ВНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЭВОЛЮЦИЯ

 

Однажды Свами Вивекананда, встречаясь со своими американскими слушателями, сказал: «Господа, мы спим…». Он имел в виду, что человек всё ещё продолжает оставаться настолько несознательным существом, что эту его несознательность вполне можно сравнить со сном. И, кроме того, тот мир, который воспринимает человек, совсем не такой, каким он кажется человеку. Вся вселенная – это единый океан энергии сознания, не имеющий тех физических характеристик, которые делают этот мир проявленным во всём многообразии его качеств. Шри Ауробиндо в беседах со своими последователями сказал, что самые изощрённые фантазии писателей являются отражением какой-либо реальности, существующей во Вселенной. Другими словами, во Вселенной уже всё есть и любые изменения, происходящие в её проявленной части – это только отражение того, что уже существует на тонком плане реальности Вселенной. Всё, что человек говорит и всё, что он чувствует, всё, к чему он стремится – уже существовало во Вселенной до проявления в какой-то человеческой активности на уровне ума или витала и даже физического существа. Человек только копирует то, что уже есть в непроявленном состоянии. Это так же свидетельствует о том, что человек спит и вся его деятельность, сопровождаемая мыслями и различного рода эмоциональными состояниями – не более как сновидение. С одной стороны, такого мира, каким его воспринимает человек, не существует, а с другой – любые проявления активности человека – это только проявления того, что на тонком энергетическом уровне уже существовало ещё до того, как человек проявил свою активность. Т. е. жизнь человека во всём её многообразии – это только проявление прежде непроявленной реальности, это её отражение или её тень. Слова Христа: « Даже волос с головы твоей не упадёт без воли Его», как раз и говорят о том, что воля Божественного обнаруживает себя в человеке даже в самых малых его проявлениях. Тогда встаёт вопрос о целесообразности человеческого существования. Если человек – только проявления Божественного, если он только канал, через который Божественная воля проявляет себя, то так же она проявляет себя и через любое другое живое существо, как бы малым оно ни было. И если смотреть на проявления жизни на Земле с этих позиций, то можно сказать, что все равны перед Богом. Но человек, в отличие от других форм жизни на Земле может осознавать себя и различные состояния, которые возникают в нём, и эта способность дана ему одновременно с величайшим Божественным даром осознанного направленного внимания.

Внимание – это канал связывающий человека с внешним миром и в то же время канал, используя который, человек может осознавать самого себя. Каждый объект нашего мира распространяет вибрации вокруг себя, соответствующие его внутренней структуре. Это можно сравнить с цветными лампочками, каждая из которых освещает пространство вокруг них тем цветом, который соответствует цвету лампочек. У живых существ этот рассеянный свет может быть собран в пучок внимания и направлен на определенный объект.

Внимание подавляющего большинства живых объектов Земли, соответствует по частоте своих вибраций тому миру, в котором они существуют, поэтому, такие два встречных потока внимания – минералов внешнего мира и живых объектов, обитающих на Земле, укрепляют положение друг друга, фиксируют их неизменность. Внимание человека, в отличие от внимания других живых существ на Земле может быть осознанно сфокусировано не под влиянием внешних событий, а намеренно, например, для получения какой-то информации, или получения каких – либо знаний.

Духовная практика ведёт человека к восхождению сознания на более высокий его уровень, благодаря чему частота вибраций сознания человека, начинает превосходить частоту вибраций окружающего мира, и даже частоту вибраций остальной части человеческого существа. И теперь сознание человека приобретает трансформирующие свойства, так как частота его вибраций отличается от частоты вибраций проявленного мира.

Всевозможные витальные реакции, различные состояния, в которых может находиться человек, реакции его эго и различные идеи, объединяющие человека с этим проявленным миром, всё это имеет вибрации низшей природы, так как постоянно взаимодействует с ней. И вот, теперь, когда сознание человека настолько изменилось, что его вибрации стали превосходить по частоте вибрации низшей природы, человек может трансформировать свой витал и свой ментал, в соответствии с уровнем своего сознания. В действительности, всю эту работу выполняет Божественный, но так как Он делает всё это из подсознания, то человек не осознает этого и присваивает себе то, что ему не принадлежит. Внимание человека – могущественная сила, великий Божественный дар, Божественная милость к человеку, потому что его избрал Бог для выполнения своей работы в этом прекрасном мире Земли.

Внимание человека может быть пассивным и активным, в зависимости от того, привлекается ли оно внешним миром или же является выражением осознанного намерения, сформированного человеком. Позади всего, что может привлечь пассивное внимание человека и удерживать его, стоят низшие силы природы. Для них очень важно, чтобы человек не формировал своего активного внимания, так как при активном внимании он становится недоступным для них. В период пассивного внимания человек теряет свою энергию, которая идёт на питание тёмным силам. Человек, не имеющий достаточно энергии, не может не только осознанно формировать намерение, но и удерживать своё внимание на избранном им объекте, и он не способен сопротивляться вниманию внешнего мира, которое привязывает человека к этому миру, и отнимает у него энергию, необходимую для осознанной активности во внешнем мире.

Внимание человека имеет свою структуру, зная которую человек может сделать его совершенным. Во-первых, оно может быть внешним и внутренним, направленным на решение внешних проблем и на осознании значения этих проблем внутри себя. Во-вторых, оно имеет своё основание или источник, затем, канал, по которому течёт энергия внимания, и, наконец, тот объект, на который оно направлено. И, кроме того, внимание может быть непрерывным и разорванным. Если внимание человека направлено во внешний мир, то силы низшей природы стремятся к тому, чтобы сделать его разорванным. Это им нужно для того, чтобы сделать человека мелким и примитивным, так как с разорванным вниманием у человека не появляются мысли о чем-либо высоком, нет стремления к объединению людей в сообщества, имеющие высокие идеи и следующие этим идеям. Низшая природа сделала из человека своего раба, и он должен быть доволен тем, что она даёт ему «хлеба и зрелища», делая из «человека разумного», человека ничтожного, живущего идеями потребления. Потребитель – это самая примитивная фаза состояния человека и сам процесс потребления и то, что он потребляет, становится смыслом его жизни. В действительности, идея «хлеба и зрелищ» – это идея потребителя, которая с успехом была апробирована ещё во времена Нерона, применительно к рабам и плебеям, а в современной цивилизации используется уже для всего человечества. Источник намеренного внимания находится внутри человека, и может формироваться как в витальной, так и в истинной части человека. Если человек достаточно внимателен и восприимчив, то может обнаружить, что в области формирования и удержания намеренного внимания имеется определенная напряженность, которая позволяет человеку не отвлекаться на различные внешние влияния. В тех же случаях, когда внимание человека пассивно, потому что его формирует не его воля, а внешние обстоятельства, такое волевое напряжение внутри отсутствует.

Внимание людей, сосредоточенное на внешнем мире и внимание направленное вовнутрь себя, имеют значительные отличия. Внешнее внимание – точечное, и ясное восприятие возможно только в центре фокуса внимания. Всё остальное поле вокруг этого фокуса, воспринимается менее четко, по убывающей от центра к периферии. И, кроме того, внешнее внимание более подвижно, и постоянно переключается с одной точки на другую даже тогда, когда оно фиксировано на каком-либо одном объекте или одной работе.

Внутреннее внимание – пространственное и даже объёмное, оно не фиксируется на точке, а на пространстве, в котором может что-то происходить. При этом внимание остается неподвижным, благодаря чему в этом пространстве или поле внимания, можно обнаружить какие-либо изменения, например, движение Психического существа или какой-либо эмоции. Силы низшей природы, или как их называет Шри Ауробиндо, демоны, постоянно пытаются отвлечь внимание человека от концентрации на высоких внутренних состояниях, которые делают человека недоступным для их влияния. И если им удается это сделать, перевести внутреннее внимание во внимание внешнее, то тогда они начинают прилагать всё своё старание, чтобы раздробить внимание, чтобы оно потеряло свою непрерывность и стало похожим на обрывки, на вспышки прежде целостного потока.

Понятия точки при концентрации во внешнем мире и во внутренних пространствах человеческого существа, значительно отличаются одно от другого. Если во внешнем мире точка – это наименьшая часть пространства или наименьшая значимость чего-либо, то во внутреннем мире – это наименее заметное, находящееся на грани осознания восприятия каких-либо внутренних влияний или состояний. Особенностью точки является постепенное увеличение её по мере непрерывной концентрации на ней своего внимания, и её восприятия. В этом увеличении точка может возрастать до размеров вселенной. Если мы говорим о внешней точке, то значимость её, которая реально ничтожна, становится вселенской значимостью, заслоняющей собою все остальные значимости. Если же мы говорим о внутренней точке, то прежде еле заметное влияние, становится всё более ярким и, наконец, заслоняет собой все прежние состояния. В этом случае, прежде едва заметное влияние возрастает настолько, что заполняет всё наше существо своими вибрациями, и осознается нами, как заполняющее собой всю вселенную.

Внимание к какому-либо объекту может привлекаться намеренно, и для этого человек использует свою силу воли, удерживая его в нужном направлении, и при этом, отстраняя всё, что может отвлечь это внимание. Для того чтобы облегчить фиксацию намеренного внимания, можно при этом повторять соответствующую молитву или мантру, можно перебирать чётки, можно совершать определенные движения, достаточно вспомнить боевые танцы индейцев, и кавказских горцев.

На духовном пути у человека есть три основные опоры, основанием которых является искренность. Первая из них – это восприимчивость, без которого внимание теряет свой смысл. Вторая – различение, которое позволяет человеку осознать то, наивысшее состояние, которое должен человек притянуть к себе и заполнить им всё своё существо. Третья это – жертва, в которой духовный искатель жертвует всем, что не соответствует направлению его устремленности. И сверху эти три опоры завершаются непоколебимостью, в которой проявляется вся человеческая устремленная воля, всё отвержение каких бы то ни было привязанностей к ценностям этого мира, и полная отдача себя в руки Божественного, в которой человек не присваивает ничего, даже мысль, что он является проводником Божественной воли.