Каждая возможность – это дверь в бесконечную Вселенную, потому что каждая из них – это только ветвь бесконечного дерева жизни. В бесконечности любая ветвь может быть началом всего дерева. Но странное это дерево и странны ветви его, – плотно прижавшись к ветвям, сотканным из света, прижимается их тёмный двойник. И чем дальше отстоят от центра ветви этого дерева, тем тоньше ветви света и толще ветви их тёмного двойника. А на самой периферии и совсем света нет, только тёмный мрак, неподвижный и холодный. В центре же этого дерева ветви полны света и нет у них тёмного двойника. Это дерево можно сравнить с солнцем, лучи которого, отдаляясь от своего источника, всё меньше освещают темноту космоса, а где-то в его просторах и совсем нет солнечного тепла и света. К этому сравнению можно добавить, что мрак космоса протягивает свои ветви навстречу к солнцу, как бы стремясь погасить его лучи, но, обессилев, не достигает его.
Каждая возможность, раскрываясь в дихотомическом ветвлении, – бесконечна, потому что во Вселенной всё едино и ни один объект, ни один процесс не отделён от всего сущего во Вселенной. Возможность – это своеобразная программа формирования, развития и взаимодействия сил и форм с теми возможностями, которые раскрываются или уже раскрыты. Кроме того, каждая возможность содержит в себе различные варианты своего развития, в зависимости от её внутренних и внешних условий. Структуры возможностей содержат в себе, как энергию жизни-сознания, так и элементы небытия, поэтому каждая возможность, достигнув определенной степени зрелости, делится на очередные две возможности, часто противоположные по значению и направленности, в зависимости от преобладания в них или субстанции небытия или же субстанции жизни-сознания.
Каковы же причины, влияющие на выбор человеком пути в этом мире? Почему одни люди идут путями общечеловеческого добра, а другие – зла? Этому есть основных три причины: первая – это внутренняя истинная часть человеческого существа, которая отражает в себе абсолютную истину – это Центральное существо и истинное «Я» человека. Эта истинная часть человеческого существа, всегда направляет его путями восхождения, ведущими к пробуждению его сознания. Вторая причина заключается во внешней части человека, принадлежащей этому проявленному миру – это физическое тело, витальная и ментальная части, которые являются инструментами низшей природы, и привязывают человека к ценностям этого материального мира. Третья причина заключается в условиях внешнего мира, которые постоянно атакуют человека и, часто, определяют его интересы. Каждая часть возможностей, открытых в человеке, нуждается в пище для себя, и то, что предоставляет внешний мир, очень часто определяет те направления, в которых будут открываться возможности следующие. Мы здесь сказали о трех основных причинах, влияющих на выбор человеком путей в этом мире, но в действительности, такое разделение искусственно, так как в реальном мире нет ничего, что могло бы быть отделено от него или от какой-то его части. Поэтому, рассматривать внешние условия изолированно от человека, на которого эти условия влияют, от готовности человека следовать этим условиям, или же отвергнуть их, невозможно. И будет правильно, если мы любые события будем рассматривать с позиции единства внешнего и внутреннего, что позволит нам понять, что одни и те же внешние причины могу вызвать у различных людей не одинаковые следствия.
Возможности имеют интересные особенности – те из них, которые ведут к деградации и разрушению, нуждаются в такой пище, которая способствует этим деградации и разрушению. Такие возможности не могут питаться тем, что ведёт к свету истины, а в материальном мире к общечеловеческому добру и к правде. Они способны питаться только ложью. Поэтому, носители принципа лжи и деградации, обязательно будут стремиться изменить сознание людей так, чтобы ложь ими принималась за истину, а насилие с коленопреклонённой толерантностью. Атмосфера истины для носителей принципов лжи совершенно неприемлема.
Для тех людей, которые избрали духовный путь, требуется совсем другая пища, потому что возможность, которой они следуют, ведёт по направлению к Божественной истине. Но эти люди живут в том же самом мире, в котором рядом с ними живёт обыватель, и они испытывают те же самые внешние влияния, отсюда, можно сказать, что пища, как для первых, так и для вторых одна и та же. Сказать можно что угодно, но реально всё обстоит иначе. Внешний мир предоставляет человеку целый спектр влияний, от самых низких, до высочайших, и в зависимости от того, на каком уровне находится сознание человека, такую пищу и предпочитает он для себя из того, что предлагает ему внешний мир. Спектр влияний внешнего мира имеет свою тень, которая не осознается человеком и, поэтому, беспрепятственно проникает в подсознание, откуда подготавливает человека к восприятию измененной внешней реальности, приучая его к ней, как к чему-то вполне естественному. Для человека, живущего жизнью обывателя, обычной реакцией на меняющиеся внешние условия является приспособление к ним. И чем больше он приспосабливается, тем в большей степени попадает в зависимость от влияний внешнего мира. И что интересно, так это то, что, попав в зависимость от влияний внешнего мира, человек в спектре реальности этого мира, часто всё больше сдвигается в сторону его более низкой части спектра возможностей. И, на первый взгляд, кажется, что движение вниз по пути деформации и разрушения будет продолжаться и дальше, и закончится полной деградацией человека. Но это происходит не всегда, так как у человека есть его истинная часть, недоступная каким бы то ни было внешним влияниям. Истинная часть человека – его центральное существо и истинное «Я» имеют своей целью трансформацию сознания человека, но в отличие от внешнего мира, который насильственен в своих влияниях, эта работа производится ими без насилия. Постепенно, исподволь трансформируя сознание человека истинное «Я» меняет этим самым отношение человека к внешней реальности.
Каждая из возможностей имеет волновую структуру. Когда в своём восхождении волна поднимается, почти достигая более высокой возможности, то это является для человека шансом остановить своё сползание вниз. Если человек удержится на гребне волны, прилагая для этого свою силу воли, то волна его возможности уже не опустится и, пройдя над своим очередным спадом, подойдёт к следующему подъему, более высокому, чем прежний. И тогда человек перейдет на путь, более высокой части спектра возможности.
Но человек, избравший для себя духовный путь, использует иной источник пищи, которая является отражением внутри него самого всевозможных внешних влияний. При этом духовный искатель наблюдает за внутренними реакциями на внешние влияния, оставаясь отстраненным от них. Благодаря отстраненности он остается защищённым от изменений, которые обычного человека трансформируют по образу и подобию своему. И это даёт возможность духовному искателю получать свой внутренний опыт, в котором он осознаёт части своего существа, созвучные низшей природе и не потакает им и даже отвергает их. Потакание внутреннему созвучию внешним влияниям, можно сравнить с подкормкой растений, необходимыми для них удобрениями. Всё, на чем человек длительно или часто задерживает своё внимание, растёт, вытесняя то, чему человек меньше уделяет внимания. Когда человек потакает внешним влияниям, то его внимание обращено во внешний мир. При этом активным является внешний мир, а человек пассивным, потому что не сам человек осознанно направил своё внимание к каким-то событиям этого мира, а мир притянул его внимание. Пассивное внимание человека схоже с открытыми дверями дома, в который может входить каждый, кому не лень. Активное же внимание изначально формируется человеком с целью изучения или своих состояний, или же каких-то проявлений внешнего мира. В отличие от пассивного внимания, которое фиксируется на внешних проявлениях происходящего, активное внимание всегда концентрируется не на фасаде происходящего, а на его сути, которая скрывается фасадом. Если сравнивать активное внимание с дверью, то в неё могут войти только по пропускам и то, только те, которые не несут с собой ничего запрещенного. Есть ещё одно отличие активного внимания от пассивного, оно формируется прежде, чем будет направлено на какой-либо объект. И, далее, активное внимание – это волевой процесс, который не только противостоит внешним влияниям, но и формирует у человека «Свидетеля», который всегда находится над тем, кого он свидетельствует. Это одна из причин, почему человек, идущий духовным путём, недоступен всевозможным внешним влияниям и низким побуждениям. Люди, опирающиеся в своей жизни на своё активное волевое внимание, не захваченные какой-то материальной идеей, чаще, чем кто-либо иной выбирают для себя пути высоких возможностей.
Каждая раскрытая возможность имеет своё начало, зрелость и точку, в которой эта возможность может раскрыться в следующую пару возможностей. Какую возможность изберет для себя человек, зависит от его склонностей и предпочтений. Дело в том, что каждая возможность состоит из целого спектра возможностей, часть из которых имеют значительно более высокие вибрации, чем исходная материнская возможность, другая же часть этого спектра – более низкие. Другими словами, каждая из возможностей, используемых человеком – усредненная величина, и чем чаще или интенсивнее пользуется человек какой-то её частью, тем больше шансов в дальнейшем выбрать ту из них, которая соответствует его интересам в настоящее время.
Однажды Шри Ауробиндо сказал, что все возможности должны быть раскрыты. Не означает ли это, что человек должен реализовать в себе и те возможности, которые носят разрушительный характер, и те, которые характерны для святых учителей? Если на духовном пути не следует потакать всему, что относится к низшей природе, всему, что привязывает человека к ценностям этого проявленного мира, то нужно ли позволять раскрываться соответствующим возможностям?
Раскрывающиеся и раскрывшиеся возможности могут быть использованы в двух направлениях. Первое, наиболее часто используется обывателями – они реализуют свои возможности при взаимодействии с реальностью этого мира, что привязывает их к низшей природе и препятствует выполнению ими своего предназначения на Земле. Второе направление, в котором могут быть использованы раскрывающиеся возможности – внутренний опыт и рост сознания человека. Но для того, чтобы это стало возможным, человек не должен позволять реализовываться низшим возможностям, но осознавать их с позиций своего «Свидетеля». При этом энергия его внимания будет трансформировать эти возможности, вводя в них свет более высокого сознания. Таким образом, внешний мир с его всевозможными влияниями необходим в духовной работе, так как без его влияний, человек не будет осознавать, какая внутренняя работа должна быть сделана. Все возможности не могут быть раскрыты никогда, но человек должен стремиться к этому, предварительно сформировав в себе «Свидетеля». Человек, избравший для себя духовный путь, должен знать, что те возможности в нём, которые могут быть открыты в будущем, уже задолго до этого открытия начинают проявлять себя как смутные влечения, желания или интересы. При этом начинают формироваться предпочтения одной возможности перед другой, в то же время он может испытывать нежелание следовать противоположной возможности. Это время, когда новые возможности только начинают просыпаться наиболее благоприятно для выбора более высокой возможности, потому что они ещё не захватили сознание человека и не подчинили его себе.
Из всего здесь сказанного ясно, что человек, избравший для себя духовный путь, должен иметь устойчивое внимание и высокую восприимчивость, без которых невозможен выбор благоприятных возможностей. Он должен иметь способность к различению и достаточно сильную волю, чтобы отвергать всё то, что не соответствует направлению того пути, который он сознательно избрал для себя. И он должен быть искренним, и в каждом своём внешнем или внутреннем движении стремиться к тому, чтобы соответствовать Божественной истине.