умении что-либо делать, то это поможет ему в дальнейшем быть более эффективным на внутреннем пути.