ТЕХНИКА МЕДИТАЦИИ

Человек живёт в этом материальном проявленном мире, в котором он может концентрироваться на различных объектах для того, чтобы познавать и использовать их. Одни объекты он использует, как ориентиры в этом мире, другие – для личного потребления. К ориентирам можно отнести не только какие-либо материальные объекты, но и различные идеи, и ещё что угодно другое. Практически, между тем, что человек может потреблять и объектами, которые он использует как ориентиры в своей жизни, границы размыты, и один и тот же объект может быть использован и для личного потребления и ориентиром в окружающей человека реальности.

Без познания объектов или узнавания их, если они уже были прежде познаны, ориентация человека в этом мире и вообще его жизнь невозможна. Поэтому, человек постоянно концентрируется, фокусируя своё внимание с одного объекта на другой и с одной части объекта, на какую-либо другую его часть. В дальнейшем, ум человека из этих частей, словно из элементов мозаики, складывает общую картину мира, или образ какого-либо человека, привязывая его к какому-либо конкретному месту.

В создании из элементов единой картины мира, или хотя бы какого-то места на планете Земля, каким бы малым оно ни было, фундаментальное значение имеет человеческая память, без которой невозможно удержание элементов в определенной последовательности. И не только единой картины мира, но даже отдельных его элементов, каким бы малым их количество ни было.

Этот вид памяти связан с внешним проявлением воли человека, так как внешнюю память невозможно отделить от воли, которая удерживает фокус внимания и связывает в единое целое последовательность предыдущих фокусировок внимания. Благодаря этому становится возможным целостное видение мира. Внешнее внимание можно сравнить с покадровой съёмкой реальности этого мира, что прямо противоположно принципу внутреннего внимания, воспринимающего реальность сразу целиком, в пределах всего пространства, находящегося перед человеком. Например, так человек воспринимает музыку, и так воспринимает смысл того, что находится перед ним. Очень хорошим примером, показывающим отличие внешнего внимания от внутреннего, может служить медитация, которая всегда предполагает переход сознания человека от внешнего проявленного мира в запредельное. Рассмотрим этот пример подробнее, так как многие духовные искатели испытывают определенные трудности в медитационных практиках.

Первой трудностью, с которой встречаются духовные искатели – это невозможность сосредоточения настолько глубокого, чтобы из состояния концентрации перейти к медитации, другими словами, переключиться с внешнего внимания на внутреннее. Эта трудность связана с тем, что предшествующее медитации состояние по уровню вибраций не соответствует тому, которое должно быть во время медитации. Такое несоответствие вызвано предшествующей деятельностью человека, которая, конечно же, имела свою частоту вибраций. И если эта частота значительно ниже той, которая необходима для погружения в состояние медитации, то потребуются значительные усилия для того, чтобы медитация стала возможной. Это можно сравнить со шлюзами на каналах по проводке судов. Для того чтобы судно могло подняться в следующую более высокую камеру, необходимо поднять уровень воды в той камере, в которой находится это судно. И тогда переход совершается без каких-либо трудностей. Другими словами, необходимо повысить уровень вибраций сознания, чтобы медитация стала возможной. И, конечно же, если человек в течение дня находился на более низком уровне вибраций сознания, то это создаст большие трудности для вечерней медитации. Поэтому, для успешной вечерней медитации, человек в течение дня должен быть очень бдительным и не позволять проявляться в себе никаких низких состояний, или же хотя бы кратковременно находиться в состоянии возбуждения.

Второй трудностью может быть состояние сытости, которое будет вызывать у духовного искателя состояние тамаса, при котором человек легко отвлекается, и сонливости.

Третьей трудностью является утомление, при котором для концентрации внимания может не хватать энергии и тогда легко возникает отвлекаемость.

Четвёртую трудность предоставляет человеку ум, который является инструментом проявленного материального мира, и, будучи привязанным к нему, находится в постоянной активности. Ум не может взаимодействовать с запредельным, так как его вибрации по частоте более низкие, чем это необходимо для успешной медитации. Между запредельным и этим проявленным миром существует некая грань, через которую ум перешагнуть не в силах, и когда внимание человека устремлено в запредельное, ум всячески сопротивляется, но если духовный искатель настойчив, то однажды ум обязательно сдастся, и в это время сознание человека окажется на той стороне в полной тишине. То же самое происходит и при работе по остановке ума. В этом случае человек так же выходит в запредельное, по ту сторону ума, откуда становится возможным наблюдение за умом и остановка его.

Но вернёмся к медитации, которая может быть только тогда успешной, если будут соблюдены все необходимые для этого условия. Если человеку удалось преодолеть трудности, о которых мы здесь говорили, то необходимо выполнить еще два обязательных условия. Первое касается физического тела. Необходимо сидеть так, чтобы позвоночник был прямым, а голова уравновешена, и при расслаблении не падала ни вперёд, ни назад. Кисти рук должны лежать на коленях свободно, вложенные одна в другую. Затем, закрыв глаза, сосредоточить своё внимание внутри грудной клетки. Не надо пытаться что-то увидеть там. Просто будьте внутри грудной клетки немного правее сердца. Основная трудность, которая возникает в это время – мысли, которые настойчиво пытаются отвлечь внимание на что угодно. Ум принадлежит внешнему проявленному миру и не умеет находиться внутри и чего-то ждать.

Каждый раз, как только будет приходить какая-либо мысль, необходимо отстранять её и вновь концентрироваться в центре грудной клетки. И вообще, что бы ни отвлекало человека, он должен осознавать это желательно в самом начале, не давая возможность отвлечению развиваться, и вновь возвращаться вовнутрь, в центр грудной клетки. Находясь внутри грудной клетки ничего представлять не следует, хотя некоторым кажется, что это может облегчить процесс концентрации на пути к медитации. Если вы будете настойчивы и каждый раз, как только будут возникать какие бы то ни было отвлечения, отстранять их и вновь возвращаться вовнутрь грудной клетки, то ум сдастся и замолчит. Это время, когда вы сможете проникнуть через «перегородку», отделяющую проявленный мир от непроявленного (мы прежде называли его запредельным). Первое, что вы при этом осознаете – это освещённое нежножёлтым или золотистым, а иногда голубым или зелёным светом, пространство. В действительности, никакой перегородки между проявленной и непроявленной не существует, всё дело в уровне вибраций – на проявленной стороне вибрации по частоте всегда ниже, чем на непроявленной. А так как ум имеет невысокую частоту вибраций, то этим самым он мешал восприятию непроявленной реальности.

Для чего в этой медитации духовный искатель концентрирует своё внимание немного правее области сердца? Для того, чтобы осознать своё истинное «Я», которое находится позади и правее физического сердца. Конечно, здесь можно задать вопрос: а нельзя ли просто сосредоточить своё внимание прямо на истинном «Я» и удерживать его на нём до тех пор, пока не произойдёт просветление? Ведь просветление – это выход психического существа или истинного «Я» на передний план, при котором сознание человека и психическое существо станут одним целым. К сожалению таким способом получить просветление нельзя, потому что истинное «Я» человека находится позади своеобразного «занавеса», приблизиться к которому с помощью силы невозможно. И второе, когда происходит просветление, то это всегда милость, при которой психическое существо само выходит на передний план, в ту часть пространства, которое доступно человеку. Но тогда каков смысл в такой медитации, в которой психическое существо остаётся по ту сторону «занавеса», а медитирующий человек – по эту сторону. Очень многое, почти всё, зависит от искренности человека, идущего духовным путём. В процессе духовной практики человек приобретает одно из очень важных качеств – он приобретает способность воспринимать чрезвычайно тонкие, едва уловимые влияния, как внешние, так и внутренние. Он знает, что для восприятия очень слабых влияний или же влияний, имеющих очень высокую частоту вибраций, необходимо стать созвучным этим вибрациям. Мы-люди, вообще воспринимаем чего бы то ни было только по созвучию. Здесь так же подходит метафора со шлюзами, которой мы уже пользовались. Т. е. восприятие в полной мере происходят тогда, когда уровень вибраций воспринимаемого и воспринимающего станут адекватны друг другу.

Человек, осознавший в состоянии медитации внутреннее пространство в области сердца, которое Иисус Христос называет «Храм Божий», находится в состоянии тишины, так как в это время он свободен от суеты ума, оставшегося за пределами этого пространства. Находясь в состоянии неподвижной тишины, человек осознает, что созвучен ей, т. е. он как «свидетель» так же содержит внутри себя такую же тишину. И в то же время он осознает, что в неподвижности, которая окружает его, есть своя градация, которой он может управлять. Если он, как «свидетель» станет ещё более неподвижным внутри себя, то этим самым автоматически создаст вокруг себя такую же неподвижность. При этом, к нему приходит знание, что внутренняя неподвижность, которой он достиг, не является для него предельной и он словно собираясь в точку, может становиться всё более неподвижным. И каждый раз, окружающее его пространство, так же, становится всё более спокойным. В действительности всё происходит не так, как это воспринимается человеком. Когда человек устанавливает внутри себя более глубокую тишину, то в это время он передвигается в ту зону внутреннего пространства, которая соответствует его внутренней более глубокой тишине. Наибольшая неподвижность и тишина находится там, где пребывает истинное «Я» человека, в направлении которого при этой внутренней работе и передвигается «свидетель». В период такой медитации человек может осознать, как психическое существо, или его истинное «Я», пытается выйти ему навстречу и надавливает то в одном, то в другом месте на «занавес», отделяющий его от «свидетеля». Иногда эти давления на «занавес» бывают настолько интенсивными, что человек даже испытывает рвущую боль внутри грудной клетки, но эта боль сладкая, потому что она возникает на фоне состояние ананды.

Итак, концентрация возможна только при помощи ума, и поэтому она совершается во внешней части человеческого существа. В то время как медитация – это выход за пределы внешней реальности в сферу запредельного, в храм нашего сердца.

Здесь необходимо сказать о некоторых признаках медитации. Когда человек находится в состоянии концентрации, то его ум постоянно стремится отвлечь его от этого процесса, потому что он не может длительное время сохранять неподвижность и ему необходимо перескакивать с одного объекта на другой. если ум начинает терять свою неуёмную активность, то это означает, что человек вошёл в промежуточную зону между внешним проявленным миром и запредельным. Когда же ум затих, и перед духовным искателем раскрылось внутреннее пространство, то это начало медитации. Если в период концентрации для человека составляло некоторую трудность удержать своё внимание неподвижно сконцентрированным, то в период медитации возникает противоположный симптом – некоторая трудность выхода из медитации. При этом, человек теряет ощущение времени и пространства, в котором находится его тело.